Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:10, дипломная работа

Описание работы

цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие важные задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме научного исследования.
Определить имеющийся уровень развития навыков учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Определить содержание, разработать и внедрить методику работы, построенную на основе дидактических игр.
Проверить эффективность предложенной методики формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
Составить методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретический аспект формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка……….9
Характеристика и значение учебной деятельности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………….9
Проблема формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...21
Дидактическая игра как средство формирования навыков учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………………………………………………………………….29
Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………….......40
2.1. Методика и результаты констатирующего исследования………………40
2.2. Методика формирующего эксперимента………………………………...56
2.3. Результаты формирующего эксперимента……………………………….72
2.4.Методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка………………………………………………………………………………...81
Заключение………………………………………………………………………….87
Список использованных источников…………………………………………...…91

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ лена.docx

— 254.19 Кб (Скачать)

Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках, навыков их определения и выделения.

Оборудование: Синие и красные кружки у каждого ученика.

Ход игры. Экспериментатор произносит гласный звук, учащиеся повторяют его вслед за ним, поднимая красный кружок и отодвигая его затем                в направлении ото рта на расстояние вытянутой руки (этим показывается отсутствие преграды при произнесении гласного звука).

При произнесении согласного звука учащиеся поднимают синий кружок, произносят звук, удерживая кружок возле рта.

Найди место.

Цель:  закрепление знаний и навыков работы с материалом о гласных и согласных звуках.

Оборудование: предметные картинки; два кружка, синий и красный, у каждого из учеников.

Ход игры. Учащиеся раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки. Выигравшими считаются первые пять учеников, верно выполнивших работу.

Лото.

Цель:  закрепление знаний о гласных и согласных звуках, навыков работы с материалом.

Оборудование: большие карточки лото, разделенные на три квадрата,                  в каждом квадрате написано слово; синие и красные квадраты, которыми нужно будет закрывать слова; предметные картинки.

Ход игры. Учащиеся получают карточку лото и четыре квадрата (два синих и два красных). Учитель показывает картинку, учащиеся ищут в своей карточке это слово и закрывают его в зависимости от начальной буквы либо синим, либо красным квадратом. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл все слова.

Примерный материал. Слова: 1) ложка, яблоко, пенал; 2) яблоко, вилка, ослик; 3) ослик, ложка, апельсин; 4) апельсин, вилка, пенал; 5) ножик, арбуз, тарелка; 6) арбуз, апельсин, тарелка; 1) медведь, шапка, автобус; 8) шапка, яблоко, троллейбус и т. д.

Каждой согласной  свое место.

Цель: формирование навыков узнавать слова по опорным буквам, звуко-буквенный анализ.

Оборудование: два-три столбика записанных на доске слов, в которых согласные буквы обозначены черточками; согласные буквы из разрезной азбуки над каждым столбиком.

Ход игры. Ученики из каждого ряда (звена) по очереди, используя данные согласные буквы, вписывают их в схемы вместо пропущенных. Выигрывает тот ряд (звено), который первым закончит работу.

Примерный материал.

р б н

-ы-а (рыба) -о-я (Боря) -е-о (небо) -а-я (баня)

л п т

-и-а (липа) -е-о (лето) -о-е (поле) -е-я (Петя) и т. д.

Игры на тему «Звонкие и глухие согласные».

Глухой - звонкий.

Цель: формирование умения и навыка дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знания о парных звонких и глухих согласных.

Оборудование: у каждого ученика по два синих флажка, один из них                     с красной окантовкой.

Ход игры. Экспериментатор произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой - синий, если звонкий - синий с красной окантовкой.

Наоборот.

Цель: формирование навыка дифференцировать звонкие и глухие согласные, правильно произносить их.

Ход игры.

1 вариант. Экспериментатор называет звонкий согласный - ученик называет парный глухой, или наоборот.

2 вариант. Сидящие в первом ряду называют звонкие согласные, во втором - парные глухие (каждый ученик по одному звуку).

Тима и Дима.

Цель: формирование навыков дифференциация звонких и глухих согласных.

Ход игры. Класс делится на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого - Тима.

Командиры становятся лицом  к своей команде. Экспериментатор говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»

Далее он сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима - свои, а Дима - свои. Выигрывает та команда, которая не ошибется.

Учитель продолжает рассказ: Тима поднял руки вверх, а Дима - в стороны; Дима стал махать руками, а Тима - хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.

Лото.

Цель: развитие умения и формирование навыка выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование: большие карточки лото с тремя картинками: бочка, папка, ваза, фартук, гуси, кукла, домик, тыква, жук, шапка, зонтик, санки - в различных сочетаниях. Маленькие карточки с вышеперечисленными картинками у ведущего. У каждого ученика по три синих и три синих с красной окантовкой фишки.

Ход игры. Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Ученики поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, выделить первый звук, сказать, какой он - звонкий или глухой. После этого все, кто нашел у себя такую же картинку, закрывают ее соответствующей фишкой в зависимости от того, какой первый звук - глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.

Домино.

Цель: развитие умения и навыкаов выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование: домино с картинками: ваза - кукла, кукла - флаг, флаг - гуси, гуси - дыня, дыня - туфли, туфли - сова, сова - бусы, бусы - заяц, заяц - пальто, пальто - жук, жук - шишка, шишка - пусто - в таком количестве, чтобы каждому ученику хватило по три штуки; наборное полотно.

Ход игры. Ведущий берет пластинку домино «ваза - кукла» и ставит его на наборное полотно. Остальные домино перемешиваются и раздаются по три штуки каждому ученику. Ученики ищут у себя пластинку с картинкой «кукла». Кто нашел, поднимает руку. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен выделить в слове кукла начальный звук, определить его на звонкость или глухость. После этого он ставит свою пластинку на наборное полотно. Получается цепочка: «ваза - кукла, кукла - флаг». Теперь ученики ищут картинку «флаг» и т. д. Работа продолжается до тех пор, пока в конце не окажется пластинка «пусто».

Магазин игрушек.

Цель: развитие умения и навыка выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование: игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки - буквы.

Ход игры. Ведущий раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «магазин»: «Я буду продавцом, а вы - покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игрушки». Надо также объяснить, какой это звук - звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной. Ученик берет ее на парту, чтобы на перемене поиграть.

Игры на тему «Твердые и мягкие согласные».

Загадки.

Цель: развитие умения отгадывать загадки и формирование навыка различать твердые и мягкие согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.

Белый камушек растаял  -

На доске следы оставил. (Мел.)

Пушистой  маленькой  хозяйке  Морозы не страшны: Приберегла она на ветках Сушеные грибы. (Белка.)

Был сперва водой, потом Прочным  сделался мостом. (Лед.)

Длиннохвостые крошки

Боятся кошки. (Мышки.)

Его бьют, а он не плачет,

Веселее только скачет. (Мяч.)

Игры на тему «Слог».

Чудесный мешочек.

Цель: развитие умения и формирование навыка делить слова на слоги.

Оборудование: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Ход игры. Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания.

Кто быстрее?

Цель: развитие умения определять количество слогов в слове, навыков правильной работы с материалом.

Оборудование: слова, записанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов).

Ход игры. Ученики по одному с каждого ряда выходят к доске и отмечают цифрой против слова в своем столбике количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки насчитываются за найденные у соперника ошибки.

Зоопарк.

Цель: развитие умения и формирование навыка подбирать слова с заданным количеством слогов.

Оборудование: три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек - один слог, второй - два слога, третий - три слога); карточки с изображением животных и их названиями.

Ход игры. Ведущий говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Ребятам предлагается определить, каких зверей, в какую клетку можно посадить. Ученики по порядку выходят к доске, берут карточку с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов                 в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного               и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Примерный материал. Слон, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал заяц барсук.

Перевертыши.

Цель: развитие умения и навыка составлять слова из слогов; накопление             в памяти слоговых образов.

Оборудование: карточки со слогами (4—6) у каждого ученика.

Ход игры. Ведущий называет по отдельности два слога. Ученики берут карточки со слогами и составляют из них сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слова получились.

Примерный материал. Слоги: сое, на; чай, ка; вес, на; ка, мыт; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.

Точка.

Цель: формирование умения и навыка быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами.

Оборудование: карточка со словом «точка»; карточки со слогами: ее, кле, ни, лен, кис, кар, фор, кур, лас, кос, у, коф, шу, се - у каждого ученика по одной.

Ход игры. Ведущий предлагает детям добавить к слову «точка» свой слог так, чтобы получилось новое слово. Ученики прочитывают получившиеся слова: ве-точка, кле-точка, ни-точка, лен-точка, кис-точка, кар-точка, фор-точка, кур-точка, лас-точка, у-точка, коф-точка, шу-точка, се-точка.

Найди ошибку.

Цель: развитие умения определять правильное и неправильное деление слов на слоги.

Оборудование: слова, записанные на доске в следующей разбивке: пар-ус, пар-ma, пар-к, пар-ад, пар-а, пар-ник.

Ход игры. Ведущий говорит: «Мальчик не знал правил деления слов на слоги, а ему нужно перенести слова: парус, парта, парк, парад, пара, парник. Он отделил во всех словах первую часть nap, a вторую часть решил перенести. Правильно ли он сделал? Найдите ошибки».

Игры на тему «Алфавит».

Алфавит.

Цель: закрепление знания алфавита, навыков работы с материалом.

Оборудование: у каждого ученика по одной-две карточки с буквами.

Ход игры.  Ведущий читает стихотворение:

 Буквы-значки, как бойцы  на парад,

 В строгом порядке  построены в ряд. 

Каждый в условленном  месте стоит 

И называется ... (алфавит).

Ученики угадывают последнее  слово стихотворения. Затем они  называют признаки, по которым узнали алфавит. Учитель предлагает вспомнить порядок букв в алфавите и расставить их на наборном полотне. Ученики выходят к доске, когда подходит очередь тех букв, которые они имеют. Карточка с буквой ставится на наборное полотно. Когда все буквы выставлены, школьники хором читают алфавит. Выигрывают все, вовремя вышедшие с буквой к доске.

Кто за кем?

Цель: закрепление знания алфавита, его практическое применение.

Оборудование: классная касса букв, в кармашках которой карточки с заглавными буквами.

Ход игры. Каждый ученик называет свою фамилию, определяет, на какую букву она начинается, подходит к кассе и берет карточку с соответствующей буквой. Если встречаются две фамилии на одну букву, учитель помогает определить, чья фамилия будет первой. Когда все ученики возьмут карточки, учитель предлагает им построиться в шеренгу по алфавиту.

Поможем зверям.

Цель:  закрепление знания  алфавита; обогащение словаря, навыков работы с материалом.

Оборудование:  картинки,  изображающие  животных,  с подписями.

Ход игры. Ведущий говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята?»

Информация о работе Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка