Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:10, дипломная работа
цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие важные задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме научного исследования.
Определить имеющийся уровень развития навыков учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Определить содержание, разработать и внедрить методику работы, построенную на основе дидактических игр.
Проверить эффективность предложенной методики формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
Составить методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.
Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретический аспект формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка……….9
Характеристика и значение учебной деятельности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………….9
Проблема формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...21
Дидактическая игра как средство формирования навыков учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………………………………………………………………….29
Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………….......40
2.1. Методика и результаты констатирующего исследования………………40
2.2. Методика формирующего эксперимента………………………………...56
2.3. Результаты формирующего эксперимента……………………………….72
2.4.Методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка………………………………………………………………………………...81
Заключение………………………………………………………………………….87
Список использованных источников…………………………………………...…91
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретический аспект формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка……….9
2.1. Методика и результаты констатирующего исследования………………40
2.2. Методика формирующего эксперимента………………………………...56
2.3. Результаты формирующего эксперимента……………………………….72
2.4.Методические рекомендации
по формированию навыков учебной деятельности
младших школьников с нарушением интеллекта
на уроках русского языка…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...…
Введение
Актуальность темы исследования. Совершенствование процесса обучения является одной из актуальных проблем современного процесса развития, воспитания и обучения детей. Стремительное развитие современного общества во всех сферах деятельности требует особого внимания к проблемам воспитания и обучения, поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики остается совершенствование учебной деятельности школьников.
Учебная деятельность представляет собой особую форму активности личности человека, которая направлена на усвоение социального опыта познания и преобразования мира. Рассматривая учебную деятельность через призму определенного возрастного этапа, а в нашем случае - младшего школьного возраста, следует отметить особую важность ее формирования на данном возрастном этапе, так как именно здесь происходят качественно новые образования, позволяющие школьнику ощущать себя активным субъектом, познающим окружающий мир и самого себя.
Учебная деятельность является ведущей деятельностью школьников и представляет собой процесс усвоения научных знаний, формирования навыков и умений. В ходе учебной деятельности происходят изменения в уровне знаний, умений и навыков, в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности, в уровне общего и умственного развития.
Незаменимую роль учебной деятельности в развитии и становлении интеллектуального и личностного становления детей отмечали Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, Т. В. Егоров, И. А. Зайцева, А. Н. Леонтьев, Б. И. Пинский, С. Л. Рубинштейн, Н. Г. Салмина, Ж. И. Шиф, Д. Б. Эльконин и др.
В нашей стране постоянно
принимаются попытки
В России исследованиями психолого-педагогических особенностей детей, младшего школьного возраста с нарушением интеллекта занимались такие ученые, как Д. И. Азбукин, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, А. Н. Грабаров, В. П. Кащенко, Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф и др.
Русский язык является одним из сложных предметов в школе, особенно для детей имеющих дефект интеллектуального развития и требует от школьников достаточно высокого развития умений и навыков учебной деятельности. Трудности в изучении и освоении русского языка младших школьников с нарушением интеллекта отмечают Н. Г. Агаркова, А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова и многие другие.
Одним из более эффективных
средств формирования учебной деятельности
у детей младшего школьного возраста с
нарушением интеллекта может являться
дидактическая игра. В своих исследованиях важность
игровых приемов в формировании учебной
деятельности подтверждали Б. Г. Ананьев,
Трудности в изучении русского языка детьми с нарушением интеллекта, в связи с имеющимися нарушениями познавательной и личностной сфер, сложность самого учебного предмета позволяет говорить о том, что успешность в обучении во многом зависит от методов и средств учебного процесса. Значение дидактической игры как средства формирования навыков учебной деятельности, социальная значимость исследуемой проблемы, недостаточная ее теоретическая разработанность, необходимость конкретизации отдельных сторон, возможность улучшения коррекционно-педагогического процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях определяют актуальность исследования.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей формирования навыков учебной деятельности, познавательной активности и умственных способностей младших школьников с нарушением интеллекта, в выяснении значения и роли дидактических игр в формировании навыков учебной деятельности на уроках русского языка.
Объект исследования - особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - процесс формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.
На основе этого обозначена цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие важные задачи исследования:
Гипотеза исследования: процесс формирования навыков учебной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках русского языка будет более эффективным, если в работе будут использованы такие средства обучения как дидактическая игра. Работа должна проводиться более целенаправленно, в логической последовательности и стройной системе, осуществляться систематически с использованием дидактической игры и методов формирования положительного отношения к учению.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы и методической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта дефектологов - практиков; изучение значения дидактических игр в формировании навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка; наблюдение школьников на уроках русского языка; проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, сравнительный количественный и качественный анализ данных.
Практическая значимость исследования заключается в научно-методическом обосновании методики работы по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского зыка. Полученные данные могут быть использованы в процессе обучения детей с нарушением интеллекта в практике специального (коррекционного) обучения. Выбранные нами пути и приемы воздействия увеличивают эффективность формирования навыков учебной деятельности детей с нарушением интеллекта, способствуют более продуктивной деятельности, повышают работоспособность и положительно влияют на познавательную и личностную сферу в целом.
1 Теоретический аспект формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта
на уроках русского языка
в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Это период для активного развития и становления навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, усвоения социальных норм, развития навыков общения со сверстниками и установления прочных дружеских связей.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущим видом деятельности и представляет собой процесс усвоения научных знаний, формирования навыков. Она способствует изменению в развитии психики и интеллекта у младших школьников, потому что, в процессе учебной деятельности складываются новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Специфика учения состоит в присвоении научных знаний. Основную часть содержания учебной деятельности составляют научные понятия, законы, общие способы решения практических задач. Только в учебной деятельности усвоение научных знаний, умений, навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.
И. А. Зайцева утверждает о том, что начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста складывается новый тип отношений с окружающими людьми [28, с. 57].
Как отмечает Т. В. Егоров, в младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива – мотив избегания неудачи [24, с. 112].
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения. Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка в обществе. Дети начинают новую для них деятельность - деятельность учения. Их позиция в жизни, все отношения со сверстниками и взрослыми, в семье и вне ее определяются теперь тем, как они выполняют свои первые, новые и важные общественно значимые обязанности.
Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, Н. Г. Салмина, Д. Б. Эльконин в своих исследованиях описывают основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, семиотической функции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним относятся: общее физическое развитие ребенка; владение достаточным объемом знаний; владение «бытовыми» навыками самообслуживания; культуры поведения, общения, элементарного труда; владение речью; предпосылки овладения письмом; умение сотрудничества; желание учиться [76, с. 86].
Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе. Согласно А. Н. Леонтьеву, ведущей называется деятельность, которая не только занимает длительный период, но и в русле которой:
1) формируются другие, частные виды деятельности;
2) развивается интеллект как совокупность сенсорно-перцептивных, мнемологических и атенционных функций;
3) формируется сама личность субъекта деятельности [41, с. 61].
Младший школьник как субъект
учебной деятельности сам развивается
Учебная деятельность младшего школьника развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Обучаясь способам письма, счета, чтения, ребенок ориентирует себя на «самоизменение» - овладевает необходимыми способами практических и умственных действий.