Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:07, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и формирования у них культуры поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Педагогические основы нравственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Понятие культуры поведения, ее компоненты и содержание. . . . . . 15
Глава 2. Методические основы нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . .27
2.1. Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.2. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Глава 3. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ. . . . . . . . .40
3.1. Организация и проведение экспериментальной работы. . . . . . . . . . 40
3.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента. . . . . . . . . . . . . 46
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . .
«Мальчику Мише 5 лет, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.
Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу - а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.
Ваня - друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.
За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.
Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.
Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок, дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки.
По дороге домой мама расспрашивала Мишу о том, как прошел день. Что, по-твоему, рассказал ей Миша? Какие поступки мальчика тебе не понравились? Как поступил бы на его месте ты?».
Выделение уровней
Согласно содержанию данной методики все дети были продиагностированы по их отношению к взрослым, сверстникам и самим себе.
Итоговые результаты позволили
распределить всех детей по трем уровням
социально-нравственного
Для низкого уровня характерно следующее:
Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа.
При среднем
уровне социально-нравственного
Поведение и общение ребёнка положительно направлено. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако, в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи.
Высокий
уровень социально-
- поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено;
- ребёнок
хорошо ориентирован в
- охотно вступает в общение;
- умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров;
- правильно
понимает эмоциональное
- нацелен на самостоятельность;
- проявляет
активный интерес к миру, к
своему будущему положению
На этапе формирующего эксперимента в течение учебного года были проведены специальные занятия с детьми экспериментальной группы. Эти занятия включали следующее целевые установки:
Задачи нравственного воспитания на занятиях:
Навыки культурного поведения:
Воспитание гуманных чувств
и положительных
Комплекс проводимых мероприятий включал в себя следующие занятия:
1. Комплекс занятий с детьми
старшей группы по
- «Правила детского общежития», «Как можно назвать человека по имени», «Как можно пожалеть», «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», беседу, «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «Как можно узнать настроение человека?»;
- игра «Эстафета дружбы»;
2. Цикл
занятий с детьми старшей
Этап контрольного эксперимента предполагал повторную диагностику уровней нравственной воспитанности по той же методике, что и на этапе констатирующего эксперимента. Результаты проведенного исследования оценивались при помощи методов математической статистики.
3.2. Анализ и интерпретация
Результаты индивидуальной беседы с детьми экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента, где каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, выявили следующую картину (см. табл. 2)
Из 16 детей экспериментальной группы верно оценили все неправильные поступки Миши 8 детей, 5 детей определили как неправильные 4 поступка Миши, 2 детей определили как неправильные 3 поступка из пяти, и лишь один ребенок выделил две ситуации с неправильными поступками («пролил молоко и не извинился», «не помог убирать игрушки»).
Таблица 2
Анализ
ответов детей
(вербальное поведение)
№ п/п |
Нравственные поступки | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
2 |
+ |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
+ |
- |
- |
4 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
6 |
- |
+ |
+ |
- |
- |
7 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
12 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
13 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
15 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Итого |
13 |
12 |
14 |
8 |
9 |
На вопрос - «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:
На втором этапе велось стороннее наблюдение за поступками детей в течение нескольких дней (непосредственную помощь оказывал воспитатель группы).
В результате наблюдения было установлено, что дети в типичных ситуациях - утреннее приветствие, поведение за столом, умение делиться игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь воспитателю по его просьбе в уборке игрушек, книг - проявили себя следующим образом:
Представим
соотношение результатов
Информация о работе Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста