Формирование временных представлений на уроках математики в начальной школе по программе "Школа России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании методики изучения темы «Время. Измерение времени» на уроках математики в начальной школе по программе «Школа России».
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы формирования временных представлений на уроках математики в начальной школе: понятие величины, виды величин, аксиомы положительных скалярных величин, особенности измерения величин, историю изучения величины «время».
2.. Рассмотреть величины, изучаемые в начальной школе.

Содержание

1. Теоретические основы формирования временных представлений на уроках математики в начальной школе по программе «Школа России»
1.1 Понятие величины. Измерение величин
1.2 История изучения величины «время»
1.3 Величины, изучаемые в начальной школе
1.4 Особенности математического блока УМК «Школа России»
2. Методические аспекты формирования временных представлений на уроках математики в начальной школе по программе «Школа России»
2.1 Методика формирования временных представлений в начальном курсе математики по программе «Школа России»
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

MOYa_DIPLOMNAYa.docx

— 487.53 Кб (Скачать)

 

Из таблицы видно, что количество упражнений с каждым годом возрастает, на наш взгляд, это связано с тем, что к 4 классу учащиеся уже познакомились со всеми единицами измерения времени, и теперь задача учителя состоит в закреплении изученного материала. Следует отметить также разнообразие заданий и регулярность их введения в учебный процесс.

 

2.2 Описание опытно-экспериментальной работы

 

В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы в мае 2010г. на базе 4А класса (в количестве 20 учащихся) в МОУ «Муравьевская средняя общеобразовательная школа» Называевского района Омской области была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла из двух этапов: поискового и контрольного.

1. Поисковый этап

В ходе реализации данного этапа эксперимента были достигнуты следующие результаты:

1. Раскрыты теоретические основы изучения величин в начальной школе.

2. Рассмотрены методические аспекты формирования временных представлений в начальном курсе математики УМК «Школа России».

 

2. Контрольный этап

На данном этапе с целью определения эффективности рассматриваемой методики формирования временных представлений в начальном курсе математики УМК «Школа России» учащимся 4 класса был предложен тест (таблица 3):

 

Таблица 3

Вопрос

Варианты ответа

1

Укажи ложное высказывание:

1) «В году 12 месяцев»;

2) «Февраль – самый короткий  месяц в году»;

3) «Январь – первый месяц  зимы»;

4) «Июль – летний месяц»

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4.

2

Сколько дней в декаде?

1) 5;

2) 7;

3) 10;

4) 30.

3

Укажи месяцы, в которых 30 дней.

1) август, март, май, январь;

2) февраль, май, июнь, июль;

3) апрель, июнь, сентябрь, ноябрь;

4) март, май, июль.

4

В 2004 г. в феврале было 29 суток. В каком году это еще  будет?

1) 2006;

2) 2007;

3) 2008;

4) 2009.

5

Сколько недель пройдет с 15 ноября по 6 декабря?

  1. 2;
  2. 3;
  3. 4;
  4. 5.

6

Сколько полных оборотов сделает  минутная стрелка за 1 час?

  1. 1;
  2. 2;
  3. 3;
  4. 4.

7

Сколько секунд в двух минутах?

1) 60;

2) 100;

3) 120;

4) 200.

8

Укажи верное равенство

1) 333мин=3ч33мин;

2) 240 мин = 4 ч;

3) 100 мин = 10 ч;

4) 60 мин = 600 с

9

Укажи неверное неравенство

1) 2 ч > 60 мин;

2) 180 мин < 7 ч;

3) 60 с > 60 мин;

4) 300 мин< 6 ч

10

Спектакль начался в 13 ч  и продолжался 3 ч 15 мин. Когда закончился этот спектакль?

  1. в 16 ч 15 мин;
  2. в 10 ч 15 мин;
  3. в 15 ч 16 мин;
  4. другой ответ.

11

Найди значение выражения:

5 ч 20 мин – 2 ч 40 мин

1) 280 мин;

2) 760 мин;

3) 320 мин;

4) 160 мин

12

Чему равна треть суток?

  1. 4 ч;
  2. 6 ч;
  3. 8 ч;
  4. 12 ч

13

Часы показывают 8 ч утра. Во сколько раз оставшаяся часть  суток больше прошедшей?

 

14

Реши задачу: «12 мая мама сказала, что поезд, на котором приедет  папа, прибудет в Москву через сутки  и 3 ч. Петя посмотрел на часы – было 17 ч. Когда и в котором часу прибывает этот поезд?»

 

15

Реши задачу: «Поезд проехал 400 км со скоростью 50 км/ч, а на обратном пути это расстояние он проехал в 2 раза быстрее. За сколько часов  это расстояние проехал поезд  на обратном пути?»

 

 

При проведении тестирования были получены следующие результаты (Таблица 4):

 

 

Таблица 4

№ Заданий, количество правильных ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Цель задания

Знание месяцев, их порядка  и продолжительности

Определение декады

Знание продолжительности  месяцев

Понятие високосного года

Определение промежутка времени  между двумя соседними месяцами

Определение времени по часам

Умножение величины на число

Перевод одних единиц измерения  в другие

Сравнение величин

Определение промежутка времени, сложение величин

Вычитание величин

Нахождение доли от числа

Деление величины на число

Определение промежутка времени

Нахождение времени по известному расстоянию и скорости движения объекта

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

2

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

0

0

1

0

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

6

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1

1

10

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

11

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

12

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

0

1

1

0

0

13

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

16

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

18

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

19

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

20

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Б.

18

12

20

17

20

14

20

20

20

20

16

18

17

19

13

%

90

60

100

85

100

70

100

100

100

100

80

90

85

95

65


 

По первому вопросу, наиболее простому, у подавляющего большинства учащихся были правильные ответы. Лишь у двух не было проставлено никакого ответа, т.к. они посчитали все ответы правильными, ошибочно приняв первый месяц в году – январь также за первый месяц зимнего сезона.

Наибольшее количество ошибок было допущено при ответе на второй вопрос. Детям было непонятно слово «декада». Хотя на занятиях данное понятие рассматривалось, но, в отличие от других, более ходовых понятий по теме, специального закрепления по нему не было, этим и объясняется, на наш взгляд, сравнительно большое количество ошибок по этому вопросу.

По третьему вопросу, также относящемуся к числу наиболее простых, у всех учащихся выявлены правильные ответы.

Конечно, это можно объяснить также и тем, что в вариантах ответов все месяцы с 30 днями, за исключением июня в варианте 2, проставлены только в одном варианте, что при прочих равных условиях облегчает учащимся ответ. Однако чтобы правильно ответить на данный вопрос, учащимся нужно знать не один месяц с 30 днями. Следовательно, данный вопрос изученной темы очень хорошо освоен детьми.

В ответах на четвертый вопрос определялось знание того, как соотносится протяженность февраля месяца в днях с периодичностью наступления високосного года. Большинство ответов – правильные, ошибки встречаются лишь единичные и не грубые. №3, №11 и №17 ошиблись, проставив ответ 2) вместо ответа 3), так как вели отсчет от 2004 г. включительно. Большинство правильных ответов объясняется тем, что особенности високосного года специально подробно разбирались на уроке в классе.

В ответах на пятый вопрос, как и в ответах на третий, ни одним учащимся не было допущено ошибки. То есть все учащиеся овладели практическим навыком переведения недель в дни и отсчёта их от конкретной даты, в том числе, с учетом количества дней в данном конкретном месяце.

В ответах на шестой вопрос, казалось бы, очень простой, некоторыми учащимися всё же допущены ошибки. Это объясняется тем, что многие дети в настоящее время пользуются электронными часами без стрелок. Хотя на уроке отрабатывались навыки по работе с часами с циферблатом со стрелками, и большинство детей ответили на данный вопрос правильно

По седьмому вопросу, у учащихся не выявлены затруднения, у всех – правильные ответы. Этот вопрос предполагает владение не только навыком правильного соотношения минут и секунд, но и операциями умножения, т.к. чтобы определить, сколько минут в двух часах, нужно количество минут, имеющееся для одного часа, умножить на два. Так как дети уже проходили тему «Умножение», это не вызвало у них затруднений. Более того, это свидетельствует о том, что все учащиеся овладели умением переводить часы в минуты.

Восьмой вопрос был подобен предыдущему, но здесь учащиеся должны были «пойти» от обратного и применить также полученный ранее навык деления. На прошедших до этого уроках по теме «Время» отрабатывались умения оперировать не десятками и сотнями, а шестью десятками – в соответствии с протяженностью основных временных отрезков, таких, как минута и час. Вопрос строился так, что выбор ответа был для учащихся несколько облегчен: все неверные ответы были результатом деления на десятки, что сразу было очевидно. В итоге у всех – правильные ответы. Таким образом, все учащиеся овладели умением переводить часы в минуты и минуты в секунды, и это главное, как бы базовое достижение по изучению временных представлений по данной программе.

В ответах на девятый вопрос выявлялись умения определять количественные соотношения при переводе часов в минуты и минут в секунды на уровне представления их в виде неравенств. Все учащиеся довольно легко указали неверное неравенство: 60 с > 60 мин. Что подтверждает эффективность усвоения темы.

В ответах на десятый вопрос выявлялись умения совершать арифметические действия с величиной «время» применительно к моделируемой ситуации. У всех детей – правильные ответы. Это очень хороший показатель, т.к. подобные операции детям не раз придется повторять в своей жизни в различных реальных ситуациях.

В ответах на одиннадцатый вопрос также выявлялись умения совершать арифметические действия с величиной «время», но уже без привязки к конкретной моделируемой ситуации. Чтобы правильно ответить на него дети должны были помнить об особенностях измерения времени и хорошо владеть навыками перевода часов в минуты, навыками арифметических действий, навыками умножения. Это более сложное задание, чем все предыдущие. Этим объясняется сравнительно большое количество допущенных ошибок.

В ответах на двенадцатый вопрос выявлялось понимание соотношения понятий «сутки» и «часы». Дети должны были количество часов в сутках – 24 – разделить на три (треть от целого). Правильный ответ «8» выявлен у подавляющего большинства учащихся.

В ответах на тринадцатый вопрос, в отличие от предыдущего, выявлялось не только понимание соотношения понятий «сутки» и «часы», но и умение производить арифметические действия с ними. У большинства учащихся – правильные ответы. Досадные ошибки встречаются лишь у некоторых учащихся. Следующие два вопроса построены как текстовые задачи.

В ответах на четырнадцатый вопрос выявлялось умение решать задачи только на определение величины «время». Многие учащиеся проставили правильный ответ: 13 мая 20 часов. Только один учащийся, видимо допустив досадную ошибку, написал: 13 мая 8 часов.

В ответах на последний вопрос, самый сложный из всех, выявлено приблизительно такое же количество ошибок, как во втором задании. При этом большинство ошибок допущено вследствие невнимательности учащихся при выполнении вычислений. А в целом выявлен правильный ход рассуждений при решении задачи с соотношением величин «скорость», «время», «расстояние». Таким образом, соответствующее умение в целом сформировано.

Следовательно, программный материал, предлагаемый на уроках математики в начальной школе по программе «Школа России», способствует достаточно эффективному формированию временных представлений у учащихся.

 

 

Выводы

 

1. В программе «Школа России» формирование временных представлений осуществляется на протяжении всего времени обучения в начальной школе.

В 1 классе уточняются временные представления детей, проверяется умение использовать в речи слова: сначала, потом, до, после, раньше, позже; знание названий дней недели и их последовательности. Формируется умение определять время по часам с точностью до часа.

Во 2 классе учащиеся должны знать такие единицы времени как час, минута. Соотношение между ними. Уметь определять время по часам с точностью до минуты.

В 3 классе учащиеся должны знать единицы времени как год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Уметь пользоваться календарем и часами.

В 4 классе учащиеся должны знать единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Уметь определять время с помощью табеля-календаря, и модели часов.

2. Проведение опытно-экспериментальной работы позволяет сделать вывод о том, что методика формирования временных представлений у младших школьников, разработанная авторским коллективом под руководством М.И.Моро интересна, доступна и обеспечивает необходимый уровень знаний.

 

 

 

Заключение

 

В ходе поставленных в исследовании задач были достигнуты следующие результаты:

1. Раскрыты теоретические основы формирования временных представлений на уроках математики в начальной школе: понятие величины, виды величин, аксиомы положительных скалярных величин, особенности измерения величин.

2. Рассмотрены величины, изучаемые в начальной школе.

В начальных классах изучаются такие величины как цена, стоимость, масса, емкость, длина, время, скорость площадь и др. Эти величины включены в начальный курс с целью обеспечения практической надобности в измерении длины предметов, площади, массы; для лучшего усвоения нумерации и арифметических действий; для развития пространственных представлений. Большое внимание уделяется решению задач с пропорциональными величинами.

Информация о работе Формирование временных представлений на уроках математики в начальной школе по программе "Школа России"