Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и формирования у них культуры поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Педагогические основы нравственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Понятие культуры поведения, ее компоненты и содержание. . . . . . 15
Глава 2. Методические основы нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . .27
2.1. Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.2. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Глава 3. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ. . . . . . . . .40
3.1. Организация и проведение экспериментальной работы. . . . . . . . . . 40
3.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента. . . . . . . . . . . . . 46
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

курсовая Людмила (2).docx

— 179.13 Кб (Скачать)

2.Папа  купил мне красивый мяч и я сразу побежал к подруге белочке, чтобы похвастаться. Прибежал и говорю: «Белочка, смотри, какой у меня мяч красивый».

Белочка: - Давай поиграем в мяч?  «Ты что, вдруг он порвется?

   Белочка отвернулась от  меня и стала играть своим стареньким мячом.

Почему   отвернулась белочка? Как надо поступить в этом случае? А что бы вы   сделали? Да, ребята, настоящие друзья никогда не обидят друга, не огорчат его,  они всегда рады поделиться с ним и игрушкой, и сладостями. Так давайте дружить   и любить друг друга.

Ответы детей: дружить – значит не обижать никого, значит вместе в  зеркальце смотреться, значит вместе смеяться, надо давать игрушки всем, сидеть рядом и разговаривать, любить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №4

Занятие   «Правила хорошего тона».

Цель:   - формировать у ребенка умение выбирать нужный стилевой  уровень и употреблять  выражения  соответствующие  речевому этикету.

Задачи:     - научить уважительному отношению к себе и к окружающим.

развивать связанную речь учащихся, учить их точно и образно выражать свои мысли и чувства.

воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, воспитание вежливости.

Оборудование: - карточки с вежливыми словами, иллюстрации с заданиями, кружки разного цвета, ромашка с заданиями, карточка со словом «вежа»

Музыкальное сопровождение:  

  1. Песни из мультфильмов Крошка Енот  - Улыбка. сл. М.Пляцковский. муз. В.Шаинский. 
  2. Кот Леопольд  -  (слова : Пляцковский М., музыка: Савельев Б.) … Если добрый ты, то всегда легко). 
  3. Чебурашка и Крокодил Гена" Слова: А. Тимофеевский, Музыка: музыка В. Шаинский.

1.Вступительная беседа воспитателя с детьми.

У нас сейчас будет необычное занятие и, чтобы оно прошло интересно, мне потребуется ваша помощь.

- Что делают спортсмены перед основной игрой?

Разминаются.

- Для чего?

Чтобы хорошо отработать основную часть.  

  Мы с вами тоже немного разомнемся, прежде чем  приступить к основной части нашего мероприятия и раскрыть все его секреты,  нам необходимо размять нашу дыхательную систему и потренировать голосовые связки.

  1. Речевая разминка. Дыхательная гимнастика. 

Очень важно научиться хорошо дышать при произнесении речи.

- Сдуть пылинку с руки, постепенно увеличивая напор.

Не менее важно произносить слова громко, четко понятно. Упражнение на произношение.

- Произнести слоги в разной высоте.

Скороговорка.

Шесть маленьких мышат тихо в камышах шуршат.

Произнося,  по очереди выделять голосом каждое слово.

3.Знакомство с темой.  

Теперь мы готовы перейти к основной части.

Выразительное чтение  воспитателем стихотворения  

Самуил Маршак «Урок вежливости»

Медведя лет пяти-шести. Учили, как себя вести:

- В гостях, медведь, Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться. Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох, И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать, А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь, И уступай прохожим путь,

А старых уважай. И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу. До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести. Учили, как себя вести...

Хоть с виду стал он вежливым, Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям - Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал, Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал. Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос, Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом. На публику в метро

И старикам, старухам. Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести. Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели. Напрасно время тратили!

- Ребята, о какой же проблеме сегодня пойдет речь?

Мы поговорим о правилах приличия, о поведении и о вежливых словах.

- Как вы думаете, эта тема важна для обсуждения?  

Вспомните и посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. (Дома, в школе, в магазине, на улице).

- Что значит быть вежливым?

4.Система упражнений и заданий.

До 16 века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

Добавьте приставку не- к части  «вежа». Что получится?

Что означает слово «невежа»? ( грубый, невоспитанный человек)  А «невежда»?  (тёмный, необразованный или несведущий в чём-то человек)  Невежа и невежда - разные по происхождению, стилю и значению слова.

  1. Какие правила приличия ты вспомнил.
  2. Игра «Ромашка».  

(Можно разбиться на группы. Капитан каждой группы берет лепесток ромашки, на обороте которого нарисованная ситуация, требующая обсуждения и решения).

Одна девочка жаловалась возмущенно маме:

- Во дворе мальчишка, такой невежа, зовет меня Танька!

- А ты как его зовешь? - спросила мама.

  1. Я его вообще никак не зову, - ответила Таня.
  2. - Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

- Скажите, права ли Таня? Почему?

В дверях сталкиваются два мальчика, причем одному 8 лет, другому 10 лет.

Кто должен кого пропустить?

Наташа и Иван сидят за партой в классе.

Входит их одноклассница.

Кто должен здороваться первым?

Олег и Егор идут и оживлённо обсуждают кинофильм.

Их обгоняет Света.

Кто должен здороваться первым?

О каком правиле вежливого поведения во время разговора идет речь?

…И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.

Сережа постоянно дергал Зину за косичку. Она сердилась и старалась его стукнуть. Что можно посоветовать ребятам?

  1. Работа с карточками.

Кто может сказать данную фразу и в какой ситуации.

а) Доброе утро, мой маленький, вставай скорее.

б) Здравствуйте, дедушка! Как давно я Вас не видела!

в) Привет, Коля! Я спешу на урок!

г) До встречи!

д) Счастливого пути!

е) Рад вас приветствовать! 

(фразы и ситуации можно продолжить или подобрать свои)

  1. Кто первым подает руку для приветствия: ребенок или взрослый?

- Откуда появилась эта традиция?  

Возник этот обычай во времена рыцарей – здороваться и снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. 

  А сейчас я проверю, хорошо ли вы запомнили те слова, о которых мы говорим.

  1. Поэтическая игра: «Словарь вежливых слов»

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте!

Хором дружно отвечайте.

- Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо)

- Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте)

- Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости пожалуйста)

- И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидания)

- «Будьте добры» или «Будьте любезны» - Эти слова в разговоре полезны 

С ними легко на прогулке и дома. Будет приятно их слышать… (любому).

6.Подведение итогов.                                                                            

Человек может знать вежливые слова, выучить  все правила хорошего поведения  и быть в обществе вежливым и все-таки ему это не поможет, если делает он одно, а в мыслях невежа и грубиян. Нельзя быть на людях рыцарем, дома – разбойником, хлопающим дверьми, а в садике - пиратом, набрасывающимся на тех, кто слабее. Действительно воспитанный человек думает так же, как поступает. Внутренне он также порядочен, как и внешне.   Давайте посмотрим, кто же у нас в группе самый вежливый.

Пусть каждый посмотрит на свой стол  и сделает  для себя вывод, а советы кота Леопольда  немного помогут вам:  Запомни!

 В  отношении к другому, будь всегда: (продолжают дети) вежлив, уважителен, доброжелателен. Не позволяй себе смеяться над недостатками другого человека. Не стремись себя возвысить над другими. Не стесняйся уступить другому.  Не отвечай на грубость грубостью. Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям. Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда  говорите, вежливые слова! На этом наше занятие подошло к концу, но всё, о чем мы сегодня говорили,  должно быть всегда с нами.




Информация о работе Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста