Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:55, курсовая работа
Задачи исследования:
* выявить место текста в системе языка;
* установить типологию текстов;
* изучить структурные элементы текста;
* дать характеристику системе упражнений по формированию текстовых умений;
* проанализировать учебники по русскому языку для начальной школы на предмет наличия и разнообразия упражнений, направленных на формирование текстовых умений;
* выявить эффективную систему упражнений в одном из учебников (Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко).
Введение……………………………………………………………………...4
Глава 1. Психолингвистические и методические основы формирования текстовых умений в начальной школе…………………………………….……...6
1. Лингвистика текста как область языкознания………………...........6
2. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи………………………………………………………………………..............10
Выводы по первой главе……………………………………...…………...14
Глава 2.Методика формирования текстовых умений у младших школьников…………………………………………………………………………16
2.1. Система упражнений по формированию текстовых умений...............16
2.2. Анализ учебно-методических комплектов Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко…………………………………………....................25
Выводы по второй главе……………………………………………………..34
Заключение………………………………………………..………………….35
Список литературы…………………………………………………………..36
3.Завтрак не состоялся.
Мои раздумья о каникулах.
План.
1.Люблю ли я каникулы? За что?
2.Какие каникулы мне нравятся больше всего? Почему?
Вся представленная работа организуется на текстах различных типов и стилей.
Рассмотрим, как организуется работа по наблюдению за признаками текста в учебно-методическом комплекте Т.Г. Рамзаевой. Понятие текст вводится уже в первом классе.
Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. Определение не раскрывает суть данного понятия: что значит «связаны по смыслу».
Предлагаются упражнения, позволяющие понаблюдать над связью предложений в тексте, но не объясняется, как действовать.
Кот Мурзик хотел её поймать
В банке плавала рыбка.
Он опускал лапу в воду.
Но рыбка только хвостом виляла.
(Первое предложение показано, учащимся необходимо продолжить данную мысль).
У Саши живет попугай Тоша.
Кошка Муська часто сидит у клетки. Она лапкой хочет достать птичку.
Чтобы выполнить данное задание, учащиеся должны владеть знаниями о порядке слов в предложениях русского языка. Они лишь знают, что предложение состоит из слов.
Ёлка в лесу.
Лакомились гостинцами зайцы и птицы.
Петя развесил на ветках бусы из рябины.
Ваня принес морковку.
Ребята нарядили в лесу ёлку.
Предлагая задание данного вида учащимся не объясняется в учебнике, как найти первое предложение. Если такое задание не предусмотрит учитель, дети будут выполнять упражнение на интуитивном уровне.
Упражнения на осознание темы и основной мысли в учебнике также не последовательно представлены. Определение понятия «тема» дается в 3 классе, а задания по озаглавливанию текста предлагаются уже в 1 классе. С понятием основной мысли учащиеся знакомятся в 4 классе, а задания предлагаются уже в 3 классе. Не зная сути понятий, можно предположить, что учащиеся будут выполнять их на интуитивном уровне.
Мы с братом решили сделать кормушку для птиц. Работа закипела. И скоро столик был готов. Утром мы побежали в сад. Хотелось скорее открыть птичью столовую. Кормушку повесили на яблоне. Гости не заставили себя долго ждать!
Данное задание предлагается во втором классе. Возникает ряд вопросов: «Что значит озаглавить?», «Как озаглавить по теме или по основной мысли?».
Шар в окошке.
Коля заболел. Лежит в постели. И никто к нему не придёт. Нельзя.
Смотрит Коля в окно и вдруг видит красный шарик. Постоял шарик к самого стекла и стал прыгать. Это Миша за верёвочку шарик дёргает. А рядом ребята стоят и советы дают. Радостно стало Коле.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
(По А. Митта.)
Понятие план не вводится, но в одном из упражнений в 3 классе показан алгоритм составления текста по плану. Данный план представляет общее направление работы.
Подготовься рассказать о каком-нибудь интересном случае. Составь рассказ по плану.
Итак, в комплекте М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко представлена система упражнений по формированию текстовых умений. Задания даны последовательно, учитывая знания детей на момент предъявления. Перед выполнением упражнения раскрывается способ действия для эффективного его выполнения.
В УМК Т.Г. Рамзаевой упражнения представлены не последовательно. Сначала даются задания, а затем вводятся понятия. Понятие вводится, но суть остается не осознанной. При работе не раскрывается способ действия.
Все
это позволяет сделать вывод
о том, что УМК М.С. Соловейчик,
Н.С. Кузьменко предоставляют
Выводы по второй главе
В данной главе:
Заключение
Цель работы определить содержание и организацию работы по формированию текстовых умений у младших школьников.
Для реализации была проанализирована психологическая, лингвистическая и методическая литература.
Лингвистика текста как самостоятельная научная дисциплина зародилась на рубеже 60 – 70-х годов XX века. В связи с этим существует несколько определений понятия текст: считать ли его единицей языка, стоящей над предложением, или как сугубо речевое явление, т.к. порождается он в процессе коммуникации и является продуктом речевой деятельности?
Информативность, последовательность, цельность и связность, интеграция и завершенность, без понимания сущностных характеристик данных категорий будет затруднена организация работы над текстом в начальной школе.
Наиболее актуальные типы речи, рассматриваемые в школе: повествование, рассуждение, описание.
Характеристика учебно-методических комплектов Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко показали:
Данная характеристика позволяет сделать вывод: УМК М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко представляют большие возможности для полноценной, системной работы по формированию и совершенствованию текстовых умений у младших школьников.
Список литературы
Информация о работе Формирование текстовых умений у младших школьников