Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и формирования у них культуры поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Педагогические основы нравственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Понятие культуры поведения, ее компоненты и содержание. . . . . . 15
Глава 2. Методические основы нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . .27
2.1. Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.2. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Глава 3. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ. . . . . . . . .40
3.1. Организация и проведение экспериментальной работы. . . . . . . . . . 40
3.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента. . . . . . . . . . . . . 46
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

курсовая Людмила (2).docx

— 179.13 Кб (Скачать)

«Мальчику Мише 5 лет, он ходит в  такой же детский сад, как и  ты. По утрам Миша берет с собой  одну из любимых игрушек, и мама отводит  его в группу.

Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел  в группу - а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому  не стал здороваться, а сразу пошел  к ребятам играть.

Ваня - друг Миши, увидел у него в  руках новую машинку и вежливо  попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и  не дал игрушку. Ваня обиделся, а  Миша пошел играть с другими мальчиками.

За завтраком дети кушали творожную  запеканку, Миша вертелся за столом и  опрокинул Катин стакан с молоком  на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и  испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал  и принялся пить свое молоко.

Катя обиделась на Мишу за испорченное  платье, и не дала ему в песочнице  свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.

Вечером, когда детей забирали и  в группе остались только Миша и  Андрей, воспитательница попросила  мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок, дожидаясь маму. Воспитательница  и Андрей сами рассадили красиво  игрушки.

По дороге домой мама расспрашивала  Мишу о том, как прошел день. Что, по-твоему, рассказал ей Миша? Какие  поступки мальчика тебе не понравились? Как поступил бы на его месте ты?».

  Выделение уровней нравственной  воспитанности осуществлялось на  основе методики диагностики  социально-нравственного развития  детей старшего дошкольного возраста.

Согласно содержанию данной методики все дети были продиагностированы по их отношению к взрослым, сверстникам  и самим себе.

Итоговые результаты позволили  распределить всех детей по трем уровням  социально-нравственного развития: низкому, среднему и высокому.

Для низкого  уровня характерно следующее:

Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа.

При среднем  уровне социально-нравственного развития:

Поведение и общение ребёнка положительно направлено. Он имеет представления  о культуре поведения и выполняет  их в привычной обстановке, однако, в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи.

Высокий уровень социально-нравственного  развития отмечен следующими признаками:

- поведение  и общение ребёнка устойчиво  и положительно направлено;

- ребёнок  хорошо ориентирован в правилах  культуры поведения, владеет разными  способами культурного поведения;

- охотно  вступает в общение;

- умеет  сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров;

- правильно  понимает эмоциональное состояние  людей, активно выражает готовность  помочь;

- нацелен на самостоятельность;

- проявляет  активный интерес к миру, к  своему будущему положению школьника.

На этапе формирующего эксперимента в течение учебного года были проведены специальные занятия с детьми экспериментальной группы. Эти занятия включали следующее целевые установки:

Задачи нравственного  воспитания на занятиях:

  • воспитывать уважение к людям;
  • воспитывать любовь к родным местам, природе, гордость за свой край и свою страну;
  • формировать навыки самостоятельности, аккуратности, целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности;

 

Навыки культурного  поведения:

  • продолжать воспитывать вежливость (здороваться, прощаться, благодарить);
  • учить культурному разговору;
  • приучать выполнять правила поведения в группе в отсутствие воспитателя;
  • познакомить с правилами поведения в общественных местах;
  • учить культурно вести себя за столом;
  • доброжелательно относиться к взрослым, заботиться о малышах;
  • учить бережно, относиться к одежде, к вещам;

Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений:

  • формировать нравственные качества: справедливость, упорство, великодушное отношение к слабому.
  • формировать нравственные черты: ответственность, взаимопомощь, доброту, заботливость, гуманизм, чуткость, гостеприимство.
  • формировать представления о справедливости, смелости, скромности.
  • учить проявлять отзывчивость к сверстникам, внимание к их переживаниям, оказывать помощь, радоваться успехам товарищей, развивать дружеские взаимоотношения.

Комплекс проводимых мероприятий  включал в себя следующие занятия:

1. Комплекс занятий с детьми  старшей группы по эмоционально-нравственному  воспитанию для использования  в ДОУ,  который включает в  себя такие задания: 

- «Правила  детского общежития», «Как можно назвать человека по имени», «Как можно пожалеть», «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», беседу, «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «Как можно узнать настроение человека?»;

- игра  «Эстафета дружбы»;

  • беседа на тему: «Умнее тот, кто уступает» (приложение 1);
  • беседа по пословицам «О дружбе» (приложение 2);
  • досуг «Что такое дружба?» (приложение 3);
  • занятие «Правила хорошего тона» ( приложение 4);

2. Цикл  занятий с детьми старшей группы  по нравственно-патриотическому  воспитанию для использования  в ДОУ, в который входит:

  • работа с родителями «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании у детей любви к родному городу»;
  • мероприятие, посвященное дню Матери «Милые красавицы Каргаполья»;
  • викторина «Каргаполье - мой родной поселок»;
  • мероприятие, посвященное дню Народного Единства «Моя Родина - Россия»;

Этап контрольного эксперимента предполагал повторную диагностику уровней нравственной воспитанности по той же методике, что и на этапе констатирующего эксперимента. Результаты проведенного исследования оценивались при помощи методов математической статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Анализ и интерпретация результатов  эксперимента

 

Результаты  индивидуальной беседы с детьми экспериментальной  группы на этапе констатирующего  эксперимента, где каждому из детей  было предложено выслушать рассказ  и найти ошибки в поведении  мальчика Миши, выявили следующую  картину (см. табл. 2)

Из 16 детей экспериментальной группы верно оценили все неправильные поступки Миши 8 детей, 5 детей определили как неправильные 4 поступка Миши, 2 детей определили как неправильные 3 поступка из пяти, и лишь один ребенок выделил две ситуации с неправильными поступками («пролил молоко и не извинился», «не помог убирать игрушки»).

 

Таблица 2

Анализ  ответов детей экспериментальной  группы

(вербальное  поведение)

п/п

Нравственные поступки

1

2

3

4

5

1

+

+

-

-

-

2

+

-

-

-

-

3

-

-

+

-

-

4

+

+

+

-

-

5

+

+

+

+

-

6

-

+

+

-

-

7

+

+

+

-

-

8

+

+

+

+

+

9

+

+

+

+

+

10

+

+

+

+

+

11

-

+

+

-

+

12

+

-

+

+

+

13

+

-

+

+

+

14

+

+

+

+

+

15

+

+

+

-

+

16

+

+

+

+

+

Итого

13

12

14

8

9


 

На вопрос - «как бы ты поступил?»  в каждой из найденных ситуаций с  ошибками в поведении Миши дети правильно  подобрали варианты нравственного  поведения:

  • «здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада» - 13 испытуемых;
  • «нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее» - 12 испытуемых;
  • «за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко - необходимо извиниться за свой поступок» - 14 испытуемых;
  • «за столом нельзя вертеться» (про то, что нужно извиниться - не сказали) - 2 испытуемых;
  • «сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье - неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу» - 8 испытуемых;
  • «нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать» - 9 испытуемых.

На втором этапе велось стороннее наблюдение за поступками детей в течение  нескольких дней (непосредственную помощь оказывал воспитатель группы).

В результате наблюдения было установлено, что дети в типичных ситуациях - утреннее приветствие, поведение за столом, умение делиться игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь воспитателю  по его просьбе в уборке игрушек, книг - проявили себя следующим образом:

  • здороваются с воспитателем и другими работниками детского сада (в большинстве случаев) - 10 испытуемых;
  • здороваются только с воспитателем группы - 7 испытуемых, не здороваются (здороваются только после напоминаний) - 3 испытуемых;
  • дружно играют, делятся игрушками, в том числе и своими (принесенными из дома) - 11 испытуемых, из них делятся только с лучшими друзьями - 9 испытуемых;
  • всегда культурно ведут себя за столом без присутствия воспитателя - 8 испытуемых, под присмотром воспитателя - 11 испытуемых, не соблюдают нормы поведения за столом - 2 испытуемых;
  • самостоятельно извиняются (без требования воспитателя) за неправильные поступки - 6 испытуемых;
  • помогают во всем воспитателю по его просьбе (и сами предлагают свою помощь) - 8 испытуемых.

Представим  соотношение результатов вербального  и реального поведения детей  экспериментальной группы в виде гистограммы (см. Рис. 1).

Информация о работе Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста