Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и формирования у них культуры поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Педагогические основы нравственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Понятие культуры поведения, ее компоненты и содержание. . . . . . 15
Глава 2. Методические основы нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . .27
2.1. Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.2. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Глава 3. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ. . . . . . . . .40
3.1. Организация и проведение экспериментальной работы. . . . . . . . . . 40
3.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента. . . . . . . . . . . . . 46
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

курсовая Людмила (2).docx

— 179.13 Кб (Скачать)

Первый день новой, старшей группы. Групповые помещения оформлены  по-праздничному. Так было прежде и  при переходе детей из младшей  в среднюю группу. Отличие - в более  серьезном и доверительном тоне беседы воспитателя [1].

Он не только показывает детям все  помещения, но и организует просмотр работ детей, перешедших в подготовительную группу, рассказывает им, как они  трудились, играли, как были должны. Вместе с детьми воспитатель размышляет, как лучше все расставить в  комнатах группы. В тоже время он содействует веселому настроению детей, их радостному общению друг с другом, знакомству с новинками. А когда  прием новичков завершен, можно организовать развлечение с участием всех детей  и сотрудников.

Игра одно из наиболее эффективных  средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего  мира, дает ребенку в яркой, доступной  и интересной форме представления  о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Од бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь тому, кто упал. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребёнка. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало[55].

Во время музыкального занятия  проводятся музыкальные игры. Дети водят хоровод. Воспитатель снова обращает внимание на правила этикета, но делает это ненавязчиво.

В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов), также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят  постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращают внимание на культуру поведения в семье. Вся семья  и домашние животные, и даже маленькая  мышка поднялись на одно общее  дело помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней  перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения  в общественных местах.

Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также  осознает, что вся народная культура базируется на народных обычаях и  традициях. Например, игра «Бояре, а  мы к вам пришли». Красивый русский  текст дает детям сведения, что  в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости, принимали их с радостью; на Руси существовал обычай выбора невесты. Играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Вместо невесты можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами.

На занятии или в свободное  время проводят сюжетно-ролевые  игры, например о профессиях. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке.

Во время занятий, в других режимных моментах организуй дидактические  игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке  правил и норм культуры поведения. Задания  могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму  своего костюма; составь по картинкам  костюм прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотно  карточки с посудой и столовыми  приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет  отработать навыки детей в культуре внешнего вида. Творческий подход к  делу и фантазия воспитателя помогут  разнообразию игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают  мир. Роль воспитателя в самой  игре может быть различна.

В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом будет играть в  ней ведущую роль, в третьем - принес необходимый для нее материал, в четвертом - станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети - соавторы любой  игры. Нельзя забывать о детской  самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучения правильному  поведению. Тогда не будет скучны нотаций, жестких и непонятных детям  требований, а поведенческая регламентация  легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость [15].

Подготовительная группа. Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закреплении, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране - более устойчивым и организованными. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного поведения - они становятся более естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению. Особое внимание воспитателя в данной возрастной группе должно быть сосредоточено также на воспитании потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различной режимных процессах, в формировании волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.

Названные задачи конкретизированы в  соответствующих разделах «Программы воспитания и обучения в детском  саду». «Воспитание культурно-гигиенических  навыков», «Воспитание навыков культуры поведения», «Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, этических представлений» [33].

Для обеспечения органической преемственности  между детским садом и школой в нравственном воспитании очень  важен высокий уровень воспитанности  в широком понимании слова. Именно положительный опыт гуманных отношений  детей начальная школа справедливо  рассматривает как главный результат  нравственного воспитания ребенка  в предшествующий период; именно на этом фундаменте в начальных классах происходит дальнейшие развитие новых форм нравственного поведения.

От достигнутого воспитания зависит  и процесс обучения. Среди отрицательных  качеств первоклассника затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Чистоплотность, воспитания в годы дошкольного детства  обеспечивает первокласснику естественное, без особых усилий поддержания порядка  портфеля, на рабочем месте и тем  самым экономит время для учебной  деятельности.

Многие учителя начальных классов  нередко сетуют на то, что у первоклассника можно отметить «леность ума». Неприученность к настойчивости в овладении знаний, и стремлении понять смысл полученных сведений, неумение сосредоточится - это серьезная проблема. Выпустить детей в школу с такими качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата - одна из важнейших воспитательных задач в подготовительной к школе группе детского сада.

Хорошим средством для привития этого качества служат коллективное чтение с последующим пересказом содержания прочитанной сказки, басни. Это очень помогает воспитанию ребенка, готовящегося к обучению в школе, формированию навыков учебной деятельности.

Задачи воспитания культуры поведения  в данной возрастной группе решаются на основе целесообразного отбора методов  и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников [24].

Важно отметить, что в работе с  детьми этой группы надо предусмотреть, чтобы приобретенный опыт ребенка  не шел в разрез с новыми знаниями, которые он будет получать в процессе воспитания. Необходимо также внимательнейшим  образом учитывать, как на поведении  детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдений жизненных  различных ситуаций, каково отношение  детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых. Поэтому особое значение приобретает задушевные индивидуальные беседы и групповые этические беседы; очень эффективны также игры-инсценировки, игры-упражнения. Дополняя друг друга, они позволяют формировать нравственный мир старшего дошкольника, социальную нравственность его поведения [3].

Используя нравственного направленные методы воспитания, педагог формирует  этические понятия культуру поведения  в общественных местах, культуру взаимоотношений  культуру речи, культуру внешнего вида. Но следует помнить, что в подготовительной группе не теряют свой значимости игровые  приемы, включенные в воспитательный процесс, сочетая их с этическими беседами, педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы  повседневного общения. Важно также, чтобы нравственно направленные занятия, беседы содержали не только правило этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общении. Тогда можно эффективнее  воздействовать на внутренний мир ребенка.

Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения  повышается, если педагог устанавливает  органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности. Это  работа должна обязательно найти  отражение в плане воспитательно-образовательной  работы [22].

Воспитателю важно постоянно вести  записи наблюдений за поступками детей. Именно здесь воспитатель отмечает, как воздействовали на ребенка предусмотренные  планом методы, удалось ли добиться цели.

Продуманное использование многовариантных  связей позволяет «красной нитью» провести воспитание культуры поведения через  все процессы обучения на занятиях, игры, музыкальную, изобразительную  и др. виды деятельности детей. Конкретная реализация взаимосвязи воспитательного  процесса - самостоятельная деятельность.

Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это  способствует духовного мира ребенка.

Решая данную задачу, педагог создает  благоприятную почву для формирования положительных черт характера и  нравственных качеств личности.

На укрепление культурно-гигиенических  навыков и привычек направлены некоторые  игры-занятия, игры-упражнения. В зависимости  от их конкретного содержания усваиваются  различные правила или их сочетания [25].

Таким образом, мы рассмотрели непосредственно методику нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников, подробно описав основные формы нравственного обучения и воспитания. Провели анализ программ, определив основные разделы в которых уделяется значение нравственного воспитания, выявили ряд недостатков в их построении, обратив внимание на воспитание культуры поведения с позиций современного этикета. Механизм формирования этикетного поведения, условия воспитания, принципы и основные методические приёмы – это то, что необходимо для осуществления процесса формирования культурного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экспериментальная  работа по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения  детей в старшей группе ДОУ

 

3.1. Организация и проведение  экспериментальной работы

 

Экспериментальная работа по нравственному  воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей  группе ДОУ направлена на повышение  уровня нравственной воспитанности  и культуры поведения детей старшей  группы ДОУ.

В основу экспериментального исследования была положена гипотеза о том, что  целенаправленное и систематическое  использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно влияет на процесс  нравственного становления личности старших дошкольников.

В экспериментальном исследовании приняли участие 32 ребенка двух старших  групп МКДОУ Детский сад «Ромашка» р. п. Каргаполье (по 16 детей от каждой группы), возраст выбранных испытуемых - от 5 лет до 6 лет.

Исследование проводилось с 15 сентября 2010 г. по 17 мая 2011 г.

На этапе констатирующего эксперимента каждый ребенок участвовал в 2-х экспериментальных ситуациях с идентичным нравственным содержанием:

  • ситуация рассказа (5 ситуаций с выбором способа поведения), где диагностировался уровень вербального поведения;
  • наблюдение за способом поведения в реальной ситуации (реальный уровень поведения).

В эксперименте анализировался уровень  сформированности у детей исследуемых нравственных норм, выяснялись психологические особенности выполнения детьми нравственных норм. Выяснение особенностей осуществлялось путем сравнения поведения детей в двух планах их взаимоотношений: в ситуации рассказа (проявление вербального поведения) и в реальной жизненной ситуации (проявление реального поведения).

Основными задачами констатирующего  эксперимента были:

1) выяснение психологических особенностей  выполнения нравственных норм  детьми в их взаимоотношениях;

2) установление имеющегося уровня  сформированности некоторых поступков нравственного поведения у дошкольников 5-6 лет.

В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать  рассказ и найти ошибки в поведении  мальчика Миши, который также ходит  в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок  вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.

Информация о работе Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста