Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:55, курсовая работа
Задачи исследования:
* выявить место текста в системе языка;
* установить типологию текстов;
* изучить структурные элементы текста;
* дать характеристику системе упражнений по формированию текстовых умений;
* проанализировать учебники по русскому языку для начальной школы на предмет наличия и разнообразия упражнений, направленных на формирование текстовых умений;
* выявить эффективную систему упражнений в одном из учебников (Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко).
Введение……………………………………………………………………...4
Глава 1. Психолингвистические и методические основы формирования текстовых умений в начальной школе…………………………………….……...6
1. Лингвистика текста как область языкознания………………...........6
2. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи………………………………………………………………………..............10
Выводы по первой главе……………………………………...…………...14
Глава 2.Методика формирования текстовых умений у младших школьников…………………………………………………………………………16
2.1. Система упражнений по формированию текстовых умений...............16
2.2. Анализ учебно-методических комплектов Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко…………………………………………....................25
Выводы по второй главе……………………………………………………..34
Заключение………………………………………………..………………….35
Список литературы…………………………………………………………..36
2.2. Анализ учебно-методических комплектов Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко
Анализ детских высказываний свидетельствует о том, что детей нужно специально учить построению текста, с помощью упражнений формировать текстовые умения.
Возможна ли организация полноценной работы над текстовыми умениями на уроке с использованием заданий учебников? Уделяется ли должное внимание в учебниках становлению комплекса текстовых умений? Насколько последовательно представлены в учебниках упражнения? Учитывается ли в них степень знаний и умений учащихся на момент предъявления того или иного задания, раскрываются ли способы действия для эффективного его выполнения?
Проанализируем с этих позиций учебно-методические комплекты по русскому языку Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Выбор УМК не случаен. Первый из них имеет широкое распространение в школьной практике. Авторы второго заявляют, что в учебниках и тетрадях – задачниках осуществляется целенаправленная работа по формированию текстовых умений.
Рассмотрим сначала, как организуется работа по наблюдению за признаками текста.
В комплекте М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко понятие текст вводится во 2 классе. Однако наблюдения над особенностями текста проводятся на пропедевтическом уровне уже в период обучения грамоте в 1 классе.
В 1 классе уделяется внимание вопросу последовательного изложения. Детей учат находить первое предложение текста.
Найди предложение, которое случайно попало не на свое место. Почему его нужно переставить? Верни предложение на место.
Звали его Пудик. А жил он над окошком, в теплом гнезде. Жил- был воробей.
По М.Горькому
Во 2 классе вводится понятие текст, тема и главная мысль. Школьников учат на основе совокупности признаков отличать текст от набора предложений. В последующих классах задания нацеливают учеников на доказательные ответы.
У бабушки на плите стояла не маленькая кастрюлька, а большая кастрюлища с горячими грибными щами. Ребята даже не бегут, а несутся, будто на тугих парусах.
По
С. Могилевской
Кит – самое большое морское животное. Обезьяны – веселые, смешные зверьки. Все бабочки любят цветочный сок.
Кит самое большое животное. Его длина бывает около 30 метров. Кит плавает как рыба.
Предлагаются задания на раскрытие мысли, заданной в зачине, а также на продолжение предложений в тексте.
Многое
изменилось в жизни
животных с приходом
зимы.
На
берегу речки лес,
в котором водится… .
За лесом поле, где
колосится… . В лесном
озере водится…,
а вокруг растет… .
Под горой бьет… .
В норе живет… За
ней охотится…
В лесу … Скоро
наступит…
Работа над темой и главной мыслью предполагается уже в 1 классе. Термины тема и основная мысль еще не используются.
В методических рекомендациях
говорится, что одним из самых
распространенных приемов
Авторы рекомендуют сначала с помощью вопросов: «О чем рассказывает картинка (говорится в тексте)?» или «Что хотел показать художник (сказать автор)»? – выявлять тему или основную мысль текста, рисунка. Только после полученного от учеников ответа на поставленный вопрос предлагать озаглавливание, должно обязательной установкой: придумать такой заголовок, который бы точно передавал, о чём рассказывает картинка или текст (или: какую мысль хотел выразить автор).
Работа по озаглавливанию представлена в комплекте очень последовательно. Сначала внимание детей акцентируется на основных критериях выбора заголовков (соответствия названия теме или главной мысли), затем раскрываются дополнительные критерии (краткость, яркость).
Дед
сидел на пеньке спиной
ко мне. Вот он взял
свою кленовую дудочку
и заиграл. Он играл,
как будто напевал
грустную песенку.
Ледоход. Тает лед.
Он по речке плывет.
Он от солнышка бежит, он ныряет и дрожит.
Е.
Аксельрод
Ты
любишь весну? Радостное
это время года.
Скоро начнет таять
снег. Все оживет
и будет готовится
ко встрече с теплом,
солнцем. К нам полетят
птицы. Обычно первый
вестник весны – грач.
На бескрайние поля и маленькие полянки лег снег. Они стали гладкой чистой страницей гигантской книги. На таких белых зимних страницах рассказывают о своей нелегкой жизни звери и птицы.
Вдруг видим – белка! Села на задние лапки и смотрит. А потом прыг на дерево.
Я делала уроки. Но вот пришла мама и говорит:
- Снежок пошел!
Я побежала к окну. В воздухе кружились большие мохнатые снежинки. Их было очень много! Они летали, как белые пчелы. Они принесли с собой зиму! Я очень обрадовалась приходу зимы!
1.Ура! Первый снег! 3.Зима идет.
2.Первый снег. 4.Снег.
Прочитай. Найди слова,
которыми лучше
всего озаглавить
этот отрывок.
Внеси их в заглавие.
Работа по систематизации и последовательности изложения сведений в комплекте М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко построена с учетом современных тенденций в методике развития речи. Часто встречающиеся во многих учебниках упражнения по собиранию рассыпанного предложения здесь предлагается выполнять не на интуитивном уровне, а осознанно с опорой на теоретические сведения об актуальном членении предложения. Для этого организуются наблюдения за возможным порядком слов в составленном предложении, предлагается контекст, выводится способ действия по собиранию рассыпанного предложения.
Во втором классе учащимся вводится памятка:
1.Почему ч.с?ть осени золотой?
2.Веточ?ка,
от, лис?тик, оторвался,
и, поплыл, воздух,в.
Чтобы сказать о чём-то подробнее, к предложению, которое служит для выражения мысли добавляют другие предложения и строят текст. Но каждое предложение должно не только соответствовать теме и главной мысли. Оно ещё и своим построением должно помогать читателю понимать развитие мысли. Предложения в тексте должны быть связаны между собой.
Связать предложение с теми, которые идут до него, позволяет порядок слов(4 класс).
1.Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. (шляпа, лежать, на, самый, край, комода)
_________________________
2.Миша подставил к буфету стул, залез на него и открыл дверцы. (сахарница, стоять, буфет, в)
_________________________
!
______________________________
______________________________
При предъявлении заданий по составлению рассказа по плану учащимися раскрывается понятие план и алгоритм составления рассказа по нему.
Представим памятку из учебника М.С. Соловейчик, Н.Г. Кузьменко
Чтобы составить план, нужно:
1. Выделить в тексте части, в которых можно определить, о чём в них говорится.
2.
Назвать каждую часть по её
теме (или главной мысли) и
Названия частей, расположенные в том порядке, как они следуют в тексте, - это и есть план текста. Он помогает излагать мысли последовательно, по порядку. (3 класс)
Работа представлена следующим образом:
Повезло хомяку. Он наткнулся на птичье гнездо.
Вот так находка! Лежат на земле два большущих яйца. Тащи и пируй! Только вот лапками яйцо не захватишь. И за щеку не затолкать.
Возился хомяк, возился, пыхтел, пыхтел. Не получается. Как быть? Догадался!...
1.Будущий завтрак.
2.Почему и кошке не полакомиться?!
Информация о работе Формирование текстовых умений у младших школьников