IV. Формирование светской культуры
Хотя средневековая
культура обладала идейной, духовной
и художественной целостностью,
доминирование христианства не
делало ее совершенно однородной.
Одной из ее существенных черт
являлось возникновение в ней
светской культуры, отразившей культурное
самосознание и духовные идеалы
военно-аристократического сословия
средневекового общества - рыцарства
и возникшего в зрелом средневековье
нового социального слоя - горожан.
Светская культура, будучи
одним из компонентов западноевропейской
средневековой культуры, оставалась
христианской по своему характеру.
Вместе с тем сам образ и
стиль жизни рыцарства и горожан
предопределили их сосредоточенность
на земном, выработали особые воззрения,
этические нормы, традиции, культурные
ценности.
Прежде чем сформировалась
собственно городская культура,
светская духовность стала утверждаться
в рыцарской культуре.
К СОДЕРЖАНИЮ
1. Рыцарская культура как компонент
светской культуры
Создателем и носителем
рыцарской культуры являлось
военное сословие, зародившееся
еще в VII - VIII вв., когда получили
развитие условные формы феодального
землевладения. Рыцарство, особый
привилегированный слой средневекового
общества, на протяжении веков
выработало собственные традиции
и своеобразные этические нормы,
собственные воззрения на все
жизненные отношения. Становлению
идей, обычаев, морали рыцарства
способствовали во многом Крестовые
походы, его знакомство с восточной
традицией.
Расцвет рыцарской
культуры приходится на XII-XIII вв.,
что было обусловлено, во-первых,
окончательным его оформлением
в самостоятельное и могущественное
сословие, во-вторых, приобщением рыцарства
к образованию (в предшествующий
период большая его часть была
неграмотной).
Если в раннем средневековье
рыцарские ценности имели в
основном военно-героический характер,
то к XII столетию формируется
специфически рыцарские идеалы.
Одним из элементов
светской культуры стала рыцарская
культура.
В обязанности рыцаря
входила не только защита чести
и достоинства сюзерена. Традиция
требовала от рыцаря следовать
определенным "правилам чести",
так называемому "кодексу рыцарской
чести". Основа кодекса - идея
верности долгу, кодекс регулировал
правила ведения боя и т.д.
К числу рыцарских достоинств
относились благородное поведение
в бою, поединке, щедрость, смелость.
Традиция требовала от рыцаря
знать правила придворного этикета,
уметь вести себя в обществе,
утонченно ухаживать за дамой,
благородно относиться к женщине,
защищать униженных и оскорбленных.
В число "семи рыцарских
добродетелей", наряду с верховой
ездой, фехтованием, плаванием,
игрой в шашки, умелым обращением
с копьем, входило также поклонение
и служение даме сердца, сочинение
и пение стихов в ее честь.
Указанные идеалы
составляли основу представления
о специфически рыцарском поведении
- куртуазии (от французского court -двор).
Куртуазия - особый ритуал отношений и
нравственных категорий, диктуемых придворным
этикетом.
Таким образом, к
XII в. рыцарские ценности подверглись
систематизации и универсализации,
им был придан широкий этический
смысл. Эти новые ценности легли
в основу светской, так называемой
куртуазной литературы - рыцарской
лирики и рыцарского романа.
Возникла она в
XII в. одновременно со средневековым
героическим эпосом. Однако, если последний
выражал общенародный идеал, то куртуазная
литература ориентировалась на определенную
сословную среду.
Следует отметить, что
в период высокого Средневековья
наряду с отделением литературы
от исторических, религиозных, научных
и т.п. произведений, увеличивается
разрыв между народной культурой
и элитарной (в предшествующий
период вся сфера поэтического
творчества преимущественно отражала
общенародный идеал). Классическое
же Средневековье противопоставляет
народному героическому эпосу
рыцарский роман, народной лирике
- поэзию труверов, трубадуров и
миннизингеров.
Уже музыка вагантов
(от латинского - "странствующий")
была адресована духовной элите
средневекового общества - образованной
его части, умеющей ценить поэтическое
творчество. Создателями лирики
вагантов (XI - XIII вв.) были бродячие
клирики, главным образом, недоучившиеся
студенты, не нашедшие себе места
в церковной иерархии. Ваганты
были образованными люди, лично
независимыми, как бы "выпавшими"
из социальной структуры средневекового
общества, материально необеспеченными
- эти особенности их положения
способствовали выработке тематического
и стилистического единства их
лирики.
Как и вся латинская
литература этого периода, лирика
вагантов опирается на античные
и христианские традиции (источники
сатиры вагантов - Ювенал и библейские
пророки, эротических тем - Овидий
и "Песнь песней"). Поэтическое
наследие вагантов широко и
многообразно: это и стихи, воспевающие
чувственную любовь, и произведения,
обличающие грехи монахов и
священников, пародии на литургические
тексты, льстивые и даже нахальные
просительные стихи. Ваганты сочиняли
и религиозные песнопения, дидактические
и аллегорические поэмы, но эта тематика
занимала незначительное место в их творчестве.
В свободолюбивом и жизнерадостном
творчестве клириков XI - XIII вв. господствует
игра, условность, характерные для светской
средневековой литературы. Личное начало
в их лирике развито весьма слабо. Вершины
творчества вагантов - Гугон, прозванный
"Примасом Орлеанским" (кон. XI - сер.
XII в.), Вальтер Шатильонский (вторая половина
XII в). Антиаскетическая, антицерковная
литература вагантов, в основном песенная,
преследовалась католической церковью.
Куртуазная литература
(и лирика, и роман) не только
воплощала рыцарский идеал, но
и формировала его.
В конце XI в. в
Провансе возникает лирическая
рыцарская поэзия трубадуров (приблизительный
перевод - "слагающие стихи").
Последующие два столетия были
временем наивысшего расцвета поэзии
трубадуров, ставшей первой светской лирикой
средневековья и ознаменовавшей собой
конец господства церковной поэзии. Тематика
поэтического творчества трубадуров обширна
- стихи посвящались рыцарским доблестям,
но главная тема - куртуазная любовь (само
понятие "куртуазность", культ прекрасной
дамы как новый эстетический идеал, были
впервые разработаны в поэзии трубадуров).
У трубадуров лирические
произведения впервые зазвучали
на народном языке (до них
западноевропейская средневековая
литература была записана лишь
на латыни, народная же культура
была бесписьменной). Впервые поэтическое
творчество стало творчеством
мирян, а не исключительно духовных
лиц. Лирика трубадуров вобрала
в себя литературные элементы
церковной латинской поэзии, фольклора,
заметны в ней и арабские
влияния. Трубадуры создали и
новый образ автора - человека, служащего
только Красоте.
Наиболее известным
куртуазным поэтом был Бернард
де Вентадорн (XII в.). Среди трубадуров
- Бертран де Борн (умер в 1210 г.), Пейре Видаль
(XII в.), Гильом де Кабестань (конец XII в.),
Гильом IX, герцог Аквитанский, граф Пуатье
(1071 - 1127). Стихи сочиняли и знатные женщины,
самая известная из них - герцогиня Аквитанская
Альенора.
С возникновением
рыцарской лирики связано и
формирование светской музыкальной
культуры. Истоки светской рыцарской
музыкальной культуры восходят
к народной музыке (хороводным
песням лирического содержания,
народным танцевальным песням). Песни
исполняли сами трубадуры, труверы,
шпильманы, профессиональные музыканты
- менестрели. Трубадуры и миннезингеры
сами сичиняли музыку к своим произведениям.
Музыкальные произведения - сирвенты,
баллаты, баллады и др. - могли иметь аккомпанемент
на струнном или духовом инструменте (виоле,
ротте или позже лютне), а могли исполняться
и без инструментального сопровождения.
Только к XIV в. светская музыкальная культура
стала полифонической.
Традиции провансальской
лирики продолжили немецкие поэты
- миннезингеры ("певцы любви")
- авторы немецкой светской поэзии.
Немецкая рыцарская лирика - миннезанг
- испытывала на себе сильное
влияние провансальской лирики.
Вместе с тем творчество миннезингеров
имеет ряд особенностей.
Миннезингеры сами
сочиняли музыку к своим произведениям,
но распространяли их, как правило,
странствующие певцы - шпильманы.
Хотя главной темой творчества
миннезингеров было воспевание
утонченных чувств к прекрасной даме,
как и у их провансальских предшественников,
поэзия их более сдержанна, грустна, склонна
к дидактизму, нередко окрашена в религиозные
тона (оставаясь в основном светской).
Наиболее выдающимися
миннезингерами были Генрих фон
Фельдеке, Фридрих фон Хаузен, Вольфрам
фон Эшенбах и др.
Творчество миннезингеров
XIII - XIV вв. отражает начавшийся кризис
рыцарской культуры. Особенно это
заметно в поэзии Нейдхарта фон
Рейенталя, где нередки бытовые зарисовки
и сценки простонародной жизни (чуждые
рыцарской лирике). Последователи Нейдхарта
фон Рейенталя тяготеют к формам народной
плясовой песни, высмеивают "куртуазность"
как стиль поведения и жизни. В XIV - XV вв.
наступает закат миннезанга, связанный
с кризисом рыцарской идеологии. Рыцарство
начинает терять значение основной военной
силы государства в связи с формированием
боеспособной пехоты.
В XIV в. в идеологии
рыцарства начинает увеличиваться
разрыв между мечтой, идеалом
и действительностью. Рыцарская
этика с ее принципами верности
долгу, сюзерену, даме переживает
глубокий кризис. В новых условиях
сама "куртуазность" становится
анахронизмом, да и сами рыцари
в изменившихся исторических
условиях все реже обращаются
к поэзии. Куртуазная поэзия уступает
место литературе, становясь все
больше объектом насмешек и
пародий.
Вопреки религиозным
произведениям, прославляющим аскетизм,
рыцарская литература воспевала
земные радости, выражала надежду
на торжество справедливости
уже в этой, земной жизни. Рыцарская
литература не отражала действительность,
а воплощала лишь идеальные
представления о рыцаре. Образ
рыцарского романа - герой, стремящийся
к славе, совершающий чудесные
подвиги (рыцари в них нередко
сражались с драконами, колдунами).
В романе широко представлена
сложная символика и аллегории,
хотя реалистический элемент
также присутствует в нем. Сюжет
нередко содержит реальные сведения
по истории, географии и т.п.
Автором куртуазного романа был
чаще всего клирик, как правило,
незнатного рода горожанин или
бедный рыцарь.
Рыцарские романы
впервые появились во Франции.
Пожалуй, самым знаменитым автором
их стал Кретьен де Труа (XII в)., использующий
в своих произведениях античную традицию
и кельтский героический эпос.
Одним из трех обширнейших
эпический циклов, разработанных
в средневековой литературе, был
так называемый Артурианский цикл.
Артур - фигура полумифическая, видимо,
один из героев борьбы кельтов против
англов, саксов и ютов. Хроника об Артуре
была впервые записана в XII в. Артур и его
двенадцать верных рыцарей разбивают
во многих сражениях англо-саксов. С легендой
о королевстве Артура тесно связана другая
легенда - о святом Граале - чаше причастия,
в которой была собрана кровь Христа. Грааль
стал символом мистического рыцарского
начала, олицетворением высшего этического
совершенства.
Хотя переработки
кельтских легенд о короле
Артуре были широко распространенными
темами многих рыцарских романов,
Кретьен де Труа составил первые обработки
этих известных сказаний. Сказочный король
Артур и его двор стали образцом куртуазности.
Среди 12 рыцарей Артура особенно выделялись
своими подвигами Персиваль и Ланселот.
Легенды артуровского цикла легли в основу
романов Кретьена де Труа "Ланселот,
или Рыцарь телеги", "Персиваль, или
повесть о Граале" и др. В этот же период
слагала свои песни Мария Французская.
Кельтские легенды о короле Артуре вдохновили
Вольфрама фон Эшенбаха (XII в.) на создание
обширного романа "Парцифаль", воспевающего
подлинное рыцарство, высокие этические
идеалы.
Сказание о любви
Тристана и Изольды (XII в.) стало
сюжетом для многочисленных рыцарских
романов, от которых главным
образом до нас дошли лишь
фрагменты. Роман был восстановлен
французским ученым Ж. Бедье в
начале XX в. Сюжет восходит к ирландским
сказаниям. Рыцарь Тристан попадает в
Ирландию в поисках невесты для своего
родственника - короля Марка. В дочери
короля Изольде Златовласой он узнает
предназначенную Марку невесту. На корабле
Тристан и Изольда случайно выпивают любовный
напиток, приготовленный матерью Изольды
и предназначенный для Изольды и ее мужа.
Между Тристаном и Изольдой вспыхивает
любовь. Верный своему долгу, Тристан уезжает
в Бретань и там женится. В конце романа
смертельно раненый герой просит о встрече
с любимой, которая одна может его излечить.
Он ждет корабль с белым парусом - корабль
Изольды. Однако ревнивая жена сообщает
Тристану, что плывет корабль с черным
парусом. Тристан умирает. Прибывшая к
нему Изольда умирает от отчаяния.
Легенда о Тристане
и Изольде раскрывает трагическое
противоречие между искренним
чувством и долгом - вассальным, супружеским.
Любовь героев, толкнувшая на
нарушение норм рыцарского общества,
приводит к трагическим страданиям
и, в конце концов, к их гибели.
К XIV в. в связи
с наступлением кризиса рыцарской
идеологии куртуазный роман постепенно
приходит в упадок, утрачивая
связь с реальностью, все больше
становясь объектом пародий.