Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:10, дипломная работа

Описание работы

цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие важные задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме научного исследования.
Определить имеющийся уровень развития навыков учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Определить содержание, разработать и внедрить методику работы, построенную на основе дидактических игр.
Проверить эффективность предложенной методики формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
Составить методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретический аспект формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка……….9
Характеристика и значение учебной деятельности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………….9
Проблема формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...21
Дидактическая игра как средство формирования навыков учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………………………………………………………………….29
Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………….......40
2.1. Методика и результаты констатирующего исследования………………40
2.2. Методика формирующего эксперимента………………………………...56
2.3. Результаты формирующего эксперимента……………………………….72
2.4.Методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка………………………………………………………………………………...81
Заключение………………………………………………………………………….87
Список использованных источников…………………………………………...…91

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ лена.docx

— 254.19 Кб (Скачать)

Также, мы уделяли особое внимание следующим критериям и особенностям, которые имеют непосредственное отношение к имеющемуся уровню развития навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта:

- личностные компонентами  характеристики учащихся (когнитивный,  эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

- особенности сформированности предпосылок к освоению учебной деятельности (наличие и характер мотивации, произвольности, восприятия правила и образца, умения слушать, способ решения учебной задачи, уровень самостоятельности, саморегуляции, отношение к помощи взрослого).

Кроме всего вышеуказанного в процессе методики констатирующего  эксперимента учитывались следующие важные моменты:

  1. Способность детей анализировать; сравнивать; классифицировать; 
    обобщать; систематизировать; выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Умение пользоваться учебником, тетрадями, ручками, карандашами, другими принадлежностями в учебном процессе.
  3. Особенности вести интеллектуальную деятельность как индивидуально, так и в группе.

Для получения результатов проведенного нами констатирующего этапа исследования нами, учитывая его предварительный  анализ, все его этапы (наблюдение, ответы учителей и воспитателей, организация методик, анализ результатов работ школьников) и вытекающие предварительные цели и задачи данных этапов нами было выделено три основных уровня развития имеющихся у младших школьников с нарушением интеллекта общеучебных навыков.

При выработке уровней учитывались  личностные умения, характеристики учащихся, особенности сформированности предпосылок к учебной деятельности (наличие и характер мотивации, произвольности, восприятия правила и образца, умения слушать, способ решения учебной задачи, уровень самостоятельности, саморегуляции, отношение к помощи и т. д.).

Имело место и состояние условий, способствующих становлению навыков  учебной деятельности, а именно работа учителей и воспитателей, их отношение  к данной проблеме.

Критериями выделения и построения уровней в определенную систему послужило наличие или отсутствие должных видов общеучебных навыков и умений у учеников, их состояние и характер, а именно интеллектуальные, коммуникативные и организационные навыки учебной деятельности.

Итак, состояние развития навыков  учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта по итогам констатирующего эксперимента, мы будем характеризовать по следующим трем уровням.

Первый уровень характеризуется как хороший. Данный уровень характеризует хорошее развитие общеучебных навыков. Для него характерно наличие устойчивой мотивации и произвольности, успешное восприятие учебной информации (устной и письменной), способность самостоятельно выделить новое                и главное при обработке учебного материала, работа результативна, успешно воспроизводится предложенный алгоритм.  Ученик с данными уровнем развития способен дать правильный ответ и обосновать его, дать объективную оценку результату своей работы, способен найти и понять суть ошибок. Характерно также умение выделять главное, выполнение работы по определенному плану, алгоритму, выполнение задания по порядку, умение уточнять интересующие детали, проверка работы ее, адекватная ее оценка,

Этот уровень отличает способность свои мысли, достаточно корректно отвечать на поставленные вопросы, а также способность подчиниться определенным правилам учебного процесса и продуктивно работать в коллективе, хорошая способность работы с учебником и дополнительной литературой.

Отмечается наличие учебных  мотивов, заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность), заинтересованность социальной стороной деятельности. Кроме того для данного уровня характерно

самостоятельное выполнение задание, использование помощи по необходимости, в редких случаях, способность правильно воспользоваться ею.

В характере личностных качеств  можно выделить активность, инициатива в выборе деятельности, открытость, любопытство; наличие положительно окрашенных и устойчивых эмоций; непосредственность, искренность в общении и деятельности, ощущение дистанции, понимание условной роли взрослого, послушание, адекватная реакция на успех или неудачу другого ученика.

Характерно хорошее знание материала предмета в целом, хорошая ориентация в материале, владение навыками, необходимых для успешного освоения русского языка.

Второй уровень характеризуется как средний. Уровень характеризует неплохое развитие навыков учебной деятельности.

Для учеников данного уровня будет характерно следующие моменты. Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), он нуждается в частых, дополнительных разъяснения и помощи, недостаточно самостоятелен. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки, но редко.

В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как  цель своей деятельности. Слабо развито планирование, необходимость уточнения. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи             с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.

Испытывает затруднения  при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы  в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы  собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы или учителя. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.

В целом отмечается заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью), эмоциональной, игровой стороной деятельности, возникают трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца.

Ученики данного уровня способны проявлять  активность, но с переменным успехом, характерны неустойчивость интереса, наличие беспокойства, пассивности в отдельных моментах, неуверенности в себе, негативных качеств (печаль, тревога, агрессия), смена эмоций. В общении также проявляется искренность, но не всегда ученик может понять и принять дистанцию и определенные нормы и правила и осуществлять свою деятельность в классе успешно.

Характерно недостаточно хорошее знание развитие навыков, необходимых для успешного овладения материалом по русскому языку, отсутствие постоянства результатов в работе, слабая ориентация в материале.

Третий уровень - низкий уровень развития навыков учебной деятельности. Он характеризуется наличием неустойчивости или отсутствием мотивации и произвольности деятельности.

Ученик, имеющий данный уровень развития учебных навыков, воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно, и адекватно использовать помощь взрослого. Особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы.

Затруднено осмысление учебной задачи. Приступает к работе, не имея плана, уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях, действует импульсивно, хаотично. План работы грубо нарушает, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.

Ученик  не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе разговора, не корректен. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы и учителя, воспитателя. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.

Мотивационную сферу учебной деятельности можно охарактеризовать как крайне неустойчивую или несформированную: отсутствует заинтересованность содержательной стороной деятельности и интереса к учению в целом, иногда характерна заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью).

Отмечаются большие трудности  с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца, неумение анализировать и действовать по образцу, часто не принимает учебную задачу, требуется постоянная помощь взрослого.

В поведении  и личностной сфере можно отметить следующее: наличие               в основном пассивности, замкнутости, беспокойства и возбудимости, негативных эмоциональных реакций, что отрицательно влияет на учебную деятельность и усвоение материала. В общении со взрослыми и сверстниками такой ученик неискренен, безынициативен, не принимает роль учителя и не держит дистанцию, испытывает трудности в установлении контактов, проявляет конфликтность, агрессивность.

Характерен  очень низкий уровень в овладении  навыками, необходимыми для успешного  овладения материалом по русскому языку.

В итоге, хороший уровень развития навыков учебной деятельности присущ по результатам эксперимента меньшей части младших школьников с нарушением интеллекта. Он составил 15, 4%  (2 ученика) в одном и 7, 7 % (1 ученик) в другом образовательном учреждении, что составило 11, 6 % от общего числа детей.

Средний уровень был отмечен у 38, 4 % (5 детей) в обеих группах специальных (коррекционных) учреждений, что составило 38, 4 % от общего количества младших школьников.

И низкий уровень развития навыков учебной деятельности  оказался присущ 46, 1 % (6 учеников) детей одной школы и 53, 8 % (7 детей) другой, и это составляет 50 % от общего числа младших школьников с нарушением интеллекта.

С целью большей наглядности, выделенные нами исходные уровни,  мы отразили  в рисунках 1 и 2.

Рисунок 1 – Исходный уровень  развития навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта (ГБСКОУ РМ ССКОШ VIII вида)

Рисунок 2 – Исходный уровень развития навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта ГС(К)ОУ «Поводимовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Дубенского района РМ.

Анализ результатов констатирующего  этапа исследования свидетельствует о недостаточном (в целом - о низком) имеющемся уровне развития навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.

Это подтверждают цифры, полученные нами в результате обработки данных и разделению учеников с нарушением интеллекта на три группы, по вышеуказанным уровням.

Из этого следует, что необходима организующая и стимулирующая работа, система занятий, позволяющая более  эффективно способствовать формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта, от успешности развития которых с свою очередь будет зависеть результативность процесса обучения в целом.

Данные, полученные в ходе констатирующего исследования, позволяют сделать следующие выводы:

  1. Основной целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление исходного уровня развития учебных навыков младших школьников с нарушением интеллекта, степени сформированности составляющих успешной учебной деятельности.
  2. В работе по выявлению характера и уровня имеющихся навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта учитывались следующие показатели: особенности сформированности предпосылок к освоению учебной деятельности (мотивация, произвольность, саморегуляция, самостоятельность в исполнении); характер и уровень развития основных видов навыков (интеллектуальные навыки учебной деятельности, организационные навыки, коммуникативные навыки). Кроме того учитывались способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, а также личностные компоненты и характеристики учащихся.
  3. Результат  проведенного нами исследования констатирующего характера позволил сделать заключение о недостаточном (низком) уровне развития навыков учебной деятельности в обеих исследуемых группах. 3 ученика (11, 6 %) имеют высокий уровень учебных навыков, 38, 4 % (13учеников) имеют средний исходный уровень и большинство, а именно 50 % (10 детей) имеют низкий уровень развития навыков учебной деятельности, что отрицательно сказывается на усвоении материала и на самом развитии ученика.
  4. Таким образом, исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента, особенностей детей данного контингента, мы делаем заключение о необходимости поиска и разработки более эффективных путей формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта            с привлечением системы специальных средств и приемов с целью их  продуктивного влияния на формирование данного процесса, повышение учебных способностей, учебной мотивации и учебной активности, интеллектуальное и личностное развитие детей в целом.

Информация о работе Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка