Готовность к школьному обучению детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось изучение нарушений речи детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме
2. Выявить детей с нарушениями речи среди детей дошкольного возраста в ДОУ.
3. Определить основные рекомендации логопедической работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста.

Содержание

Введение...........................................................................................стр.1
Глава I . Теоретические аспекты готовности к школе дошкольников с ОНР…………………………………………………….стр.3
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению………………………………………………..........стр.3
1.2 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу……………………………………………………….стр.7
1.3 Психолого – педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.14
1.4 Готовность к обучению в школе детей с ОНР……………стр.26
Глава II. Организация экспериментального изучения речевой готовности к школе детей дошкольного возраста……….стр.35
2.1 Сравнительный анализ методик обследования речи детей дошкольного возраста……………………………………..стр.35
2.2 Цель и задачи эксперимента. Организация и методы исследования речи детей дошкольного возраста…………стр36
Глава III. Результаты исследования речевой готовности детей дошкольного возраста……………………………………...стр.62
3.1 Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования………………………..стр.62
3.2 Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию речи………………………………….стр.72
Список литературы………………………………………………стр.89

Работа содержит 1 файл

Готовность к школьному обучению детей с ОНР.doc

— 532.50 Кб (Скачать)

Фиксируется: состояние грамматического строя речи.

3. Назови ласково

Задание направлено на выявление умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.

Методика обследования: ребенку предлагают назвать ласково предметы, изображенные на картинках.

Окно — ... окошечко. Зеркало — ... Дерево — ... Ящик — ... Лопата — ... Петля  — ... Колокол — ... Платье — ...

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

4. Назови.

Задание направлено на выявление  сформированности правильного употребления падежных форм существительных .

Методика обследования: ребенку предлагают ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты видел в зоопарке, цирке? (В. п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т. п.) На чем катаются дети зимой? (П. п.)»

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме.

Серия 7

Задания направлены на определение  состояния звукопроизношения.

1. Назови правильно

Задание направлено на проверку звукопроизношения.

Оборудование: картинки.

Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие слова:

С: сад, коляска, глобус.

Съ: василек, такси.

3: замок, Незнайка.

Зь: земляника, обезьяна.

Ц: цапля, кольцо, индеец. 

Ш: шашки, ошейник, карандаш.

Ж: жаба, жук, лыжи.

Щ: щука, щенок, плащ.

Ч: чайник, печенье, мяч.

 Л: лампа, волк, стол.

Ль: лимон, плита,.соль.

Р: рак, марки, мухомор.

 Ръ: река, пряники, фонарь.

И: лейка, яблоко, еж, крылья.

К: куртка, скрипка, шкаф.

 Г: грабли, грелка, виноград.

X: хлеб, сухарь.

Фиксируется: возможность ребенка правильно произносить различные звуки в начале, середине, конце слова.

2. Повтори правильно

Задание направлено на проверку звукопроизношения.

Оборудование: сюжетные картинки.

Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие предложения: «У Зины зонт. У сома усы. Кузнец кует цепь. Шапка да шубка — вот и весь Мишутка. У ежа ежата. Дятел долбит ель. К нам во двор забрался крот. Майя и Юра поют».

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка правильно произносить звуки в предложениях.

3. Считалки

Задание направлено на проверку правильности звукопроизношения в процессе проговаривания текста считалки.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я расскажу считалку, а ты внимательно слушай, потом повторишь». Взрослый, ритмично произнося текст, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка: Начинается считалка: на дубу скворец и галка, Улетел домой скворец, и считалочке конец. Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, Но охотник не попал, серый зайчик ускакал. За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, Сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?

Фиксируются: умения ребенка включиться в совместную со взрослым речевую деятельность, ритмично произносить текст; состояние звукопроизношения.

Серия 8

Задания направлены на обследование артикуляционного аппарата, сохранность его иннервации.

А) для нижней челюсти: открыть рот, закрыть рот, попеременно открыть-закрыть  рот, подвигать нижней челюстью из стороны в сторону.

Б) для губ: «улыбка» с оскалом  резцов, попеременно «улыбка»-«хоботок».

В) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии, сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»), попеременно  широким-узким, поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы, узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта.

Г) для мягкого неба: покашлять  с отрытым ртом (язык на нижней губе), произнести звук [а] с широко открытым ртом.

Д) для мышц лицевой мускулатуры: надувание щек, поднимание бровей, нахмуривание бровей, поочередное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.

Фиксировалось: наличие или отсутствие движений; объем движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная, заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного движения другим; наличие синкенезий, двигательность удержания органов в заданном положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпов движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.

 

Обследование  речевого развития детей 7- лет

Обследование речи проводилось  индивидуально в первой половине дня. Для обследования речи нами была использована методика О.В. Грибовой, которая  включала в себя следующие разделы  на выявление:

1.  уровня понимания смысловых оттенков слов, осознания их семантических отношений,

  1. точности словоупотребления,
  2. сформированности фонематического слуха,
  3. уровня развития словарного запаса,
  4. состояния слоговой структуры,
  5. умения строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства,
  6. уровня сформированности грамматического строя речи,
  7. состояния звукопроизношения,
  8. артикуляционного аппарата и сохранности иннервации.

Серия 1

Задания направлены на выявление понимания смысловых оттенков знаменательных слов (существительных, глаголов, прилагательных), образованных в основном аффиксальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).

1. Найди отличия в словах

Задание направлено на выявление умения объяснять значение слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку прослушать слова и объяснить, чем они отличаются:

мама — мамочка — мамуля,

брат — братик — братец,

зайка — заинька — зайчишка — зайчище,

дом — домик — домище.

Фиксируются: объяснение значений слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом (домик — маленький дом, домище — большой дом); объяснение значений слов с пренебрежительным или ироническим оттенком (зайчище).

2. Объясни действие

Задание направлено на выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, придающих словам различные оттенки).

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выслушать слова и объяснить их значения:

бежать — подбежать — выбежать,

писать — подписать  — переписать,

играть — выиграть — проиграть,

смеяться — засмеяться — высмеять,

шел — отошел — вошел.

Фиксируется: понимание ребенком смысловых оттенков значений глаголов, зависящих от разных приставок (выиграть — это хорошо, а проиграть — плохо).

3. Подбери слово

Задание направлено на выявление понимания оттенков значений синонимов прилагательных.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать синонимы к прилагательным, например:

умный — рассудительный

слабый — ...

робкий — ...

старый — ...

Фиксируется: умение составлять синонимические пары.

 

4. Объясни

Задание направлено на выявление  понимания переносного значения прилагательных.

Методика обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима, золотые руки, золотые волосы, колючий ветер, легкий ветерок.

Фиксируется: умение ребенка объяснить смысловую сторону словосочетаний.

Серия 2

Задания направлены на выявление состояния  фонематического слуха.

1. Игра «Эхо»

Задание направлено на проверку слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.

Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит следующие слоговые ряды:

па-па-ба, та-да-та, па-ба-па;

па-ба, па-ба, па-ба, ка-ха-ка;

са-за-са, за-са-за;

са-ша-са, ша-са-ша.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.

2. Повтори

Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов:

крыша — крыса       дочка — точка — кочка полено — колено      бабушка  — кадушка — подушка земля  — змея мишка — миска — мышка

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.

 

3. Будь внимательным

Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук з, хлопни в  ла!доши». Затем называет слова: дерево, зайка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звонок. Затем ребенку предлагают определенные звуки, с которыми он должен придумать слова: ш, с, л. При затруднении взрослый сам называет несколько слов (шапка, шуба), помогая ребенку включиться в выполнение задания.

Фиксируются: слуховое внимание ребенка, его возможность правильно выделять указанные звуки хлопками и подбирать слова с заданным звуком.

4. Угадай сколько звуков

Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.

Методика обследования; взрослый называет ребенку слово, например дом, и предлагает ответить на вопрос: «Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, третий, второй». При затруднении взрослый сам выделяет звуки, объясняя ребенку место каждого звука в этом слове. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина, ручка, пенал, книга.

Фиксируется: умение ребенка производить  звуковой анализ слов.

Серия 3

Задания направлены на выявление овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи).

1. Угадай, что это?

Задание направлено на выявление овладения обобщающими словами.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку отгадать загадки:

Его бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч.)

Ростом разные подружки и похожи друг на дружку, Все они сидят  друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка.)

Вот иголки и булавки выползают  из-под лавки, На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)

Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой, А солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Фиксируются: возможность ребенка использовать обобщающие слова в активной речи; умение узнавать предмет по описанию.

2. Кто что делает

Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к именам существительным.

Оборудование: сюжетные картинки.         ;

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:

«Парикмахер что делает? (Стрижет.) Шофер что делает? (Водит машину.) Художник что делает? (Рисует.) Портниха что делает? (Шьет.) Продавец что делает? (Продает.) Почтальон что делает? (Разносит письма и газеты.) Летчик что делает? (Летает.) Повар что делает? (Готовит.) Хоккеист что делает? (Играет в хоккей.) Библиотекарь что делает? (Выдает книги.)»

Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия к именам существительным, опираясь на представления о профессиях людей.

3. Подбери слово

Задание направлено на выявление  умения ребенка подбирать синонимы к заданным словам разных частей речи.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и просит подобрать близкие к нему слова, например:

большой, огромный, громадный, смелый, ...  отважный, храбрый), тайна, ... (секрет, загадка).

Фиксируются: принятие и  понимание задания; уровень развития словарного запаса.

4. Скажи наоборот

Задание направлено на выявление умения образовывать слова-действия с помощью приставок.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает подобрать к нему слово-действие с противоположным значением. Например: наливает — выливает. Предлагаются следующие слова: входит — ... (выходит), влетает — ... (вылетает), закрывает — ... (открывает), приплывает — ... (отплывает), собирает — ... (разбирает), приклеивает — ... (отклеивает).

Информация о работе Готовность к школьному обучению детей с ОНР