Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и формирования у них культуры поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Педагогические основы нравственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Понятие культуры поведения, ее компоненты и содержание. . . . . . 15
Глава 2. Методические основы нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . .27
2.1. Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.2. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Глава 3. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ. . . . . . . . .40
3.1. Организация и проведение экспериментальной работы. . . . . . . . . . 40
3.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента. . . . . . . . . . . . . 46
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

курсовая Людмила (2).docx

— 179.13 Кб (Скачать)

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный  процесс педагогической, соответствующей  нормам общечеловеческой морали, организации  всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной  личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения [7].

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т.Лихачева, является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность, только благодаря их чувственному освоению ребенком [11].

Оценка нравственного чувства  как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного сознания - активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов[41].

Нравственные чувства, сознание и  мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - переживание - осмысление ситуации и мотивов - выбор и принятие решения - стимул - поступок.

Дети часто не склонны к глубокому  осмыслению ситуации, что приводит их случайным решениям. Выбор, поведения  осуществляется ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних  воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обуславливается  силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего  ребенка возможности сделать  сознательный выбор и реализовать  волевое действие. Смысл воспитания у детей свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм[34]. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Воспитание помогает ребенку прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

Начальный уровень, практически внутренне  бесконтрольный, характеризуется зависимостью поведения от неосознанных импульсов  и внешних воздействий. Постепенно, через эмоциональную подсознательную  сферу психики, формируются привычки и привычные формы поведения. На этом уровне развития возникает  возможность некоторого самоконтроля над поведением благодаря привычкам, укреплению привычных действий. На базе привычного поведения, под влиянием целенаправленного педагогического  воздействия у ребенка развивается  нравственное мышление. Вместе с ним  и с его помощью, на базе нравственных чувств, сознания и воли образуются нравственность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти свойства и качества личности представляют собою психические  преобразования, которые возникают  в результате активного взаимодействия ребенка с миром в системе  общественных отношений. Они устойчиво  проявляется ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках  и привычных формах поведения. Высшим уровнем нравственного поведения  является сознательное владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в кризисных  и экстремальных ситуациях. Для  детей постоянно такие ситуации возникают в процессе жизни[56].

Успех нравственного воспитания детей  во многом зависит от характера субъективного  нравственного пространства, в котором  они живут. Это раскрывает моральный  климат в коллективе. Воспитатель  сводит до минимума стихийные влияния  в зоне нравственного пространства и взаимодействия. Возникновение  противоречий в жизненных отношениях ребят, внешним миром и между  собой, порождает напряженность  переживаний, что проявляется в  противодействиях, сопротивлению воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Ошибочно рассматривать противоречивость в поведении и сознании старших  дошкольников как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании. Так А.Г. Хрипкова, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, подчеркивает:

1. дети не знают некоторых правил (это причина простая и легко устранимая);

2. знают правила, но не умеют их выполнять (значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило);

3. знают правила, как их выполнять, но не выполняют (это происходит потому, что некоторые правила, дети считают ненужными и неважными, кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию) [57].

В преодолении ребенком внешних  и внутренних противоречий заключается  сама суть нравственного становления  личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой  и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества.

Нравственное воспитание - не заучивание моральных норм и бездумная отработка  привычек поведения. Это - активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Нравственное воспитание - процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними [50].

Таким образом, педагогический процесс  нравственного воспитания есть организация  детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться  на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в  этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного  поведения.

Нравственное воспитание имеет  свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными  отношениями и духовными ценностями.

Цель воспитания - формирование нравственно  устойчивой цельной личности. Это  определяет направление и организацию  всего процесса нравственного воспитания.

Специфика процесса нравственного  воспитания обусловлена также и  его содержанием - общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного  нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого  ребенка. Сложность процесса нравственного  воспитания в том, что его организация  есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и  отношений, оно совершается и  углубляется в процессе их нравственного  осознанного осуществления.

Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог  имеет обратную информацию о действенности  воспитательных влияний и учитывает  эту информацию на каждом новом этапе  своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей [4].

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в  развитии механизмов поведения и  деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Таким образом, рассматривая теоретические  аспекты нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий.

Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности  в организации, однако, освоив необходимые  психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка  и целенаправленно формировать  нравственные представления и культуру поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие культуры поведения,  ее компоненты и содержание

 

Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 5 -6 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с «культурой поведения». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре:

Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими.

Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Здесь, под термином «культура поведения» мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности [17].

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными  чувствами и представлениями  и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие  компоненты:

  • культура деятельности;
  • культура общения;
  • культурно-гигиенические навыки и привычки [10].

    Сущность составляющих элементов культуры поведения рассмотрим в таблице, которая позволит более конкретно проследить задачи воспитания  их постепенное усложнение [20] (см. Табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Компоненты культуры поведения

 

Культура деятельности

Культура общения

Культурно-гигиенические навыки

проявляется в поведении ребенка  на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у  ребенка культуру деятельности –  значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где  он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам  игрушкам.

Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем  дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой  для формирования у него навыков  эффективной организации труда.

предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми  и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и  форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает:

- умение не только действовать  нужным образом, но и воздерживаться  от неуместных в данной обстановке  действий, слов, жестикуляции

- культуру речи, т.е. наличие  достаточного запаса слов, умение  говорить лаконично, сохраняя  спокойный тон.

важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей  продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что  в соблюдении этих правил проявляется  уважение к окружающим, о том, что  неряшливый человек, не умеющий следить  за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Культуру еды часто относят  к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Информация о работе Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста