Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и формирования у них культуры поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Педагогические основы нравственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Понятие культуры поведения, ее компоненты и содержание. . . . . . 15
Глава 2. Методические основы нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . .27
2.1. Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.2. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Глава 3. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ. . . . . . . . .40
3.1. Организация и проведение экспериментальной работы. . . . . . . . . . 40
3.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента. . . . . . . . . . . . . 46
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

курсовая Людмила (2).docx

— 179.13 Кб (Скачать)

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько  видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При  одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать  по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует  нравственного развития ребенка.

Эффективность нравственного просвещения  дошкольников во многом зависит и  от согласованной работы дошкольного  учреждения и семьи. Работа должна вестись  параллельно, дополняя друг друга.

Гипотеза о том, что целенаправленное и систематическое использование  нравственных аспектов в различных  видах деятельности детей успешно  влияет на процесс нравственного становления личности старших дошкольников подтвердилась.

 

Список использованной литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М, 1987 – 144с.

2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М., Творческий центр, 2005 – 160с.

3. Бардиер Г., Ромазан И. Я хочу! /Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей,- С – Пб, 1993 – 60с.

4. Бгажноков Б. Х. Адыгейский этикет. – Нальчик, 1978 – 160с.

5.Безруких  М.М.  Я и другие или правила поведения для всех.- М,1991– 147с.

6. Богданова  О.С., Калинина О.Д. Содержание  и методика этических бесед  с младшими школьниками, - М, 1982 – 176с.

7. Борисова  Н. О нравственном воспитании  дошкольников.// ж. «Дошкольное воспитание», №5, 1998 – 136с.

8. Васильева  – Гангнус Л.П. Азбука вежливости, - М.,1989 – 14с.

9. Взаимодействие  семьи и детского сада в  нравственном воспитании дошкольников / сборник научных трудов АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания, - М.,1989- 72с.

10. Воспитание  нравственных чувств у старших  дошкольников /под ред. А.М. Виноградовой, - М.,1989 – 96с.

11.Горбачёва  В.А. Формирование поведения в детском саду, -М., 1957 – 160с.

12. Грибова  Л.А. О культуре поведения, - Киев ,1983 – 240с.

13. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, - М., 1987 – 207с.

14. Дорохов  А.А. Культура поведения, - М., 1968 – 55с.

15. Детство.  Программа развития и воспитания  детей в детском саду./ под. ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А, Гурович М.Л. – С. –Пб. «Акундент», 1997 – 77с.

16. Дормачева Т.В. Речевой этикет. – М., Просвещение, 1991 – 140с.

17. Захаров  А.И. Как предупредить отклонения  в поведении ребёнка. - М., 1986 – 129с.

 

18.  Игры, обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В.В. Петрусинского, - М., 1986 – 95с.

19. КарповаС.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – Изд-во Московского университета,1986 – 28с.

20. Каплан  Л. И. Посеешь привычку –  пожнёшь характер. – М., Просвещение, 1980 – 95с.

21.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению, -Ярославль,1997- 146с.

22. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей, - Ярославль, 1996 – 208с.

23. Кудрявцева  В. От педагогики повседневности  к педагогике развития. // ж. «Дошкольное воспитание», №3, 2005 – 127с.

24. Курочкина  И.Н., Черник Т. В. Этикет в нашей жизни. – М., 1994 – 170с.

25. Лаврентьева  Г.П. Культура общения у дошкольников, - Киев,1988 – 125с.

26. Лихачёва  Л.С. Школа этикета./Поучения на  всякий случай, - Екатеринбург, Сред  – Урал, кн. Изд-во, 1998 – 446с.

27. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. //Учен. Зап. ЛГГШ им. А.И. Герцена, 1941г, т. 35 – 274с.

28. Максакова  А. И. Правильно ли говорит  ваш ребёнок. – М., Просвещение,1988 – 159с.

29. Мир детства.  Дошкольник. /под ред. Хрипковой А. Г., - М., Педагогика, 2-е изд., 1987 – 256с.

30. Николаева  С.О.Занятия по культуре поведения  с дошкольниками и младшими школьниками. - М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000 – 126с.

31. Николаева  Т.Н., Илларионов С.И. Этикет и мы. - М., 1993 – 154с.

32.Новоторцева  Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, 1995 – 240с.

33. Общение  между детьми в детском саду  и семье. / под ред. Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б. – М.,1990 – 152с.

34. Одинцова  Л. Воспитание навыков культуры  поведения в коллективе сверстников. // ж. «Дошкольное воспитание» №1. 1988 – 105с.

35. Островская  Л.Ф. Педагогические знания родителям. – М., 1983 – 176с.

36. Островская  Л.Ф. Беседы с родителями о  нравственном воспитании дошкольника. – М., Просвещение, 1987 – 143с.

37. Островская  Л.Ф. Воспитывать тактичного собеседника. // ж. «Дошкольное воспитание», №8, 1985 – 127с.

38. Пеньевская Л.А. Обучение родному языку. // Вопрос обучения в детском саду. – М., 1952 – 162с.

39. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей в детском саду. - М.,1986 – 96с.

40. Пикулева В. Слово на ладошке. - М., 1997 – 112с.

41. Программа  воспитания и обучения в детском  саду. /под ред.М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, – М., мозаика-синтез – 240с.

42. План-программа  образовательно-воспитательной работы  в детском саду. / под ред. Михайловой  З.А. – С.Пб., «Детство – Пресс», 2004 – 256с.

43. Портянкина Г. Упражнения на закрепление правил культурного поведения. //ж. «Дошкольное воспитание». №3, 1989 – 127с.

44. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - Харьков, 1996 – 160с.

45. Снегирёва  Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. – Минск, 1995 – 273с.

46. Улищенко О.Н. Этикет. - Харьков «Фолио», Киев «Абрис», Ростов-на-Дону «Феникс», 1998 – 400с.

47. Фесюкова Л.В. Воспитание сказкой, - Харьков, 1997 – 464с.

48. Формановская А.И. Речевой этикет и культура общения. – М., Высшая школа,1989 – 159с.

49. Харламов  И.Ф. Педагогика. – М, Просвещение,1999 – 520с.

50.Чуканова  З.Дайте пожалуйста… /ж.«Детский сад и семья», №4, 2004 – 75с.

51. Чуканова З. Дайте пожалуйста. // ж. «Дошкольное воспитание». №2, 2000 – 127с.

52. Швачкин Н.Х. Психологический анализ ранних суждений ребёнка. // Вопросы психологии речи и мышления. – изд-ва Ак.Пмел РСФСР, М., 1954, вып. 54 – 185с.

53. Шмаков С, Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. - М., 1993 – 76с.

54. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории игры. //Психология и педагогика игры дошкольника. – М., Просвещение, 1966 – 248с.

55. Энциклопедия  этикета: правила поведения в обществе и дома. - М.,1996 -256с.

56. Этическое  образование детей старшего дошкольного  возраста: методическое пособие./ Под  обш. ред. Н.П. Ивановой, - Ульяновск, ИПК ПРО, 1998 – 24с.

57. Юдина  Н. Уроки вежливости. //ж. «Дошкольное воспитание». №4, 1998 – 127с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1

Беседа на тему «Умнее тот, кто уступает»

Цель: учить детей связно рассказывать из опыта, учить правильно вести себя во всех случаях жизни. Воспитывать чувство уважения у своим товарищам, умение уступать друг другу, поступиться со своим желанием в пользу товарища.

Подготовка: с детьми проводились беседы: «Кто твой друг и почему» детей знакомили со смыслом поговорки «Умение тот, кто уступает», читали много произведений о дружбе.

Методические приемы: в начале занятия предложить детям послушать рассказ «Однажды поссорились Вова с Андрюшей». Лица у них раскраснелись, стали некрасивыми. Вова тянул к себе стул, Андрюша к себе. Они громко кричали «Отдай, это я первый взял», «Это мой стул». Напрасно воспитательница пыталась помирить их и успокоить. Они так рассердились, что ничего не слышали. Еще бы немного и стул разломился на части. Но вдруг Вова что-то вспомнил. Лицо его посветлело, засияло от улыбки. «Бери этот стул, - сказал он, - а я принесу себе другой» И стало его лицо таким добрым, таким красивым, что все лети замолчали и посмотрели на него.

Спросить у детей, как они  думают, что вспомнил Вова?

Спросить у детей, все ли в  нашей группе умеют уступать друг другу? Рассказать случаи, когда дети не уступали друг другу. В заключении сказать, что уступать нужно обоюдно, т.е. каждому, а не всегда одному. Нужно  считаться с желанием своего товарища, особенно когда ему хочется что-то очень, а он уступит тебе в следующий  раз.

Словарная работа: объяснить слово «обоюдно», предложить посчитать, сколько слов в поговорке «Умнее тот, кто уступает».

   

 

 

 

Приложение  №2

Беседа по пословицам «О дружбе»

Цель: учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках. Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищем.

Подготовка: с детьми разучить пословицы и поговорки о дружбе, чтение рассказа «два товарища» Л. Толстого, беседы на темы «Кого можно назвать настоящим товарищем», «Что мы сделали доброго для своих друзей».

Методические приемы: Спросить у детей «Кого можно назвать настоящим товарищем»?

- Спросить, какие пословицы и  поговорки о дружбе они знают:  «Сам погибай, а товарища выручай», «Друга ищи, а найдешь –  береги», «старый друг лучше  новых двух», «Желаешь мешка  – не завести дружка».

- Предложить детям рассказать  по пословицам о дружбе. Предложить  рассказать о дружбе своим  товарищам и какую пословицу  можно предложить говоря об этой дружбе?

- Спросить, какие пословицы можно  применить к рассказу «Два  товарища» и «Два жадных медвежонка»,  «Лиса и волк».

Словарная работа: упражнять в названии нравственных качеств человека, дать задание назвать качества слова «товарищ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №3

 

Конспект занятия по моральному  развитию

 для детей старшей  группы

«Что такое дружба»

Дружинина Людмила Николаевна, воспитатель  МКДОУ детский сад «Ромашка» р. п. Каргаполье.

 

Программное содержание:

-Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;

-Обогащать сознание детей  понятиями «друг», «дружба»;

-Способствовать формированию у детей  положительных взаимоотношений со сверстниками.

-Дети, мы с Еленой Анатольевной очень часто вам говорим: «Нужно быть дружными, дружно жить». А как вы думаете, что такое дружить? (Ответы детей). А есть ли у вас в группе друг или подруга? (ответы детей). А почему вы ее (его) считаете другом (подругой)? (Высказывания детей, поощряю правильные ответы).

-Да, вы уже знаете, как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о своих товарищах, старается сделать им что-то хорошее. А что хорошее можно сделать для друга? Конечно, можно помочь одеться, поделиться конфетой. Тот. Кто хорошо дружит – не ссорится, делится игрушками, разговаривает вежливо не только с другом, но и со всеми детьми. Вот, послушайте стихотворение про девочку, которая не пожалела для подруги любимую игрушку.

Е. Благинина «Подарок»

Пришла ко мне подружка

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Веселая, смешная.

Мне скучно без игрушек –

Любимая была

И все-таки подружке

Игрушку отдала.

 

-Что можно сказать про девочку? Какая она?

-Правильно, она добрая, заботливая подруга. Она не хочет огорчать свою подружку и поэтому свою любимую игрушку подарила ей.

 

ФИЗМИНУТКА

      А теперь я предлагаю  вам поиграть в игру «Выбери  друга». Все дети встают в круг  и поют: «Ты в кругу покружись,  у дружка остановись. С другом  вместе обнимись». Ребенок –  ведущий ходит по кругу и  останавливается около того ребенка,  с которым он дружит. Друзья  обнимаются.

 

2-ая часть.

 

-Дети, к нам из лесу прискакал Зайчонок Ушастик. Он считает вас настоящими друзьями, ведь вы не раз ему помогали.

- Дети, а сегодня вы мне поможете.

 

Решение проблемных ситуаций:

1.Мне мама принесла из нашего сада яблоко и сказала: Ушастик, вот тебе яблоко, не ешь один это яблоко, а поделись со своим другом». Я так и хотел сделать, но решил откусить только кусочек, яблоко оказалось таким вкусным, что я все яблоко съел один. Я правильно поступил? (Ответы детей). Но ведь оно было вкусное. А как бы вы поступили? Что же мне теперь делать? (Советы детей). Да, я понял, надо было сделать так, как в этом стихотворении.

Я. Ким «Яблоко»

Яблоко спелое, красное, сладкое

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою

Яблоко я пополам разломаю,

Яблоко с другом своим разделю.

Информация о работе Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста