Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа
Культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………... 6
1.1. Нравственная культура старших школьников как
педагогическая проблема…………………………………………………. 6
1.2. Возрастные особенности нравственного воспитания
старших школьников .................................................................................. 10
1.3. Педагогические условия формирования нравственной культуры
старших школьников……………………………………………………… 16
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….. 24
2.1. Диагностика уровня развития нравственной культуры
старших школьников………………………………………………………. 24
2.2. Методы и приемы формирования нравственной культуры
старших школьников в учебно-воспитательном процессе ……………... 27
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы ………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 42
Урок,
на котором учащиеся испытывают удовлетворение
и радость от успешно выполненной
общей работы, который пробуждает
самостоятельную мысль и
По изученному вопросу, выводом может послужить следующее.
Эффективное формирование
Для наиболее полного и эффективного формирования нравственной культуры необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.
Также для эффективного формирования нравственной культуры большое значение имеет активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника.
Для выявления уровня сформированности нравственных качеств старшеклассников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым нравственные представления и знания учащихся.
Этому
вопросу и посвящается
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Диагностика уровня развития нравственной культуры старших школьников
Опытно-экспериментальную работу мы рассматривали как целостный процесс, включающий комплекс методов исследования, который обеспечивает научную, объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Задачами опытно-экспериментальной работы явилось:
Для выявления уровня сформированности нравственного воспитания в учебной деятельности мы использовали диагностические опросы учащихся.
Педагогический эксперимент направлен на проверку эффективности выдвинутых педагогических условий, направленных на воспитание нравственных ценностей старшеклассников, созданием воспитательной среды, педагогической поддержки, реализации нравственных ценностей учащихся в различных личностно-ориентированных воспитывающих ситуациях, этической защите старшеклассников.
Использование комплекса методов по воспитанию у старшеклассников нравственных ценностей обеспечило: повышение уровня воспитания значимых в этот возрастной период нравственных ценностей личности; формирование психологической и социальной готовности старшеклассников к самостоятельности, самовоспитанию, саморазвитию; соответствие личностно-ориентированной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; выработку положительной стимуляции старшеклассников к достижению успеха в нравственном выборе.
Базой нашего исследования была СШ № 4 г.Минска.
Задания предлагались в 10 и 11 классах (60 учащихся).
Цель исследования заключалась в выявлении уровня нравственного воспитания, для этого старшеклассникам предлагались вопросы нравственного характера.
В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт старшеклассников, были выбраны такие морально-нравственные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность», которые очень актуальны на современном этапе жизни общества.
Проанализировав теоретическую литературу, мы смогли выделить основные содержательные характеристики этих норм. Были сделаны следующие выводы, что при определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.
Нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.
При определении особенностей нравственного опыта испытуемых мы ориентировались на указанные выше признаки моральных норм.
В соответствии с задачами исследования был определен выбор методик. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и логических построениях. Было замечено, что нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. В связи с этим, разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения. Также для определения особенностей нравственного опыта старшеклассников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
Для более детальной оценки нравственных знаний испытуемых, выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.
О нравственном отношении, исследуемых нами школьников, свидетельствуют их суждениям о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.
На первом этапе исследования учащимся 10 и 11 классов были предложены задания ответить на поставленные вопросы:
Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?
Как обычно ведет себя ответственный человек?
Как обычно ведет себя безответственный человек?
Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?
Как обычно ведет себя доброжелательный человек?
Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?
Анализ ответов испытуемых показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки. В этих классах необходимо, прежде всего, выделить испытуемых, ответы и высказывания которых, свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание моральных норм. Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она прослеживается. В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме.
Основываясь на критериях указанных выше, данную группу школьников можно отнести в группу с низким уровнем нравственного опыта.
Таблица
1
Уровни нравственного опыта | 10 класс | 11 класс |
Низкий | 12 % | 10 % |
Средний | 50 % | 48 % |
Высокий | 38 % | 42 % |
Из составленной таблицы видно, что в 10 классе они составляют 12%, в 11 классе - 10%.
Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые со средним уровнем нравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний морально-нравственных нормах еще относительно низка, тоже можно сказать и о способах поведения в избранных нами ситуациях. Нравственные знания у этих старшеклассников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта.
В результате проведения анализа, эту группу испытуемых можно отнести к среднему уровню развития нравственного опыта. Она составляет в 10 классе 50% , в 11 классе – 48%.
Оставшиеся испытуемые образовали группу с высоким уровнем нравственного опыта – 38% - в 10 классе и 42% в 11 классе .
Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм.
Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм.
При
анализе нравственного опыта
старшеклассников не было обнаружено
каких-либо отличительных качественных
характеристик. Вся выборка в классах
разделяется на три группы – с низким,
средним и высоким уровнем нравственного
опыта. Старшеклассников с низким уровнем
нравственного опыта оказалось 12% в 10 классе
и 10% в 11 классе; со средним уровнем – 50%
в 10 и 48% в 11 классах; и с высоким уровнем
соответственно 38% и 42%. Такое количественное
распределение испытуемых, уменьшение
группы с низким уровнем нравственного
опыта и увеличение с высоким в 11 классе,
очевидно, можно объяснить возрастными
особенностями нравственного развития.
2.2.
Методы и приемы
формирования нравственной
культуры старших
школьников в учебно-
На втором этапе исследования мы формировали у старшеклассников ответственность и доброжелательность в процессе обучения. При этом содержание учебной деятельности не изменялось, менялся только характер ее протекания.
Формирование ответственности проводилось по следующим направлениям:
-организация взаимной деятельности учащихся на уроках;
-выполнение учебных заданий с нравственной точки зрения;
-организация взаимоанализа и взаимооценки между учащимися во время учебной работы.
Доброжелательность
формировалась следующим
-организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий;