Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и формирования у них культуры поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Педагогические основы нравственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Понятие культуры поведения, ее компоненты и содержание. . . . . . 15
Глава 2. Методические основы нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . .27
2.1. Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.2. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Глава 3. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ. . . . . . . . .40
3.1. Организация и проведение экспериментальной работы. . . . . . . . . . 40
3.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента. . . . . . . . . . . . . 46
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

курсовая Людмила (2).docx

— 179.13 Кб (Скачать)

Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих действий. Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, её ход  и завершение.

При целенаправленном воспитании у  ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать  свою энергию на разумную деятельность. Эти привычки являются основой для  дошкольного развития организованности будущего школьника.

Но главное - воспитывающее значение детской деятельности, которая заключается  в том, каково её содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие  нравственные качества развивает в  ребенке. Взрослые должны руководить детской  деятельностью: уметь создать условия  для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры, занятия, труд; при  необходимости оказывать ему  помощь в выборе и формировании различной  деятельности, в расширении её содержания, достижения поставленной цели.

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные  возможности для осуществления  определенных задач воспитания, связанных  с формированием культуры поведения  дошкольников.

В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные  поступки, коллективистские навыки, дружеские  отношения, умение следовать игровым  правилам, общему замыслу. На занятиях - культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию. В процессе трудовой деятельности - трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность.

Осуществляя руководство любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать его отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям [9].

Итак, в этой главе мы рассмотрели  понятие культуры поведения, её составляющие компоненты и их сущность. Выделили основные задачи по формированию культуры поведения, их содержание и актуальность. Пришли к выводу о том, что эффективное  формирование культуры поведения старших  дошкольников осуществляется в единстве и целостности использования  различных видов деятельности (игра, труд, занятия).

 

Глава 2. Методические основы нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

 

2.1. Анализ программ по  организации нравственного воспитания  и формированию культуры поведения

 

Анализируя комплексные развивающие  программы, принятые современной практикой  образования можно сделать вывод, что раздел «Нравственное воспитание»  декларативно выделен лишь в традиционной «Программе обучения и воспитания», где так же спроецирован на раздел «Музыкальное воспитание», сюжетно-ролевую  игру и коллективный труд детей. В  других комплексных программах содержание нравственной направленности фрагментарно введено в некоторые разделы. Так, например, в программе «Истоки» и «Радуга» задачи становления нравственной культуры решаются в разделе «Познавательное развитие» и «Социальное развитие». В программе же «Детство» под редакцией В.И. Логиновой - в разделе «Ребенок в мире людей и предметов», в частности в блоке «Общение и культура поведения» акцентируется внимание на формирование культуры поведения дошкольников[42].

На основе анализа содержания нормативных  документов, ориентированных в целях  и задачах на становление базиса личностной культуры ребенка в дошкольном возрасте, и соотнеся целевые ориентиры, во-первых, с содержанием раздела «Нравственная культура» представленным в современных образовательных программах и, во-вторых, с реальной практикой организации образовательного процесса в ДОУ (анализ перспективного, календарного плана, наблюдение за организацией образовательного процесса на занятии), выделяют следующие недостатки:

- недостаточно структурирован, содержательно  прописан и интегрирован нравственный  аспект личностной культуры;

- отсутствуют рекомендации по  проектированию предметно-развивающего  пространства, направленные на реализацию  потребностей ребёнка в самопознании  и творческой самореализации;

- не прописаны принципы отбора  содержания, приобщающего ребёнка  к непреходящим общечеловеческим  ценностям, доступным пониманию  ребёнка в дошкольном возрасте, не исключает возможность случайного  подбора содержания, исходящего  из субъективного видения педагога.

Таким образом, отсутствие в содержании программ определенной системы работы по становлению нравственной культуры детей может привести к тому, что  сензитивный период, который характеризуется тем, что дети умеют сознательно управлять поведением, а их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы, может остаться педагогами незамеченным.

В целом нужно отметить, что вопрос о нравственном становлении личности имеет ряд специфических черт, в связи с которыми достаточно трудно разграничить его и выделить в отдельный раздел. Так процесс  нравственного воспитания есть организация  детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений, что должно реализовываться во всех видах деятельности на протяжении всей повседневной жизни  ребёнка. Поэтому, для более углубленного и эффективного становления этого  процесса будет наиболее рационально  использовать специальные методические пособия по формированию культуры поведения, так как они позволяют воспитателю  реализовывать свои задачи в разделе  «Познавательное развитие», при  этом, предупреждая дополнительные нагрузки для детей, как это было бы при  введении специализированных занятий по культуре.

Так, например, методическое пособие  «Что я знаю о себе» под редакцией  Л.С. Колмогоровой предназначено для  педагогов, воспитателей, занимающихся с детьми старшего дошкольного возраста. Его цель - сформировать основы ценностного отношения к себе и другим, взрослым и сверстникам.

В пособие входит блок специально организованных занятий, который обеспечен  планами-конспектами. Занятия предполагают ориентировку ребёнка в явлениях собственной жизни, в самом себе, понимание и осознание себя, своих  поступков, желаний на нравственной основе.

Подобного рода методические пособия  дают возможность плавного внедрения  аспектов нравственности в основную программу воспитания и обучения старших дошкольников в детском  саду.

Таким образом, анализируя комплексные  развивающие программы можно  сделать вывод что раздел «Нравственное  воспитание» выделен лишь в традиционной «Программе обучения и воспитания», других комплексных программах содержание нравственной направленности фрагментарно введено лишь только в некоторые разделы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методика нравственного  воспитания и формирования культуры

поведения старших дошкольников

 

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и  привычек культурного поведения  активно продолжается. Содержание педагогического  процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание  быть полезным окружающим. У детей  старшей группы необходимо активно  и последовательно формировать  дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих  поступках следовать примеру  хороших людей, положительным, героическим  персонажем известных художественных произведений [12].

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое  место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в  жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника  ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с  интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к  деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения  уже может быть сдержанным, умеет  действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при  этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и  закреплять [23].

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту  содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим [2].

Эффективным методом уточнения  систематизации нравственных представлений  старших дошкольников является этическая  беседа. Такие беседы должны органически  быть включены в систему многообразных  методов воспитания.

Этическая беседа, как метод нравственного  воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель  дает характеристику тем фактам и  поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют  у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться  в той или иной ситуации и поступать  в соответствии с правилами нравственного  поведения.

Этические беседы - это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском  саду». Но, обращаясь к программным  задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать  правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в  данной группе с учетом взрослых и  индивидуальных особенностей детей.

Число подобных бесед невелико: пять-семь в год,  один раз в течение  полутора-двух месяцев.

Следует помнить: главная цель этических  бесед заключается в том, чтобы  сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события  и явления, которые в избытке  предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

Готовясь к такой беседе, педагог  должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений  детей, как они восприняли увиденное, как переживают его.

Если в этическую беседу воспитатель  считает нужным включить отрывки  из того или иного художественного  произведения, он обязательно должен подчинить их содержания воспитателям функциям.

Если содержание беседы доступно и  интересно детям, то следует заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искреннее  оценки: педагогу как бы приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет  обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего  тактичного корректирования поведения  детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают  факты поведения и различные  ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное  влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений[47].

Поведение воспитанников старших  групп убедительно свидетельствует  о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным  понятиям о хорошем поведении. Посредством  этических бесед воспитатель  связывает между собой в сознании детей разрозненные представления  в единое целое - основу будущей системы  нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику  разобраться в сущности понятий  добра, общего блага, справедливости формирует  первоначальное понятие о человеческом достоинстве [21].

Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на саморегуляцию его поведения еще не велико. Но в этом возрасте ребенок еще в состоянии оценивать поведение свое на окружающих. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия: «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и многие другое. Названные темы могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующей по данной теме. Важно, чтобы содержание перечисленных ведущих тем и тем дополняющих, обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса. Без чего нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также помогают систематизировать и обобщить представления о нравственности, которые приобрели дети, находясь в предыдущих группах [14].

Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в  практике поведения, поступках детей  в различных ситуациях. Что очень  важно для закрепления результатов  педагогического воздействия.

Информация о работе Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста