Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:10, дипломная работа
цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие важные задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме научного исследования.
Определить имеющийся уровень развития навыков учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Определить содержание, разработать и внедрить методику работы, построенную на основе дидактических игр.
Проверить эффективность предложенной методики формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
Составить методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.
Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретический аспект формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка……….9
Характеристика и значение учебной деятельности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………….9
Проблема формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...21
Дидактическая игра как средство формирования навыков учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………………………………………………………………….29
Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………….......40
2.1. Методика и результаты констатирующего исследования………………40
2.2. Методика формирующего эксперимента………………………………...56
2.3. Результаты формирующего эксперимента……………………………….72
2.4.Методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка………………………………………………………………………………...81
Заключение………………………………………………………………………….87
Список использованных источников…………………………………………...…91
2.2 Методика формирующего эксперимента
Итак, результат проведенной нами работы на констатирующем этапе эксперимента позволил нам говорить о то том, что исходный уровень развития учебных навыков и учебной деятельности в целом у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта достаточно низок. Дети в целом слабо и малоэффективно ориентируются, владеют и работают с учебным материалом, информацией учителя, учебные действия и способности весьма переменчивы по своему характеру и находятся также на низком уровне развития. Соответственно, это ведет за собой низкий уровень овладения учебным материалом и затруднения в собственном развитии.
Мы посчитали, что отчасти, это происходит потому, что форма работы с детьми организовывается не столь интересно и привлекательно для младших школьников с нарушением интеллекта, что так важно для детей данной категории, так как познавательная активность и произвольность у них лучше проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, например игрой.
Нами уже было отмечено, что русский язык очень серьезный, важный, но, тем не менее один из самых сложных и труднодоступных в усвоении предметов. Это актуально для детей, имеющих нарушением интеллекта, особенно детей обучающихся в первом классе, когда еще в недостаточной степени сформированы учебные мотивы, произвольность, волевая и эмоциональная сфера. Когда детей больше привлекает новизна, красочность и занимательность материала, в отличие от его истинного учебного замысла и назначения.
В связи с этим, мы посчитала, что формирование учебной деятельности и ее навыков в процессе изучения русского языка, познавательного интереса, мыслительных операций и интеллектуальных способностей в целом будет проходить более эффективно посредством дидактических игр и упражнений
Залогом успеха в формировании навыков учебной деятельности на уроках русского языка у младших школьников с нарушением интеллекта является развития и поддержания у них интереса к предмету. Давно известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. Использование на уроках дидактических игр и занимательного материала способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.
Дидактические игры способствуют развитию речи, мышления, памяти, внимания, наблюдательности, что является залогом в успешном формировании и становлении учебных навыков и учебной деятельности в целом. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок и важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
В играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игровые технологии развивают у учеников смекалку, находчивость, сообразительность.
Игра стимулирует волевые усилия - организованность, выдержку, умения соблюдать созданные правила, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Таким образом, основная роль дидактических игр заключается в том, что они используются в целях обучения, формирования конкретных и обобщенных знаний, умений и навыков, и применения их в разных условиях и обстоятельствах.
Экспериментальную группу обучающего эксперимента составили 13 детей с нарушением интеллекта, проходивших обучение в ГС(К)ОУ«Поводимовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Дубенского района РМ, другие 13 младших школьников с нарушением интеллекта обучающихся в первом классе ГБСКОУ СКОШ VIII вида г. Саранска РМ составили контрольную группу.
Методика и организация проведения формирующего этапа эксперимента поставила перед нами задачи следующего характера:
1. Разработка и внедрения
комплекса специальных
2. Экспериментальная проверка
эффективности предложенных
Как уже говорилось выше основная наша цель применения дидактических игр на уроках русского языка - это формирование устойчивых навыков учебной деятельности.
В процессе разработки и
внедрения дидактических игр
нами учитывались следующие
- формирование интеллектуальных навыков (восприятие устной и письменной инструкции, получение и оценка результата работы);
- формирование организационных навыков (планирование работы, потребность в помощи и разъяснении цели задания; особенности этапов действий с заданием, его завершение);
- формирование коммуникативных навыков (изложение своих мыслей, ведение диалогов, взаимодействие в группе и с учителями и воспитателями, подчинение учебным правилам);
- формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов личности;
- формирование мотивации, произвольности, восприятия правила и образца, умения слушать, самостоятельности, саморегуляции, отношение к помощи взрослого.
- формирование способов
анализа, сравнения, классификации,
обобщения, систематизации, выделение
главного, установления причинно-следственные
связи.
- закрепление умений в
использовании школьных
Кроме того внедрение на уроки русского языка дидактических игр, как кроме своей основной цели призваны решать следующие задачи.
Образовательные: способствовать прочному усвоению детьми материала и расширению кругозора.
Развивающие: развивать творческое мышление, способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на занятиях, способствовать развитию воображения.
Воспитательные: способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности, самостоятельности и воли в работе.
Нами были использованные различные виды игр: настольные игры, словесные игры, игры с предметами, мини-игры, викторины и т. д.
Дидактические игры проводились нами на различных этапах урока (в начале, как организационный момент, в середине урока - как разминка, и как закрепление темы на завершающем этапе урока).
Также дидактические игры разделялись в зависимости от тем, предлагаемых учителем. Рассмотрим более подробно использование, содержание и функциональные возможности дидактических игр в зависимости от темы урока русского языка.
Одной из самых первых и важных тем в первом классе является тема «звуки и буквы».
Игры к теме «Звуки и буквы».
Узнай, кто какие звуки издает?
Цель: формирование слухового восприятия, способности действовать по образцу, правилу, воспринимать информацию.
Оборудование: набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз.
Ход игры. Показывается картинка, учащиеся называют изображенный на ней предмет. На вопрос, как звенит пила, жужжит жук и т. д., отвечает представитель ряда, а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ученик или ряд, чьи ответы были всегда правильными.
Угадай звук.
Цель: отработка навыков четкости артикуляции речи, способности действовать по образцу, воспринимать информацию учителя, развитие навыков внимания.
Ход игры. Экспериментатор или ведущий ученик произносит звук про себя, четко артикулируя. Учащиеся по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.
В скороговорках не ошибаются.
Цель: отработка навыка четкости артикуляции, способности действовать по образцу, воспринимать информацию учителя, развитие навыков внимания.
Ход игры. Экспериментатор проговаривают скороговорку. В течение двух-трех минут ученики репетируют шепотом, упражняясь в правильном ее произношении. Затем из каждой команды по очереди выходят играющие и произносят скороговорку. Правильное, четкое, громкое произнесение оценивается двумя баллами.
Примерный материал.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
Мама мылом мыла Милу, не любила Мила мыло.
Очень часто блюдца у Танечки бьются.
Лара у Вали играет на рояле.
У ежа ежата, у ужа ужата.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Сеня - незнайка, а Зина - зазнайка.
Саша любит сушки, а Соня - ватрушки.
У кого хороший слух?
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход игры. Экспериментатор показывает картинку и называет ее. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук.
Кто в домике живет?
Цель: формирование способности определять наличие звука в слове.
Оборудование: домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры. Экспериментатор объясняет, что в домике живут только звери в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Учащиеся называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть, например, звук [л].
Примерный материал. Еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.
Кто больше?
Цель: формирование умений и навыков слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Оборудование: набор пройденных букв, предметные картинки.
Ход игры. Каждому ученику дается одна из пройденных букв. Учитель показывает картинку, ученики называют изображенный предмет.
Где наш дом?
Цель: формирование умения и навыков дифференцировать сходные звуки.
Оборудование: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например [с] или [ш].
Ход игры. Каждый ученик, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука [с] или [ш], вставляет картинку в соответствующий кармашек.
Примерный материал. Шары, сыр, шарф, шкаф, сапоги, сумка, шуба, собака, слон, стол.
Угадай слово.
Цель: формирование навыка проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.
Оборудование: карточки с согласными.
Ход игры. Экспериментатор ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- {молоко), с-п-г- (сапоги) и т. д., а ученики отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по рядам.
Сколько точек - столько букв.
Цель: развитие умения подбирать слова по заданному количеству букв, проводить звуко-буквенный анализ.
Оборудование: кубик, на гранях которого различное количество точек (две, три, четыре, пять, ноль), предметные картинки.
Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика (опираются на предметные картинки с изображениями слов). В конце игры дети вспоминают все слова, какие называли, и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.
Рассыпанные буквы.
Цель: формирование навыков составлять слова из данных букв, звуко-буквенный анализ.
Оборудование: у каждого ученика разрезная азбука.
Ход игры. Экспериментатор называет буквы, ученики набирают их из разрезной азбуки и составляют слово.
Волшебный домик.
Цель: развитие умения определять последовательность букв в слове.
Оборудование: картонный плоский домик с вырезанными окошками, буквы.
Ход игры. Экспериментатор прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны отгадать, какие слова «живут» в этом домике.
Примерный материал. Буквы: б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр); к, т, о, л, я (Коля, Толя, кот, кто); м, а, ш, к, а (каша, мак, Маша); ы, р, у, а, к {рука, куры, рак, ура) и т. д.
Игры к теме «Гласные-согласные звуки».
Красное - синее.