Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Приоритетным направлением при изучении студентами педагогических дисциплин послужит дисциплина «Введение в специальность» как ознакомительная. На этом этапе предусматривается организация посещаемости специальных коррекционных школ-интернатов и реабилитационных центров для детей с ДЦП, цель которых – формирование основ будущей специализации и организационно-педагогической деятельности будущих специалистов по ФК. Педагогические рейды в учреждения подобного типа будут преследовать цели актуализации не только теоретико-методологических основ знаний о детских патологиях опорно-двигательного аппарата, но и предопределять изучение практических основ будущей деятельности.

При изучении курса «Введение  в педагогическую профессию» студентам  предлагалось анкетирование и собеседование  с целью выявления их представлений о работе с семьями, имеющими детей с нарушениями ОДА.

В рамках курсов «Педагогика», «Введение в педагогику» будут  вводиться задания по написанию  педагогических сочинений на темы: «Современный учитель и семья», «Проблемы  общения учителя и ребенка-инвалида», и т.д. Студенты писали педагогические этюды на темы: «Родители и дети», «Родитель и учитель» и т.д. Использование педагогических этюдов, сочинений будет призвано выявлять уровень общей компетентности студентов в изучаемой проблеме.

Предусматривается также  проведение различных проблемных семинаров. В рамках проблемного семинара «Патологии опорно-двигательного аппарата как  медико-физиологическая проблема адаптивной физической культуры» студентами будут  выявлены основные виды и причины опорно-двигательных нарушений; основные причины и факторы, обуславливающие причины встречающихся патологий ОДА.

Основной задачей курса «Теория педагогики» послужит изучение характерологического портрета семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, характера встречающихся патологий опорно-двигательного аппарата, методик физической реабилитации, а также выработка соответствующих профессионально важных качеств, умений и навыков, необходимых специалисту в работе. Студенты, ориентированные на работу с семьями детей с нарушениями ОДА, будут знакомиться с объектом будущей педагогической деятельности, осваивать базовые медико-биологические, психологические, теоретико-методические знания. Программы комплексных дисциплин будут предусматривать лекционные и семинарские занятия, причем последние будут проводиться с целью выявления осознанности изучаемых проблем.

Введение дисциплины национально-регионального компонента «Социальная педагогика» способствует усвоению социально-педагогических основ  патологий развития в детском возрасте; выявлению роли и функций социальных организаций, волонтерских движений в оказании помощи семьям детей с патологиями ОДА. Отдельного внимания заслуживает деятельность специалиста по ФК по работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА. Студенты будут анализировать основные составляющие социально-педагогической помощи семье ребенка: посреднический компонент, образовательный и психологический. Будут рассматриваться способы активизации деятельности различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и ребенка.

Усвоение содержательной составляющей дисциплин «Возрастной  психологии» и «Коррекционной педагогики с основами специальной психологии»  позволило студентам рассмотреть  особенности нозологических групп  инвалидов, их возрастной диапазон; сформировать начальный уровень психологической готовности к работе с данной категорией.

В рамках курсов «Физическая  реабилитация», «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» студентами изучается  специально организованный комплекс мер  физической реабилитации для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Основные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций будут предполагать изучение студентами мероприятий ортопедического характера с изучением индивидуального ортопедического режима, ортопедических приспособлений для ходьбы при коррекции положения рук и позвоночника ребенка; различных видов лечебной физкультуры. В четвертом семестре дисциплина «Нетрадиционные виды физической реабилитации» будет выступать основной дисциплиной специализации.

В курсе «Социальная  защита инвалидов» студенты получают представление не только о деятельности государства в области специального образования лиц с ограниченными  возможностями, о правах детей-инвалидов, но и об изменении системы специального образования в России, обусловленного трудностями современной экономической и политической ситуации, разработкой государственного стандарта.

Дисциплины федерального компонента представлены также отдельными направлениями физкультурно-спортивной деятельности: «Гимнастикой с методикой обучения», «Легкой атлетикой с методикой обучения», «Плаванием с методикой обучения», «Футболом с методикой обучения», направленными на изучение студентами перечисленных видов спорта в целях физической реабилитации ребенка с нарушениями ОДА.

В рамках изучения первого  блока спецкурса «Взаимодействие  специалиста по ФК с семьей, воспитывающей  ребенка с нарушениями ОДА» (Приложение 8) - «Нарушения опорно-двигательного  аппарата в структуре аномального  развития ребенка» у студентов происходит формирование фундаментальных теоретических знаний и профессионально-педагогических значимых умений в области АФК, целостное осмысление сути профессиональной деятельности, общих закономерностей педагогических принципов, средств, методов и форм будущей работы. В задачи первого блока спецкурса будет входить формирование у студентов профессионального мировоззрения и интереса к проблемам АФК, стремления к всестороннему анализу и творческому усвоению изучаемого материала; воспитание педагогического мышления, познавательной активности, самостоятельности. Лекционные и семинарские занятия будут ознаменованы общей тематикой, среди которых главный приоритет будет отдаваться характеристике и этиологии нарушений ОДА, классификациям и психофизиологическим характеристикам детей с нарушениями развития, содержанием компенсаторной помощи детям с нарушениями ОДА.

Преподавание общепрофессиональных и специальных дисциплин Госстандарта осуществляется в течение всех лет  обучения, а педагогическая практика по профилю будущей специальности будет проводиться в седьмом семестре. Студентам предоставляется возможность выбора места педагогической практики, определения интересов и возможностей проведения научных исследований уже на первом и втором курсах обучения. Существенным отличием преподавания «Частных методик адаптивной физической культуры» будет являться связь с практикой.

Практические занятия  включают не пассивное присутствие  студентов на уроках, а тематические, визуальные наблюдения (по заданию  педагога): особенности соматотипа наблюдаемого ребенка, вербальные и невербальные методы обучения, средства и методы решения коррекционных задач, способы активизации познавательной деятельности, коммуникативную деятельность педагога, методы оценивания и поощрения занимающихся, динамика нагрузки на уроке, назначение подвижных игр с последующим анализом и обсуждением.

В ходе этапа студентам  предлагаются различные типы проблемных заданий (логические, познавательные, поисковые), в том числе творческие, однако уровень самостоятельности решения таких задач студентами на данном этапе будет намного ниже, чем на последующих. Этот этап особенно важен для студентов, имеющих слабую общетеоретическую подготовку.

Предусмотрены и диагностические  срезы – составной элемент  новой технологии обучения, преследующие цель усиления академической активности студентов, создание внутренних стимулов к достижению высокого образовательного уровня для оценивания возможностей для обучения. Формы контроля будут разнообразны: от простого собеседования (анкетирования) до рейтинговой оценки знаний.

В ходе обучения студентам  предлагаются различные типы проблемных заданий (логические, познавательные, поисковые, творческие). Используются сочинения, педагогические этюды, призванные выявить уровень общей компетентности специалистов по физической культуре.

Педагогическими средствами профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры выступает анализ и проигрывание смоделированных ситуаций работы с семьей, воспитывающий ребенка с нарушениями ОДА. Проблемная ситуация – это метод обучения, характеризующийся потребностью и усилиями специалиста обнаружить, открыть и усвоить новое, неизвестное еще для него знание [111; с.124].

В процессе практической подготовки студентов реализуется  овладение комплексом учебно-тренировочных упражнений реабилитационного воздействия. Таким образом, деятельность будущих специалистов по ФК приближается к исследовательской и тем самым обеспечивается достижение основной цели: формирование профессиональной мотивации будущего специалиста [111; с.32-47]. Важно не просто поставить задачу, но и обеспечить «ее принятие, стремление к активному разрешению». Для этого используются разнообразные методические приемы, способствующие преобразованию проблемной ситуации на новый качественный уровень.

Например, могут предлагаться ситуации, предполагающие анализ опыта  применения в семьях, имеющих детей  с нарушениями ОДА, комплекса  использованных ими коррекционных  методов и средств физического  воспитания. Такой анализ предполагает применение специалистами знаний и собственного опыта, особенностей организации коррекционных воздействий, имеющих физическую направленность, в различных семьях с аналогичными проблемами. Это позволит выявить уровень подготовленности конкретного специалиста к педагогической деятельности в области ФК.

На основании анализа  научной литературы по профессиографии  выявлены наиболее значимые для профессиональной деятельности специалиста по ФК личностные качества и способности; индивидуально-психологические  особенности (Приложение 9), проявляющиеся в той или иной мере на разных этапах подготовки.

