Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Формирование нравственных качеств одно из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является обязательность развития творческих, духовных и физических возможностей личности формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…6
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования нравственных качеств школьников …………..……………………………..……11
1.1 Разработка вопросов по формированию нравственных качеств
школьников в научно-педагогической литературе……..…...………..……….…11
1.2 Особенности формирования нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы………….…………..25
2 Анализ деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы…….…….37
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....37
2.2 Результативность деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы....45
Заключение………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы……………………………………………...58
Приложение………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Тищенко М.А.doc

— 350.18 Кб (Скачать)
 

   Результаты  второго «среза» по критерию «отношение к нравственным знаниям» представлены на рисунке 4. 

   По  данным таблицы 4 построена диаграмма  рисунок 4.

     

   Рисунок 4 Сформированность отношения к нравственным знаниям учащихся 2 класса гимназии № 97 г. Караганды (2 «срез») 

   По  критерию сформированности нравственного  поведения по данным 1 «среза» представленным в таблице 5, выявлено, что количество учащихся имеющих высокий, средний  и низкий уровни в экспериментальном 2 «Г» классе мало отличается от количества учащихся имеющих эти же уровни в  контрольном 2«В» классе. По результатам 1 среза по критерию «нравственное  поведение» в экспериментальном 2 «Г»  классе количество учащихся с высоким  уровнем составило 6 человек (24%), количество учащихся со средним уровнем – 12 человек (48%), и с низким уровнем  нравственного поведения 7 человек (28 %)

   В контрольном  2 «В» классе, по результатам  первого среза  выявлено, что количество учащихся имеющих высокий уровень  составило 7 человек (28%), количество учащихся со средним уровнем нравственного  поведения 13 человек (52%), и количество учащихся имеющих низкий уровень  нравственного поведения составило 5 человек (20%) (Таблица 5, рисунок 5).  

   Таблица 5

   Результаты  сформированности нравственного поведения  учащихся 2 класса гимназии № 97 г. Караганды (1 «срез») 

Уровни высокий средний низкий
Класс чел. % чел. % чел. %
контрольный 7 28 13 52 5 20
экспериментальный 6 24 12 48 7 28
 

   По  данным таблицы 5  построена диаграмма  рисунок 5.

     

   Рисунок 5 Сформированность нравственного поведения  учащихся 2 класса гимназии № 97 г. Караганды (1«срез») 

   По  данным 2 «среза» по этому же критерию  выявлено, что количество учащихся экспериментальном 2 «Г» классе имеющих  высокий уровень сформированности нравственного поведения  увеличилось  на 3 человека (12%), количество учащихся со средним уровнем сформированности нравственных знаний также увеличилось  на 3 человека (12%) количество учащихся с низким уровнем сформированности отношения к нравственным знаниям  уменьшилось на 5 человек (20%).

   В контрольном  2 «В» классе, по результатам  второго среза  выявлено, что количество учащихся имеющих высокий уровень  сформированности нравственного поведения  увеличилось на 1 человека (4%), количество учащихся со средним уровнем сформированности нравственного поведения также  увеличилось на 1 человека (4%), и количество учащихся имеющих низкий уровень  сформированности отношения к нравственным знаниям уменьшилось на 2 человека (8%). Данные второго среза представлены в таблице 6, рисунок 6. 

   Таблица 6

   Результаты  сформированности «нравственного поведения» учащихся 2 класса гимназии № 97 г. Караганды (2 «срез») 

Уровни высокий средний низкий
Класс чел. % чел. % чел. %
контрольный 8 32 14 56 3 12
экспериментальный 9 36 14 56 2 8
 

   Результаты  второго «среза» по критерию «нравственное  поведение» представлены на рисунке 6. 

   По  данным таблицы 6 построена диаграмма  рисунок 6.

     

   Рисунок 6 Сформированность нравственного поведения» учащихся 2 класса гимназии № 97 г. Караганды (2 «срез») 

   Результаты  сформированности нравственности младших  школьников после проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной  работы, изменились, что может свидетельствовать  об эффективности проведенной серии  внеклассных мероприятий направленных на нравственное воспитание учащихся.

   Количество  учащихся с высоким уровнем сформированности нравственных знаний в экспериментальном 2 «Г» классе  составило 8 учащихся  (32%), со средним уровнем составило 14 человек (56%), с низким уровнем составило 3 человека (12%). Количество учащихся с  высоким уровнем сформированности нравственных знаний в контрольном 2 «В» высокий – 6 человека (24%), средний  – 15 человек (60%), низкий – 4 человек (16%) (Приложение 7, таблица 1).

   Уровень воспитанности учащихся по второму  критерию сформированности отношения  к нравственным нормам были получены такие результаты:

   Количество  учащихся с высоким уровнем сформированности нравственных знаний в экспериментальном 2 «Г» классе  составило 5 учащихся  (25%), со средним уровнем составило 12 человек (60%), с низким уровнем составило 3 человека (15%). Количество учащихся с  высоким уровнем сформированности нравственных знаний в контрольном 2 «В» классе  составило 10 учащихся  (40%), со средним уровнем составило 14 человек (56%), с низким уровнем составило 1 человек (4%) (Приложение 7, таблица 2).

   Результаты  по третьему критерию сформированность нравственного поведения:

   Количество  учащихся с высоким уровнем сформированности нравственного поведения в экспериментальном 2 «Г» классе  составило 9 учащихся  (36%), со средним уровнем составило 14 человек (56%), с низким уровнем составило 2 человека (8%). Количество учащихся с  высоким уровнем сформированности нравственных знаний в контрольном 2 «В» высокий – 8 человека (32%), средний  – 14 человек (56%), низкий – 3 человек (12%) (Приложение 7, таблица 3).

     Проанализировав результаты «срезов», мы можем сделать вывод, что  разработанная нами система внеклассных  мероприятий, направленная на  формирование нравственных качеств  учащихся, была эффективной и  результативной.  

 

   Заключение 
 

   Вступление  Республики Казахстан в новый  социально-экономический этап своего развития, связанный с глубокими  изменениями во всех сферах общества, безусловно, сопровождается сложными процессами перемен, как в общественном, так и в индустриальном сознании. Нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

   Модернизация  образовательной деятельности современной  школы и обозначение приоритета воспитания в государственных документах вызывают необходимость осмысления проблемы формирования нравственных качеств  учащихся в целостной организации  учебно-воспитательного процесса.

   Назрела необходимость в качестве ведущих  аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы  и ценности в жизнедеятельности  людей, поскольку имеет место  нравственное неблагополучие в общественной и школьной среде.

   Сегодня необходимо сосредоточить внимание на том, что ценностные основания  бытия человека отрабатывались веками и всегда были значимы и первостепенны  в обществе. Они выражались в разные периоды жизнедеятельности человечества в постулатах религиозных учений, моральных исканиях мыслителей, традициях  народов и этносов, провозглашались  в различных социальных кодексах поведения людей. Это не случайно, как и не случайно, что смысловой  ключ и ценностные основания жизнедеятельности  человека лежат в плоскости морали, откуда черпает каждый человек свои смыслозначимые основы и символы  жизни. Моральный исток осмысления человеческой жизни на протяжении столетий рассматривался философией и этикой в попытке найти ему единое содержательное определение, в результате чего было выделено и обосновано такое  понятие как «простые нормы нравственности», одинаково значимое для всего  человечества.

   Специальные исследования и педагогический опыт показали, что сегодня назрела  необходимость органичного включения  в учебно-воспитательный процесс  школы системы нравственного  воспитания учащихся, несущей гуманистические  основы общечеловеческих ценностей, их жизнесмысловые аспекты. Это становится на сегодня одним из важнейших  педагогических оснований и принципов  воспитательной политики государства.

   Нравственное  развитие каждого учащегося занимает ведущее  место  в  формировании всесторонне развитой личности, оказывает  огромное влияние   на  умственное и физическое развитие, трудовую подготовку, на  воспитание эстетических чувств и интересов.

   Формирование  нравственных качеств личности состоит  в том, чтобы младшие школьники  овладевали навыками поведения и  продвигались к более высокому уровню, где требуется самостоятельность  принятия решения и нравственный выбор. Успешность в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразия применяемых им методов.

   В работе с младшими школьниками акцент делается на желании быть хорошим, свойственное детям данного возраста, на характерное  для них внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему  моральную оценку, получить оценку окружающих. Учитывается конкретность их мышления, способность к яркой  фантазии, творческая активность, игровая  направленность.

   Анализ  научно-педагогической литературы, опыта  работы педагогов-практиков, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют  сформулировать следующие выводы по теме исследования:

  1. В научно-педагогической литературе большое внимание уделено вопросам формирования представлений о нравственности.  Начался  он изучаться с середины I тысячелетия до н.э. в Древней Греции, Индии. Древние мыслители Сократ, Платон, Аристотель уделяли огромное внимание вопросам нравственности, морали. Появление интереса к данной проблеме было не случайно, а явилось следствием социально-экономического, духовного развития человечества. Первые представления и идеи о нравственности были заключены в основном в различных формах устного народного творчества. Проблема нравственного воспитания представлена в трудах Я.А.Коменского, Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинского, Н.И.Болдырева, Л.А.Регуш, И.С.Марьенко, Ф.Харламова и др.
  2. Одной из актуальных тем современной педагогики является теория и практика формирования нравственных качеств личности  младшего школьника в учебно-воспитательном процессе. Внеклассные формы организации воспитания, направленные на формирование нравственных качеств младших школьников, дают возможность учащимся свободно избирать духовно-творческую и развлекательную деятельность, глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. В процессе внеклассной деятельности дети приобретают дополнительную информацию, умения и навыки, закрепляют их дополнительными упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера. Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и  обладает более широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка, она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой в активной взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.
  3. Правильно организованная воспитательная работа позволит учителю сформировать нравственно грамотную и воспитанную личность. Формированию нравственных качеств младших школьников способствуют: личный пример учителя, полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности, использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания, также компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание внеклассной работы. Основываясь на результатах проведения опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы можно с уверенностью утверждать, что внедрение системы внеклассных мероприятий обосновано и эффективно.

Информация о работе Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеклассной работы