Формирование временных представлений на уроках математики в начальной школе по программе "Школа России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании методики изучения темы «Время. Измерение времени» на уроках математики в начальной школе по программе «Школа России».
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы формирования временных представлений на уроках математики в начальной школе: понятие величины, виды величин, аксиомы положительных скалярных величин, особенности измерения величин, историю изучения величины «время».
2.. Рассмотреть величины, изучаемые в начальной школе.

Содержание

1. Теоретические основы формирования временных представлений на уроках математики в начальной школе по программе «Школа России»
1.1 Понятие величины. Измерение величин
1.2 История изучения величины «время»
1.3 Величины, изучаемые в начальной школе
1.4 Особенности математического блока УМК «Школа России»
2. Методические аспекты формирования временных представлений на уроках математики в начальной школе по программе «Школа России»
2.1 Методика формирования временных представлений в начальном курсе математики по программе «Школа России»
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

MOYa_DIPLOMNAYa.docx

— 487.53 Кб (Скачать)

4. Чтение текста учебника, стр. 52.

Рассмотри рисунки на полях и скажи, какое время показывают каждые часы. Ты знаешь, что в сутках 24 часа. Но на циферблате часов стоят числа от 1 до 12. Поэтому, иногда приходится уточнять, например, «7 часов вечера» или «7 часов утра». Удобно вести счёт от начала суток до их конца. Начало суток — 0 часов. От 0 часов до 12 часов проходит первая половина суток. Через час после12 часов дня будет13 часов (или 1 час дня), ещё через час — 14 часов (или 2 часа дня) и т.д. Когда пройдёт 24 часа от начала суток, часы снова покажут 0 часов.

5. Выполнение заданий: № 256 - № 259 (устно); № 260 (письменно). (с.52)

256. В котором часу ты встаёшь? Когда ты идёшь школу? В котором часу ложишься спать?

257. Сколько времени прошло от начала суток, если сейчас 2 ч ночи? 9 ч утра? 3 ч дня?

258. Как сказать по-другому, сколько сейчас времени:

1) 16 ч, 20 ч, 21 ч 40 мин; 2) четверть пятого, половина первого, без четверти семь?

259. Какое время показывают электронные часы? Какое это время суток?

260. Вырази:

1) в часах: 2 сут, 10 сут 12 ч, 120 мин;

2) в сутках: 48 ч, 72 ч, 96 ч, 2 недели;

3) в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес;

4) в годах: 24 мес, 60 мес, 84 мес, 96 мес.

III. Работа над пройденным материалом

1. Решение уравнений: № 261. (с.52)

261. Сравни: уравнения каждой пары; их решения:

х·10 = 45 000 х:100 = 4 000 х + 190 = 400

100·х= 45 000 4 000:х = 100 х-190 = 400

2. Решение задач: № 262, № 263. (с.52)

262. Из 1 ц свежих яблок получилось 16 кг сушёных. На сколько килограммов масса сушёных яблок меньше массы свежих?

263. Масса бутылки с маслом 600 г, масса пустой бутылки — 100 г. Сколько граммов масла можно на лить в 10 таких бутылок?

3. Решение примеров: № 264 (1,2 столбики) - можно предложить для самостоятельной работы. (с.52)

264.

6 000: (20·5) · 6 (525-238) · 3

1000: (90: 9) ·100 (517-450) · 9

IV. Домашнее задание: № 264 (3 столбик). (с.52)

(924-207): 3

(413+196): 7

V. Итог урока

Что нового узнали о часах? Какое время суток обозначают часы (используется модель часов)?

УРОК №3

тема «Секунда» (№ 273 - 279)

Цели: ознакомить учащихся с новой для них единицей измерения времени; продолжить работу над сравнением единиц длины, массы, времени; совершенствовать умение решать уравнения, задачи. Оборудование: учителю - секундомер.

Ход урока

I. Устный счет

1. Игра «Молчанка» (Учащимся нужны цифры на карточках)

 

Рис.

 

2. Игра "Узнайте имя сказочного героя!"

-Решить уравнения (устно). Ответы расположить в порядке возрастания:

М 9 + b = 12 1 К п-27 = 8 1

И 8* т = 480 1 А 52: t = 13 1

С 40 -с = 12 1 Н к: 19 = 4 1

Т а-50 = 250 1 Р 4-х = 17 1

(Ответ: 3, 4, 5, 17, 18, 28, 35, 60, 76; Матроскин)

  1. Определите по рисункам, который час:

 

Рис.

 

4. Показать на модели часов, как будут стоять стрелки:

в4ч 15мин., в9ч 48мин., в 15 ч. 55мин., в22ч. 10мин.

II. Работа над новым материалом

1.Работа с часами.

- Посмотрите на наши часы. Сколько у них стрелок? (3)

- Назовите их. (Часовая, минутная и секундная).

- Понаблюдаем, как они движутся. ( Часовая почти не сдвинулась, передвинулась на одно деление, а секундная сделала целый круг)

- Чему равно деление минутной стрелки? (1минута)

-А что сделала за это время секундная стрелка? (Прошло 60 секунд)

- Какой можно сделать вывод? (1 мин=60 секунд)

2. Чтение текста по учебнику, стр. 54.

Рассмотри рисунок 1.

 

Рис.

 

На некоторых часах, кроме часовой и минутной стрелок, есть ещё маленькая стрелка, которая быстро движется по своему маленькому циферблату. Эта стрелка отсчитывает секунды. На рисунке 2 изображён секундомер.

 

Рис.

 

На нём секунды отсчитывает большая стрелка, а маленькая — доли секунды. За 1 мин секундная стрелка делает полный оборот.

- Какая еще стрелка есть на часах? Что она отсчитывает?

- Что больше: минута или секунда? Сколько секунд в 1 минуте?

3. Практическая работа:

- Посчитать, сколько можно сделать шагов за 1 секунду.

- Называть числа по порядку в течение 10 секунд.

4. Знакомство с секундомером.

- На уроках физкультуры вы бегаете на время, выполняете упражнения. Как называется прибор, которым пользуется учитель? ( Секундомер)

- Он тоже похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 минуту, то есть на сколько секунд? И секундную стрелку можно остановить. (Показать детям секундомер.)

5. Выполнение заданий: № 273 (устно); № 274 (письменно). (с.54)

273. На соревнованиях спортсмен пробежал дистанцию 800 м за 1 мин 45 с. Сколько это секунд?

274. Вырази:

1) в секундах: 1 мин 30 с, 1 мин 50 с;

2) в метрах: 24 км, 300 см, 65 000 мм;

3) в килограммах: 9 т, 2 т 056 кг, 8 000 г, 3 000 г, 6 ц 05 кг, 73 ц 50 кг.

6. Решение задачи № 275. (с.54)

275. Кинокамера делает 32 снимка за 2 с. Сколько снимков сделает эта кинокамера за 10 с?

III. Работа над пройденным материалом

  1. Сравнение величин: № 276. (с.54)

276. Поставь знак > или <, чтобы получились верные неравенства:

2 ч * 80 мин 9 м 3 дм * 903 дм

6 а 50 м2*700 м2 8 ц*740 кг

2. Задача № 277: (с.54)

277. В детский сад привезли 10 ящиков яблок, по 9 в каждом, и 8 одинаковых по массе ящиков слив. Всего привезли 170 кг фруктов. Сколько килограммов слив было в одном ящике? Составь и реши задачу, обратную данной.

 

 

Решение:

1) 9 * 10 = 90 (кг) - яблок привезли в детсад;

2) 170-90 = 80 (кг) - слив привезли в детсад;

3) 80: 8 = 19 (кг) -слив в одном ящике

Ответ: 10 килограммов.

3. Решение уравнений: № 278 (предложить для самостоятельной работы). (с.54)

278. Реши уравнения:

20 007 - х= 20 000 х+ 200 = 3 200

х- 900 =1000 300 + х=5 400

IV. Домашнее задание: к № 277 (обр. задача). Примеры № 279. (с.54)

279. (3 000 + 240) :10 812-398*2 99:11*(3*3)

(5 050-50)*100 669 + 425:5 72: (12*6)*4

V. Итог урока

Назовите единицы времени. Какая единица времени самая маленькая? Что можно измерить в секундах?

УРОК №4

тема «Единицы времени. Век» (№ 280 - 287)

Цели: ознакомить учащихся с новой единицей измерения времени  векам; закреплять знания величин; повторить связь между величинами цена, количество, стоимость.

Ход урока

I. Самостоятельная работа

Вариант I

1) Выполните действия (устно), в тетради запишите только ответы:

311-6 150*4 150-75 207*2

512-8 250*2 220-8 405*2

2) Сравните числа и поставьте знак >, < или =:

2 т 4ц ... 2 т 400 кг 7 дм 6 см ... 7 дм 80 см Вариант II

1) Выполните действия (устно), в тетради запишите только ответы:

98*10 750- 560 990:3 37- 29

640*2 44 + 38 72:3 540-8

2) Сравните числа и поставьте знак >, < или =:

2 см 4 мм ... 3 см 9 км 040 м ... 9 км 009м

Проверка: «Проверьте себя»:

а) Ответы первого столбика: 305, 504, 75, 212;

б) Ответы второго столбика: 600, 500, 414, 810;

в) ответы третьего столбика: 950, 320, 330, 24;

г) ответы четвертого столбика: 190, 82, 8, 532.

- Используя сигнальные карточки со знаками, проверьте выполнение заданий на сравнение чисел.

II. Работа над новым материалом

1. Игра «Который час?»

Сделал еж в подарок белке

Очень странные часы:

Цифр нет, и только стрелки

Растопырили усы.

Все равно довольна белка,

Вот что значит острый глаз!

Ну а ты, скажи, сумел бы

Узнавать, который час?

2. Задание с моделью часов.

- Как стоят стрелки в 12 часов?

- На сколько передвинется часовая стрелка, если минутная сделает 3 полных оборота? Как будут расположены стрелки?

- Какой угол - прямой, острый или тупой - образуют стрелки часов, если сейчас: а) 2 ч; б) 4 ч; в) 5 ч; г) 7 ч; д) 11 ч; е) 9 ч?

3. Знакомство с новой единицей времени.

- Назовите в порядке возрастания знакомые вам единицы времени.

( Ответы детей)

- Существует ещё одна крупная единица времени, в народе её называют «столетие».

-Как вы думаете, сколько лет она объединяют? (100лет).

- Ещё её называют век. Чему равен 1 век? (100годам).

- Век - более крупная единица измерения времени, чем год (Век -100 лет). Веками измеряются длительные периоды в истории стран, городов, жизнь некоторых деревьев и животных.

- А в каком веке мы с вами живём?

№ 280: (с.55)

280. Рассмотри чертеж. Века (столетия) изображены отрезками на числовом луче. Найди точку, показывающую конец четвёртого века, восемнадцатого века, двадцатого века.

 

 

- Чертеж позволяет находить отрезки, обозначающие: 1 век 4 века, 20 веков и т.п.

На форзаце дана шкала XX века с иллюстрациями семьи и отмеченными точками, соответствующими году рождения каждого члена семьи. (Важно, чтобы дети поняли следующее: XX век - это значит, что прошло 19 веков и идет следующая, двадцатая сотня лет).

Вопросы:

- Какие годы находятся между черточками 19 век и 20 век?

- Какой сейчас год?

- Сколько веков уже прошло?

- К какому веку относится эта дата?

4. Выполнение задания по учебнику: № 281 - № 284. (с.55)

281. Сколько лет в 3 веках? в 10 веках? в 19 веках? Сколько веков составляют 600 лет? 1 100 лет? 1 700 лет? 2 000 лет?

282. Москва основана в 1147 году. В каком веке она основана?

283. А. С. Пушкин родился в 1799 году, а умер в 1837 году. В каком веке он родился и в каком умер?

284. 1) Рассмотри на полях часть ленты времени, относящуюся к двадцатому веку, и узнай, на сколько лет бабушка моложе дедушки, папа старше мамы, сестрёнка моложе брата. 2) Используя тот же рисунок, покажи, какой сейчас год; какой был год, когда ты родился; когда ты поступил в школу.

III. Работа над пройденным материалом

1. Построение прямоугольника и нахождение его площади и периметра: № 285. (с.55)

285. Начерти прямоугольник со сторонами 1 дм и 1 см. Найди его площадь и периметр.

2. Заполните таблицу:

 

Таблица

Цена

60

90

   

15

30

Количество

4

5

6

7

   

Стоимость

   

420

560

90

90


Рис.

 

- Объясните, как можно узнать цену (количество, стоимость), если известны две другие величины?

3. Решение примеров: № 287 (1). (с.55)

287. 1) (940 + 50) :10- 86 *0

(600 675- 675) :1 000:10

8*79 + 21*8

5*193-93*5

IV. Домашнее задание: № 287 (2). (с.55)

2) 14 800:100 + 300

(705 487-5 487) :1 000*10

(563+ 213): 8

614+774:9

V. Итог урока

Какая есть крупная единица времени? Сколько лет в одном веке? Когда родился наш город? Какой это век?

УРОК №5

тема «Таблица единиц времени» (№ 288 - 292)

Цель: обобщить знания единиц измерения времени, составить таблицу соотношений между единицами времени.

Ход урока

I. Устные упражнения

1. Заполните таблицу:

 

Таблица

За

а

а*20

а * 100

а * 1000

84

       

150

       

 

2. Выразите в метрах:

3 км, 2 км 569м, 7 км 207 м, 9 км 045 м.

Информация о работе Формирование временных представлений на уроках математики в начальной школе по программе "Школа России"