Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа
Культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………... 6
1.1. Нравственная культура старших школьников как
педагогическая проблема…………………………………………………. 6
1.2. Возрастные особенности нравственного воспитания
старших школьников .................................................................................. 10
1.3. Педагогические условия формирования нравственной культуры
старших школьников……………………………………………………… 16
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….. 24
2.1. Диагностика уровня развития нравственной культуры
старших школьников………………………………………………………. 24
2.2. Методы и приемы формирования нравственной культуры
старших школьников в учебно-воспитательном процессе ……………... 27
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы ………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 42
ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
в
учебно-воспитательном
процессе
Минск, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………….......
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………... 6
1.1. Нравственная культура старших школьников как
педагогическая проблема…………………………………………………. 6
1.2. Возрастные особенности нравственного воспитания
старших школьников ..............................
1.3. Педагогические условия формирования нравственной культуры
старших школьников……………………………………………………
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….. 24
2.1. Диагностика уровня развития нравственной культуры
старших школьников………………………………
2.2. Методы и приемы формирования нравственной культуры
старших школьников в учебно-
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы ………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 40
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Беларуси, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности и агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания старших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности потому, что воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
К.Д. Ушинский писал: «Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания человека». [20, с.131].
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности учащегося.
Значение и функция школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно -деятельностному взаимодействию с окружающим миром.. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского [1], Н.М.Болдырева [3], И.Ф.Харламова [22] и др. В их работах указывается сущность основных теоретических понятий по избранной нами теме, а так же способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Так же ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Проблемой нашего исследования является обоснование пути и педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методик их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
Актуальность выбранной нами работы обусловлена тем, что формирование нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе, их общественная и личная нравственность переживают сегодня тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу. И рост преступности, и социальная несправедливость, и крушение идеалов, которые служили официальной опорой нравственности. Совершенно очевидно, что нравственная культура не может быть сколько-нибудь высокой, если социальная система неэффективная, игнорирует требования справедливости и здравого смысла. Из всего этого прослеживается, что решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебно-нравственной деятельности не достаточно исследовано.
Объект исследования - нравственная культура старших школьников.
Предмет исследования - пути формирования нравственной культуры.
Цель курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность избранных нами способов для воспитания нравственной культуры старших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Задачи исследования:
Гипотеза - уровень мотивационно-ценностных ориентаций и нравственного воспитания старших школьников значительно повысится при условиях:
Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения к следующим методам научного исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме.
2. Беседа с преподавателями и учащимися.
3. Анкетирование учащихся и учителей.
Базой
исследования является СШ № 4, 10-11
классы, кол-во учащихся 60 человек.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Нравственная культура старших школьников как педагогическая проблема
Термин нравственность берёт своё начало от слова нравы. По-латыни нравы звучат как «морас» – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности:
«Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, его этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [13,с.423].
В древнеримской культуре словом «мораль» обозначался широкий круг явлений и свойств человеческой жизни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписание моды и т. д. Впоследствии от этого слова было образовано другое - moralis (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IVв. н.э.) термин moralitas (мораль). Следовательно, по этимологическому содержанию древнегреческое ethica и латинское moralitas совпадают.
В настоящее время слово «этика», сохранив свой первоначальный смысл, обозначает философскую науку, а под моралью понимаются те реальные явления и свойства человека, которые изучаются этой наукой. Так, основными сферами морали выступают культура поведения, семейно-бытовая мораль, трудовая нравственность. В свою очередь, структура этики как науки выражает исторически закрепившиеся за ней функции: определение границ нравственности в системе человеческой деятельности, теоретическое обоснование нравственности (ее генезиса, сущности, социальной роли), а также критически-ценностная оценка нравов (нормативная этика).
Первоосновой моральной тематики является слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному). Здесь же дается толкование нравоучению «часть любомудрия (философии), содержащая наставления, правила, руководствующие к добродетельной жизни, к обузданию страстей и к выполнению обязанностей и должностей человека». Среди множества определений морали следует выделить то, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадлежит миру культуры, входит в природу человека (изменчивую, самосозидаемую) и является общественным (неприродным) отношением между индивидами.
Этика
подразделяется на эмпирически-описательную,
философски-теоретическую и