Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:54, курсовая работа
Целью данной работы являлось изучение нарушений речи детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме
2. Выявить детей с нарушениями речи среди детей дошкольного возраста в ДОУ.
3. Определить основные рекомендации логопедической работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста.
Введение...........................................................................................стр.1
Глава I . Теоретические аспекты готовности к школе дошкольников с ОНР…………………………………………………….стр.3
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению………………………………………………..........стр.3
1.2 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу……………………………………………………….стр.7
1.3 Психолого – педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.14
1.4 Готовность к обучению в школе детей с ОНР……………стр.26
Глава II. Организация экспериментального изучения речевой готовности к школе детей дошкольного возраста……….стр.35
2.1 Сравнительный анализ методик обследования речи детей дошкольного возраста……………………………………..стр.35
2.2 Цель и задачи эксперимента. Организация и методы исследования речи детей дошкольного возраста…………стр36
Глава III. Результаты исследования речевой готовности детей дошкольного возраста……………………………………...стр.62
3.1 Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования………………………..стр.62
3.2 Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию речи………………………………….стр.72
Список литературы………………………………………………стр.89
Фиксируется: состояние грамматического строя речи.
3. Назови ласково
Задание направлено на выявление умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.
Методика обследования: ребенку предлагают назвать ласково предметы, изображенные на картинках.
Окно — ... окошечко. Зеркало — ... Дерево — ... Ящик — ... Лопата — ... Петля — ... Колокол — ... Платье — ...
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
4. Назови.
Задание направлено на выявление сформированности правильного употребления падежных форм существительных .
Методика обследования: ребенку предлагают ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты видел в зоопарке, цирке? (В. п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т. п.) На чем катаются дети зимой? (П. п.)»
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме.
Задания направлены на определение состояния звукопроизношения.
1. Назови правильно
Задание направлено на проверку звукопроизношения.
Оборудование: картинки.
Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие слова:
С: сад, коляска, глобус.
Съ: василек, такси.
3: замок, Незнайка.
Зь: земляника, обезьяна.
Ц: цапля, кольцо, индеец.
Ш: шашки, ошейник, карандаш.
Ж: жаба, жук, лыжи.
Щ: щука, щенок, плащ.
Ч: чайник, печенье, мяч.
Л: лампа, волк, стол.
Ль: лимон, плита,.соль.
Р: рак, марки, мухомор.
Ръ: река, пряники, фонарь.
И: лейка, яблоко, еж, крылья.
К: куртка, скрипка, шкаф.
Г: грабли, грелка, виноград.
X: хлеб, сухарь.
Фиксируется: возможность ребенка правильно произносить различные звуки в начале, середине, конце слова.
2. Повтори правильно
Задание направлено на проверку звукопроизношения.
Оборудование: сюжетные картинки.
Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие предложения: «У Зины зонт. У сома усы. Кузнец кует цепь. Шапка да шубка — вот и весь Мишутка. У ежа ежата. Дятел долбит ель. К нам во двор забрался крот. Майя и Юра поют».
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка правильно произносить звуки в предложениях.
3. Считалки
Задание направлено на проверку правильности звукопроизношения в процессе проговаривания текста считалки.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я расскажу считалку, а ты внимательно слушай, потом повторишь». Взрослый, ритмично произнося текст, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка: Начинается считалка: на дубу скворец и галка, Улетел домой скворец, и считалочке конец. Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, Но охотник не попал, серый зайчик ускакал. За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, Сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?
Фиксируются: умения ребенка включиться в совместную со взрослым речевую деятельность, ритмично произносить текст; состояние звукопроизношения.
Задания направлены на обследование артикуляционного аппарата, сохранность его иннервации.
А) для нижней челюсти: открыть рот, закрыть рот, попеременно открыть-закрыть рот, подвигать нижней челюстью из стороны в сторону.
Б) для губ: «улыбка» с оскалом
резцов, попеременно «улыбка»-«хоботок»
В) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии, сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»), попеременно широким-узким, поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы, узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта.
Г) для мягкого неба: покашлять с отрытым ртом (язык на нижней губе), произнести звук [а] с широко открытым ртом.
Д) для мышц лицевой мускулатуры: надувание щек, поднимание бровей, нахмуривание бровей, поочередное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.
Фиксировалось: наличие или отсутствие движений; объем движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная, заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного движения другим; наличие синкенезий, двигательность удержания органов в заданном положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпов движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.
Обследование речи проводилось индивидуально в первой половине дня. Для обследования речи нами была использована методика О.В. Грибовой, которая включала в себя следующие разделы на выявление:
1. уровня понимания смысловых оттенков слов, осознания их семантических отношений,
Серия 1
Задания направлены на выявление понимания смысловых оттенков знаменательных слов (существительных, глаголов, прилагательных), образованных в основном аффиксальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).
1. Найди отличия в словах
Задание направлено на выявление умения объяснять значение слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку прослушать слова и объяснить, чем они отличаются:
мама — мамочка — мамуля,
брат — братик — братец,
зайка — заинька — зайчишка — зайчище,
дом — домик — домище.
Фиксируются: объяснение значений слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом (домик — маленький дом, домище — большой дом); объяснение значений слов с пренебрежительным или ироническим оттенком (зайчище).
2. Объясни действие
Задание направлено на выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, придающих словам различные оттенки).
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выслушать слова и объяснить их значения:
бежать — подбежать — выбежать,
писать — подписать — переписать,
играть — выиграть — проиграть,
смеяться — засмеяться — высмеять,
шел — отошел — вошел.
Фиксируется: понимание ребенком смысловых оттенков значений глаголов, зависящих от разных приставок (выиграть — это хорошо, а проиграть — плохо).
3. Подбери слово
Задание направлено на выявление понимания оттенков значений синонимов прилагательных.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать синонимы к прилагательным, например:
умный — рассудительный
слабый — ...
робкий — ...
старый — ...
Фиксируется: умение составлять синонимические пары.
4. Объясни
Задание направлено на выявление понимания переносного значения прилагательных.
Методика обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима, золотые руки, золотые волосы, колючий ветер, легкий ветерок.
Фиксируется: умение ребенка объяснить смысловую сторону словосочетаний.
Задания направлены на выявление состояния фонематического слуха.
1. Игра «Эхо»
Задание направлено на проверку слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.
Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит следующие слоговые ряды:
па-па-ба, та-да-та, па-ба-па;
па-ба, па-ба, па-ба, ка-ха-ка;
са-за-са, за-са-за;
са-ша-са, ша-са-ша.
Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.
2. Повтори
Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов:
крыша — крыса дочка — точка — кочка полено — колено бабушка — кадушка — подушка земля — змея мишка — миска — мышка
Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.
3. Будь внимательным
Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук з, хлопни в ла!доши». Затем называет слова: дерево, зайка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звонок. Затем ребенку предлагают определенные звуки, с которыми он должен придумать слова: ш, с, л. При затруднении взрослый сам называет несколько слов (шапка, шуба), помогая ребенку включиться в выполнение задания.
Фиксируются: слуховое внимание ребенка, его возможность правильно выделять указанные звуки хлопками и подбирать слова с заданным звуком.
4. Угадай сколько звуков
Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.
Методика обследования; взрослый называет ребенку слово, например дом, и предлагает ответить на вопрос: «Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, третий, второй». При затруднении взрослый сам выделяет звуки, объясняя ребенку место каждого звука в этом слове. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина, ручка, пенал, книга.
Фиксируется: умение ребенка производить звуковой анализ слов.
Серия 3
Задания направлены на выявление овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи).
1. Угадай, что это?
Задание направлено на выявление овладения обобщающими словами.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку отгадать загадки:
Его бьют, а он не плачет,
Только выше, выше скачет. (Мяч.)
Ростом разные подружки и похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка.)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)
Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой, А солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Фиксируются: возможность ребенка использовать обобщающие слова в активной речи; умение узнавать предмет по описанию.
2. Кто что делает
Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к именам существительным.
Оборудование: сюжетные картинки. ;
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:
«Парикмахер что делает? (Стрижет.) Шофер что делает? (Водит машину.) Художник что делает? (Рисует.) Портниха что делает? (Шьет.) Продавец что делает? (Продает.) Почтальон что делает? (Разносит письма и газеты.) Летчик что делает? (Летает.) Повар что делает? (Готовит.) Хоккеист что делает? (Играет в хоккей.) Библиотекарь что делает? (Выдает книги.)»
Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия к именам существительным, опираясь на представления о профессиях людей.
3. Подбери слово
Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать синонимы к заданным словам разных частей речи.
Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и просит подобрать близкие к нему слова, например:
большой, огромный, громадный, смелый, ... отважный, храбрый), тайна, ... (секрет, загадка).
Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.
4. Скажи наоборот
Задание направлено на выявление умения образовывать слова-действия с помощью приставок.
Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает подобрать к нему слово-действие с противоположным значением. Например: наливает — выливает. Предлагаются следующие слова: входит — ... (выходит), влетает — ... (вылетает), закрывает — ... (открывает), приплывает — ... (отплывает), собирает — ... (разбирает), приклеивает — ... (отклеивает).
Информация о работе Готовность к школьному обучению детей с ОНР