Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:54, курсовая работа
Целью данной работы являлось изучение нарушений речи детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме
2. Выявить детей с нарушениями речи среди детей дошкольного возраста в ДОУ.
3. Определить основные рекомендации логопедической работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста.
Введение...........................................................................................стр.1
Глава I . Теоретические аспекты готовности к школе дошкольников с ОНР…………………………………………………….стр.3
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению………………………………………………..........стр.3
1.2 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу……………………………………………………….стр.7
1.3 Психолого – педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.14
1.4 Готовность к обучению в школе детей с ОНР……………стр.26
Глава II. Организация экспериментального изучения речевой готовности к школе детей дошкольного возраста……….стр.35
2.1 Сравнительный анализ методик обследования речи детей дошкольного возраста……………………………………..стр.35
2.2 Цель и задачи эксперимента. Организация и методы исследования речи детей дошкольного возраста…………стр36
Глава III. Результаты исследования речевой готовности детей дошкольного возраста……………………………………...стр.62
3.1 Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования………………………..стр.62
3.2 Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию речи………………………………….стр.72
Список литературы………………………………………………стр.89
Среди детей, обнаруживших недостатки
в речевом развитии, большая часть
детей – 9 человек, имела речь, соответствующую
фонетико-фонематическому
3 детей, имевших общее
1 ребёнок показал более
Качественная оценка речи детей отражена в таблице №2
Таблица №2
Качественная оценка речи детей 6 летнего возраста.
норма |
ФФН |
ОНР | |||||
Фио |
Простая дислалия |
Органическая дислалия |
Стертая дизартрия |
IV уровень |
III уровень | ||
1 |
Женя П |
+ |
|||||
2 |
ЛенаБ |
+ |
|||||
3 |
МашаФ |
+ |
|||||
4 |
ВикаВ |
+ |
|||||
5 |
ВикаП |
+ |
|||||
6 |
КатяЧ |
+ |
|||||
7 |
ВаняЦ |
+ |
|||||
8 |
ВаляУ |
+ |
|||||
9 |
СережаС |
+ |
|||||
10 |
МаксимН |
+ |
|||||
11 |
КатяШ |
+ |
|||||
12 |
СережаС |
+ |
|||||
13 |
ВаняБ |
+ |
|||||
14 |
СашаИ |
+ |
|||||
15 |
СлаваК |
||||||
16 |
ВоваС |
+ |
|||||
17 |
СашаК |
+ |
+ |
||||
18 |
НастяБ |
+ |
|||||
19 |
СерёжаЧ |
+ |
|||||
20 |
ИльяК. |
+ | |||||
21 |
НикитаХ |
+ |
|||||
22 |
АлёшаЕ |
+ |
|||||
23 |
Олеся Г |
+ |
|||||
24 |
АндрейИ |
+ |
Результаты исследования речевого развития детей 7 лет
Максимально за всю серию заданий ребёнок мог набрать 112 баллов. После проведенного исследования речевого развития детей 6 лет мы смогли определить, что дети, посещающие подготовительную группу детского сада, показали неоднородные результаты. Таким образом, мы смогли разделить детей экспериментальной группы по уровню речевого развития.
Группу А – составили дети, набравшие 85-112 баллов и показавшие речевое развитие в соответствие возрастной норме.
Группу Б – составили дети, набравшие 60-85 баллов и показавшие достаточный уровень речевого развития в целом, однако, у этих детей имелись незначительные недостатки в развитии отдельных обследуемых аспектов.
Группу В – составили дети, набравшие 45-60 баллов и показавшие недостаточный уровень речевого развития, характеризующийся недостатками в развитии всех исследуемых аспектов
Группу Г - составили дети, набравшие менее 45 баллов и показавшие низкий уровень речевого развития, характеризующийся значительным отставанием от возрастной нормы всех исследуемых аспектов, непониманием и невыполнением отдельных заданий.
Среди детей 7 летнего возраста нами были получены следующие результаты:
Группа А – 12 детей (70%)
Группа Б – 4 детей (23%)
Группа В – 1 ребёнка (7%)
Группа Г – 0 детей
Эти данные отражены на диаграмме №2.
Диаграмма №2
Уровни речевого развития детей 7 летнего возраста.
Из диаграммы видно, что большинство детей – 12 человек, посещающих подготовительную группу детского сада, имеют речевое развитие также в соответствие с нормой.
Речевые нарушения выявились у 5 детей. У 4 детей было выявлено ФФН. У этих детей выявились небольшие сложности при исследовании фонематического восприятия в серии заданий №2 . Дети неправильно повторяли слоги с оппозиционными согласными. В звукопроизношении отмечались замены, смешения, пропуски отдельных звуков.
1 ребёнок имел ОНР IV уровня, его мы отнесли к группе В, так как речевое развитие имело отставание по всем исследуемым аспектам. Трудности возникавшие при выполнении заданий были более выражены, чем у детей предыдущей группы. В его речи часто встречались аграмматизмы. Звукопроизношение было смазанным. Нарушалось большое количество звуков, разных групп.
К группе Г мы не отнесли ни одного ребёнка.
Качественная оценка речи детей отражена в таблице №4
Таблица №4
Качественная оценка речи детей 7 летнего возраста.
норма |
ФФН |
ОНР | |||||
Фио |
Простая дислалия |
Органическая дислалия |
Стертая дизартрия |
III уровень |
IV уровень | ||
1 |
Женя П |
+ |
|||||
2 |
ЛенаБ |
+ |
|||||
3 |
МашаФ |
+ |
|||||
4 |
ВикаВ |
+ |
|||||
5 |
ВикаП |
+ |
|||||
6 |
КатяЧ |
+ |
|||||
7 |
ВаняЦ |
+ | |||||
8 |
ВаляУ |
+ |
|||||
9 |
СережаС |
+ |
|||||
10 |
МаксимН |
+ |
|||||
11 |
КатяШ |
+ |
|||||
12 |
СережаС |
+ |
|||||
13 |
ВаняБ |
+ |
|||||
14 |
СашаИ |
+ |
|||||
15 |
СлаваК |
+ |
|||||
16 |
ВоваС |
+ |
|||||
17 |
СашаК |
+ |
Следует отметить сравнительную характеристику нарушений звукопроизношения детей 6 и 7 летнего возраста, отраженную в таблице №5.
Таблица №5
Виды нарушения
звукопроизношения у детей
Вид нарушения. Звукопроизнош. |
Всего |
6 лет |
7 лет |
Сигматизм |
6 |
5 |
1 |
Парасигматизм |
4 |
4 |
- |
Ротацизм |
6 |
4 |
2 |
Ламбдацизм |
3 |
1 |
2 |
Из таблицы видно, что у детей 6 летнего возраста нарушения звукопроизношения встречаются чаще и носят комплексный характер. Отмечая неречевую симптоматику, мы выявили у детей со стертой дизартрией в 8 случаях отмечалась повышенная саливация. В 6 случаях – затруднение жевания твёрдой пищи. При обследовании артикуляции нами было выявлено: лёгкая ассиметрия лицевой мускулатуры – 3 ребёнка, незначительная девиация языка в сторону – 9 детей, синкенизии ( дополнительные движения нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка) у 1 ребёнка. Так же можно отметить, что у всех детей со стёртой дизартрией имелась недостаточность функциональных возможностей кистей и пальцев рук, отмечались нарушения в общем двигательном статусе ребёнка.
Таким образом, анализируя полученные
результаты, мы можем сделать следующие выводы
Диаграмма №3
Сравнительный анализ уровня речевого развития детей 6-7 лет.
Таким образом, на основе
проведённых исследований
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.
Для детей с ФФН в условиях логопункта ДОУ была составлена программа, представляющая раздел логопедической работы, цель которой формирование фонематических представлений. В основу программы были положены методические системы логопедической работы по данному разделу, разработанные Л.В.Лопатиной, М.Ф. Фомичевой. Предложенная нами программа представляет собой наш авторский комплективный вариант методических систем указанных авторов.
Как и любая коррекционная
Рассмотрим основные из них.
1. Патогенетический принцип, т.е.
2. Учет психологической
В процессе работы необходимо не только выработать определенные навыки, но и довести их до автоматизма.
3. Принцип учета "зоны
В процессе работы необходимо давать
задания доступного уровня, которые
дети могут выполнить с
4. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы.
Коррекция фонематического недоразвития должна осуществляться с опорой на различные анализаторы. В процессе .должны быть задействованы: зрительный, слуховой, кинестетический, артикуляционный анализаторы.
5. Принцип опоры на сохранные функции.
При нарушении одной функции работа строится с опорой на другие, сохранные. Например, формирование слуховой дифференциации необходимо проводить с опорой на зрительные и кинестетические анализаторы.
6. Принцип комплексности.
7. Принцип систематичности.
Коррекционная работа строится на основе использования системы методов.
8. Принцип деятельностного
То есть работа строится от частного к общему. Сначала корригируются операции письма. Постепенно из отдельных автоматизированных операций складывается сложная структура деятельности.
9. Принцип поэтапного
Работа строится от простого к сложному. Новые задания усложняются, но даются на наиболее простом речевом материале. Сначала действие осуществляется с опорой на внешние факторы, затем оно сокращается, автоматизируется и постепенно переходит во внутренний план.
Информация о работе Готовность к школьному обучению детей с ОНР