Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:54, курсовая работа
Целью данной работы являлось изучение нарушений речи детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме
2. Выявить детей с нарушениями речи среди детей дошкольного возраста в ДОУ.
3. Определить основные рекомендации логопедической работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста.
Введение...........................................................................................стр.1
Глава I . Теоретические аспекты готовности к школе дошкольников с ОНР…………………………………………………….стр.3
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению………………………………………………..........стр.3
1.2 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу……………………………………………………….стр.7
1.3 Психолого – педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.14
1.4 Готовность к обучению в школе детей с ОНР……………стр.26
Глава II. Организация экспериментального изучения речевой готовности к школе детей дошкольного возраста……….стр.35
2.1 Сравнительный анализ методик обследования речи детей дошкольного возраста……………………………………..стр.35
2.2 Цель и задачи эксперимента. Организация и методы исследования речи детей дошкольного возраста…………стр36
Глава III. Результаты исследования речевой готовности детей дошкольного возраста……………………………………...стр.62
3.1 Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования………………………..стр.62
3.2 Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию речи………………………………….стр.72
Список литературы………………………………………………стр.89
б) вал, фант, вата, винт, вес, фильм, фикус;
в) вдох, плита, плеть, блин;
г) дым, танк, тыква, дыня, лень, тень, пень и т. д.
6. Выполнение операции выделения гласного звука в безударной позиции (кроме позиции абсолютного начала).
Учитывается, что безударные гласные произносятся с сокращением времени, изменяют свои характеристики «открытости-закрытости», в большой степени зависят от качества соседних согласных, от позиции в слове (начало, середина, конец; предударная, заударная). Кинестетически и акустически менее благоприятной для восприятия является позиция безударного гласного звука после губных согласных и перед ними. Благоприятно сказывается соседство гласного с переднеязычными согласными, с мягкими согласными. Меньше подвергаются редукции в безударной позиции гласные звуки [и], [у], [ы] по сравнению с [а], [о], [э].
Для анализа предлагаются слова:
а) диван, силач, луна, нули, туман, лицо, цыган;
б) салат, сады, тазы, закат, запас, салют, пакет и др.;
в) кони, плети, кости, ночи, козы, плиты, лапы, липы, ленты и др.
После усвоения
рассмотренных позиций
II. Модель обучения полному фонемному анализу слов строится с учетом стадий, предлагаемых в работах Д. Б. Эльконина, включает ряд этапов и рекомендаций к использованию в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием.
1. Производство
полного фонемного анализа
а) мак, дым, дом, вол;
б) кнут, стук, бант, звон, зонт;
в) аист, Иван, паук, бусы, мука, дубы, луна, куры.
— В отборе лексических единиц для анализа учитываются акустико-артикуляционные характеристики звуков, местоположение и взаимоположение фонем в слове.
— Анализ слов проводится по схеме:
а) показ предметной картинки, соответствующей данному слову;
б) актуализация
графической карточки-схемы фон
в) произнесение слова, подлежащего анализу;
г) произнесение данного слова с утрированным выделением (голосом и артикуляцией — «интонирование») первой фонемы в слове (мак);
д) нахождение места данной фонемы на карточке-схеме;
е) обозначение фонемы фишкой (фишки для всех фонем в слове одного цвета, например, черного);
ж) произнесение данного слова с утрированным выделением второй фонемы (мАк), далее те же операции, что в пп. д) и е);
з) произнесение данного слова с утрированным выделением третьей фонемы (маК), далее те же операции, что и в пп. д) и е).
В процессе занятий на первом этапе вводятся понятия «гласный» и «согласный» звуки, устанавливаются для них условные обозначения: фишки красного и синего цвета соответственно.
Значимым на первом этапе является обучение выполнению следующих операций:
— утрированное произнесение фонем;
— произношение слова столько раз, сколько в нем фонем (звуков), при каждом произнесении слова осуществляется выделение только одной фонемы;
— определение последовательности фонем (звуков): первый звук — [м], второй звук (после [м]) — [а], третий звук (после [а]) — [к];
— определение количества фонем в слове;
— представление фонемного состава слова в виде последовательного ряда фишек одного цвета;
— характеристика выделенных в слове звуков (гласный или согласный) и обозначение данных признаков звуков соответствующими фишками (красными или синими) наложением их на ранее установленный ряд фишек черного цвета.
2. Производство
полного фонемного анализа
Примерные наборы лексических единиц (с учетом нарастающей структурной сложности):
а) липа, кино, сани, жуки, ноги;
б) замок, дубок, вагон, пилот, лимон;
в) стакан, плита, слива, танки, миска, волки, туфли, сумка, бочка, точка;
г) калина, пилоты, музыка, магазин, капитан, пылесос и др.
При отборе лексических единиц для анализа учитывается (по возможности) совпадение произношения и написания слов.
На данном этапе вводятся понятия: а) «твердый» и «мягкий» согласный звук, б) «звонкий» и «глухой» согласный звук, устанавливаются условные обозначения для данных признаков звуков:
— твердый — фишка синего цвета;
— мягкий — фишка зеленого цвета;
— звонкий — фишка синего и зеленого цвета с колокольчиком;
— глухой — фишка синего или зеленого цвета с перечеркнутым колокольчиком.
На втором этапе к операциям, выполняемым в рамках первого этапа, добавляются операции, характеристики и обозначения на схеме фишками нужного цвета и фишками с дополнительным символом (колокольчик) соответствующих признаков каждой ранее выделенной фонемы в слове — наложение новых фишек-символов на уже созданные ряды фишек.
В схеме фонемного состава слова (на данном этапе) наличествует 4 ряда фишек:
1-й — фишки черного цвета для обозначения последовательного ряда фонем и их количества;
2-й — фишки синего цвета для обозначения согласных звуков и красного — гласных звуков;
3-й — фишки
зеленого цвета для
4-й — фишки с колокольчиками для обозначения
звонких и глухих звуков.
3. Производство
полного фонемного анализа
— постепенный перевод действия «фонемный анализ» из пооперационно выполняемого в свернутое, то есть производимое в уме.
Примерные наборы лексических единиц:
а) картина, кадушка, ладошка, галчата, забавный, народный, походный, бумажный;
б) дворник, всадник, клубника, братишка, букварный, бархатный, знакомит, крутились;
в) журавушка, трамплин, шкатулка, крыжовник, пианистка, градусник, призадумались, раскручивал и др.
В период занятий на данном этапе осуществляется перевод действия «фонемный анализ» в умственное путем «свертывания» материализованных действий или операций:
— снятие карточки-схемы
фонемного состава слова (
— снятие операции выкладывания фонемного состава слова фишками;
— снятие операции громкого утрированного выделения фонем и переход на выделение их и установление последовательности в процессе шепотного произнесения слова;
— производство действия «фонемный анализ» в уме и устная характеристика фонем без использования внешних (материальных, символических) опор.
III. Развитие способности к рефлексии над опытом действий, выполняемых в процессе деятельности «фонемный анализ»
На заключительном этапе предлагается модель деятельности, включающая разнообразные операции (действия) со звуковым образом слова, производимые в уме: упражнения на сравнение, сопоставление, обобщение слов по звуковому (фонемному) составу; упражнения на трансформирование звукового (фонемного) состава слов; упражнения на определение места и окружения заданного звука в слове, количества гласных звуков в заданном слове, количества звонких (глухих), твердых (мягких) согласных звуков в слове и др.
Преодоление трудностей в процессе выполнения заданий третьего этапа пробуждают у детей рефлексию над опытом производства фонемного анализа слов, возвращает к необходимости выполнения действий анализа звукового (фонемного) состава слов на более высоком уровне, является важным аспектом подготовки к обучению письму и чтению.
1. Сравнение слов по звуковому составу (нахождение общих и разных звуков): мак — лак, суп — сук, дом — дым, дочка — точка; дачка — пачка; плеск — треск; билет — балет; барон — баран; букет — буфет и др.
2. Сравнение слов одинаковых по звуковому составу, но отличающихся местом ударение: замок — замок, кружки — кружки.
3. Исключение четвертого лишнего слова (на основе сопоставления слов по звуковому составу): сом — нос — лук — ком; миска — точка — луна — стена; пух — пёс — пол — пот.
4. Определение общего звука в словах: бусы — бант — бок; двор_— мир_— сыр_; слон — лук —лапа; бант — ноль
— сундук; воск — левый — варит.
5. Трансформация
и преобразование звукового
— изменение места звуков в данных словах: сон — нос; кипа — пика, липа — пила; руби — бури, лето
— тело и др.;
— замена указанного (первого, второго, ...) звука в слове другим данным или подобранным: сок — сон
— сом; стул — стук; рука — мука; горы — норы — воры; бочка — точка — ночка, кочка, дочка; лук — лак;
— добавление указанного звука (звуков) в начало (конец) данного: рот — крот, рубил — трубил, рама — драма, рис — ирис, май — майка, лей — лейка, свет
— Света;
— выделение первых звуков из данных слов и составление из них нового слова: кусок — ослик — труба = кот; лапа — усы — нос — аист = луна.
6. Определение места и окружения заданного звука (звуков) в слове:
— какой по счету звук [т] в слове «калитка»;
— назови четвертый звук в слове «клубника»;
— после какого звука стоит звук [к] в словах «великан», «балкон»;
— перед каким звуком стоит звук [ш] в словах «ватрушка», «башенка»;
— какой звук следует за звуком [ч] в словах «грачи», «печаль»;
— назови третий и шестой звуки в словах «кустарник», «мальчишка», «мельница»;
— между какими звуками стоит звук [ц] в словах «мыльница», «индейцы».
7. Определение количества звуков с заданными характеристиками в данном слове, их называние:
— определи количество гласных звуков в словах «мельница», «пшеница», «бумажный», назови их по порядку;
— определи количество согласных звуков в словах «трубочист», «кузнечик», назови их;
— определи количество звонких (глухих) согласных звуков в словах «перчатка», «забавный», назови их;
Подводя итог изучению специальной литературы, освященной в I главе дипломной работы, мы отметили следующие важные моменты.
Речь в развитии ребёнка имеет большое значение. Именно дошкольный возраст является наиболее важным этапом в развитии понимания речи и развитии активной речи. Овладение языковой системой перестраивает все основные психические процессы, слово оказывается мощным фактором, качественно изменяющим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и опосредующим новые формы внимания, памяти, воображения, мышления, а также деятельности. У детей дошкольного возраста, обучающихся на логопункте ДОУ, могут выявляться такие фонационные расстройства, как акустико-фонетическая или артикуляционно-фонетическая дислалия, стертая дизартрия при которых речь не страдает как система в целом. В условиях логопункта ДОУ, логопед оказывает коррекционную помощь детям старшего дошкольного возраста, детям с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи. Основными задачами являются коррекция нарушения звукопроизношения и развития фонематического слуха у детей, формирования готовности к обучению в школе. Содержание и организация работы логопеда, определяется программой обучения воспитания дошкольников с ФФН.
Проведя сравнительную характеристику существующих на сегодняшний день методик обследования детей дошкольного возраста, мы провели исследование состояния речевого развития детей 6-7 года жизни по методике О.В. Грибовой.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, освященного во III главе дипломной работы, мы смогли сделать следующие выводы:
Среди детей, посещающих старшую и
подготовительные группы детского сада,
большинство детей имеют
По результатам обследования, выявились дети с ОНР III и IV уровня. Среди данной категории детей уровень речевого развития неоднороден. Обнаруживаются дети с незначительным уровнем речевого недоразвития и дети со значительным отставанием от возрастной нормы
Наибольшие трудности у детей обнаруживаются при исследовании связной речи и звукопроизношения.
Информация о работе Готовность к школьному обучению детей с ОНР