Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Приоритетным направлением при изучении студентами педагогических дисциплин послужит дисциплина «Введение в специальность» как ознакомительная. На этом этапе предусматривается организация посещаемости специальных коррекционных школ-интернатов и реабилитационных центров для детей с ДЦП, цель которых – формирование основ будущей специализации и организационно-педагогической деятельности будущих специалистов по ФК. Педагогические рейды в учреждения подобного типа будут преследовать цели актуализации не только теоретико-методологических основ знаний о детских патологиях опорно-двигательного аппарата, но и предопределять изучение практических основ будущей деятельности.
При изучении курса «Введение в педагогическую профессию» студентам предлагалось анкетирование и собеседование с целью выявления их представлений о работе с семьями, имеющими детей с нарушениями ОДА.
В рамках курсов «Педагогика», «Введение в педагогику» будут вводиться задания по написанию педагогических сочинений на темы: «Современный учитель и семья», «Проблемы общения учителя и ребенка-инвалида», и т.д. Студенты писали педагогические этюды на темы: «Родители и дети», «Родитель и учитель» и т.д. Использование педагогических этюдов, сочинений будет призвано выявлять уровень общей компетентности студентов в изучаемой проблеме.
Предусматривается также
проведение различных проблемных семинаров.
В рамках проблемного семинара «Патологии
опорно-двигательного аппарата как
медико-физиологическая
Основной задачей курса «Теория педагогики» послужит изучение характерологического портрета семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, характера встречающихся патологий опорно-двигательного аппарата, методик физической реабилитации, а также выработка соответствующих профессионально важных качеств, умений и навыков, необходимых специалисту в работе. Студенты, ориентированные на работу с семьями детей с нарушениями ОДА, будут знакомиться с объектом будущей педагогической деятельности, осваивать базовые медико-биологические, психологические, теоретико-методические знания. Программы комплексных дисциплин будут предусматривать лекционные и семинарские занятия, причем последние будут проводиться с целью выявления осознанности изучаемых проблем.
Введение дисциплины
национально-регионального
Усвоение содержательной
составляющей дисциплин «Возрастной
психологии» и «Коррекционной педагогики
с основами специальной психологии»
позволило студентам
В рамках курсов «Физическая
реабилитация», «Технологии физкультурно-
В курсе «Социальная
защита инвалидов» студенты получают
представление не только о деятельности
государства в области
Дисциплины федерального
компонента представлены также отдельными
направлениями физкультурно-
В рамках изучения первого
блока спецкурса «
Преподавание
Практические занятия включают не пассивное присутствие студентов на уроках, а тематические, визуальные наблюдения (по заданию педагога): особенности соматотипа наблюдаемого ребенка, вербальные и невербальные методы обучения, средства и методы решения коррекционных задач, способы активизации познавательной деятельности, коммуникативную деятельность педагога, методы оценивания и поощрения занимающихся, динамика нагрузки на уроке, назначение подвижных игр с последующим анализом и обсуждением.
В ходе этапа студентам предлагаются различные типы проблемных заданий (логические, познавательные, поисковые), в том числе творческие, однако уровень самостоятельности решения таких задач студентами на данном этапе будет намного ниже, чем на последующих. Этот этап особенно важен для студентов, имеющих слабую общетеоретическую подготовку.
Предусмотрены и диагностические срезы – составной элемент новой технологии обучения, преследующие цель усиления академической активности студентов, создание внутренних стимулов к достижению высокого образовательного уровня для оценивания возможностей для обучения. Формы контроля будут разнообразны: от простого собеседования (анкетирования) до рейтинговой оценки знаний.
В ходе обучения студентам
предлагаются различные типы проблемных
заданий (логические, познавательные,
поисковые, творческие). Используются
сочинения, педагогические этюды, призванные
выявить уровень общей компетен
Педагогическими средствами профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры выступает анализ и проигрывание смоделированных ситуаций работы с семьей, воспитывающий ребенка с нарушениями ОДА. Проблемная ситуация – это метод обучения, характеризующийся потребностью и усилиями специалиста обнаружить, открыть и усвоить новое, неизвестное еще для него знание [111; с.124].
В процессе практической подготовки студентов реализуется овладение комплексом учебно-тренировочных упражнений реабилитационного воздействия. Таким образом, деятельность будущих специалистов по ФК приближается к исследовательской и тем самым обеспечивается достижение основной цели: формирование профессиональной мотивации будущего специалиста [111; с.32-47]. Важно не просто поставить задачу, но и обеспечить «ее принятие, стремление к активному разрешению». Для этого используются разнообразные методические приемы, способствующие преобразованию проблемной ситуации на новый качественный уровень.
Например, могут предлагаться ситуации, предполагающие анализ опыта применения в семьях, имеющих детей с нарушениями ОДА, комплекса использованных ими коррекционных методов и средств физического воспитания. Такой анализ предполагает применение специалистами знаний и собственного опыта, особенностей организации коррекционных воздействий, имеющих физическую направленность, в различных семьях с аналогичными проблемами. Это позволит выявить уровень подготовленности конкретного специалиста к педагогической деятельности в области ФК.
На основании анализа научной литературы по профессиографии выявлены наиболее значимые для профессиональной деятельности специалиста по ФК личностные качества и способности; индивидуально-психологические особенности (Приложение 9), проявляющиеся в той или иной мере на разных этапах подготовки.
1 этап - На данном этапе
готовность к профессиональной
деятельности, как правило, только
зарождается. Накопленные
2 этап – профессионально-
Это этап приобщения студентов к педагогической профессии. Реализация этапа осуществляется на третьем и четвертом годах обучения будущих специалистов по ФК, предусматривается дальнейшее овладение основами профессиональных умений и знаний по работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА. Учебно-дидактические и методические пособия призваны обеспечить полноценное развитие профессионального мастерства будущих специалистов по ФК.
Учебно-методическое обеспечение
данного этапа осуществляется в
нескольких направлениях: во-первых, в
процессе изучения спецкурса, во-вторых,
за счет дополнений к содержанию педагогической
практики: осуществление коррекционно-
Формированию готовности будущих специалистов по ФК к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА, способствуют нетрадиционные методы работы со студентами в аудиторное и внеаудиторное время: метод позиционного обучения, проведение деловых игр, использование интеллектуальных тренингов.
Одной из основных дисциплин специальности является дисциплина специализации «Частные методики адаптивной физической культуры» - самостоятельная дисциплина государственного образовательного стандарта. Эта дисциплина как важный раздел профессиональной подготовки направлена на ознакомление студентов с организацией, структурой, содержанием, современными технологиями и передовой практикой воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы инвалидов. В процессе изучения «Частных методик адаптивной физической культуры» студенты привлекаются к проведению спортивных праздников, спартакиад, фестивалей, соревнований и других мероприятий, проводимых для детей с нарушениями ОДА, в качестве волонтеров, помощников, организаторов, судей. Такой подход, основанный на интеграции теоретических знаний и учебно-ознакомительной практики, использовании активных форм обучения и включенности студентов в конкретные виды педагогической деятельности, способствует формированию необходимого уровня готовности к практике по профилю будущей профессии.
На этом уровне образовательные программы включают в основном общенаучные и гуманитарные дисциплины с учетом выбранного направления. Частично некоторые из изучаемых дисциплин «работают» на профессию. В частности, предусмотрены некоторые профессионально ориентированные курсы, реализуемые за счет курсов по выбору. Назначение уровня – общее широкое образование, своеобразная основа для овладения глубокими и специальными знаниями. Предусматривается развитие исследовательских навыков, способностей ориентироваться в избранном направлении. В этот период происходит осмысленный выбор дальнейшего образовательного пути.
Многоплановость информации,
необходимой для