Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:54, курсовая работа
Целью данной работы являлось изучение нарушений речи детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме
2. Выявить детей с нарушениями речи среди детей дошкольного возраста в ДОУ.
3. Определить основные рекомендации логопедической работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста.
Введение...........................................................................................стр.1
Глава I . Теоретические аспекты готовности к школе дошкольников с ОНР…………………………………………………….стр.3
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению………………………………………………..........стр.3
1.2 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу……………………………………………………….стр.7
1.3 Психолого – педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.14
1.4 Готовность к обучению в школе детей с ОНР……………стр.26
Глава II. Организация экспериментального изучения речевой готовности к школе детей дошкольного возраста……….стр.35
2.1 Сравнительный анализ методик обследования речи детей дошкольного возраста……………………………………..стр.35
2.2 Цель и задачи эксперимента. Организация и методы исследования речи детей дошкольного возраста…………стр36
Глава III. Результаты исследования речевой готовности детей дошкольного возраста……………………………………...стр.62
3.1 Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования………………………..стр.62
3.2 Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию речи………………………………….стр.72
Список литературы………………………………………………стр.89
На этом этапе мы отмечали:
1.При изучении характера протекания беременности: токсикоз первой и второй половины беременности, хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно-сосудистые и эндокринные), простудные и инфекционные заболевания (первая и вторая половина беременности), применение медикаментозных средств, влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (повышенный фон радиционного излучения, употребление наркотиков, никотина, алкоголя, психические и физические травмы матери.
2.При изучении характера протекания родов: нормальные, стремительные, затяжные, слабость затяжной деятельности матери, применение средств родовспоможения, наличие асфиксии, травмы во время родов, резус-фактор, вес и рост ребенка при рождении.
3. При изучения раннего постнатального развития: характер грудного вскармливания (если оно было), характер «жизненного ритма» ритма ребенка, раннее психомоторное развитие.
4. При изучении характера речевого развития: время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи и в целом речевой среды.
Следующий этап нашего исследования предусматривал логопедическое обследование речевой готовности.
Обследование речевого развития детей 6 лет
Обследование речи проводилось индивидуально в первой половине дня. Для обследования речи была использована методика О.В. Грибовой, которая включала в себя следующие разделы:
СЕРИЯ 1
Задания направлены на выявление понимания ребенком смысловой стороны слова.
1. Что означает это слово?
Задание направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на смысловую сторону слова.
Методика обследования: взрослый задает ребенку вопросы: «Что значит слово посуда? Что значит слово праздник?»
Фиксируются: понимание ребенком инструкции и его ответы; правильным считается ответ, близкий к словарному определению, например: «Из нее можно кушать и пить; из посуды мы едим и пьем»; рассуждение ребенка о праздниках (Новом годе или дне рождения).
2. Придумай окончание предложения
Задание направлено на выявление умения применять слово в смысловом контексте.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выслушать предложение и закончить его.
В воздухе зимой закружились первые ... (снежинки).
Золотистая пчелка кружится над ... (цветком).
Осенью небо хмурое и часто идет ... (дождь).
Знают дети, что на елке есть зеленые ... (иголки).
Весной светит солнце, тает снег и текут ... (ручьи).
Фиксируются: понимание инструкции; ответ ребенка после двух-трех (но не более) предъявлений.
3. Скажи наоборот
Задание направлено на определение умения подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку закончить фразу.
Слон большой, а комар ... (маленький).
Днем светло, а ночью ... (темно).
Дерево высокое, а куст ... (низкий).
Лев смелый, а заяц ... (трусливый).
Зимой холодно, а летом ... (тепло).
Дедушка старый, а внук ... (молодой).
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребев!1 подбирать слова с противоположным значением.
Задания направлены на проверку состояния фонематического слуха.
Задание направлено на проверку слухового внимания, восприятия и умения повторять слоговые ряды в заданной последовательности.
Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо» — взрослый произносит следующие слоговые ряды: пи-ба, та-да, ка-га, па-па-па-ба, та-да-та, па-ба-
Фиксируется: выполнение задания в соответствии с игровой инструкцией.
2. Повтори.
Задание направлено на проверку внимания, восприятия и умения воспроизводить предлагаемые слова в заданной последовательности.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: кот—год, том—дом—ком, удочка— уточка.
Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.
3. Будь внимательным
Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук ш, хлопни в ладоши». Психолог называет слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, машина. Затем ребенку поочередно предлагают выделить звуки к, л из слов обезьяна, зонтик, кошка, стул, халат, мак, кулак, зайка, майка, мыло, ромашка, лампа.
Фиксируются: слуховое внимание ребенка; его умение правильно выделять указанные звуки хлопками.
Задания направлены на выявление уровня овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи).
Задание направлено на выявление уровня овладения обобщающими словами.
Оборудование: картинки с изображением животных, фруктов, транспорта, птиц.
Методика обследования: взрослый показывает ребенку ряд картинок и просит назвать их одним словом (птицы, транспорт, фрукты, животные), затем он предлагает ему перечислить цветы, птиц, животных и т. д., угадать объект или предмет по описанию, например: «Круглое, гладкое, сочное, сладкое, растет на дереве (яблоко); оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ (морковь); зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сырой (огурец); красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный овощ (помидор)».
Фиксируется: умение ребенка использовать обобщающие слова в активной речи.
2 Кто как передвигается
Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к существительному.
Оборудование: картинки с изображением рыбы, птицы, •и и пади, собаки, кошки, лягушки, бабочки, змеи.
Методика обследования: взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы: «Рыба что делает? (плавает) Птица что делает? (Летает.) Лошадь что делает? (Скачет.) Собака что делает? (Бегает.) Кошка что делает? (Крадется, бегает.) Лягушка что делает? (Прыгает.) Бабочка что делает? (Летает.) Змея что делает? (Ползает.)»
Задание направлено на выявление уровня сформированности словарного запаса ребенка.
Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.
Методика обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ответить: «Это кошка, а у нее детеныш — котенок. А это собака. Как называется ее детеныш? »
Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.
Задание направлено на выявление умения подбирать слова, обозначающие качество действия.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать словосочетание и подобрать к нему нужное слово. Например: «Конь бежит (как?) быстро». Предлагаются следующие словосочетания: ветер дует ... (сильно), собака лает ... (громко), лодка плывет ... (медленно), девочка шепчет ... (тихо).
Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова, обозначающие качество действия.
Серия 4
Задания направлены на выявление сформированности слоговой структуры слова.
1.Назови
Задание направлено на проверку сформированности умения ребенка изолированно произносить слова различной слоговой структуры.
Оборудование: картинки: жираф, космонавт, экскаватор, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку назвать изображения на картинках (предметы, персонажи, растения, насекомые, животные), при затруднении взрослый просит повторить за ним соответствующие слова.
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры.
Задание направлено на проверку сформированности умения ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.
Оборудование: сюжетные картинки: милиционер стоит на перекрестке; золотые рыбки плавают в аквариуме; фотограф фотографирует детей; Саша сушит мокрое белье на веревочке; часовщик чинит часики; птичка вывела птенцов в гнезде; мотоциклист едет на мотоцикле; повар печет блинчики на сковородке.
Методика обследования: взрослый показывает ребенку картинку и предлагает повторить следующие предложения: «Милиционер стоит на перекрестке. Золотые рыбки плавают в аквариуме». И т. д.
Фиксируются: понимание инструкции, умение ребенка воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры в предложениях.
Задания направлены на выявление сформированности активной речи ребенка.
Задание направлено на выявление умения использовать при описании предметов слова, обозначающие существенные признаки.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать об игрушке (предмете). Предлагаются для описания следующие слова: елка, зайчик, мячик, яблоко, лимон. При затруднении взрослый уточняет: «Расскажи, что ты знаешь о елке. Какая она бывает? Где ты ее видел?»
Фиксируется: умение ребенка правильно употреблять с лова-признаки при описании предметов.
2. Составь рассказ
Задание направлено на выявление уровня сформированности связной речи.
Оборудование: три картинки с изображением серии последовательных событий: «Кошка ловит мышку».
Методика обследования: взрослый непоследовательно раскладывает перед ребенком картинки и предлагает: «Рассмотри картинки и разложи их так, чтобы было понятно, что вначале случилось, что потом и чем завершилось действие. Составь рассказ».
Фиксируются: понимание ребенком последовательности событий, изображенных на картинках; умение составить связный рассказ.
3. Подумай и скажи.
Задание направлено на выявление умений устанавливать причинно-следственные зависимости, рассуждать.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и закончить предложения: «Мама взяла зонтик, потому что на улице ... (идет дождь). Тает снег, потому что ... (пригревает солнце, наступила весна). Цветы засохли, потому что их ... (не поливали). В лесу появилось много грибов, потому что ... (прошел дождь). На деревьях появляются молодые листочки, потому что ... (наступила весна)».
Фиксируются: умения ребенка правильно устанавливать причинно-следственные зависимости и рассуждать.
Задания направлены на выявление уровня сформированности грамматического строя речи.
1. Прятки.
Задание направлено на выяснение понимания и активное использование ребенком предлогов (между, из-за, из-под).
Оборудование: игрушки — зайка, две машинки.
Методика обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы, например: «Спрячь зайку между машинками. Куда спрятал зайку? Спрячь зайку за машинку. Откуда выглядывает зайка?»
Фиксируются: понимание инструкции; понимание и употребление ребенком предлогов.
2. Угадай чего нет
Задание направлено на выявление умения образовывать имена существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.
Оборудование: картинки со следующими изображениями: глаз — глаза, ведро — ведра, рот — рты, лев — львы, перо — перья, окно — окна, ухо — уши, дерево — деревья, стол — столы, лист — листья, кресло — кресла, дом — дома.
Методика обследования: ребенку показывают картинки и просят назвать то, что на них изображено, в единственном и во множественном числе. Если ребенок справился с первой частью задания, то ему предлагают ответить на вопросы:
У тебя ведра, у меня нет (чего?) ... (ведер).
У тебя львы, у меня нет (кого?) ... (львов).
У тебя деревья, у меня нет (чего?) ... (деревьев).
У тебя яблоки, у меня нет (чего?) ... (яблок).
У тебя кресла, у меня нет (чего?) ... (кресел).
Информация о работе Готовность к школьному обучению детей с ОНР