Формирование временных представлений на уроках математики в начальной школе по программе "Школа России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании методики изучения темы «Время. Измерение времени» на уроках математики в начальной школе по программе «Школа России».
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы формирования временных представлений на уроках математики в начальной школе: понятие величины, виды величин, аксиомы положительных скалярных величин, особенности измерения величин, историю изучения величины «время».
2.. Рассмотреть величины, изучаемые в начальной школе.

Содержание

1. Теоретические основы формирования временных представлений на уроках математики в начальной школе по программе «Школа России»
1.1 Понятие величины. Измерение величин
1.2 История изучения величины «время»
1.3 Величины, изучаемые в начальной школе
1.4 Особенности математического блока УМК «Школа России»
2. Методические аспекты формирования временных представлений на уроках математики в начальной школе по программе «Школа России»
2.1 Методика формирования временных представлений в начальном курсе математики по программе «Школа России»
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

MOYa_DIPLOMNAYa.docx

— 487.53 Кб (Скачать)

3. Определено содержание подготовки учащихся по теме «Время. Измерение времени» на уроках математике в начальной школе.

В 1 классе уточняются временные представления детей, проверяется умение использовать в речи слова: сначала, потом, до, после, раньше, позже; знание названий дней недели и их последовательности. Формируется умение определять время по часам с точностью до часа.

Во 2 классе учащиеся должны знать такие единицы времени как час, минута. Соотношение между ними. Уметь определять время по часам с точностью до минуты.

В 3 классе учащиеся должны знать единицы времени как год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Уметь пользоваться календарем и часами.

В 4 классе учащиеся должны знать единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Уметь определять время с помощью табеля-календаря, и модели часов.

4.Описана методика формирования временных представлений в начальном курсе математики по программе «Школа России», эффективность которой подтверждена в ходе проведения опытно-экспериментальной работы.

Основные понятия темы: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, декада, квартал, год, век.

В соответствии с программой «Школа России» знакомство с величиной «время» и единицами ее измерения начинает осуществляться со 2 класса. Однако, учитывая сложность процесса формирования временных представлений, необходимо с 1 класса вести подготовительную работу в этом направлении.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;

должны уметь:

- узнавать время по часам;

- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Время и  мысль. Измерение времени // Полный  энциклопедический справочник. –  М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2002. -480с.

2.Декарт  Р. Сочинения в 2 тт.: Пер. с  лат. и франц. Т. 1 - М.: Мысль, 1989. - 654 с; Т. 2 - М.: Мысль, 1994. - 633 с.

3.Истомина  Н.Б. Методика обучения математике  в начальных классах.- М., 2001.-327с.

4.Казарян  В.П. Понятие времени в структуре  научного знания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 176 с.

5.Колмогоров  А.Н. Величина // Математический энциклопедический  словарь. – М.: Научное изд-во  «Большая Российская энциклопедия», 1995. – 461с.

6.Колягин  Ю.М. Актуальные проблемы развития  отечественной школы // Начальная  школа. -1990. -№ 5.

7.Математика  в понятиях, определениях и терминах. В 2 т. Ч.1. Пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 1978. – 320 с.

8.Методика  преподавания математики в начальных  классах: Вопр. частной методики: Учеб. пособие для студентов-заочников II -IV курсов фак. подгот. учителей нач. классов/ Н. Б. Истомина, Е. И. Мишарева, Р. Н. Шикова, Г. Г. Шмырева; Моск. гос. заоч. пед. ин-т.- М.: Просвещение, 1986.- 127 с.

9.Молчанов  Ю.Б. Проблема времени в современной  науке. - М.: Наука, 1990. - 136 с.

10.Моро М.  И. Математика: Учеб. для 1 кл.: В 2 ч. / М. И. Моро, С. В. Степанова. Часть 1. - М.: АСТ, 2008.- 96с.

11.Моро М.  И. Математика: Учеб. для 1 кл.: В 2 ч. / М. И. Моро, С. В. Степанова. Часть 2. - М.: АСТ, 2008.- 96с.

12.Моро М.И.  Методическое пособие к учебнику  «Математика. 1 класс» / М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова, М. А. Бантова.- М.: АСТ, 2008. - 96 с.

13.Моро М.  И. Математика: Учеб. для 2 кл. / М. И. Моро, Н. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова.- М.: АСТ, 2008. - 144с.

14.Моро М.И.  Методическое пособие к учебнику  «Математика. 2 класс» / М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова, М. А. Бантова.- М.: АСТ, 2008. - 112с.

15.Моро М.И.  Математика: Учеб. для 3 кл.: В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Часть 1.- М.: АСТ, 2008. -104с.

16.Моро М.И.  Математика: Учеб. для 3 кл.: В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Часть 2.- М.: АСТ, 2008. -104с.

17.Моро М.И.  Методическое пособие к учебнику  «Математика. 3 класс» / М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова, М. А. Бантова.- М.: АСТ, 2008. - 118с.

18.Моро М.И.  Математика: Учеб. для 4 кл.: В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Часть 1.- М.: АСТ, 2008. -112с.

19.Моро М.И.  Математика: Учеб. для 4 кл.: В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Часть 2.- М.: АСТ, 2008. -112с.

20.Моро М.И.  Методическое пособие к учебнику  «Математика. 4 класс» / М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова, М. А. Бантова.- М.: АСТ, 2008. - 116с.

21.Моро М.  И. «Тетрадь по математике для  1 класса начальной школы»: № 1, 2 / М. И. Моро, С. И. Волкова.- М.: АСТ, 2008.- 32 с.

22.Моро М.  И. «Тетрадь по математике для  2 класса начальной школы»: № 1, 2 / М. И. Моро, С. И. Волкова. - М.: АСТ, 2008.- 38с.

23.Моро М.  И. «Тетрадь по математике для  3 класса начальной школы»: № 1, 2 / М. И. Моро, С. И. Волкова. - М.: АСТ, 2008- 45с.

24.Моро М.  И. «Тетрадь по математике для  4 класса начальной школы»: № 1, 2 / М. И. Моро, С. И. Волкова.- М.: АСТ, 2008.-34с.

25.Пипуныров  В.Н. История часов с древнейших  времен до наших дней. - М.: Наука, 1982. - 496с.

26.Поморцева  С.В. Опорные лекции по математике (на правах рукописи).

27.Пышкало  А.М., Стойлова Л. П. и др. Теоретические  основы начального курса математики.- М.: Просвещение, 1974. -380с.

28.Фридман  Л.М. Величины и числа. - М.: Просвещение, 2000.-270с.

29.Хасанов  И.А. Время: природа, равномерность,  измерение. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.

30.Холомкина  А. И. Изучение мер времени  // Начальная школа.- 1982.- № 3.

31.Царева  С.Л. Величины в начальном обучении  математике. Новосибирск: НПГУ, 2001.-348с.

32.Шикова  Р.Н. К вопросу об изучении  величин в начальной школе  //Начальная школа.- 2006.- №5.-С.48-53.

 

 

 

Приложение

 

УРОК №1

«Единицы времени. Год» (№250 - 255)

Цели: ознакомить учащихся с новой единицей времени и систематизировать знания единичных отношений между годом и днями; совершенствовать вычислительные навыки.

Ход урока

I. Устный счет

1. Игра «Цепочки»:

 

Рис.

 

2. Вычислите: 29*2 + 26 72 : 3-17 19*2*5

37 + 42*2 63 + 100:4 8*2*25

3. Вставьте пропущенное число:

3 кг25 г = ... г 9м 4 дм = ... дм 1 т 8 ц = ... кг

85 т = ... ц 6 см 5 мм = ... мм 45мм = ... см ... мм

4. Решите задачи:

- В 5 банках 10 литров сока. Сколько литров сока в 72 таких

банках?

- Карандаш стоит 3 руб., ручка в 3 раза дороже карандаша, а тетрадь - на 4 руб. дешевле ручки. Сколько стоит тетрадь? Сможет ли Наташа купить карандаш, ручку и тетрадь, если у нее 25 рублей?

II. Работа над новой темой

1. Изучение времен года.

- А время движется вперёд, у нас продолжается учебный год.

- Какая единица времени прозвучала в строчках? (Год)

- Тема нашего урока: Единицы времени – год. Когда начинается и заканчивается учебный год у школьников? (Сентябрь – май).

- Как долго он длится? (9месяцев)

- А что такое год вообще? В этом нам поможет разобраться сказка В. Даля «Старик-годовик» и календарь. (Чтение сказки)

- Перечислите времена года.

- Назовите месяцы по порядку.

- Сколько в месяце дней (суток)?