1 этап - На данном этапе  готовность к профессиональной  деятельности, как правило, только  зарождается. Накопленные теоретические  знания и первоначальный практический  опыт в процессе изучения предметов федерального компонента в полной мере будут реализовываться позднее – непосредственно на втором и третьем этапах обучения, в дальнейшей профессиональной деятельности.

2 этап – профессионально-моделирующий (5-8 семестр). Цель этапа: приобщение будущих специалистов по ФК к специфике своей работы в области адаптивной физической культуры, апробация имеющегося арсенала знаний и умений, как в условиях моделируемых ситуаций, так и в практической деятельности при осуществлении непосредственных контактов с ребенком с нарушениями ОДА и его семьей, стимулирование потребности студентов в самосовершенствовании.

Это этап приобщения студентов  к педагогической профессии. Реализация этапа осуществляется на третьем  и четвертом годах обучения будущих  специалистов по ФК, предусматривается дальнейшее овладение основами профессиональных умений и знаний по работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА. Учебно-дидактические и методические пособия призваны обеспечить полноценное развитие профессионального мастерства будущих специалистов по ФК.

Учебно-методическое обеспечение  данного этапа осуществляется в  нескольких направлениях: во-первых, в  процессе изучения спецкурса, во-вторых, за счет дополнений к содержанию педагогической практики: осуществление коррекционно-реабилитационной работы с детьми с нарушениями ОДА и их родителями; диагностика уровня сформированности готовности будущих специалистов по ФК к предстоящей работе; разработка целей, задач и стратегии коррекционно-реабилитационной работы с данным контингентом, проведение этой работы в форме индивидуальных занятий; работа с родителями по созданию оптимальных условий для физической реабилитации детей с нарушениями ОДА; оценка динамики развития; оценка проделанной работы и построение плана последующей работы.

Формированию готовности будущих специалистов по ФК к работе с семьей ребенка с нарушениями  ОДА, способствуют нетрадиционные методы работы со студентами в аудиторное и внеаудиторное время: метод  позиционного обучения, проведение деловых  игр, использование интеллектуальных тренингов.

Одной из основных дисциплин  специальности является дисциплина специализации «Частные методики адаптивной физической культуры» - самостоятельная  дисциплина государственного образовательного стандарта. Эта дисциплина как важный раздел профессиональной подготовки направлена на ознакомление студентов с организацией, структурой, содержанием, современными технологиями и передовой практикой воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы инвалидов. В процессе изучения «Частных методик адаптивной физической культуры» студенты привлекаются к проведению спортивных праздников, спартакиад, фестивалей, соревнований и других мероприятий, проводимых для детей с нарушениями ОДА, в качестве волонтеров, помощников, организаторов, судей. Такой подход, основанный на интеграции теоретических знаний и учебно-ознакомительной практики, использовании активных форм обучения и включенности студентов в конкретные виды педагогической деятельности, способствует формированию необходимого уровня готовности к практике по профилю будущей профессии.

На этом уровне образовательные  программы включают в основном общенаучные  и гуманитарные дисциплины с учетом выбранного направления. Частично некоторые  из изучаемых дисциплин «работают» на профессию. В частности, предусмотрены некоторые профессионально ориентированные курсы, реализуемые за счет курсов по выбору. Назначение уровня – общее широкое образование, своеобразная основа для овладения глубокими и специальными знаниями. Предусматривается развитие исследовательских навыков, способностей ориентироваться в избранном направлении. В этот период происходит осмысленный выбор дальнейшего образовательного пути.

Многоплановость информации, необходимой для профессиональной деятельности, требует разносторонней теоретической подготовки студентов: знания дисциплин «Анатомии», «Физиологии», «Биомеханики», «Теории и методики физической культуры», «Специальной психологии» и других общепрофессиональных дисциплин, а также специальных дисциплин медико-биологического цикла («Общей патологии и тератологии», «Частной патологии», «Общей и специальной гигиены», «Врачебного контроля в АФК», «Комплексной и физической реабилитации больных и инвалидов») и дисциплин психолого-педагогического цикла («Психологии болезни и инвалидности», «Возрастной психопатологии и психоконсультирования», «Специальной психологии и педагогики», «Психологии развития»).

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара