Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:41, дипломная работа
Цель работы состоит в исследовании методики изучения темы «Время. Измерение времени» на уроках математики в начальной школе по программе «Школа России».
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы формирования временных представлений на уроках математики в начальной школе: понятие величины, виды величин, аксиомы положительных скалярных величин, особенности измерения величин, историю изучения величины «время».
2.. Рассмотреть величины, изучаемые в начальной школе.
1. Теоретические основы формирования временных представлений на уроках математики в начальной школе по программе «Школа России»
1.1 Понятие величины. Измерение величин
1.2 История изучения величины «время»
1.3 Величины, изучаемые в начальной школе
1.4 Особенности математического блока УМК «Школа России»
2. Методические аспекты формирования временных представлений на уроках математики в начальной школе по программе «Школа России»
2.1 Методика формирования временных представлений в начальном курсе математики по программе «Школа России»
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение
3. Определено содержание подготовки учащихся по теме «Время. Измерение времени» на уроках математике в начальной школе.
В 1 классе уточняются временные представления детей, проверяется умение использовать в речи слова: сначала, потом, до, после, раньше, позже; знание названий дней недели и их последовательности. Формируется умение определять время по часам с точностью до часа.
Во 2 классе учащиеся должны знать такие единицы времени как час, минута. Соотношение между ними. Уметь определять время по часам с точностью до минуты.
В 3 классе учащиеся должны знать единицы времени как год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Уметь пользоваться календарем и часами.
В 4 классе учащиеся должны знать единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Уметь определять время с помощью табеля-календаря, и модели часов.
4.Описана методика формирования временных представлений в начальном курсе математики по программе «Школа России», эффективность которой подтверждена в ходе проведения опытно-экспериментальной работы.
Основные понятия темы: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, декада, квартал, год, век.
В соответствии с программой «Школа России» знакомство с величиной «время» и единицами ее измерения начинает осуществляться со 2 класса. Однако, учитывая сложность процесса формирования временных представлений, необходимо с 1 класса вести подготовительную работу в этом направлении.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;
должны уметь:
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Список использованной литературы
1.Время и
мысль. Измерение времени // Полный
энциклопедический справочник. –
М.: Русское энциклопедическое
2.Декарт Р. Сочинения в 2 тт.: Пер. с лат. и франц. Т. 1 - М.: Мысль, 1989. - 654 с; Т. 2 - М.: Мысль, 1994. - 633 с.
3.Истомина
Н.Б. Методика обучения
4.Казарян
В.П. Понятие времени в
5.Колмогоров
А.Н. Величина // Математический
6.Колягин
Ю.М. Актуальные проблемы
7.Математика в понятиях, определениях и терминах. В 2 т. Ч.1. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1978. – 320 с.
8.Методика
преподавания математики в
9.Молчанов
Ю.Б. Проблема времени в
10.Моро М. И. Математика: Учеб. для 1 кл.: В 2 ч. / М. И. Моро, С. В. Степанова. Часть 1. - М.: АСТ, 2008.- 96с.
11.Моро М. И. Математика: Учеб. для 1 кл.: В 2 ч. / М. И. Моро, С. В. Степанова. Часть 2. - М.: АСТ, 2008.- 96с.
12.Моро М.И.
Методическое пособие к
13.Моро М. И. Математика: Учеб. для 2 кл. / М. И. Моро, Н. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова.- М.: АСТ, 2008. - 144с.
14.Моро М.И.
Методическое пособие к
15.Моро М.И. Математика: Учеб. для 3 кл.: В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Часть 1.- М.: АСТ, 2008. -104с.
16.Моро М.И. Математика: Учеб. для 3 кл.: В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Часть 2.- М.: АСТ, 2008. -104с.
17.Моро М.И.
Методическое пособие к
18.Моро М.И. Математика: Учеб. для 4 кл.: В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Часть 1.- М.: АСТ, 2008. -112с.
19.Моро М.И. Математика: Учеб. для 4 кл.: В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Часть 2.- М.: АСТ, 2008. -112с.
20.Моро М.И.
Методическое пособие к
21.Моро М. И. «Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы»: № 1, 2 / М. И. Моро, С. И. Волкова.- М.: АСТ, 2008.- 32 с.
22.Моро М. И. «Тетрадь по математике для 2 класса начальной школы»: № 1, 2 / М. И. Моро, С. И. Волкова. - М.: АСТ, 2008.- 38с.
23.Моро М. И. «Тетрадь по математике для 3 класса начальной школы»: № 1, 2 / М. И. Моро, С. И. Волкова. - М.: АСТ, 2008- 45с.
24.Моро М. И. «Тетрадь по математике для 4 класса начальной школы»: № 1, 2 / М. И. Моро, С. И. Волкова.- М.: АСТ, 2008.-34с.
25.Пипуныров
В.Н. История часов с
26.Поморцева
С.В. Опорные лекции по
27.Пышкало
А.М., Стойлова Л. П. и др. Теоретические
основы начального курса
28.Фридман Л.М. Величины и числа. - М.: Просвещение, 2000.-270с.
29.Хасанов
И.А. Время: природа,
30.Холомкина А. И. Изучение мер времени // Начальная школа.- 1982.- № 3.
31.Царева
С.Л. Величины в начальном
32.Шикова Р.Н. К вопросу об изучении величин в начальной школе //Начальная школа.- 2006.- №5.-С.48-53.
Приложение
УРОК №1
«Единицы времени. Год» (№250 - 255)
Цели: ознакомить учащихся с новой единицей времени и систематизировать знания единичных отношений между годом и днями; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Устный счет
1. Игра «Цепочки»:
Рис.
2. Вычислите: 29*2 + 26 72 : 3-17 19*2*5
37 + 42*2 63 + 100:4 8*2*25
3. Вставьте пропущенное число:
3 кг25 г = ... г 9м 4 дм = ... дм 1 т 8 ц = ... кг
85 т = ... ц 6 см 5 мм = ... мм 45мм = ... см ... мм
4. Решите задачи:
- В 5 банках 10 литров сока. Сколько литров сока в 72 таких
банках?
- Карандаш стоит 3 руб., ручка в 3 раза дороже карандаша, а тетрадь - на 4 руб. дешевле ручки. Сколько стоит тетрадь? Сможет ли Наташа купить карандаш, ручку и тетрадь, если у нее 25 рублей?
II. Работа над новой темой
1. Изучение времен года.
- А время движется вперёд, у нас продолжается учебный год.
- Какая единица времени прозвучала в строчках? (Год)
- Тема нашего урока: Единицы времени – год. Когда начинается и заканчивается учебный год у школьников? (Сентябрь – май).
- Как долго он длится? (9месяцев)
- А что такое год вообще? В этом нам поможет разобраться сказка В. Даля «Старик-годовик» и календарь. (Чтение сказки)
- Перечислите времена года.
- Назовите месяцы по порядку.
- Сколько в месяце дней (суток)?
- Какой месяц самый короткий?
- Перечислите длинные месяцы.
- Сколько дней в одной неделе?
- Назовите дни недели?
- Сосчитайте, сколько в году суток. Год, когда в феврале 29 суток, называют високосным. Предыдущий был в 2000 году. Когда будет следующий, если они повторяются через 4 года?
2. Ребусы.
Рис.
В году 365 или 366 суток
3. Выполнение заданий № 250, №251.(с.51)
250. В 1992 г., в 1996 г., в 2000 г. и в 2004 г. в феврале было 29 суток и снова будет столько же, когда пройдёт еще 4 года. В каком году это будет?
251. Во время летних каникул Юра провёл июнь и июль у бабушки, потом на турбазе 2 смены по 12 дней. Сколько дней у Юры длились каникулы, если до занятий осталась ещё 1 неделя?
III. Работа над пройденным материалом
1. Составление выражения по тексту задачи № 252: к : 4-с: 6
252. За 6 м ситца уплатили с р., а за 4 м шерстяной ткани — k р. Составь выражение, которое обозначает, на сколько рублей дороже метр шерстяной ткани, чем метр ситца. (с.51)
253. Выполни деление с остатком и проверь решение: 70:8 80:30 748:7 641:6 738=5
254. 23 000 + 25 7 050-7 000 69 875-800-70
18 000 + 350 6 080-6 000 43 546-40 000-40
37 000 + 480 8 090 - 8 040 94 648 - 3 000 -8
IV. Домашнее задание: № 255(с.51)
255. (30 000+1000): 100 109 + 299·3 945:7·6
30 000+1000:100 (940-872)·8 843:3·2
V. Головоломка
Сложите фигуру из 16 палочек. Переложите 4 палочки так, чтобы получилось 4 квадрата.
VI. Итог урока
Назовите все месяцы по порядку. Сколько дней в марте? В сентябре? Сколько дней в году?
Дополнительный материал
Старик-годовик сказка-загадка)
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.
Махнул старик- годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семь перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым- светло, махнёт другой – станет темным-темно.
В. Даль
УРОК №2
«Время от 0 часов до 24 часов» (№ 256 - 264)
Цели: продолжить работу по определению времени по часам; научить детей определять по часам время суток и называть время по-разному; совершенствовать вычислительные навыки.
Оборудование: модель часов.
Ход урока
I. Устные упражнения
1. Заполните таблицу:
Таблица
а |
14 |
28 |
40 |
52 |
66 |
98 |
а+3 |
||||||
а 10 |
||||||
а-5 |
||||||
а: 2 |
2. Вставьте пропущенное число:
9 м 4 дм = ... дм 820 ц = ... т
2 cм 2 мм = ... мм 385 кг = ... ц ... кг ... кг= 2 т 70 кг 1 мес. 6 сут. = ... сут.
3 т 4 ц 2 кг = ... кг 46 мес. = ... лет ... мес.
3. Решите задачи:
- Масса кабачка 6 кг. Сколько килограмм в половине кабачка?
- 1/5 часть ленты составляет 10 метров. Какой длины лента?
- Сторона квадрата 8 дм. Чему равен его периметр?
II. Работа над новым материалом
-Мы произносим слово время и глаза невольно смотрят на часы. Что же объединяет время? ( Год, месяцы, недели, сутки, часы, минуты. У каждой единицы свой промежуток времени)
1. Поговорим о сутках. (Модель часов)
- Сколько часов в сутках? (24)
- На сколько равных частей разбит часовой циферблат? Сколько раз часовая стрелка обходит по кругу? На сколько частей разбиты сутки? ( Утро, день, вечер, ночь).
- Так почему кукушка дважды кукует (сообщает) одно и то же количество часов? (Варианты ответов)
- Когда начинается отчёт времени новых суток?
- Когда прекрасная принцесса превратилась в Золушку? Что произошло? (Закончились сутки)
2. Загадка:
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка - только раз,
Та, что выше, - каждый час. (Стрелки часов).
3. Определение времени по рисункам часов.
Рис.
- Какое время показывают каждые часы? Можно ли определить по этим часам время суток: утро или вечер, день или ночь?