Готовность к школьному обучению детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось изучение нарушений речи детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме
2. Выявить детей с нарушениями речи среди детей дошкольного возраста в ДОУ.
3. Определить основные рекомендации логопедической работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста.

Содержание

Введение...........................................................................................стр.1
Глава I . Теоретические аспекты готовности к школе дошкольников с ОНР…………………………………………………….стр.3
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению………………………………………………..........стр.3
1.2 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу……………………………………………………….стр.7
1.3 Психолого – педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.14
1.4 Готовность к обучению в школе детей с ОНР……………стр.26
Глава II. Организация экспериментального изучения речевой готовности к школе детей дошкольного возраста……….стр.35
2.1 Сравнительный анализ методик обследования речи детей дошкольного возраста……………………………………..стр.35
2.2 Цель и задачи эксперимента. Организация и методы исследования речи детей дошкольного возраста…………стр36
Глава III. Результаты исследования речевой готовности детей дошкольного возраста……………………………………...стр.62
3.1 Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования………………………..стр.62
3.2 Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию речи………………………………….стр.72
Список литературы………………………………………………стр.89

Работа содержит 1 файл

Готовность к школьному обучению детей с ОНР.doc

— 532.50 Кб (Скачать)

Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия с противоположным значением.

5. Подбери 5 слов

Задание направлено на умение подбирать и называть слова-действия одушевленных и неодушевленных объектов, предметов и явлений природы.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и просит подобрать к нему слова-действия. Например:

Девочка (что делает?) играет, рисует, танцует, шьет, вяжет, готовит.

Мальчик ... (читает, пишет, играет, дерется, прячется, строгает, шалит).

Собака ... (лает, кусает, охраняет, сторожит, бегает, ласкается, служит).

Кошка ... (мяукает, бегает, мурлыкает, царапается, облизывается , умывается).

Курица ... (клюет, кудахчет, пьет, несет  яйца, сидит).

Самолет ... (гудит, летит, взлетает, приземляется).

Ручей ... (бежит, звенит, журчит, течет).

Лист ... (появляется, растет, зеленеет, вянет, желтеет, опадает, шуршит).

Фиксируется: умение ребенка подбирать к имени существительному слова-действия.

Серия 4

Задания направлены на выявление  состояния слоговой структуры слов.

1. Повтори за мной

Задание направлено на проверку умений произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить следующие предложения: «В магазине продаются полотер, пылесос. Листья падают — наступает листопад. Мотоциклист едет на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей. Бабушка вяжет внучке воротник. Рыбу ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. На стройку приехал самосвал».

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка воспринимать и воспроизводить слова сложной слоговой структуры.

Серия 5

Задания направлены на выявление умения самостоятельно составлять связные высказывания.

1. Расскажи сказку

Задание направлено на выявление умения ребенка составлять связное высказывание по знакомому литературному произведению (сказке «Колобок»).

Методика обследования: ребенка просят рассказать сказку «Колобок», при затруднении взрослый помогает ребенку и начинает рассказывать первым: «Жили-были дед и баба, замесила баба тесто и слепила колобок. Что было потом?»

Фиксируется: умение ребенка выстраивать сюжетную линию, придерживаясь основного содержания сказки.

2. Перескажи

Задание направлено на выявление  умения выделять структурные части высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции при составлении пересказа.

Методика обследования: ребенку предлагают прослушать и запомнить сказку, а затем пересказать.

«Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна  и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и... увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсюда, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули».

Фиксируются: умения ребенка выделить структурные части сказки (начало, середину, конец); использовать разнообразные синтаксические конструкции, передавая сюжетную линию; построить связный пересказ.

3. Составь рассказ по картинке

Задание направлено на умение составить связный последовательный рассказ по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

Оборудование: две сюжетные картинки (на первой — начало действия, на второй — завершение).

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки, разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Фиксируются: умения понять последовательность действий, изображенных на картинках; разложить их в соответствии с логикой сюжета; построить связный рассказ.

Серия 6

Задания направлены на определение  состояния грамматической стороны речи.

1. Прятки.

Задание направлено на выявление  понимания и активного использования сложных предлогов (со, между, около, из-за, из-под).

Оборудование: игрушка — зайка.

Методика обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий, например: «Спрячь зайку за спину». Затем ребенку задают вопросы и дают задания: «Откуда выглядывает зайка? Спрячь зайку под стол. Откуда выглядывает зайка? Посади зайку на стол. Зайка спрыгнул на пол. Откуда спрыгнул зайка?»

Фиксируются: понимание и употребление ребенком сложных предлогов.

2. Посчитай.

Задание направлено на проверку умения согласовывать существительные с числительными.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и существительные. Например, одно яблоко, два яблока и т. д.

Фиксируются: понимание задания; умение правильно согласовывать в речи существительное с числительным.

3. Назови правильно

Задание направлено на выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку изменить слова-глаголы шить, петь, танцевать, красить, лететь в соответствии с местоимениями. Например: «Я иду, мы идем, они идут».

Фиксируются: понимание задания; умение употреблять глаголы в правильной форме с учетом лица местоимения.

4. Назови

Задание направлено на выявление умения использовать имена существительные в правильной грамматической форме.

Оборудование: картинки с изображением леса зимой, летом, весной, осенью; зоопарка, цирка.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (В. п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т. п.) На чем катаются дети зимой? (П. п.)

Фиксируется: умение ребенка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме.

Серия 7

Задания направлены на проверку состояния  звукопроизношения.

1. Назови правильно

Оборудование: картинки по обследованию звукопроизношения.

С: сад, коляска, глобус.

Сь: василек, такси.

3: замок, Незнайка.

Зь: земляника, обезьяна.

Ц: цапля, кольцо, индеец.

Ш: шашки, ошейник, карандаш.

Ж: жираф, жук, лыжи.

Щ: щука, щенок, плащ.

Ч: чайник, печенье, мяч.

Л: лампа, волк, стол.

Ль: лимон, плита, соль.

Р: рак, марки, мухомор.

Рь: река, пряники, фонарь.

И: лейка, яблоко, еж, крылья.

К: куртка, скрипка, шкаф.

Г: грядка, виноград.

X: хлеб, ткачиха, петух.

2. Повтори  предложения

Оборудование: сюжетные картинки:

У Зины зонт.

У сома усы.

Кузнец кует цепь.

Шапка да шубка — вот  и весь Мишутка.

У ежа ежата.

Дятел долбит ель.

К нам во двор забрался крот.

Майя и Юра поют.

Методика обследования: ребенку предлагают назвать картинки. В данных словах обследуемые звуки стоят в начале, середине и конце. Затем с этими же словами просят произнести предложение.

Фиксируется: умение ребенка произносить звуки изолированно в начале, середине, конце слова и во фразе.

Серия 8

Задания направлены на обследование артикуляционного аппарата, сохранности его иннервации. Методика обследования изложена в разделе «Обследование речевого развития ребенка 5 лет».

 

Оценка результатов  исследования.

Использовалась 4х бальная  оценка результатов

1 балл – ребёнок  не понимает, не выполняет задание

2 балла -  ребёнок  выполняет часть задания. Либо  выполняет задание только с  помощь взрослого

3 балла – ребёнок выполняет задание, но встречаются небольшие затруднения при выполнении

4 балла – ребёнок  выполняет задание самостоятельно  без ошибок

Для оценки 8 серии заданий мы использовали бальную оценку, предложенную О.Г. Приходько:

1 балл – ребёнок не смог  выполнить задание

2 балла – ребёнок выполнил  задание, но объём и точность  движений были крайне низкими

3 балла – ребёнок выполнил  задание с незначительным снижением  объёма и точности движений

4 балла – ребёнок выполнил  задание

 

Глава III. Результаты исследования речевой готовности к школе детей дошкольного возраста

 

    1. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

 

Анализ анамнестических сведений, полученных в результате опроса родителей, а также содержащихся в медицинских  картах детей, позволил получить следующие  обобщенные данные:

•течение беременности с токсикозом первой половины беременности - у 55,6% детей, с токсикозом второй половины беременности - у 22,2 %,  на протяжении всей беременности – 11,1%,  с травмами плода - у 11,1%; с инфекционными заболеваниями в период беременности – 33,3%; угроза выкидыша – 55,6%;

•роды протекали нормально у 22,2 % женщин, затяжные роды имели место в 44,4%, внеплановые оперативные роды - 33,3%;                                                         родовая травма – 11,1 %, роды со щипцовым наложением - в 11,1 %;

•33,3 % детей начали сидеть в 7 месяцев  и раньше, после 8 месяцев – 66,7%;

•начали ходить самостоятельно к 1 году и раньше 22,2 %, к 1 году и 3 месяцам  – 66,7 %, к 1,5 годам – 11,1 % детей;

•гуление появилось в 2 месяца и  раньше у 77,7 % детей, позже 2-х - у 22,2 %, в 3 месяца – 11,1%;

•лепет появился к 6 месяцам и  раньше - у 33,3%, позже -у 55,6%, позднее 1 года - у 11,1% детей;

•первые слова появились к 1 году и раньше - у 33,3 %, к 1,5 годам - у 22,2 %, к  двум годам - у 44,4 %;

•фразовая речь к 1,5 годам у 1,1%, к 2 годам - у 22,2 %, к 2,5 годам - у  44,4%, к 3 годам - у 33,3 %.

Практически у всех  детей были длительные соматические заболевания  в раннем детстве.

Хочется отметить  наиболее заинтересовавшие анамнестические данные двух дошкольников.

    1. Володя М.  В анамнезе отмечаются следующие данные:

На протяжении всей беременности токсикозы и угроза выкидыша; роды затяжные со щипцовым наложением; начал сидеть после 8 месяцев; ходить самостоятельно к 1,3 месяцам; гуление - к 7,5 месяцам; первые слова – в 1,5 годам; фразовая речь – к 2,5 годам. Длительные соматические заболевания мешают регулярному посещению детского сада.

    1. Антон М.

Течение беременности с токсикозом второй половины беременности; инфекционное заболевание, перенесенное матерью  во второй половине беременности; роды затяжные, родовая травма; начал  сидеть в 7,5 месяцев; ходить самостоятельно в 1,3 месяца;  гуление – к 8 месяцам; первые слова – к 1,5годам; фразовая речь – к 3,5 годам.

Таким образом, представленные выше  анамнестические данные, позволяют  судить о значительном отставании в  раннем моторном и речевом развитии данных детей от возрастной группы.

В большинстве случаев в анамнезе не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы.

 

Результаты исследования речевого развития детей 6 лет

Максимально за всю серию заданий ребёнок мог набрать 108 баллов. После проведенного исследования речевого развития детей 6 лет мы смогли определить, что дети, посещающие старшую группу детского сада, показали неоднородные результаты. Таким образом, мы смогли разделить детей экспериментальной группы по уровню речевого развития.

Группу А – составили дети, набравшие 85-108 баллов и показавшие речевое развитие в соответствие возрастной норме.

Группу Б – составили дети, набравшие  60-85 баллов и показавшие достаточный уровень речевого развития в целом, однако, у этих детей имелись незначительные недостатки в развитии отдельных обследуемых аспектов.

Группу В – составили дети, набравшие 35-60 баллов и показавшие недостаточный  уровень речевого развития, характеризующийся  недостатками в развитии всех исследуемых  аспектов

Группу Г -  составили дети, набравшие  менее 35 баллов и показавшие низкий уровень речевого развития, характеризующийся  значительным отставанием от возрастной нормы всех исследуемых аспектов, непониманием и невыполнением  отдельных  заданий.

Среди детей 6 летнего возраста нами были получены следующие результаты:

Группа А – 11 детей (46%)

Группа Б – 9 детей (37%)

Группа В – 3 ребёнка (12%)

Группа Г – 1 ребёнок (5%)

Эти  данные отражены на диаграмме  №1.

                                                                                                Диаграмма №1

Уровни речевого развития детей 6 летнего возраста.

Из диаграммы видно, что большинство  детей – 11 человек, посещающих старшую  группу детского сада, имеют речевое  развитие в соответствие с нормой.

 Нарушения речи  выявились  у 13 детей. 

Информация о работе Готовность к школьному обучению детей с ОНР