Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и формирования у них культуры поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Педагогические основы нравственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Понятие культуры поведения, ее компоненты и содержание. . . . . . 15
Глава 2. Методические основы нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . .27
2.1. Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.2. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Глава 3. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ. . . . . . . . .40
3.1. Организация и проведение экспериментальной работы. . . . . . . . . . 40
3.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента. . . . . . . . . . . . . 46
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

курсовая Людмила (2).docx

— 179.13 Кб (Скачать)

 

 

Рис. 1. Соотношение результатов  вербального и реального поведения  детей экспериментальной группы.

 

Данное сравнение позволило  установить, что уровень сформированности некоторых привычек нравственного поведения у участвовавших в эксперименте детей можно оценить следующим образом (см. Табл. 3)

 

 

   Таблица № 3

Результаты  сформированности привычек нравственного  поведения у детей экспериментальной  группы

№ п/п

Норма поведения

Знают норму поведения, %

Сформирована устойчивая привычка поведения, %

Знают норму, но привычка не сформирована, %

1

Приветствие (привычка здороваться)

81,5

62,5

19

2

Привычка делиться с друзьями в  игре

75

68,75

6,25

3

Навык культурного поведения за столом

87,5

50

37,5

4

Привычка осознанно извиняться за нехорошие поступки

50

37,5

12,5

5

Привычка помогать взрослым по их просьбе

56

50

6





  

 Оценив уровень сформированности некоторых привычек нравственного поведения детей в экспериментальной группе, перейдем к анализу результатов в контрольной группе.

Индивидуальная беседа с детьми контрольной группы на этапе констатирующего  эксперимента (по рассказу о поведении  мальчика Миши), позволила выявить  следующие результаты (см. Табл. 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Анализ  ответов детей контрольной группы (вербальное поведение).

№ п/п

Нравственные поступки

1

2

3

4

5

1

-

-

-

-

-

2

-

-

-

+

-

3

-

-

-

+

-

4

-

-

+

-

-

5

+

+

-

-

-

6

+

+

+

+

-

7

+

+

+

+

-

8

+

+

+

+

-

9

+

+

+

+

-

10

+

+

+

-

+

11

+

+

+

-

+

12

+

+

+

+

+

13

+

+

+

+

+

14

+

-

+

-

+

15

+

+

+

+

+

16

+

+

+

-

+

Итого

12

11

12

9

7


 

Из 16 детей контрольной группы верно оценили все неправильные поступки Миши 9 детей, 4 детей определили как неправильные 4 поступка Миши, 3 детей определили как неправильные 3 поступка.

На вопрос - «как бы ты поступил?»  в каждой из найденных ситуаций с  ошибками в поведении Миши дети правильно  подобрали варианты нравственного  поведения:

  • «здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада» - 12 испытуемых;
  • «нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее» - 11 испытуемых;
  • «за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко - необходимо извиниться за свой поступок» - 12 испытуемых;
  • «за столом нельзя вертеться» (про то, что нужно извиниться - не сказали) - 3 испытуемых;
  • «сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье - неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу» - 9 испытуемых;
  • «нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать» - 7 испытуемых.

Наблюдая  за поступками детей в реальной ситуации в течение нескольких дней, мы получили следующие данные:

  • здороваются с воспитателем и другими работниками детского сада (в большинстве случаев) - 10 испытуемых;
  • здороваются только с воспитателем группы - 8 испытуемых, не здоровается (здоровается только после напоминаний) - 2 испытуемых;
  • дружно играют, делятся игрушками, в том числе и своими (принесенными из дома) - 10 испытуемых, из них делятся только с лучшими друзьями - 7 испытуемых;
  • всегда культурно ведут себя за столом без присутствия воспитателя - 7 испытуемых, под присмотром воспитателя - 10 испытуемых, не соблюдают нормы поведения за столом - 3 испытуемых;
  • самостоятельно извиняются (без требования воспитателя) за неправильные поступки - 5 испытуемых;
  • помогают во всем воспитателю по его просьбе (и сами предлагают свою помощь) - 6 испытуемых.

Представим соотношение результатов  вербального и реального поведения  детей контрольной группы в виде гистограммы (см. Рис. 2).

 

 

 

 

 

 

      

Рис. 2. Соотношение  результатов вербального и реального  поведения детей контрольной группы.

 

Данное сравнение позволило  установить, что уровень сформированности некоторых привычек нравственного поведения у участвовавших в эксперименте детей можно оценить следующим образом (см. Табл. 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Результаты сформированности привычек нравственного поведения у детей контрольной группы

 

№ п/п

Норма поведения

Знают норму поведения, %

Сформирована устойчивая привычка поведения ,%

Знают норму, но привычка не сформирована, %

1

Приветствие (привычка здороваться)

75

62,5

12,5

2

Привычка делиться с друзьями в  игре

68,75

62,5

6,25

3

Навык культурного поведения за столом

75

43,75

31,25

4

Привычка осознанно извиняться за нехорошие поступки

56,25

31,25

25

5

Привычка помогать взрослым по их просьбе

43,75

37,5

6,25




 

Сравним сформированную устойчивую привычку поведения детей контрольной  и экспериментальной групп (см. Рис. 3)

 

 

Рис. 3 - Сравнение устойчивых привычек поведения детей контрольной и экспериментальной групп.

 

В конце учебного года после формирующего эксперимента был проведен контрольный  эксперимент по аналогичной методике, который выявил следующие результаты.

 

 

Рис. 4 - Соотношение результатов вербального и реального поведения детей экспериментальной группы (контрольный этап).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5 - Соотношение результатов вербального и реального поведения детей контрольной группы (контрольный этап).

 

Таблица 5

Результаты  сформированности привычек нравственного поведения у детей контрольной группы

№ п/п

Норма поведения

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Знают норму поведения, %

Сформирована устойчивая привычка поведения ,%

Знают норму, но привычка не сформирована, %

Знают норму поведения, %

Сформирована устойчивая привычка поведения ,%

Знают норму, но привычка не сформирована, %

1

Приветствие (привычка здороваться)

93,75

62,5

31,25

75

62,5

12,5

2

Привычка делиться с друзьями в  игре

81,25

68,75

12,5

75

68,75

6,25

3

Навык культурного поведения за столом

81,25

62,5

18,75

81,25

56,25

25

4

Привычка осознанно извиняться за нехорошие поступки

68,75

50

18,75

56,25

37,5

18,75

5

Привычка помогать взрослым по их просьбе

56,25

50

6,25

50

37,5

12,5




 

Сравним знания норм поведения детей  контрольной и экспериментальной  групп по результатам контрольного эксперимента (см. Рис. 6).

 

 

 

 

Рис. 6 - Сравнение знания норм поведения детей контрольной и экспериментальной групп (по результатам контрольного эксперимента).

 

 

Как видно  из гистограммы на рисунке 6, у детей экспериментальной группы по всем ситуациям нравственного содержания знания норм поведения превышают соответствующие показатели детей контрольной группы.

Сравним сформированную устойчивую привычку поведения детей контрольной  и экспериментальной групп по результатам контрольного эксперимента (см. Рис. 7).

 

 

 

 

 

 

Рис. 7 - Сравнение устойчивых привычек поведения детей контрольной и экспериментальной групп (по результатам контрольного эксперимента).

 

Как видно  из гистограммы на рисунке 7, у детей экспериментальной группы практически по всем ситуациям нравственного содержания устойчивые привычки поведения выражены лучше, чем соответствующие показатели детей контрольной группы.

Таким образом, гипотеза о том, что  целенаправленное и систематическое  использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно влияет на процесс  нравственного становления личности старших дошкольников, получила экспериментальное  подтверждение.

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Формирование  нравственного воспитания у детей  происходит под воздействием  объективных условий жизни, обучения  и воспитания, в процессе различной  деятельности, усвоения общечеловеческой  культуры и будет эффективно  осуществляться, как целостный процесс  педагогической, соответствующей нормам  общечеловеческой морали, организации  всей жизни ребенка с учетом  их возрастных и индивидуальных  особенностей. Поэтому учебно-воспитательная  работа должна включать в себя  нравственные идеи и осуществляться  в разнообразных и эффективных  формах, содержательно и при должной  эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие  источники формирования нравственности детей.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного  воспитания дошкольников.

Мы пришли к выводу, что для  успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:

- полное понимание сущности  нравственного воспитания как  психолого-педагогического процесса;

- знание «механизмов» формирования  нравственности;

- умение планировать работу  по формированию культуры поведения,  уметь разрабатывать и применять  на практике пути и средства  нравственного воспитания;

Решающую роль для нравственного  воспитания имеет положительный  нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

Информация о работе Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста