Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:16, реферат
В работе рассмотрены атомисчическая, континуальная и математическая программа.
Термин античность (от лат. Antiquus - древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения. Тогда же появились понятия "античная история", "античная культура", "античное искусство", "античный город" и т.д. Понятие "древнегреческая наука", вероятно, впервые было обосновано П. Таннери в конце XIX в., а понятие "античная наука" - С.Я.Лурье в 30-х годах ХХ в. В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д.Рожанского.
И.Д. Рожанский выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории.
1.
Наука - как род деятельности
по приобретению новых знаний.
Для осуществления такой
2. Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания.
3. Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний.
4.
Систематичность (системность)
Существует следующая периодизация античной науки:
Первый период - период ранней греческой науки, получивший у древних авторов наименование науки "о природе". Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля.
Второй
период - эллинистические науки. Это
период дифференциации наук. Процесс
дисциплинарного дробления “
Третий
период - период постепенного упадка античной
науки. Хотя к этому времени относятся
работы Птолемея, Диофена, Галена и др.,
но все же в первые века нашей эры наблюдается
усиление регрессивных тенденций, связанных
с ростом иррационализма, появлением оккультных
дисциплин, возрождением попыток синкретичного
объединения науки и философии.
1.
Научные программы античности
1.1
Математическая программа
Это очень интересное и загадочное явление греческой философии. Пифагорейская школа возникла как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения. Их целью было достижения определенного типа жизни, основанного на самоуглублении. Учение воспринималось как тайна, знать которую дозволялось лишь адептам и разглашение которой строжайше запрещалось – лишь после смерти Пифагора это сделал его последователь Филолай, из-за нужды обнародовавший три книги пифагорейцев.
В то время как в других сектах для того, чтобы высвободить душу из тела и соединить ее с божеством, использовали мистические средства, применяя музыку и танцы, которые приводили человека в состояние экзальтации, Пифагор делал упор на аскетической жизни и научных исследованиях. В V в. в союзе произошел раскол на «акусматиков» и «математиков». «Акусматики» желали придерживаться в союзе орфического духа и примыкали к его мистическим и сакральным направлениям; «математики», не нарушая связей и веры акусматиков, желали, однако, быть прежде всего людьми науки и в этой сфере деятельности служить союзу. У первых преобладала вера в мистические таинства, а у вторых – стремление к рациональному объяснению действительности. Последние, «математики», и превратили религиозный союз в научную школу.
Идея первоначала. Пифагорейцы были первыми математиками, и поскольку числа – первые начала в математике, то они и распространили их на весь мир. По их мнению, в основе всего лежит математическая регулярность – время, пространство, циклы биологического развития, музыку и т.д. можно представить как определенное числовое соответствие. Важно, что под числом пифагорейцы понимали не абстракцию: числа были для античного мышления реальными, даже более реальными, чем вещи, и в этом смысле понимались как начала всех вещей. Числа – это реальность, физис вещей, проявляющийся в геометрических формах: единица равна точке; два – линии; три – треугольнику; четыре – пирамиде. Эти фигуры – основы реальности. Далее: пять – обозначает характеристики физических тел, в частности, цвет; шесть – жизнь; семь – душу; восемь – любовь; девять – справедливость; десять – совершенство Вселенной. Пифагорейцы пытаются построить идеальный мир вечных сущностей, чтобы затем вывести все сущее из него, поэтому мир (и все вещи) у них не состоит из числа, а подобны ему: вещи существуют, подражая числам.
Философия числа. По мнению пифагорейцев, числа состоят из двух элементов – определенного и неопределенного. Это связано с тем, что числа образуют некоторое неопределенное множество (1, 2. 3, … n) – их неопределенно сколько, которое потом само себя определяет и ограничивает – каждое число в отдельности и группа чисел определены и конкретны.. Т.е. число составляют два элемента – 1) неопределенный и бесконечный; 2) определенный и ограничивающий. В четных числах доминирует неопределенное (поэтому они менее совершенны), а нечетных – ограниченное. Кроме того, нечетные числа были мужскими и квадратными, а четные – женскими и прямоугольными. Самым совершенным числом мыслилась декада – 10, т.к. 10 =1+2+3+4, кроме того в ней четыре четных и нечетных числа. Число десять объявлялось верхом совершенства.
Идея космоса как порядка. Если мир подобен числу, а число есть порядок (согласование предельных элементов с беспредельными), то все – это порядок. По-гречески порядок – это космос. Мир, в котором господствовали слепые непредсказуемы силы, был преодолен, т.к. число вызывало порядок, рациональность и истину. Если мы познали число, то познаем и подражающий ему космос.
Значение
пифагорейцев. В первую очередь исследованиями
пифагорейцев были связаны известные
концепции, а именно: теория числа, понятого
как начало мира, и убеждение в гармоничности
мира. Также в учении пифагорейцев нам
важно подчеркнуть единство математики
и философии, что привело к тому, что числа
(и – шире говоря – все математические
структуры и отношения вообще) получили
статус самостоятельного предмета исследования,
а философия обрела новую интуицию, новый
поворот мысли к чистому и совершенному
идеальному.
1.2
Корпускулярная атомистическая
программа
Теория
атомизма возникла благодаря двум философам,
взгляды которых разделить
Демокрит из Абдеры жил приблизительно в 460–360 гг. до н. э. Он был выдающимся ученым во многих отраслях знаний. Во времена Тиберия 60 работ Демокрита были изданы Трасиллом, в 15 тетралогиях. Все эти работы погибли. Среди них были труды по этике, теории Вселенной, трактаты о планетах, о природе, о сущности человека, о душе, о форме, о цвете, логический трактат, или канон, работы по математике, астрономии, географии, статьи о ритме и гармонии, о поэзии, грамматике, календарях, технике, медицине, агрономии, воспитании и военной стратегии. Некоторые из этих тем были разработаны Демокритом впервые. Во времена Демокрита еще не произошло выделение из философии отдельных наук, и он успешно занимался многими разделами научного знания. С точки зрения философии, наиболее важными из его работ были следующие: «Великий диакосмос», «Малый диакосмос» и «О логике, или Мерило». Даже из этого перечня видно, что он был выдающимся ученым, мыслящим конкретно и пластично. Во всех случаях обращения к предмету исследования он предлагал наиболее простую и наиболее естественную теорию.
1. Атомистическая теория бытия. Атомисты исходили из учения Парменида о неизменности бытия, но пришли к иным результатам. Они не считали возможным, чтобы теории о строении бытия находились в противоречии с наблюдаемыми явлениями, с результатам опыта. Тем самым, как говорил Аристотель, они сделали возможной физику, заложили основы для науки, понимаемой как теория, объясненная через принципы и подтвержденная опытом.
Эта методическая установка привела их к следующему выводу: материя состоит из атомов. Атомы в их системе взглядов соответствовали стихиям Эмпедокла и зародышам в соответствующей теории Анаксагора. Как указывает сам греческий термин, атомы – неделимые частицы, которые, по мнению элеатов, неизменны; они перемещаются в пространстве, создавая всякий раз изменяющийся, новый облик мира. Легенда повествует о том, что на идею атомистического строения материи Левкиппа натолкнуло наблюдение пылинок, играющих в луче света.
Свойства атомов: материальность (из них состоят все вещи), неделимость (сами атомы ни из чего не состоят), интеллигибельность (они умозримы, их нельзя увидеть глазами), обладание исключительно количественными характеристиками, по которым они и отличаются друг от друга (к этим характеристикам относятся форма, порядок и положение), бесконечное количество, вечность, постоянное движение. На основе этих положений были высказаны следующие идеи:
А)
Обоснование
Б) Идея единства бытия: бытие по своей сущности едино, поскольку все сущее состоит из атомов и несет в себе все их свойства, бытийствует по их законам.
В) Идея небытия. Очевидно, что существуют тела. А в чем и где они, эти тела? По мысли атомистов – в пустоте. Как понять пустоту? Есть тела более проницаемые и менее проницаемые: сквозь последние невозможно "пройти", не разрушив их, тогда как между первыми телами "пройти" можно. Атомисты были убеждены, что в обоих случаях речь идет о материальном, но только двух принципиально разных родов: в одном случае это атомы (конгломераты атомов), в другом – их отсутствие, т.е. пустота. Благодаря атомам образуются тела и телесно-вещественные состояния. Благодаря пустоте существует нечто такое, "во что" помещаются тела. Тела и вещи, вещественные состояния, составленные из атомов, именуются бытием, а пустота – небытием. Но пустота – материальное небытие, не более чем вместилище атомов, причем совершенно нейтральное. Единственная "функция" пустоты – "вмещать" атомы и не препятствовать, а, наоборот, помогать атомам "располагаться", сталкиваться, носиться в пустоте, сцепляться друг с другом. Пустоту тоже нельзя ощутить, как нельзя ощутить атом.
Г) Обоснование движения в бытии. Движение присуще атомам от природы, это вечное свойство вечных атомов. Именно ради обоснования движения вводится идея пустоты (небытия) – двигаться можно только в чем-то «незаполненном». Движение – это прежде всего возникновение и уничтожение тел. Возникают тела благодаря своеобразному сочетанию атомов, а уничтожаются потому, что эти соединения распадаются; атомы затем образуют какие-то новые соединения. Таким образом проблема рождения и смерти материальных тел, важнейшая для древнегреческой философии, убедительно решалась на основе атомистической концепции объяснения.
Д)
Идея вечности бытия. Благодаря этой
концепции оказалось возможным
объяснить и то, почему, несмотря
на рождение и смерть отдельных тел,
мир в целом остается существовать,
сохраняются и его относительно
стабильные целостности. Скажем, отдельные
люди рождаются и умирают, а человеческий
род продолжает существование. Разгадка
в том, что люди, умирая, переходят
в какие-то другие атомные состояния
– распадаются сцепления
2.
Атомистическая теория
Как мы видели, одним из результатов учения о знании, развитого элеатами, был скептицизм в отношении чувственного знания и резкий разрыв между данными чувственных восприятий и результатами мышления. Поскольку достоверное знание об истинно сущем возможно, знание это, по учению элеатов, может быть только постижением ума. Напротив, чувственные восприятия дают лишь недостоверное, шаткое мнение.
Атомисты в этом вопросе выступили против представителей элейской школы. Не менее четко, чем последователи Парменида, они сохраняют различение знания чувственного и интеллектуального. Так же, как элеаты, атомисты утверждают, что чувствам недоступно непосредственное постижение истинно сущих элементов бытия, т. е. атомов. К убеждению в существовании атомов и к определению присущих им свойств приводит ум. Но при этом элеаты полагали, что познание, достигаемое умом, совершенно противоположно чувственным восприятиям. Напротив, атомисты видят в познании посредством ума не противоположность чувственным восприятиям, а их продолжение и углубление, уточнение. Достоверность интеллектуального познания имеет источник в том же чувственном восприятии. Сохранился отрывок из сочинения Демокрита, в котором изображался в форме диалога спор ума с ощущениями. Сначала ум провозглашает чувственно воспринимаемые явления обманчивыми, но затем ощущения указывают, что основа доказательства ума в тех же ощущениях, и, таким образом, торжество ума, кичливо вознесшегося над чувствами, оказывается его поражением.