- Какой месяц самый короткий?

- Перечислите длинные месяцы.

- Сколько дней в одной неделе?

- Назовите дни недели?

- Сосчитайте, сколько в году суток. Год, когда в феврале 29 суток, называют високосным. Предыдущий был в 2000 году. Когда будет следующий, если они повторяются через 4 года?

2. Ребусы.

 

Рис.

 

В году 365 или 366 суток

3. Выполнение заданий № 250, №251.(с.51)

250. В 1992 г., в 1996 г., в 2000 г. и в 2004 г. в феврале было 29 суток и снова будет столько же, когда пройдёт еще 4 года. В каком году это будет?

251. Во время летних каникул Юра провёл июнь и июль у бабушки, потом на турбазе 2 смены по 12 дней. Сколько дней у Юры длились каникулы, если до занятий осталась ещё 1 неделя?

III. Работа над пройденным материалом

1. Составление выражения по тексту задачи № 252: к : 4-с: 6

252. За 6 м ситца уплатили с р., а за 4 м шерстяной ткани — k р. Составь выражение, которое обозначает, на сколько рублей дороже метр шерстяной ткани, чем метр ситца. (с.51)

  1. Деление с остатком: № 253. (с.51)

253. Выполни деление с остатком и проверь решение: 70:8 80:30 748:7 641:6 738=5

  1. № 254 (самостоятельная работа). (с.51)

254. 23 000 + 25 7 050-7 000   69 875-800-70

18 000 + 350   6 080-6 000    43 546-40 000-40

37 000 + 480   8 090 - 8 040   94 648 - 3 000 -8

IV. Домашнее задание: № 255(с.51)

255. (30 000+1000): 100 109 + 299·3 945:7·6

30 000+1000:100 (940-872)·8 843:3·2

V. Головоломка

Сложите фигуру из 16 палочек. Переложите 4 палочки так, чтобы получилось 4 квадрата.

VI. Итог урока

Назовите все месяцы по порядку. Сколько дней в марте? В сентябре? Сколько дней в году?

Дополнительный материал

Старик-годовик сказка-загадка)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.

Махнул старик- годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семь перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым- светло, махнёт другой – станет темным-темно.

В. Даль

УРОК №2

«Время от 0 часов до 24 часов» (№ 256 - 264)

Цели: продолжить работу по определению времени по часам; научить детей определять по часам время суток и называть время по-разному; совершенствовать вычислительные навыки.

Оборудование: модель часов.

Ход урока

I. Устные упражнения

1. Заполните таблицу:

 

Таблица

а

14

28

40

52

66

98

а+3

           

а 10

           

а-5

           

а: 2

           

 

2. Вставьте пропущенное число:

9 м 4 дм = ... дм 820 ц = ... т

2 cм 2 мм = ... мм 385 кг = ... ц ... кг ... кг= 2 т 70 кг 1 мес. 6 сут. = ... сут.

3 т 4 ц 2 кг = ... кг 46 мес. = ... лет ... мес.

3. Решите задачи:

- Масса кабачка 6 кг. Сколько килограмм в половине кабачка?

- 1/5 часть ленты составляет 10 метров. Какой длины лента?

- Сторона квадрата 8 дм. Чему равен его периметр?

II. Работа над новым материалом

-Мы произносим слово время и глаза невольно смотрят на часы. Что же объединяет время? ( Год, месяцы, недели, сутки, часы, минуты. У каждой единицы свой промежуток времени)

1. Поговорим о сутках. (Модель часов)

- Сколько часов в сутках? (24)

- На сколько равных частей разбит часовой циферблат? Сколько раз часовая стрелка обходит по кругу? На сколько частей разбиты сутки? ( Утро, день, вечер, ночь).

- Так почему кукушка дважды кукует (сообщает) одно и то же количество часов? (Варианты ответов)

- Когда начинается отчёт времени новых суток?

- Когда прекрасная принцесса превратилась в Золушку? Что произошло? (Закончились сутки)

2. Загадка:

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка - только раз,

Та, что выше, - каждый час. (Стрелки часов).

3. Определение времени по рисункам часов.

 

Рис.

 

- Какое время показывают каждые часы? Можно ли определить по этим часам время суток: утро или вечер, день или ночь?

Информация о работе Формирование временных представлений на уроках математики в начальной школе по программе "Школа России"