Готовность к школьному обучению детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось изучение нарушений речи детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме
2. Выявить детей с нарушениями речи среди детей дошкольного возраста в ДОУ.
3. Определить основные рекомендации логопедической работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста.

Содержание

Введение...........................................................................................стр.1
Глава I . Теоретические аспекты готовности к школе дошкольников с ОНР…………………………………………………….стр.3
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению………………………………………………..........стр.3
1.2 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу……………………………………………………….стр.7
1.3 Психолого – педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.14
1.4 Готовность к обучению в школе детей с ОНР……………стр.26
Глава II. Организация экспериментального изучения речевой готовности к школе детей дошкольного возраста……….стр.35
2.1 Сравнительный анализ методик обследования речи детей дошкольного возраста……………………………………..стр.35
2.2 Цель и задачи эксперимента. Организация и методы исследования речи детей дошкольного возраста…………стр36
Глава III. Результаты исследования речевой готовности детей дошкольного возраста……………………………………...стр.62
3.1 Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования………………………..стр.62
3.2 Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию речи………………………………….стр.72
Список литературы………………………………………………стр.89

Работа содержит 1 файл

Готовность к школьному обучению детей с ОНР.doc

— 532.50 Кб (Скачать)

Среди детей, обнаруживших недостатки в речевом развитии, большая часть  детей – 9 человек, имела речь, соответствующую  фонетико-фонематическому недоразвитию речи. У них отличались сложности  при исследовании фонематического восприятия. Дети неправильно повторяли слоги с оппозиционными согласными. В звукопроизношении отмечались замены, смешения, пропуски отдельных звуков.

3 детей, имевших общее недоразвитие  речи IV уровня, мы отнесли к группе В, так как их речевое развитие имело отставание по всем исследуемым аспектам. Трудности возникавшие при выполнении заданий были более выражены, чем у детей предыдущей группы. В их речи часто встречались аграмматизмы. Звукопроизношение было смазанным. Нарушалось большое количество звуков, разных групп.

1 ребёнок показал более значительное  отставание в речевом развитие, соответствующее ОНР III уровня. Его речь характеризовалась односложными ответами, часто не совпадавшими с вопросом. Ребёнок не смог составить рассказ и часто не понимал задания, особенно, если оно ему до этого не встречалось.

Качественная оценка речи детей отражена в таблице №2

Таблица №2

Качественная оценка речи детей 6 летнего возраста.

   

норма

ФФН

ОНР

 

Фио

 

Простая

дислалия

Органическая

дислалия

Стертая

дизартрия

IV уровень

III уровень

1

Женя П

+

         

2

ЛенаБ

 

+

       

3

МашаФ

+

         

4

ВикаВ

   

+

     

5

ВикаП

       

+

 

6

КатяЧ

+

         

7

ВаняЦ

     

+

   

8

ВаляУ

     

+

   

9

СережаС

+

         

10

МаксимН

+

         

11

КатяШ

+

         

12

СережаС

     

+

   

13

ВаняБ

       

+

 

14

СашаИ

+

         

15

СлаваК

           

16

ВоваС

     

+

   

17

СашаК

+

     

+

 

18

НастяБ

+

         

19

СерёжаЧ

     

+

   

20

ИльяК.

         

+

21

НикитаХ

+

         

22

АлёшаЕ

     

+

   

23

Олеся Г

     

+

   

24

АндрейИ

+

         

 

Результаты исследования речевого развития детей 7 лет

Максимально за всю серию заданий ребёнок мог набрать 112 баллов. После проведенного исследования речевого развития детей 6 лет мы смогли определить, что дети, посещающие подготовительную группу детского сада, показали неоднородные результаты. Таким образом, мы смогли разделить детей экспериментальной группы по уровню речевого развития.

Группу А – составили дети, набравшие 85-112 баллов и показавшие речевое развитие в соответствие возрастной норме.

Группу Б – составили дети, набравшие  60-85 баллов и показавшие достаточный уровень речевого развития в целом, однако, у этих детей имелись незначительные недостатки в развитии отдельных обследуемых аспектов.

Группу В – составили дети, набравшие 45-60 баллов и показавшие недостаточный  уровень речевого развития, характеризующийся недостатками в развитии всех исследуемых аспектов

Группу Г -  составили дети, набравшие  менее 45 баллов и показавшие низкий уровень речевого развития, характеризующийся  значительным отставанием от возрастной нормы всех исследуемых аспектов, непониманием и невыполнением  отдельных заданий.

Среди детей 7 летнего возраста нами были получены следующие результаты:

Группа А – 12 детей (70%)

Группа Б – 4 детей (23%)

Группа В – 1 ребёнка (7%)

Группа Г – 0 детей

Эти  данные отражены на диаграмме №2.

Диаграмма №2

Уровни речевого развития детей 7 летнего возраста.

Из диаграммы видно, что большинство  детей – 12 человек, посещающих подготовительную группу детского сада, имеют речевое  развитие также в соответствие с  нормой.

Речевые нарушения выявились у 5 детей. У 4 детей было выявлено ФФН. У этих детей выявились небольшие  сложности при исследовании фонематического  восприятия в серии заданий №2 . Дети неправильно повторяли слоги с оппозиционными согласными. В звукопроизношении отмечались замены, смешения, пропуски отдельных звуков.

1 ребёнок имел ОНР IV уровня, его  мы отнесли к группе В, так как  речевое развитие имело отставание по всем исследуемым аспектам. Трудности возникавшие при выполнении заданий были более выражены, чем у детей предыдущей группы. В его речи часто встречались аграмматизмы. Звукопроизношение было смазанным. Нарушалось большое количество звуков, разных групп.

К группе Г мы не отнесли ни одного ребёнка.

Качественная оценка речи детей отражена в таблице №4

Таблица №4

Качественная оценка речи детей 7 летнего возраста.

 

   

норма

ФФН

ОНР

 

Фио

 

Простая

дислалия

Органическая

дислалия

Стертая

дизартрия

III уровень

IV уровень

1

Женя П

+

         

2

ЛенаБ

+

         

3

МашаФ

     

+

   

4

ВикаВ

+

         

5

ВикаП

+

         

6

КатяЧ

+

         

7

ВаняЦ

         

+

8

ВаляУ

+

         

9

СережаС

     

+

   

10

МаксимН

+

         

11

КатяШ

+

         

12

СережаС

+

         

13

ВаняБ

+

         

14

СашаИ

     

+

   

15

СлаваК

+

         

16

ВоваС

+

         

17

СашаК

   

+

     

 

Следует отметить сравнительную  характеристику нарушений звукопроизношения детей 6 и 7 летнего возраста, отраженную в таблице №5.

Таблица №5

 Виды нарушения  звукопроизношения у детей дошкольного  возраста

 

Вид нарушения. Звукопроизнош.

Всего

6 лет

7 лет

Сигматизм

6

5

1

Парасигматизм

4

4

-

Ротацизм

6

4

2

Ламбдацизм

3

1

2


 

 

Из таблицы  видно, что у детей 6 летнего возраста нарушения звукопроизношения встречаются чаще и носят комплексный характер. Отмечая неречевую симптоматику, мы выявили у детей со стертой дизартрией в 8 случаях отмечалась повышенная саливация. В 6  случаях – затруднение жевания твёрдой пищи. При обследовании артикуляции нами было выявлено:  лёгкая ассиметрия лицевой мускулатуры – 3  ребёнка, незначительная девиация языка в сторону – 9  детей, синкенизии ( дополнительные движения нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка) у 1 ребёнка. Так же можно отметить, что у всех детей со стёртой дизартрией имелась недостаточность функциональных возможностей кистей и пальцев рук,  отмечались нарушения в общем двигательном статусе ребёнка.

 

Таким образом, анализируя полученные результаты, мы можем сделать следующие выводы:

  • Среди детей, посещающих старшую и подготовительные группы детского сада, большинство детей имеют нормальное речевое развитие.
  • Среди детей, имеющих трудности в речевом развитии, большинство составляют дети с ФФН.
  • У детей 6 и 7 лет при ФФН выявляется стёртая дизартрия, характеризующаяся недостаточной иннервацией артикуляционного аппарата и дислалия функционального генеза. 
  • По результатам обследования, выявились дети  с ОНР III и IV уровня.
  • Среди данной категории детей уровень речевого развития неоднороден. Обнаруживаются дети с незначительным уровнем речевого недоразвития и дети со значительным отставанием от возрастной нормы
  • Наибольшие трудности у детей обнаруживаются при исследовании связной речи и звукопроизношения
  • Среди детей 6 летнего возраста обнаруживается больше детей с речевыми недостатками, что говорит о более позднем формировании всех сторон речи. Эти данные отражены на диаграмме №3.

Диаграмма №3

Сравнительный анализ уровня речевого развития детей 6-7 лет.

 

 Таким образом, на основе  проведённых исследований уровня  и особенностей речевого развития  детей дошкольного возраста нами  были определены основные направления  коррекционной логопедической работы с данным контингентом детей.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию речи

 

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Для детей с ФФН в условиях логопункта ДОУ была составлена программа, представляющая раздел логопедической работы, цель которой формирование фонематических представлений. В основу программы  были положены методические системы логопедической работы по данному разделу, разработанные  Л.В.Лопатиной, М.Ф. Фомичевой. Предложенная нами программа представляет собой наш авторский комплективный вариант методических систем указанных авторов.

Как и любая коррекционная деятельность, логопедическая работа строится с учетом некоторых принципов.

Рассмотрим основные из них.

1. Патогенетический принцип, т.е.  принцип учета механизма данного нарушения. Основной задачей является коррекция нарушенных механизмов.

2. Учет психологической структуры  и характера нарушений речевой деятельности.

В процессе работы необходимо не только выработать определенные навыки, но и  довести их до автоматизма.

3.  Принцип учета "зоны ближайшего  развития".

В процессе работы необходимо давать задания доступного уровня, которые  дети могут выполнить с незначительной помощью. То есть развитие той или  иной функции должно происходить  постепенно с учетом ближайшего уровня её развития.

4.  Принцип максимальной опоры  на различные анализаторы.

Коррекция фонематического недоразвития должна осуществляться с опорой на различные анализаторы. В процессе .должны быть задействованы: зрительный, слуховой, кинестетический, артикуляционный анализаторы.

5.  Принцип опоры на сохранные  функции.

При нарушении одной функции  работа строится с опорой на другие, сохранные. Например, формирование слуховой дифференциации необходимо проводить  с опорой на зрительные и кинестетические анализаторы.

6.  Принцип комплексности.

7.  Принцип систематичности.

Коррекционная работа строится на основе использования системы методов.

8.  Принцип деятельностного подхода.

То есть работа строится от частного к общему. Сначала корригируются операции письма. Постепенно из отдельных автоматизированных операций складывается сложная структура деятельности.

9.  Принцип поэтапного формирования  психических функций.

Работа строится от простого к сложному. Новые задания усложняются, но даются на наиболее простом речевом материале. Сначала действие осуществляется с опорой на внешние факторы, затем оно сокращается, автоматизируется и постепенно переходит во внутренний план.

Информация о работе Готовность к школьному обучению детей с ОНР