Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:55, курсовая работа
Задачи исследования:
* выявить место текста в системе языка;
* установить типологию текстов;
* изучить структурные элементы текста;
* дать характеристику системе упражнений по формированию текстовых умений;
* проанализировать учебники по русскому языку для начальной школы на предмет наличия и разнообразия упражнений, направленных на формирование текстовых умений;
* выявить эффективную систему упражнений в одном из учебников (Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко).
Введение……………………………………………………………………...4
Глава 1. Психолингвистические и методические основы формирования текстовых умений в начальной школе…………………………………….……...6
1. Лингвистика текста как область языкознания………………...........6
2. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи………………………………………………………………………..............10
Выводы по первой главе……………………………………...…………...14
Глава 2.Методика формирования текстовых умений у младших школьников…………………………………………………………………………16
2.1. Система упражнений по формированию текстовых умений...............16
2.2. Анализ учебно-методических комплектов Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко…………………………………………....................25
Выводы по второй главе……………………………………………………..34
Заключение………………………………………………..………………….35
Список литературы…………………………………………………………..36
Следовательно, чтобы создать правильный, соответствующий целям и условиям коммуникации текст, нужно стремиться к тому, чтобы были соблюдены следующие условия: «…соответствие содержания текста его названию (заголовку), завершенность по отношению к названию (заголовку), литературная обработанность, характерная для данного функционального стиля, наличие сверхфразовых единств, объединенных разными… типами связи, наличие целенаправленности и прагматической установки».13
Таким
образом, владение понятиями текст, стиль
речи, тип речи необходимо прежде всего
учителю, чтобы он мог осознанно вести
речевую работу, но некоторые лингвистические
знания (в упрощенном виде) нужны и школьникам,
иначе нельзя рассчитывать на становление
у них способности осознанно осуществлять
речевое поведение и контролировать свои
речевые действия
Выводы
по первой главе
В ходе анализа лингвистической и методической литературы:
Знания
перечисленных выше фактов позволяет
целенаправленно системно осуществлять
работу по формированию и совершенствованию
текстовых умений у младших школьников.
2.
Методика формирования
текстовых умений у
младших школьников
2.1.
Система упражнений
по формированию текстовых
умений
«Речевая деятельность… представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)».14
Таким образом, переформулируя приведенное определение, можно сказать, что речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
Совершенствование речевой деятельности школьников предполагает формирование четырех обобщенных умений: а) ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать свою коммуникативную задачу; б) планировать содержание сообщения; в) формулировать собственные мысли и понимать чужие; г) осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера.
Целью обучения, традиционно именуемого развитием речи, является совершенствование у детей основных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма).
Для достижения поставленной цели необходима кропотливая и многоплановая работа.
«Не нужно думать, что развитие речи может быть сведено к развитию устной речи. Все виды речи теснейшим образом связаны. Продвижение в одном направлении тотчас же отзовется и на всех других».15
Для удобства дальнейшего изложения умения, необходимые для создания собственных текстов, распределим по трем группам:
Умение ориентироваться в ситуации общения специально не выделяем, так как оно не формируется изолированно: говорящий или пишущий должен учитывать ситуацию общения (его задачи, условия, адресат) и при планировании содержания, и при оформлении мыслей, и в процессе самоконтроля.
К числу умений необходимых для планирования содержания текста относятся: а) умение осознавать тему высказывания и его основную мысль; б) умение намечать ход развития мысли, возможные микротемы, их последовательность, содержание каждой части.
В методике развития речи существует правило, сформулированное для учеников: работу над сочинением надо начинать с обдумывания формулировки темы.16
Научить младших школьников обдумывать тему создаваемого текста поможет упражнение на сопоставление нескольких похожих, но различных названий. Учащимся предлагается в заголовках найти те слова, которые показывают, чем должны различаться будущие тексты. Такой вид упражнения, как и некоторые другие из приводимых ниже, был рекомендован учителю в книге «Система обучения сочинениям» (под ред. Т.А. Ладыженской).
На некоторых этапах обучения можно проводить не сопоставление тем, а анализ конкретных сведений с точки зрения соответствия рассматриваемой теме. Например: для выставки словесных рисунков после экскурсии создается миниатюра «Осенний наряд нашего парка». После выявления того, о чем и что хотим сказать своей миниатюрой, учитель просит детей решить, какие из предложений, записанных на доске, могут, а какие не могут войти в сочинение.
Другим видом упражнения, помогающим учить школьников вдумываться в тему высказывания, осознавать и проводить основную мысль, является анализ названия будущего сочинения с точки зрения возможных вариантов основной мысли.
Становлению умения осознавать предмет речи и основную мысль высказывания может служить не только работа с предложенными формулировками, но и придумывание собственных заголовков или их выбор из нескольких вариантов. В данном случае мы имеем в виду озаглавливание не текстов, а картин, диапозитивов, серий сюжетных рисунков. Дело в том, что озаглавливание текста – это компонент обучения восприятию высказывания, а мы пока говорим об обучении его порождению.
Картина, рисунок, диапозитивы очень удобны для решения речевых задач тем, что они задают ученику предмет речи, основную мысль, а серия рисунков или диапозитивов еще и определяет последовательность событий. Однако для формирования умения осознавать предмет речи и основную мысль необязательно составлять по картине целый текст, достаточно озаглавить его.
Задание «придумайте заголовок» традиционно для начальных классов. Правда, далеко не всегда оно предлагается методически грамотно. Часто работе недостает целенаправленности – задание не требует от детей обдумывания темы или основной мысли. Если же ученики действуют интуитивно, обучающая ценность упражнения падает, потому что, как говорил Л.В. Щерба, «упражняться можно только в чем –либо известном… Если же правила неизвестны, то и упражняться не в чем».17
Формирование умения раскрывать в высказывании тему и проводить основную мысль осуществляется в процессе анализа текстов, как образцовых, так и негативных. Для этого полезно использовать сначала тексты мастеров слова (писателей), а затем детские сочинения. Цель проводимой беседы – помочь детям убедиться в том, что именно ясное осознание того, о чем и что хочешь сказать, позволяет сделать высказывание хорошо понятным, цельным. Если же тема и основная мысль не осознанны автором, то читающему (слушающему) трудно решить, для чего создавалось высказывание, оно как бы распадается на отдельные предложения. Примеры сочинений для проведения подобных наблюдений.
Вот некоторые задания, которые можно давать учащимся при анализе негативных текстов:
В результате такой работы создается фрагмент отзыва о высказывании ученика.
Формированию названного умения способствует и примерное формулирование учащимися своих замыслов («Что хочу сказать?») перед началом творческой работы.
Обучение
осознанию темы и основной мысли
органично связано с
Для формирования у детей умения планировать последовательность изложения мыслей, систематизировать сведения еще в период обучения грамоте традиционно используются серии сюжетных картинок. Если для работы предлагается не перепутанные картинки, а так называемый деформированный текст (в беспорядке данные предложения), где учащиеся сами должны установить связь между смыслом и порядком предложений, то упражнение выполняет «многослойную» задачу: во – первых, помогает осознать разницу между «понятно – непонятно», что важно при восприятии высказывания; во – вторых, наглядно демонстрирует в действии один из признаков текста; в – третьих, при восстановлении последовательности предложений учит систематизировать сведения, подчиняя их логике развития мысли.
К числу упражнений, обучающих планированию высказывания, можно отнести подготовку различных рабочих материалов: составление предметного плана с проговариванием различных вариантов содержания («О чем можно написать или рассказать, рисуя сегодняшний день?» - «О небе, о солнце, о снеге, о деревьях…»); подготовка полного (развернутого) плана будущего высказывания, иногда с заготовками достаточно обширных рядов синонимических средств, которые могут служить дополнительными опорами для развития мысли в каждой из частей текста.
Одной из разновидностей работы по обучению планированию содержания высказывания является редактирование плана; как правило, такой «испорченный» вариант специально готовит учитель.
Интересным и полезным упражнением может быть целенаправленное сопоставление сведений, которые используют в тексте, например о своем щенке (котенке, хомяке, попугае и т.п.) в разных ситуациях: 1) если нужно сообщить точные сведения, скажем в случае пропажи щенка; 2) если хочется кому – то рассказать о своем любимце, поделиться радостью общения с ним. Сопоставление может быть продолжено, если мы решили: а) описать, как выглядит щенок; б) рассказать о каком – то случае с ним; в) порассуждать о его характере.
Информация о работе Формирование текстовых умений у младших школьников