Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:10, дипломная работа
цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие важные задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме научного исследования.
Определить имеющийся уровень развития навыков учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Определить содержание, разработать и внедрить методику работы, построенную на основе дидактических игр.
Проверить эффективность предложенной методики формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
Составить методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.
Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретический аспект формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка……….9
Характеристика и значение учебной деятельности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………….9
Проблема формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...21
Дидактическая игра как средство формирования навыков учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………………………………………………………………….29
Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………….......40
2.1. Методика и результаты констатирующего исследования………………40
2.2. Методика формирующего эксперимента………………………………...56
2.3. Результаты формирующего эксперимента……………………………….72
2.4.Методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка………………………………………………………………………………...81
Заключение………………………………………………………………………….87
Список использованных источников…………………………………………...…91
Примерный материал. Слон, лев, тигр, обезьяна гепард волк, жираф. медведь, белка, заяц, кабан, дикобраз, енот пантера, еж, носорог, рысь, шакал, хорь, антилопа.
В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».
Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.
Из игр с предметами, используемые в эксперименте можно назвать игру «Буквы - звуки», «Волшебный мешочек», где определяется предмет по какому-либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация.
Настольные (настольно – печатные). Игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери слово», «Домино», «Лото» и т. д.
Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию букву», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.
Все дидактические игры, используемые нами в процессе учебной деятельности, учитывали индивидуальные особенности детей, имели познавательный характер, вызывали желание участвовать, возможность проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.
2.3 Результаты формирующего эксперимента
По истечению формирующего эксперимента, с целью выявления эффективности предложенной нами методики, нами был проведен сравнительный контрольный эксперимент.
В материалы для проверки изменений в уровне развития навыков учебной деятельности вошли те же задания, что и в констатирующем этапе эксперимента, а именно: процесс наблюдении за деятельностью учеников на уроке русского языка, беседа с учителями и воспитателями о произошедших за данный период изменениях, а также по русскому языку с целью выявления наличия или отсутствия изменений, их характер и особенности (вопросы в беседе теперь были акцентированы на тех переменах или их отсутствии у детей после проведения предложенной работы, оценивания ее роли у учителей и воспитателей).
Показатели к выделению
Разделение проходило также как и в констатирующем эксперименте по трем основным уровням (хороший, средний, низкий).
Анализ данных, полученных нами в ходе контрольного эксперимента, позволили говорить о разительных переменах, как в качественном, так и в количественном отношении в экспериментальной группе и значительной разнице между ней и группой контрольной.
Например, в экспериментальной группе, где непосредственно нами была внедрена методика, уровень навыков учебной деятельности, степень познавательной активности, интереса, мотивации, произвольности, волевых устремлений и мотивов значительно вырос, а данные характеристики стали более устойчивыми, чем до формирующего этапа эксперимента.
В контрольной же группе изменения были не столь значительные, яркие, контрастные (перемены отмечены в единичных случаях) и находились в общем целом на том же уровне, что и при подведении итогов констатирующего этапа эксперимента.
Рассмотрим более подробно характер изменений в экспериментальной группе.
Количественные показатели изменений в уровне навыков учебной деятельности младших школьников выглядит следующим образом: хороший уровень сформированности навыков учебной деятельности отмечен теперь у 3 (23 %) учащихся. Средний уровень характерен для 53, 8 % детей (7 учеников). И низкий уровень был отмечен у 3 учеников (23 %).
Для наглядности, количественные показатели в экспериментальной группе, мы отразили в рисунке 3.
Рисунок 3 – Уровень сформированности навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта ГС(К)ОУ «Поводимовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Дубенского района РМ.
Рассмотрим качественную
сторону показателей
Итак, процент детей с показателями хорошего уровня возрос с 7, 7 % до 23 %. Действительно количество детей у которых уровень навыков учебной деятельности достиг такого результата возрос. У этих младших школьников отмечено наличие достаточно устойчивой мотивации и произвольности, они успешно воспринимают учебную информацию (устную и письменную), способны самостоятельно выделять новое и главное при обработке учебного материала, их работа весьма результативна и успешно воспроизводится предложенный алгоритм заданий. Теперь детей способных дать правильный ответ и обосновать его, дать объективную оценку результату своей работы, а также способных найти и понять суть ошибок стало больше. В своей работе на уроках они умеют выделять главное, выполняют работу по заданному плану и порядку, умеют проверять и оценивать ее, способны правильно и своевременно использовать помощь взрослого или обходиться без нее.
Ученики стали более эффективно пользоваться навыками анализа, сравнения, классификации, обобщения, систематизации, способностью выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи.
23 % могут достаточно корректно отвечать на поставленные вопросы, способны подчиняться правилам учебного процесса и продуктивно работать в коллективе, отмечена также хорошая способность работы с учебником.
У младших школьников отмечается наличие учебных мотивов и заинтересованность именно содержательной стороной деятельности, интерес к деятельности, познавательная активность, любознательность.
У 3 учеников преобладают открытость и искренность в общении, наличие положительно окрашенных и устойчивых эмоций, непосредственность, ощущение дистанции, понимание условной роли учителя и воспитателя, послушание.
Итак, для данной группы учеников характерно хорошее знание материала предмета в целом, ориентация в материале, владение навыками, необходимых для успешного освоения русского языка и учебной деятельности в целом.
Изменился количественный состав и второго уровня (с 38, 4 % учеников до 53, 8 %), что также говорит о значительных изменениях сформированности навыков учебной деятельности младших школьников.
Таким образом, возросло количество детей, имеющим неплохие навыки учебной деятельности, что положительно сказалось на ситуации в классе. Эти ученики неплохо, хотя и с переменным успехом воспринимают и нуждаются в помощи взрослого, хотя и в небольшом количестве. Но не всегда еще могут дать объективную оценку своей работы, хотя, видят допущенные ошибки, но редко.
С переменным успехом они пользуются навыками анализа, сравнения, классификации, обобщения, способностью выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи.
Недостаточно хорошо развито планирование, следование алгоритму, проверка работа, оценивание, нахождение ошибок и их исправление. Испытывает небольшие затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику.
Все еще отмечается заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью), эмоциональной, игровой стороной деятельности.
У младших школьников данного уровня с переменным успехом отмечается проявление активности, характерны неустойчивость интереса, наличие беспокойства, пассивности в отдельных моментах, неуверенности в себе, негативных качеств, смена эмоций. В ходе общения могут нарушать социальную дистанцию.
В итоге, для учеников данного уровня характерно среднее, недостаточно хорошее знание развитие навыков, необходимых для успешного овладения материалом по русскому языку, отсутствие постоянства результатов в работе.
Количественные
и качественные изменения произошли
и в третье уровне - низком. С 53, 8 %
он сократился до 23 % учащихся, т. е. составил
всего
3 ученика в классе в отличие от результатов
констатирующего эксперимента
Это говорит о том, что достаточно меньшее количество младших школьников теперь имеют слабый уровень сформированности навыков учебной деятельности, неустойчивость или отсутствие мотивации и произвольности деятельности.
Только у 23 % учащихся все еще отмечается очень слабая способность использовать в учебной деятельности навыки анализа, сравнения, классификации, обобщения, способность выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи.
Для них остались характерны следующие особенности: отсутствие умения действовать самостоятельно и правильно использовать помощь взрослого; плохая способность планирования работы, действия по алгоритму, проверки, оценки и нахождения ошибок в своей работе, весьма затруднено осмысление учебной задачи.
23 % младших школьников не способны самостоятельно донести до окружающих мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику; в ходе разговора проявляется некорректность, нарушение дистанции и норм учебного процесса.
Мотивационная сфера неустойчива, хотя отмечается наличие заинтересованности содержательной стороной деятельности и интереса к учению в целом, характерна заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью).
В поведении и личностной сфере можно отметить следующее: пассивность в целом сменилась активностью у некоторых детей, появилась заинтересованность, любопытство, что положительно сказывается на выполнении заданий (учащиеся с интересом берутся за них и выполняют их более упорно, чем раньше). В общении со взрослыми и сверстниками эти ученик также стали проявлять больше активности и любопытства, хотя порой и было замечено нарушение дистанции, трудности в установлении контактов, проявление конфликтности, агрессивности.
Характерен очень низкий уровень в овладении навыками, необходимыми для успешного овладения материалом по русскому языку.
На основе повторной беседы с учителями и наблюдений за младшими школьниками также была подтверждена эффективность предложенной нами методики.
Учителя и воспитатели отдавали большую роль дидактическим играм как средству формирования учебных навыков не только на уроках русского языка, но и учебной деятельности в целом.
По их словам дети стали более устойчивыми и организованными в работе, более целеустремленными, их уровень произвольности возрос. Теперь они лучше стали выделять главное в задании, придерживаться цели, алгоритма, умением оценить, найти и исправить ошибки в работе или ответах.
Произошли улучшения в способностях и навыках анализа, сравнения, классификации, обобщения, систематизации, способности устанавливать причинно-следственные связи.
Мотивы детей стали более устойчивыми, а самое главное возрос интерес к деятельности, познавательная активность, любознательность учащихся, повысилась работоспособность (даже у слабых учеников).
Таким образом, суммируя полученные количественные и качественные показатели, мы получили данные, свидетельствующие о значительном росте уровня навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка и как следствие эффективность внедрения дидактических игр.
Касаемо рассмотрения результатов контрольного эксперимента в контрольной группе, то здесь изменения есть, но не столь радикальные и яркие, и в основном наблюдаются в единичных случаях. В целом в группе теперь преобладает группе средний показатель уровня сформированности навыков учебной деятельности, но остался велик уровень низких показателей и наоборот, мал уровень показателей высоких.
Количественные показатели изменений в уровне навыков учебной деятельности младших школьников выглядит следующим образом: хороший уровень сформированности навыков учебной деятельности не изменился и отмечен теперь у 2 (7, 7 %) учащихся. Средний уровень характерен для 53, 8 % детей (7 учеников). И низкий уровень был отмечен у 4 учеников (30, 7 %).
С целью большей наглядности, количественные показатели в контрольной группе, мы отразили в рисунке 4.
Рисунок 4 - Уровень сформированности навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта (ГБСКОУ РМ ССКОШ VIII вида).
Итак, основываясь на количественных показателях, можно сказать, что особых изменений в количественном плане в контрольной группе младших школьников нет. Хороший уровень не изменился и остался прежним. Увеличилась группа детей со средним уровнем сформированности навыков учебных навыков и немного сократился низкий уровень. Но по сравнению с результатами экспериментальной группы, данные менее контрастные.