Формирование научных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:16, реферат

Описание работы

В работе рассмотрены атомисчическая, континуальная и математическая программа.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.62 Кб (Скачать)
 

     Термин античность (от лат. Antiquus - древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения. Тогда же появились понятия "античная история", "античная культура", "античное искусство", "античный город" и т.д. Понятие "древнегреческая наука", вероятно, впервые было обосновано П. Таннери в конце XIX в., а понятие "античная наука" - С.Я.Лурье в 30-х годах ХХ в. В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д.Рожанского.

     И.Д. Рожанский выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории.

     1. Наука - как род деятельности  по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности  необходимы определенные условия:  специальная категория людей;  средства для ее осуществления  и достаточно развитые способы  фиксации знаний.

     2. Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания.

     3. Рациональный характер науки,  что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний.

     4. Систематичность (системность) научных  знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы  до обоснованной теории.

     Существует  следующая периодизация античной науки:

     Первый  период - период ранней греческой науки, получивший у древних авторов  наименование науки "о природе". Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля.

     Второй  период - эллинистические науки. Это  период дифференциации наук. Процесс  дисциплинарного дробления “единой  науки” начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой  метода дедукции произошло обособление  математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии. В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки “о природе”. Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины - геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика. Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III - II вв. до н.э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени.

     Третий  период - период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся  работы Птолемея, Диофена, Галена и др., но все же в первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма, появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии. 

 

     1. Научные программы античности 

     1.1 Математическая программа Пифагора 

     Это очень интересное и загадочное явление  греческой философии. Пифагорейская  школа возникла как некое братство или религиозный орден, подчиненный  строгим правилам общежития и  поведения. Их целью было достижения определенного типа жизни, основанного  на самоуглублении. Учение воспринималось как тайна, знать которую дозволялось  лишь адептам и разглашение которой  строжайше запрещалось – лишь после смерти Пифагора это сделал его последователь Филолай, из-за нужды обнародовавший три книги пифагорейцев.

     В то время как в других сектах для  того, чтобы высвободить душу из тела и соединить ее с божеством, использовали мистические средства, применяя музыку и танцы, которые  приводили человека в состояние  экзальтации, Пифагор делал упор на аскетической жизни и научных  исследованиях. В V в. в союзе произошел  раскол на «акусматиков» и «математиков». «Акусматики» желали придерживаться в союзе орфического духа и примыкали к его мистическим и сакральным направлениям; «математики», не нарушая связей и веры акусматиков, желали, однако, быть прежде всего людьми науки и в этой сфере деятельности служить союзу. У первых преобладала вера в мистические таинства, а у вторых – стремление к рациональному объяснению действительности. Последние, «математики», и превратили религиозный союз в научную школу.

     Идея  первоначала. Пифагорейцы были первыми  математиками, и поскольку числа  – первые начала в математике, то они и распространили их на весь мир. По их мнению, в основе всего  лежит математическая регулярность – время, пространство, циклы биологического развития, музыку и т.д. можно представить  как определенное числовое соответствие. Важно, что под числом пифагорейцы  понимали не абстракцию: числа были для античного мышления реальными, даже более реальными, чем вещи, и в этом смысле понимались как начала всех вещей. Числа – это реальность, физис вещей, проявляющийся в геометрических формах: единица равна точке; два – линии; три – треугольнику; четыре – пирамиде. Эти фигуры – основы реальности. Далее: пять – обозначает характеристики физических тел, в частности, цвет; шесть – жизнь; семь – душу; восемь – любовь; девять – справедливость; десять – совершенство Вселенной. Пифагорейцы пытаются построить идеальный мир вечных сущностей, чтобы затем вывести все сущее из него, поэтому мир (и все вещи) у них не состоит из числа, а подобны ему: вещи существуют, подражая числам.

     Философия числа. По мнению пифагорейцев, числа  состоят из двух элементов – определенного  и неопределенного. Это связано  с тем, что числа образуют некоторое  неопределенное множество (1, 2. 3, … n) –  их неопределенно сколько, которое  потом само себя определяет и ограничивает – каждое число в отдельности  и группа чисел определены и конкретны.. Т.е. число составляют два элемента – 1) неопределенный и бесконечный; 2) определенный и ограничивающий. В четных числах доминирует неопределенное (поэтому они менее совершенны), а нечетных – ограниченное. Кроме того, нечетные числа были мужскими и квадратными, а четные – женскими и прямоугольными. Самым совершенным числом мыслилась декада – 10, т.к. 10 =1+2+3+4, кроме того в ней четыре четных и нечетных числа. Число десять объявлялось верхом совершенства.

     Идея  космоса как порядка. Если мир  подобен числу, а число есть порядок (согласование предельных элементов  с беспредельными), то все – это порядок. По-гречески порядок – это космос. Мир, в котором господствовали слепые непредсказуемы силы, был преодолен, т.к. число вызывало порядок, рациональность и истину. Если мы познали число, то познаем и подражающий ему космос.

     Значение  пифагорейцев. В первую очередь исследованиями пифагорейцев были связаны известные  концепции, а именно: теория числа, понятого как начало мира, и убеждение в гармоничности мира. Также в учении пифагорейцев нам важно подчеркнуть единство математики и философии, что привело к тому, что числа (и – шире говоря – все математические структуры и отношения вообще) получили статус самостоятельного предмета исследования, а философия обрела новую интуицию, новый поворот мысли к чистому и совершенному идеальному. 

     1.2 Корпускулярная атомистическая  программа 

     Теория  атомизма возникла благодаря двум философам, взгляды которых разделить достаточно трудно. Мы имеем в виду Левкиппа и его ученика Демокрита. Принципиальная структура и основные понятия и положения были разработаны, как сейчас представляется, Левкиппом. Демокрит же развил теорию и связал ее с опытом. Однако (и это не справедливо) именно с его именем связывается атомистическая теория в европейской философской традиции.

     Демокрит из Абдеры жил приблизительно в 460–360 гг. до н. э. Он был выдающимся ученым во многих отраслях знаний. Во времена Тиберия 60 работ Демокрита были изданы Трасиллом, в 15 тетралогиях. Все эти работы погибли. Среди них были труды по этике, теории Вселенной, трактаты о планетах, о природе, о сущности человека, о душе, о форме, о цвете, логический трактат, или канон, работы по математике, астрономии, географии, статьи о ритме и гармонии, о поэзии, грамматике, календарях, технике, медицине, агрономии, воспитании и военной стратегии. Некоторые из этих тем были разработаны Демокритом впервые. Во времена Демокрита еще не произошло выделение из философии отдельных наук, и он успешно занимался многими разделами научного знания. С точки зрения философии, наиболее важными из его работ были следующие: «Великий диакосмос», «Малый диакосмос» и «О логике, или Мерило». Даже из этого перечня видно, что он был выдающимся ученым, мыслящим конкретно и пластично. Во всех случаях обращения к предмету исследования он предлагал наиболее простую и наиболее естественную теорию.

     1. Атомистическая теория бытия.  Атомисты исходили из учения  Парменида о неизменности бытия, но пришли к иным результатам. Они не считали возможным, чтобы теории о строении бытия находились в противоречии с наблюдаемыми явлениями, с результатам опыта. Тем самым, как говорил Аристотель, они сделали возможной физику, заложили основы для науки, понимаемой как теория, объясненная через принципы и подтвержденная опытом.

     Эта методическая установка привела  их к следующему выводу: материя  состоит из атомов. Атомы в их системе взглядов соответствовали  стихиям Эмпедокла и зародышам  в соответствующей теории Анаксагора. Как указывает сам греческий  термин, атомы – неделимые частицы, которые, по мнению элеатов, неизменны; они перемещаются в пространстве, создавая всякий раз изменяющийся, новый облик мира. Легенда повествует о том, что на идею атомистического  строения материи Левкиппа натолкнуло наблюдение пылинок, играющих в луче света.

     Свойства  атомов: материальность (из них состоят  все вещи), неделимость (сами атомы  ни из чего не состоят), интеллигибельность (они умозримы, их нельзя увидеть глазами), обладание исключительно количественными характеристиками, по которым они и отличаются друг от друга (к этим характеристикам относятся форма, порядок и положение), бесконечное количество, вечность, постоянное движение. На основе этих положений были высказаны следующие идеи:

     А) Обоснование разнокачественности (множественности) в бытии. Элеаты завели философию в тупик, утверждая, что есть только единство и нет множественности, ибо если первоначало нечто целостное, т.е. неразделимо и неразложимо, становится непонятным, откуда берется множество вещей. А вот прибегнув к гипотезе атомов – маленьких взаимодействующих, сцепляющих частиц, множество вещей можно легко объяснить: благодаря почти бесконечному, во всяком случае огромнейшему, числу различных сочетаний атомов образуется множество весьма разнообразных вещей.

     Б) Идея единства бытия: бытие по своей  сущности едино, поскольку все сущее  состоит из атомов и несет в  себе все их свойства, бытийствует по их законам.

     В) Идея небытия. Очевидно, что существуют тела. А в чем и где они, эти  тела? По мысли атомистов – в  пустоте. Как понять пустоту? Есть тела более проницаемые и менее проницаемые: сквозь последние невозможно "пройти", не разрушив их, тогда как между первыми телами "пройти" можно. Атомисты были убеждены, что в обоих случаях речь идет о материальном, но только двух принципиально разных родов: в одном случае это атомы (конгломераты атомов), в другом – их отсутствие, т.е. пустота. Благодаря атомам образуются тела и телесно-вещественные состояния. Благодаря пустоте существует нечто такое, "во что" помещаются тела. Тела и вещи, вещественные состояния, составленные из атомов, именуются бытием, а пустота – небытием. Но пустота – материальное небытие, не более чем вместилище атомов, причем совершенно нейтральное. Единственная "функция" пустоты – "вмещать" атомы и не препятствовать, а, наоборот, помогать атомам "располагаться", сталкиваться, носиться в пустоте, сцепляться друг с другом. Пустоту тоже нельзя ощутить, как нельзя ощутить атом.

     Г) Обоснование движения в бытии. Движение присуще атомам от природы, это вечное свойство вечных атомов. Именно ради обоснования  движения вводится идея пустоты (небытия) – двигаться можно только в  чем-то «незаполненном». Движение –  это прежде всего возникновение и уничтожение тел. Возникают тела благодаря своеобразному сочетанию атомов, а уничтожаются потому, что эти соединения распадаются; атомы затем образуют какие-то новые соединения. Таким образом проблема рождения и смерти материальных тел, важнейшая для древнегреческой философии, убедительно решалась на основе атомистической концепции объяснения.

     Д) Идея вечности бытия. Благодаря этой концепции оказалось возможным  объяснить и то, почему, несмотря на рождение и смерть отдельных тел, мир в целом остается существовать, сохраняются и его относительно стабильные целостности. Скажем, отдельные  люди рождаются и умирают, а человеческий род продолжает существование. Разгадка в том, что люди, умирая, переходят  в какие-то другие атомные состояния  – распадаются сцепления атомов, их структуры, а сами атомы вечны, они всегда есть, были и будут.

     2. Атомистическая теория познания. В связи с атомистикой Левкиппа и Демокрита находилось их учение о познании. Если атомы обладают математическими качествами (форма, порядок, положение – эти свойства исключительно количественные) и не обладают в то же время чувственно-воспринимаемыми характеристиками, то «на самом деле существуют только атомы и пустота, а сладость и горечь, тепло и цвет являются субъективными, поскольку только в нашем воображении представляется, что существуют ощущаемые характеристики, однако и они в то же время не существуют, а существуют только атомы и пустота». Однако отсюда не следует превосходство рационального познания над чувственным.

     Как мы видели, одним из результатов  учения о знании, развитого элеатами, был скептицизм в отношении чувственного знания и резкий разрыв между данными  чувственных восприятий и результатами мышления. Поскольку достоверное  знание об истинно сущем возможно, знание это, по учению элеатов, может быть только постижением ума. Напротив, чувственные восприятия дают лишь недостоверное, шаткое мнение.

     Атомисты  в этом вопросе выступили против представителей элейской школы. Не менее  четко, чем последователи Парменида, они сохраняют различение знания чувственного и интеллектуального. Так же, как элеаты, атомисты утверждают, что чувствам недоступно непосредственное постижение истинно сущих элементов бытия, т. е. атомов. К убеждению в существовании атомов и к определению присущих им свойств приводит ум. Но при этом элеаты полагали, что познание, достигаемое умом, совершенно противоположно чувственным восприятиям. Напротив, атомисты видят в познании посредством ума не противоположность чувственным восприятиям, а их продолжение и углубление, уточнение. Достоверность интеллектуального познания имеет источник в том же чувственном восприятии. Сохранился отрывок из сочинения Демокрита, в котором изображался в форме диалога спор ума с ощущениями. Сначала ум провозглашает чувственно воспринимаемые явления обманчивыми, но затем ощущения указывают, что основа доказательства ума в тех же ощущениях, и, таким образом, торжество ума, кичливо вознесшегося над чувствами, оказывается его поражением.

Информация о работе Формирование научных программ