Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и формирования у них культуры поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Педагогические основы нравственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Понятие культуры поведения, ее компоненты и содержание. . . . . . 15
Глава 2. Методические основы нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . .27
2.1. Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.2. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Глава 3. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ. . . . . . . . .40
3.1. Организация и проведение экспериментальной работы. . . . . . . . . . 40
3.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента. . . . . . . . . . . . . 46
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

курсовая Людмила (2).docx

— 179.13 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

Кафедра теории и методики дошкольного образования

 

 

 

 «Формирование  культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Курсовая работа

по направлению подготовки  050703 Дошкольная педагогика и психология

                    

 

 

 

 

Исполнитель:

Дружинина Людмила Николаевна.    

студентка 4 курса заочного отделения

 

                                                        Научный руководитель:

                                       кандидат педагогических наук

                                                       Андреева Наталья Александровна 

                                       

 

 

 

 

Шадринск 2012 г.

Оглавление

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретические  основы нравственного воспитания дошкольников и формирования у них культуры поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.1. Педагогические  основы нравственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Понятие  культуры поведения, ее компоненты и содержание. . . . . . 15

Глава 2. Методические основы нравственного воспитания и  формирования культуры поведения детей  старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . .27

2.1. Анализ  программ по организации нравственного  воспитания и  формированию  культуры поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

2.2. Методика  нравственного воспитания и формирования  культуры поведения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

Глава 3. Экспериментальная  работа по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения  детей в старшей группе ДОУ. . . . . . . . .40

3.1. Организация  и проведение экспериментальной работы. . . . . . . . . . 40

3.2. Анализ  и интерпретация результатов  эксперимента. . . . . . . . . . . . . 46

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . 60

Приложение………………………………………………………………………64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.

Случается, что даже хорошо образованные люди невсегда выглядят воспитанными, так как не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы  нравственного воспитания детей  с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все  те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и  разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.

С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего  возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее  усвоенные детьми навыки культурного  поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам  и взрослым, элементарных навыков  оказания помощи, приветливых форм общения), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных  занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время.

Целью курсовой работы является изучение  воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей  старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

При исследовании была выдвинута гипотеза о том, что целенаправленное и систематическое использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно влияет на процесс нравственного становления личности старших дошкольников.

Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

  • выявить сущность нравственного воспитания и формирования культуры поведения как психолого-педагогического процесса;
  • описать методику нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста;
  • провести экспериментальную работу по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения;
  • предложить методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по формированию культуры поведения и нравственному воспитанию.

При решении поставленных задач  были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме нравственного воспитания и формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста, обобщение и систематизация аналитического материала, его интерпретация в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами.

Структура курсовой  работы обусловлена логикой изложения материала и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Во введении дается методологический аппарат исследования, формулируются цель, задачи, гипотеза исследования, приводятся методы, применявшиеся в исследовании.

В первой главе рассмотрены теоретические основы проблемы нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Во второй главе приводится описание методики нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников.

В третьей главе представлены процесс и результаты экспериментальной работы по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения дошкольников старшей группы ДОУ, а также методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста.

В заключении изложены основные выводы о проделанной работе.

Список  использованной литературы содержит как  цитируемые источники, так и те, которые  были положены в основу содержания данной работы.                         Базой исследования является МКДОУ детский сад «Ромашка» Курганской области  р. п. Каргаполье.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и формирования у них культуры поведения

 

1.1. Педагогические основы нравственного  воспитания

 

Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности  и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности  личности ребенка.

Нравственность является составной  частью комплексного подхода к воспитанию личности. По словам отечественного педагога И.Ф. Харламова, «формирование нравственности есть не что иное, как перевод  моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения  личности и их неуклонное соблюдение».

Нравственность образуется от слова  «нравы». По-латыни нравы звучат как  moras, что означает - мораль.

Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [8].

Главная функция нравственного  воспитания состоит в том, чтобы  сформировать у подрастающего поколения  нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную  позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного  долга.

Педагогика, в области нравственного  воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание» [14].

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Овладение нравственными представлениями  и понятиями - длительный и сложный  процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему  углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой - к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к  старшим). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим [18].

В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может  возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь  «увидеть» тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить  его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По мнению Спиркина, в представлениях «сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника  и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление» [26].

Нравственное сознание и поведение  детей формируются в единстве - это кардинальный принцип педагогики.

Новые черты появляются у детей  во взаимоотношениях с взрослыми  и сверстниками. Дети активно проявляют  интерес к содержательному общению  с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности  руководствоваться в поступках  усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять, поступки старшего дошкольника. Дети проявляют  активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется  «детское общество». Это создает  определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 5 - 6 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Единству воспитания нравственного  сознания и поведения А.С. Макаренко  придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить  теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо  более трудное дело, чем воспитание сознания [13].

Воспитание нравственного поведения - это формирование нравственных поступков  и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы  вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут  быть простые, когда в их основе лежат  правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у  воспитанника создаются потребность  и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для  успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых  детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы  отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным  и чтобы при необходимости  дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Информация о работе Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста