Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:10, дипломная работа

Описание работы

цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие важные задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме научного исследования.
Определить имеющийся уровень развития навыков учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Определить содержание, разработать и внедрить методику работы, построенную на основе дидактических игр.
Проверить эффективность предложенной методики формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
Составить методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретический аспект формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка……….9
Характеристика и значение учебной деятельности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………….9
Проблема формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...21
Дидактическая игра как средство формирования навыков учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………………………………………………………………….29
Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………….......40
2.1. Методика и результаты констатирующего исследования………………40
2.2. Методика формирующего эксперимента………………………………...56
2.3. Результаты формирующего эксперимента……………………………….72
2.4.Методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка………………………………………………………………………………...81
Заключение………………………………………………………………………….87
Список использованных источников…………………………………………...…91

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ лена.docx

— 254.19 Кб (Скачать)

Как отмечает К. Д. Ушинский, «игра - это творчество, игра - это труд. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом» [69, с. 89].

Касаясь детей с нарушением интеллекта, об этом свидетельствует  то, что дети продолжают носить в школу игрушки. Основываясь на этой особенности                  в развитии младших школьников можно сделать вывод о том, что именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается                    и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

В преподавании русского языка  без дидактических игр, вообще, сложно обойтись. Дидактические игры - очень мощный инструмент в преподавании. Примеры использования таких игр на уроках русского языка могут быть следующими:

1. Сюжетно-ролевые игры (на итоговом занятии по изучению частей речи, ученики исполняют роли изученных частей речи, участвовали в викторинах                и конкурсах).

2. Игры-упражнения (например, необходимо помочь найти недостающие буквы, опираясь на картинки).

3. Игры-соревнования. Эта  разновидность нравится ребятам больше всего [52, с. 269].

Научившись правильно использовать игры в учебной деятельности, учитель всегда будет владеть вниманием учеников, а ребята будут легко усваивать учебный материал, не переутомляясь.

Игра - это основной вид деятельности не только ребенка, но и взрослого. Это одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, на первый взгляд, бесполезная и вместе с тем необходимая. Словом «игра» обозначаются самые различные, малосхожие между собой явления.

Феномен игры привлекал внимание представителей разных наук: философов, эстетов, биологов, этнологов, психологов.

 Начало разработки общей теории игры связано с работами Ю. П. Азарова, М. М. Бахтина, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, О. С. Газмана,                             Н. К. Крупской, А. Н. Леонтьева, А. С. Макаренко, Д. В. Менджерицкого,                  В. С. Мухиной, Г. В. Плеханова, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Славиной, Спенсера,                             В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Ф. И. Фрадкиной, Е. А. Флериной,                Ф. Шиллера, Д. Б. Эльконина.

Ф. Шиллер рассматривал психологическую природу игры и видел в ней характеристику существа человека вообще [77, с. 168].

Г. Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игры среди разумных существ и на её упражняющую функцию. К. Кросс, вслед за Спенсером считал игру специфической деятельностью индивидуумов, проистекающей из внутренней потребности в упражнениях, укреплении и развитии наследственных форм поведения [74, с. 160].

Еще В. Гюго и Л. Н. Толстой определили точные, психологически тонкие картины игры. Глубокие суждения о природе детских игр, о праве детей на игру принадлежат А. М. Горькому. В особенностях детской психики искал причину детской игры И. М. Сеченов, а непосредственность чувств детей в игре очень тонко подметил К. С. Станиславский. К. Д. Ушинский утверждал, что в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни...». В силу этого игра выступает как мощное средство воспитания [3, с. 18].

Современная дидактика, обращаясь  к игровым средствам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся. В процессе игры у детей с нарушением интеллекта вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, вырабатываются и закрепляются необходимые учебные навыки. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.  Включение в учебный процесс дидактических игр и игровых моментов делает, казалось бы, обычный урок более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей  в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей.

Включение в урок дидактических  игр и игровых моментов, как  отмечено            у Д. Б. Эльконина, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному процессу, что в свою очередь как следствие делает процесс формирования учебных навыков более эффективным, устойчивым [77, с. 255].

В игре ребенок с большим  интересом и охотой выполняет  то, что вне ее ему кажется очень  трудным и неинтересным. В. А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок - это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру [65, с. 17].

А. Н. Леонтьев указывает  на то, что в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта игра рассматривается как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Она является не просто самоцелью, а средством обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. В термине «игра» особо важно обозначить ее педагогическую направленность, отражающую многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математике является важным средством интенсификации учебной деятельности [41, с. 58].

Многие трудности в обучении русского языка и многие ошибки возникают в результате невнимательности, неумения контролировать свою деятельность, отсутствия целенаправленности, волевого усилия. У младших школьников                 с нарушением интеллекта часто наблюдается неустойчивость, отсутствие интереса или отрицательное отношение к учению вообще и к предмету                      в частности, как наиболее сложному учебному предмету. Объясняется это тем, что темп работы, содержание учебного материала часто непосильны учащимся, а методы и приемы работы учителя порой не учитывают особенностей детей.

Использование же игр, игровых  моментов в учебном процессе как  раз                     и дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых русский язык кажется скучным предметом. Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к учебному процессу, формирует необходимые навыки, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление. Во время дидактической игры важным моментом является и дисциплина.                 По мнению многих учителей, урок считается идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточенны, внимательны, в меру активны, занимаются только индивидуальной самостоятельной работой. Они могут высказывать свое мнение или вносить предложения только при поднятии руки и при разрешении учителя.

Минский Е. М. утверждает, что  благодаря обучающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ученик младших классов более эффективно усваивает определённую «порцию» познавательного содержания. Все виды игр (предметные, настольно-печатные, словесные и т. д.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных представлений [45, с. 46].

Многие дидактические  игры, в частности обучающие, позволяют  формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окружающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные понятия. Основной их целью является не только развитие эмоционально-волевой сферы, но подготовка мышления к восприятию фундаментальных понятий [47, с. 241].

Дидактические игры выполняют  обучающую функцию успешнее, если они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных представлений. Они могут применяться в качестве одного из методов проведения занятий, индивидуальной работы, быть формой организации самостоятельной познавательной деятельности детей.

Всестороннюю  подготовку детей с нарушением интеллекта на уроках русского языка всё-таки необходимо умело сочетать с игровыми моментами и моментами прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению совершенно  естествен [21, с. 241].

Систематическое использование  дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру материала является эффективным средством активизации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности и личностной сферы. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнять традиционные формы обучения и воспитания в развитии и формировании учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта и повышать эффективность обучающего процесса.

Анализ вышесказанного, позволяет нам сделать выводы, что русский язык очень сложный предмет в изучении. Это особенно актуально для детей имеющих дефект интеллектуального развития.

Трудности в изучении русского языка как дисциплины младшими школьниками с нарушением интеллекта отмечали в своих работах и исследованиях Н. Г. Агаркова, А. К. Аксенова Н. Г. Галунчикова и многие другие.

Для эффективного обучения, выработки навыков учебной деятельности, определенных знаний и умений, необходимо, чтобы ученик работал активно и увлеченно, чувствовал себя уверенно, правильно вел себя в процессе учебной деятельности, адекватно строил свое общение. А возникновение интереса к учебной деятельности зависит в большей степени от методики ее преподавания, от тех средств, какие учитель использует в учебном процессе, от того, насколько умело будет построена учебная работа.

Поэтому, немаловажная роль должна дидактическим играм, игровым приемами упражнениям как средствам в работе по формированию учебных навыков на уроке, так и улучшению учебного процесса в целом.

 

Выводы

 

Теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме нашего исследования а также изучение и анализ педагогического опыта дефектологов-практиков позволил разработать систему выводов и подвести итоги вышеизложенному.

Итак, проблема разработки методики по формированию навыков учебной  деятельности младших школьников на уроках русского языка является актуальной в контексте нашего времени и заставляет обращать на себя должное внимание и со стороны ученых, и со стороны работников специальных (коррекционных) учреждений.

Это связано с тем, что  младший школьный возраст является особо важным в формировании учебных  навыков, умений и знаний, мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, становления личностной сферы. Это особый возрастной период, где учебная деятельность должна стать ведущим видом деятельности.

Именно на это указывали  в своих исследованиях Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, Т. В. Егоров, И. А. Зайцева, А. Н. Леонтьев, Б. И. Пинский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие.

Характер учебной деятельности, и конкретно процесс изучения русского языка как дисциплины у детей с нарушением интеллекта специфичен и сложен вдвойне в силу их дефекта. Учебный процесс можно охарактеризовать как неустойчивый, медлительный, несовершенный, лишенного четкости и целенаправленности, а развитие учебных навыков запаздывающими, замедленными, пассивными и неустойчивыми. Это в свою очередь подтверждают Н. Г. Агаркова, А. Аксенова, Н. Г. Галучникова и др.

Однако процесс обучения, успешного формирования навыков  учебной деятельности несмотря на свою сложность – важный процесс для детей с нарушением интеллекта как в личностном, интеллектуальном, так и социальном отношении.

В этих целях, необходимо, чтобы ученик работал активно и увлеченно, чувствовал себя уверенно, правильно вел себя в процессе учебной деятельности, адекватно строил свое общение. Возникновение же интереса зависит от методики ее преподавания и тех средств, какие используются в учебном процессе.

Как следствие здесь мы отвели большую роль дидактическим играм, игровым приемами упражнениям как средству в работе по формированию учебных навыков на уроке русского языка, способным превратить учебный процесс в творческий процесс, позволяющий детям с нарушениями интеллекта наиболее эффективно усваивать необходимый материал, вырабатывать и закреплять необходимые умения и навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

 

2.1 Методика и  результаты констатирующего исследования

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам подробно осветить следующие аспекты нашего исследования: особенности и значение навыков учебной деятельности и обучающего процесса в целом для младших школьников с нарушением интеллекта, значение русского языка как учебной дисциплины в структуре обучения детей с нарушением интеллекта, а также роль дидактических игр в формировании навыков учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Информация о работе Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка