Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:10, дипломная работа

Описание работы

цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие важные задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме научного исследования.
Определить имеющийся уровень развития навыков учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Определить содержание, разработать и внедрить методику работы, построенную на основе дидактических игр.
Проверить эффективность предложенной методики формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
Составить методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретический аспект формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка……….9
Характеристика и значение учебной деятельности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………….9
Проблема формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...21
Дидактическая игра как средство формирования навыков учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………………………………………………………………….29
Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………….......40
2.1. Методика и результаты констатирующего исследования………………40
2.2. Методика формирующего эксперимента………………………………...56
2.3. Результаты формирующего эксперимента……………………………….72
2.4.Методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка………………………………………………………………………………...81
Заключение………………………………………………………………………….87
Список использованных источников…………………………………………...…91

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ лена.docx

— 254.19 Кб (Скачать)

Данная часть нашего исследования имеет практическое направление  и направлена на диагностику имеющегося  уровня  навыков учебной деятельности младших школьников.

Констатирующий этап эксперимента проводился в ноябре 2011 года.                 В эксперименте участвовало 26 младших школьника с нарушением интеллекта. Из них 13 младших школьников с нарушением интеллекта обучающихся в первом классе ГБСКОУ СКОШ VIII вида г. Саранска РМ и 13 детей с нарушением интеллекта, проходивших обучение в ГС(К)ОУ«Поводимовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Дубенского района РМ.

Исходя из того, что исследуемые  нами дети, учащиеся первых классов  специальных (коррекционных) школ, диагностика имеющегося уровня навыков учебной деятельности направлена на определения готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности - учебной. Учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей и предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.

Большая часть учебных  заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец.

В связи с этим, именно в данном возрасте особенно целесообразно проводить исследование вышеперечисленных умений и навыков, от которых в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах усвоения знаний и требований школы.

Методика констатирующего  эксперимента включала несколько этапов исследования, каждый из которых имел определенную цель. Нами были использованы различные виды методов исследования для более полного охвата проблемы и выявления более широкого и подробного спектра результатов. Оценивание общеучебных умений и навыков происходило не только с помощью определенной системы методов и приемов, но и с позиции особенностей  выполнения домашних заданий, участие в дискуссиях, выполнение заданий на уроке.

В целом, методика проводилась  в естественных и привычных для  младших школьников с нарушением интеллекта условиях, с необходимой  помощью экспериментаторов,  где подробно фиксировались все результаты исследования.

Итак, первый этап методики констатирующего эксперимента включал наблюдение.

Наблюдение проводилась как за самими школьниками с нарушением интеллекта и особенностями их учебной деятельности, так и за деятельностью учителей и воспитателей, с целью более подробного выявления условий становления общеучебных навыков и умений учеников.

Этап наблюдения был одним из самых важных в нашем исследовании, так как именно его результаты в большинстве своем позволяют говорить о имеющемся уровне общеучебных навыков младших школьников с нарушением интеллекта. Наблюдения велось нами непрерывно и как отдельный метод исследования и внутри предлагаемых нами методик.

Второй этап методики констатирующего эксперимента - это беседа.

Беседа проводилась с учителями  и воспитателями, так именно они  способны дать полноценную и адекватную оценку спектру особенностей навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта, описать условия их развития.

 

Текст беседы.

 

  1. Способен ли ученик слушать и воспринимать информацию? Как он воспринимает информацию (с первого предъявления, нуждается ли в разъяснении или не воспринимает)?
  2. Воспринимает ли указанную информацию (устную/письменную) самостоятельно, нуждается ли в разъяснении?
  3. Умеет ли выделять главное в информации и задании? Самостоятельно ли?
  4. Какова результативность деятельности? Как получает результат (самостоятельно, успешно)? Как предъявляет результат (развернуто, правильно, с затруднениями и т. д.)? Способен ли дать адекватную оценку своей работе и работам других учеников?
  5. Способен ли ученик выполнять работу в указанные нормативные сроки или необходимо дополнительное время?
  6. Каковы особенности работы учеников (планирует ли задание, как именно)?
  7. Нуждается ли ученик в помощи учителя и воспитателя при выполнении задания или дополнительных вопросах при ответе?
  8. Каков порядок выполнения задания, выполняет ли все по образцу, по плану или не придерживается его? Как именно?
  9. Каковы особенности завершения работы? Проверяет ли результат? Находит и исправляет ли ошибки?
  10. Может ли самостоятельно довести вслух мысль до группы или учителя?
  11. Может ли давать развернутый, правильный ответ? Способен ли сам задавать вопросы? Корректно возразить?
  12. Каковы особенности взаимодействия и поведения учеников друг с другом на уроке? Способны ли ученики выдерживать дистанцию между собой                и            с учителем? Могут ли дети придерживаться учебных норм и определенных правил в процессе обучения?

Третьим этапом нашего констатирующего исследования являются проведение методик на выявление особенностей имеющегося уровня общеучебных навыков младших школьников с нарушением интеллекта.


Говоря о общеучебных  навыках, стоит сказать, что большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается ученик, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т. е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.

Для особенностей состояния развития навыков учебной деятельности используется комплекс методик, состоящий из диагностики умения ориентироваться на систему требований - методика «Бусы», умения ориентироваться на образец - методика «Домик», умения действовать по правилу - методика «Узор», уровня развития произвольности - методика «Графический диктант».

Методика «Бусы».

Цель методики: правильно воспринимать информацию, выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Организация методики: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку.

Для работы у каждого ребенка  должно быть не менее шести фломастеров  или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: 1 часть (основная) - выполнение задания (рисование бус), 2 часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция к 1 части: «Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать».

Инструкция ко 2 части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно».

Задание считается выполненным  верно, если учтены все условия работы.

Методика «Повтори».

Цель методики: позволяет выявить умение ориентироваться на образец точно скопировать его, слушать и воспринимать правильно информацию; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия, особенности навыков письма.

Организация методики: ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение нарисованное на доске учителем (это могут быть элементы букв, геометрические предметы или какой-либо рисунок). После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

Ошибками являются: неправильно изображенный элемент; замена одного элемента другим; отсутствие элемента; разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; сильный перекос рисунка.

Методика «Узор».

Цель методики: выявление умение ориентироваться и действовать по правилу, образцу, слушать и воспринимать правильно информацию; степень развития произвольного внимания.

Организация методики: методика состоит из трех контрольных диктантов и одного тренировочного.

Детям говорят: «Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я говорю. Необходимо соединять фигуры не повторяясь, т. е. квадрат-треугольник-кружок и т. д. (по нарисованной линии).

Затем предъявляют следующий  рисунок, на основе которого, будут  выполняться необходимые инструкции.

 

Инструкции: Внимательно  слушайте меня и повторяйте: Соедините  два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с  квадратом и т. д.». Диктовать следует  медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение.

Методика «Графический диктант».

Цель методики: данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы, изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, навыков письма.

Организация методики:

 «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз».

Задание можно варьировать, например просить нарисовать прямую линию.

Одним из вариантов может  являться методика «Рисунок по точкам».

Организация методики: испытуемым раздаются листочки с изображенными на них определенных узоров и фигур в форме точек, соответствующих этим узорам.  Ученикам необходимо соединить их и получить определенный узор (треугольник, прямоугольник, звезда, можно использовать узоры букв и т. д.).

Инструктирование должно быть подробным и неторопливым. По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Методика «Действуй  правильно».

Цель методики: определение уровня сформированности саморегуляции, способность соотносить указанное с нарисованным, написанным.

Организация методики: предлагается образец с изображением рисунка, это может быть, например, соединение букв или элементов букв или рисунок палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.

Испытуемому предлагают в  течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать образец в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.

Одним из важных моментов констатирующего  эксперимента было выявление в процессе наблюдения умений и навыков, непосредственно связанных               с изучением русского языка, а именно:

- способности, навыки и умение слышать звуки и соотносить их с буквами, особенности слухового восприятия, фонематического слуха, навыки звукового анализа;

- навыки дифференциации звуков и букв по заданным признакам (гласный-согласный, глухой-звонкий, мягкий - твердый и т. д.);

- особенности словарного запаса, знания алфавита русской речи и состояния речевого развития в целом.

В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание - полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания (характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т. е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности (старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании).

В процессе методики констатирующего эксперимента, мы отмечали особенности имеющегося уровня развития навыков следующих видов, особенно важных для успешной учебной деятельности детей с нарушением интеллекта:

  1. интеллектуальные навыки учебной деятельности (восприятие устной                 и письменной инструкции, получение и оценка результата работы);
  2. организационные навыки (особенности планирования работы, потребность в помощи и разъяснении цели задания; особенности этапов действий                с заданием и его завершение);
  3. коммуникативные навыки (особенности изложения своих мыслей, ведение диалогов, особенности взаимодействия в группе и с учителями и воспитателями, подчинение учебным правилам).

Информация о работе Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка