Формирования коммуникативной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление наиболее развитых эффективных методов, приемов, форм, коммуникативных навыков у учащихся опытного класса.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные подходы социально-педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у младших школьников.
2. Выявить особенности коммуникации коллектива младших школьников.
3. Изучить опыт работы с коллективом младших школьников и выявить положительные резервы формирования коммуникативных навыков.
4. Разработать формы развития коммуникативных умений у младших школьников.
5. Исследовать эффективность разработанных форм и методов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры…….3-5
1.1. Понятие «культура». Сущность и структура коммуникативной культуры………….6-10
1.2. Психолого-педагогические особенности общения младших школьников ………………….11-12
1.3.Принципы, методы и формы воспитательния коммуникативной культуры младших школьников…………………………………………………………………………………...13-17
Выводы по первой главе……………………………………………………………………18
Глава 2. Формирование коммуникативной культуры учащихся 3 класса…………..19
2.1.Выявление уровня сформированных коммуникативных умений у учащихся 3 класса…………………………………………………………………………………………...19-27
2.2.Формирование коммуникативной культуры учащихся 3 класса на уроках литературы и во внеклассной работе……………………………………………………………………………28-30
2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………………31-38
Выводы по второй главе……………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………………………….40-41
Список использованной литературы ………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

Курссовая Ирки.docx

— 319.53 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры…….3-5

    1. Понятие «культура». Сущность и структура коммуникативной культуры………….6-10
    2. Психолого-педагогические особенности общения младших школьников ………………….11-12

1.3.Принципы, методы и формы воспитательния коммуникативной культуры младших школьников…………………………………………………………………………………...13-17

Выводы по первой главе……………………………………………………………………18

Глава 2. Формирование коммуникативной культуры учащихся 3 класса…………..19

2.1.Выявление уровня сформированных  коммуникативных умений у учащихся 3 класса…………………………………………………………………………………………...19-27

2.2.Формирование коммуникативной  культуры учащихся 3 класса на уроках литературы и во внеклассной работе……………………………………………………………………………28-30

2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной  работы………………………………31-38

Выводы по второй главе……………………………………………………………………..39

Заключение…………………………………………………………………………………….40-41

Список использованной литературы ………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие коммуникативных  способностей детей младшего школьного  возраста является на современном этапе  развития социальных отношений одной  из важнейших проблем. Возрастная категория  детей выбрана неслучайно. Следующий  этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.

Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:

1) необходимостью дальнейшей  работы по совершенствованию  коммуникативных навыков младших  школьников, что связано с общими  задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа системы образования;

2) потребностью в разработке  технологии формирования коммуникативных  навыков у младших школьников, позволяющей установить максимально  эффективные взаимоотношения с  окружающим миром;

3) изобилием практического материала, с одной стороны и не разработанностью технологии его применения, с другой.

Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в  философском аспекте рассматривались  в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др.

Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования. Однако все  они не затрагивают проблемы формирования коммуникативных умений в младшем  школьном возрасте.

Основная проблема курсовой работы состоит в отсутствии точного представления об эффективности и особенностях социально-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков; в отсутствии разработанных социально-педагогических технологий формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Проблема оказала влияние  на выбор темы исследования: «Формирование коммуникативного общения у младших школьников».

Целью курсовой работы является выявление наиболее развитых эффективных методов, приемов, форм, коммуникативных навыков у учащихся опытного класса.

 

 

В соответствии с целью  исследования были поставлены следующие  задачи:

1. Изучить основные подходы  социально-педагогической деятельности  по формированию коммуникативных навыков у младших школьников.

2. Выявить особенности  коммуникации коллектива младших  школьников.

3. Изучить опыт работы  с коллективом младших школьников и выявить положительные резервы формирования коммуникативных навыков.

4. Разработать формы развития  коммуникативных умений у младших  школьников.

5. Исследовать эффективность разработанных форм и методов.

Комплекс методов исследования:

I) анализ научной литературы по педагогике, психология, литературоведению, связанных с исследуемой проблемой;

2) обобщение передового  опыта;

3) опытно-экспериментальная  работа;

4) наблюдение;

5) анкетирование;

6) сравнительный  анализ.

Исследование проводилось  на базе ГУО СШ №4 г. Могилева в 3 «В» классе, в исследовании приняли участие 21 человек. Классный руководитель Солодова Светлана Васильевна.

Учащиеся данного  класса относятся друг к другу  положительно, готовы всегда прийти на выручку. Школьники переживают удачи  и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться  вместе.

Дети в 3 «В»  классе подвижны, шустры, импульсивны, жизнерадостны. Любят подвижные  игры, спортивные соревнования, активно  принимают участие в подготовке и проведении праздников, мероприятий.

В классе отсутствует  ярко выраженный лидер. Любой из участников в определенной ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты  для общения, дети легко идут на контакт  с учителями и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности. Также можно отметить, что все дети с удовольствием  выполняют поручения учителя: раздают  тетради, поливают цветы, ответственно относятся к дежурству по классу.

Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную  деятельность, принимают участие  в школьных мероприятиях, посещают кружки, секции, факультативы с учетом своих интересов. В классе формируются  обычаи и традиции, которые скрепляют  классный коллектив, развивают положительные  качества всего коллектива и отдельного ребенка в нём.

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры

    1. Понятие «культура». Сущность и структура коммуникативной культуры.

 

Термин "культура" относится к числу самых многозначных, и объясняется это тем, что сама культура - крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. Именно поэтому ее изучают многие науки, каждая из которых выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сторон, формулируя при этом свое понимание и определение культуры. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 таких определений.

В отечественной литературе культура чаще всего рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [1].

      Это предельно  широкое понимание культуры, которое  может быть использовано для  характеристики определенных исторических  эпох, конкретных обществ, народностей  и наций, специфических сфер  человеческой деятельности. В более  узком смысле понимают сферу  духовной жизни людей.

Философский энциклопедический  словарь дает следующее определение  культуры: "Культура - (лат. cultura) возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда; в системе социальных норм и учреждений; в духовных ценностях; в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе" [2].

Понятие культуры в социологии у разных исследователей отличается по ряду характеристик, что создает предпосылки для выделения следующих подходов к ее определению.

Технологический подход рассматривает культуру в наиболее широком смысле как отдельный уровень производства, а также все уровни воспроизводства общественной жизни во всех ее проявлениях.

Деятельностный подход – как совокупность различных форм и типов духовной и материальной деятельности и результатов этой деятельности.

Ценностный подход – как сферу духовной жизни, при котором культура выступает системой ценностей, стандартов и убеждений, а также средствами выражения этих ценностей.

Интегрированный подход полагает, что культура состоит из явных и неявных моделей человеческого поведения, которые формируются и передаются посредством символов, при этом сущность ее составляют традиционные ценностные идеи, прошедшие исторический отбор временем.

Ведущие социологи рассматривали  понятие культуры следующим образом. 

Жан Жак Руссо считал, что жизнь на лоне природы является единственно правильной, а культура ее извращает. Фридрих Ницше писал, что человек по сути некультурен, а культура призвана для его порабощения и угнетения природных сил. Освальд Шпенглер считал, что каждая культура имеет свою судьбу, которая заканчивается развитием цивилизации. Фердинанд Теннис вывел теорию невозможности противопоставления культуры и цивилизации. Хосе Ортега-и-Гассет является автором традиции культурного пессимизма, что означает, что человек является элементом массы и его поведение стадно. Кризис современной цивилизации связан с массовизацией культуры.

Русские исследователи  культуры интерпретировали понятие  культуры в социологии двойственно. С одной стороны, развивалась традиция эволюционной теории, по которой прогресс общества определяется развитием культуры), а с другой – критика.

Категория "культура" привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания и значимостью  для каждого аспекта человеческой жизни и деятельности. Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает эффект закрепления за этим понятием множества  смысловых оттенков, что в свою очередь накладывает свой отпечаток  на понимание и употребление термина "культура".

В отечественной культурологии доминируют два исследовательских направления.

  1. Аксиологический подход. С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Аксиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников этой концепции, и применимо понятие культуры. Оно предстаёт как итог предшествующей деятельности человека, являющий собою сложную иерархию значимых для конкретного общественного организма духовных и материальных образований.
  2. Деятельностный подход. Культура рассматривается как специфический (культурный) способ деятельности, как качественная характеристика способов жизнедеятельности человека - как общественной, так и индивидуальной. Поиски содержательного определения культуры привели к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно, к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой истории. С этой точки зрения культура понимается как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе, другими словами, как способ, или технологический контекст деятельности.

Е.В. Бондаревская называет третий - личностный  подход к определению понятия "культура". Этот подход состоит в рассмотрении культуры как среды, растящей и питающей развитие личности [8].

В этих концепциях под культурой  понимаются все проявления человеческой субъективности, свойства и качества, характеризующие меру культурности общества, культурно-исторической эпохи  в её человеческом измерении: уровень  свободы, образованности, нравственности, духовности людей, их способностей к культурному саморазвитию. Человек выступает здесь как истинный творец культуры [3].

Б.С. Ерасов выделяет следующие  функции культуры:

1) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений;

2) накопление, хранение и распространение  (трансляция) знаний, норм, ценностей  и значений;

3) воспроизводство духовного процесса  через поддержание его преемственности;

4) коммуникативная функция, обеспечивающая  знаковое взаимодействие между  субъектами деятельности, их дифференциацию  и единство;

5) социализация общества через  создание структуры отношений,  опосредованных культурными компонентами;

6) как дополнительная форма социализации  выделяется рекреативная, или игровая,  культура, действующая в отведённой для неё сфере.

Таким образом, исходя из всех трёх подходов к определению культуры, а именно, аксиологического, деятельностного и личностного, опираясь на её функции, выделим те составляющие культуры, которые необходимы нам для определения понятия "коммуникативная культура":

1. Духовные и нравственные ценности, идеалы, нормы.

2.  Знания, умения, навыки осуществления  профессиональной деятельности, куда  входит и коммуникативная деятельность.

3.  Личностные качества, способности  и отношения человека к природе,  себе и другому.

Употребляя термин "коммуникативная культура", имеется в виду культуру общения, и сознательно употребляем термин "коммуникация" в широком смысле слова, ставим знак равенства между понятиями "коммуникация" и "общение"

Термин "коммуникация" (лат.communicatio - делать общим; связывать; общаться) в наши дни используется в трёх значениях:

1) путь сообщения;

2) форма связи;

3) акт общения, сообщения информации.

Энциклопедический словарь  так определяет коммуникацию:

Коммуникация - 1) пути сообщения, транспорта, связи, сети коммунального хозяйства.

Информация о работе Формирования коммуникативной культуры