Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:07, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и формирования у них культуры поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Педагогические основы нравственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Понятие культуры поведения, ее компоненты и содержание. . . . . . 15
Глава 2. Методические основы нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . .27
2.1. Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.2. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Глава 3. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ. . . . . . . . .40
3.1. Организация и проведение экспериментальной работы. . . . . . . . . . 40
3.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента. . . . . . . . . . . . . 46
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . .
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.
Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Гипотеза о том, что целенаправленное
и систематическое
Список использованной литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М, 1987 – 144с.
2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М., Творческий центр, 2005 – 160с.
3. Бардиер Г., Ромазан И. Я хочу! /Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей,- С – Пб, 1993 – 60с.
4. Бгажноков Б. Х. Адыгейский этикет. – Нальчик, 1978 – 160с.
5.Безруких М.М. Я и другие или правила поведения для всех.- М,1991– 147с.
6. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками, - М, 1982 – 176с.
7. Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников.// ж. «Дошкольное воспитание», №5, 1998 – 136с.
8. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости, - М.,1989 – 14с.
9. Взаимодействие
семьи и детского сада в
нравственном воспитании
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /под ред. А.М. Виноградовой, - М.,1989 – 96с.
11.Горбачёва В.А. Формирование поведения в детском саду, -М., 1957 – 160с.
12. Грибова Л.А. О культуре поведения, - Киев ,1983 – 240с.
13. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, - М., 1987 – 207с.
14. Дорохов А.А. Культура поведения, - М., 1968 – 55с.
15. Детство.
Программа развития и
16. Дормачева Т.В. Речевой этикет. – М., Просвещение, 1991 – 140с.
17. Захаров
А.И. Как предупредить
18. Игры, обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В.В. Петрусинского, - М., 1986 – 95с.
19. КарповаС.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – Изд-во Московского университета,1986 – 28с.
20. Каплан Л. И. Посеешь привычку – пожнёшь характер. – М., Просвещение, 1980 – 95с.
21.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению, -Ярославль,1997- 146с.
22. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей, - Ярославль, 1996 – 208с.
23. Кудрявцева
В. От педагогики
24. Курочкина И.Н., Черник Т. В. Этикет в нашей жизни. – М., 1994 – 170с.
25. Лаврентьева
Г.П. Культура общения у
26. Лихачёва
Л.С. Школа этикета./Поучения
27. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. //Учен. Зап. ЛГГШ им. А.И. Герцена, 1941г, т. 35 – 274с.
28. Максакова А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М., Просвещение,1988 – 159с.
29. Мир детства. Дошкольник. /под ред. Хрипковой А. Г., - М., Педагогика, 2-е изд., 1987 – 256с.
30. Николаева
С.О.Занятия по культуре
31. Николаева Т.Н., Илларионов С.И. Этикет и мы. - М., 1993 – 154с.
32.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, 1995 – 240с.
33. Общение между детьми в детском саду и семье. / под ред. Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б. – М.,1990 – 152с.
34. Одинцова
Л. Воспитание навыков
35. Островская
Л.Ф. Педагогические знания
36. Островская
Л.Ф. Беседы с родителями о
нравственном воспитании
37. Островская
Л.Ф. Воспитывать тактичного
38. Пеньевская Л.А. Обучение родному языку. // Вопрос обучения в детском саду. – М., 1952 – 162с.
39. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей в детском саду. - М.,1986 – 96с.
40. Пикулева В. Слово на ладошке. - М., 1997 – 112с.
41. Программа
воспитания и обучения в
42. План-программа
образовательно-воспитательной
43. Портянкина Г. Упражнения на закрепление правил культурного поведения. //ж. «Дошкольное воспитание». №3, 1989 – 127с.
44. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - Харьков, 1996 – 160с.
45. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. – Минск, 1995 – 273с.
46. Улищенко О.Н. Этикет. - Харьков «Фолио», Киев «Абрис», Ростов-на-Дону «Феникс», 1998 – 400с.
47. Фесюкова Л.В. Воспитание сказкой, - Харьков, 1997 – 464с.
48. Формановская А.И. Речевой этикет и культура общения. – М., Высшая школа,1989 – 159с.
49. Харламов И.Ф. Педагогика. – М, Просвещение,1999 – 520с.
50.Чуканова
З.Дайте пожалуйста… /ж.«
51. Чуканова З. Дайте пожалуйста. // ж. «Дошкольное воспитание». №2, 2000 – 127с.
52. Швачкин Н.Х. Психологический анализ ранних суждений ребёнка. // Вопросы психологии речи и мышления. – изд-ва Ак.Пмел РСФСР, М., 1954, вып. 54 – 185с.
53. Шмаков С, Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. - М., 1993 – 76с.
54. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории игры. //Психология и педагогика игры дошкольника. – М., Просвещение, 1966 – 248с.
55. Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома. - М.,1996 -256с.
56. Этическое
образование детей старшего
57. Юдина Н. Уроки вежливости. //ж. «Дошкольное воспитание». №4, 1998 – 127с.
Приложение №1
Беседа на тему «Умнее тот, кто уступает»
Цель: учить детей связно рассказывать из опыта, учить правильно вести себя во всех случаях жизни. Воспитывать чувство уважения у своим товарищам, умение уступать друг другу, поступиться со своим желанием в пользу товарища.
Подготовка: с детьми проводились беседы: «Кто твой друг и почему» детей знакомили со смыслом поговорки «Умение тот, кто уступает», читали много произведений о дружбе.
Методические приемы: в начале занятия предложить детям послушать рассказ «Однажды поссорились Вова с Андрюшей». Лица у них раскраснелись, стали некрасивыми. Вова тянул к себе стул, Андрюша к себе. Они громко кричали «Отдай, это я первый взял», «Это мой стул». Напрасно воспитательница пыталась помирить их и успокоить. Они так рассердились, что ничего не слышали. Еще бы немного и стул разломился на части. Но вдруг Вова что-то вспомнил. Лицо его посветлело, засияло от улыбки. «Бери этот стул, - сказал он, - а я принесу себе другой» И стало его лицо таким добрым, таким красивым, что все лети замолчали и посмотрели на него.
Спросить у детей, как они думают, что вспомнил Вова?
Спросить у детей, все ли в нашей группе умеют уступать друг другу? Рассказать случаи, когда дети не уступали друг другу. В заключении сказать, что уступать нужно обоюдно, т.е. каждому, а не всегда одному. Нужно считаться с желанием своего товарища, особенно когда ему хочется что-то очень, а он уступит тебе в следующий раз.
Словарная работа: объяснить слово «обоюдно», предложить посчитать, сколько слов в поговорке «Умнее тот, кто уступает».
Приложение №2
Беседа по пословицам «О дружбе»
Цель: учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках. Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищем.
Подготовка: с детьми разучить пословицы и поговорки о дружбе, чтение рассказа «два товарища» Л. Толстого, беседы на темы «Кого можно назвать настоящим товарищем», «Что мы сделали доброго для своих друзей».
Методические приемы: Спросить у детей «Кого можно назвать настоящим товарищем»?
- Спросить, какие пословицы и
поговорки о дружбе они знают:
«Сам погибай, а товарища
- Предложить детям рассказать по пословицам о дружбе. Предложить рассказать о дружбе своим товарищам и какую пословицу можно предложить говоря об этой дружбе?
- Спросить, какие пословицы можно
применить к рассказу «Два
товарища» и «Два жадных
Словарная работа: упражнять в названии нравственных качеств человека, дать задание назвать качества слова «товарищ».
Приложение №3
Конспект занятия по моральному развитию
для детей старшей группы
«Что такое дружба»
Дружинина Людмила Николаевна, воспитатель МКДОУ детский сад «Ромашка» р. п. Каргаполье.
Программное содержание:
-Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;
-Обогащать сознание детей понятиями «друг», «дружба»;
-Способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками.
-Дети, мы с Еленой Анатольевной очень часто вам говорим: «Нужно быть дружными, дружно жить». А как вы думаете, что такое дружить? (Ответы детей). А есть ли у вас в группе друг или подруга? (ответы детей). А почему вы ее (его) считаете другом (подругой)? (Высказывания детей, поощряю правильные ответы).
-Да, вы уже знаете, как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о своих товарищах, старается сделать им что-то хорошее. А что хорошее можно сделать для друга? Конечно, можно помочь одеться, поделиться конфетой. Тот. Кто хорошо дружит – не ссорится, делится игрушками, разговаривает вежливо не только с другом, но и со всеми детьми. Вот, послушайте стихотворение про девочку, которая не пожалела для подруги любимую игрушку.
Е. Благинина «Подарок»
Пришла ко мне подружка
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Веселая, смешная.
Мне скучно без игрушек –
Любимая была
И все-таки подружке
Игрушку отдала.
-Что можно сказать про девочку? Какая она?
-Правильно, она добрая, заботливая подруга. Она не хочет огорчать свою подружку и поэтому свою любимую игрушку подарила ей.
ФИЗМИНУТКА
А теперь я предлагаю
вам поиграть в игру «Выбери
друга». Все дети встают в круг
и поют: «Ты в кругу покружись,
у дружка остановись. С другом
вместе обнимись». Ребенок –
ведущий ходит по кругу и
останавливается около того
2-ая часть.
-Дети, к нам из лесу прискакал Зайчонок Ушастик. Он считает вас настоящими друзьями, ведь вы не раз ему помогали.
- Дети, а сегодня вы мне поможете.
Решение проблемных ситуаций:
1.Мне мама принесла из нашего сада яблоко и сказала: Ушастик, вот тебе яблоко, не ешь один это яблоко, а поделись со своим другом». Я так и хотел сделать, но решил откусить только кусочек, яблоко оказалось таким вкусным, что я все яблоко съел один. Я правильно поступил? (Ответы детей). Но ведь оно было вкусное. А как бы вы поступили? Что же мне теперь делать? (Советы детей). Да, я понял, надо было сделать так, как в этом стихотворении.
Я. Ким «Яблоко»
Яблоко спелое, красное, сладкое
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою
Яблоко я пополам разломаю,
Яблоко с другом своим разделю.
Информация о работе Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста