Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Учитывая используемый нами в исследовании системный подход, в зависимости от сложности техники двигательных действий, обучение может проводиться с использованием следующих методов, учитывающих принцип систематичности:

  1. Целостного разучивания заключается в том, что двигательное действие разучивается и отрабатывается при многократном его повторении целиком. Используется при начальном разучивании сравнительно несложных по технике двигательных действий и имеет варианты: а) метод целостного многократного выполнения двигательного действия; б) метод сопряженного воздействия.
  2. Обучение упражнению по частям наиболее эффектно при начальном обучении сложным техническим действиям. Основными разновидностями этого метода являются: а) раздельное разучивание частей действия с последующим их объединением в целое; б) последовательное обучение частям действия с постепенным их соединением друг с другом (построение двигательного действия способом «наращивания»); в) кратковременное вычленение части действия для уточнения; г) отработка частей действия в форме подводящих упражнений.

Анализ литературы показал, что используемые упражнения при работе с детьми с нарушениями ОДА целесообразно систематизировать следующим образом. По преимущественному проявлению двигательных качеств: упражнения силового характера, скоростного характера, скоростно-силового характера, для развития общей и специальной выносливости, для развития гибкости, ловкости. По характеру двигательной деятельности: физические упражнения циклического и ациклического характера, двигательные действия смешанного характера, включающие физические упражнения циклического и ациклического характера. По видовому признаку: гимнастические упражнения, плавание, подвижные игры, экскурсии и туризм, элементы тяжелой и легкой атлетики, атлетической гимнастики.

Обеспечивая развитие опорно-двигательного  аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, необходимо способствовать сглаживанию и преодолению множества отклонений. Это может происходить именно с помощью движения, которое осуществляет ту непосредственную связь ребенка с окружающим миром, лежащую в основе развития его психических функций и организма в целом. Это создает возможности для коррекции и совершенствования моторики ребенка-инвалида. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить отбор целесообразных их сочетаний для каждого отдельного случая [161; с. 565]. Положительное воздействие на ребенка оказывает совместные занятия с семьей, что благоприятствует созданию необходимой психологической обстановки в процессе реабилитации. Необходимо учитывать проявление у детей эмоций удовольствия при игровых формах упражнений и использовать этот факт при выстраивании алгоритма занятий.

Специалист по ФК в  работе с семьей ребенка с нарушениями  ОДА должен использовать следующие  формы работы:

1. Самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, коррекционные занятия);

2. Организационные групповые  и секционные занятия (ЛФК).

Существует множество  различных методик (способ организации  взаимодействия субъекта и объекта  исследования на основе конкретной процедуры) работы с детьми с нарушениями. Назовем основные из них. Методика ЛФК (по программе Бобата и Войты) – формирование адекватного двигательного восприятия и подготовка к функционированию ОДА; эрготерапия (по программе Афольтера и Фростинга) – сенсорная интеграция; эрготерапия (по программе Дж. Адреса) – сенсорная интегративная терапия, основой является стимуляция тактильной и вестибулярной и проприоцептивной систем ребенка с нарушениями ОДА [169; с. 127].

Процесс обучения двигательному действию ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата специалистом по ФК необходимо рассматривать как целостную педагогическую систему, состоящую из трех этапов:

1. Этап начального  изучения двигательного действия, в ходе реализации которого решаются следующие ведущие задачи по обучению новым двигательным действиям: а) сформировать у детей общее представление о закономерностях изучаемого двигательного действия; б) научить частям техники двигательного действия; в) сформировать предпосылки общего ритма двигательного действия; г) устранить причины, провоцирующие возникновение ошибок в технике.

2. Этап углубленного изучения  инвалидами двигательных действий. Задачи:

а) углубить понимание детьми биомеханических  закономерностей изучаемых двигательных действий; б) уточнить технику двигательных действий по пространственным, временным, динамическим характеристикам; в) усовершенствовать общий режим изучаемого действия; г) сформировать предпосылки вариативного выполнения изучаемого действия.

3. Этап совершенствования (закрепления навыков выполнения действий). Задачи: а) закрепить навык техники изучаемого двигательного действия; б) реализовать предпосылки к индивидуализации техники изучаемого двигательного действия; в) расширить диапазон вариативного проявления техники действия; г) сформировать предпосылки в случае необходимости перестройки элементов техники изучаемого действия.

Эффективным в процессе физической реабилитации детей с  нарушениями ОДА является спортивное занятие, ориентированное на формирование двигательных способностей детей. Организационно-методической основой занятий будут являться субъект-субъектные отношения между ребенком и специалистом по ФК, подразумевающие их равноправное сотрудничество как участников взаимодействия.

Теперь охарактеризуем работу с родительской группой, воспитывающей ребенка с нарушениями ОДА.

Семья является одним  из важнейших факторов, влияющих на успешный процесс физической реабилитации ребенка с нарушениями ОДА, поэтому  работа должна проводиться целостно, комплексно, как с самим ребенком, так и с его семьей. В процессе ведения занятий с ребенком и его родителями специалист по физической культуре ставит следующую цель: повышение педагогической компетентности родителей в отношении эффективности физической реабилитации.

По нашему мнению, работа специалиста по ФК с семьей, воспитывающей  ребенка с нарушениями ОДА, решает следующие задачи: своевременное  информирование родителей ребенка  о необходимости предлагаемых мер  физической реабилитации; осознание родителями необходимости их непосредственного участия в реабилитационной работе для достижения лучших результатов; освоение родителями основных форм и методов реабилитации средствами ФК, необходимыми для проведения занятий с ребенком в домашних условиях; формирование у родителей умения создавать комфортную для развития ребенка семейную среду устанавливать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Из всех направлений  работы специалиста по физической культуре с семьей ребенка, имеющего нарушения  ОДА, в качестве основных нами были выделены следующие.

Реабилитационное направление предполагает обучение родителей ребенка определенному набору специальных коррекционных упражнений, способствующих физической реабилитации ребенка. Осуществляется под руководством специалиста по физической культуре с помощью методических приемов и физических упражнений педагогической направленности. Реализация этой задачи предполагает проведение специалистом по физической культуре индивидуальных занятий с ребенком, в которых участвуют мать и отец. Специалист по ФК должен доказать важность проведения этих занятий именно с участием членов семьи, что способствует более комфортному психологическому состоянию ребенка. Ему также необходимо показать важность обучения основным приемам и методам родителей, поскольку присутствие специалиста по физической культуре во время занятий временно, а семья в дальнейшем будет продолжать реабилитацию ребенка самостоятельно.

Образовательное направление – формирование у родителей определенной системы знаний, адекватных отношений восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития.

Психотерапевтические направление – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом. Благодаря психотерапевтическому воздействию родители становятся более склонными к сотрудничеству, изъявляют желание конструктивных изменений. При этом отмечается стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.

Интеграционное направление – общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обществе. Благодаря этому формируется объективная сопричастность к социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.

Используемые методы – диагностические: метод опроса (беседа, анкетирование, интервью), метод наблюдения; педагогические: лекции, консультации, метод наглядной демонстрации (соблюдение принципа наглядности); метод дискуссии (система обоснованных доводов воздействие на позиции и установки участников дискуссии – родителей); метод проб и ошибок (способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях).

Формы работы очень разнообразны: групповая работа с семьями, в которых имеются дети-инвалиды со сходной патологией или сходные ситуации в семьях; индивидуальная работа с родителями или с одним из них. Решение проблем в семье благоприятно сказывается на социально-психологическом статусе ребенка – нормализуется настроение, упорядочивается поведение, устраняется аффективная напряженность.

Лекции - это традиционная форма занятий с родителями. Позволяет предоставить большой объем информации и очень эффективна в начале работы. Примерные темы лекционных занятий с родителями «Особенности физического и психического развития детей с нарушениями ОДА»; «Причины травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказание помощи и сопровождение», «Роль физических упражнений в режиме дня. Формы физического воспитания в семье», «Особенности занятий пальчиковыми играми и роль родителей на занятиях», «Проведение занятий по развитию крупной и мелкой моторики в домашних условиях».

Индивидуальные или групповые  беседы могут проводиться по инициативе специалиста, и посвящены расширению тематики лекционного курса: «Пути  эффективной физической реабилитации ребенка с нарушениями ОДА  в домашних условиях»; «Предупреждение травматизма на занятиях реабилитации»; «Классификация физических упражнений» и т.д.

Консультации посвящаются вопросам родителей, которые могут возникнуть в ходе занятий и проводятся по инициативе родителей: «Как выбрать правильный и адекватный возрастным и индивидуальным возможностям ребенка режим занятий?»; «Приемлемо ли увеличение дозированности нагрузок, если ребенок быстро к ним адаптируется?» и т.д. 

Целесообразно использование  делового сотрудничества, направленного  на достижение оптимальных результатов при работе с родителями ребенка.

Таким образом, индивидуальная форма работы с взрослыми осуществлялась в виде консультирования, бесед, а также коррекционных занятий. Этот этап служил для непосредственного контакта между будущим специалистом по физической культуре и родителями для ознакомления с проблемой нарушений ребенка. Родители детей с нарушениями ОДА вооружались знаниями по возрастной психологии и АФК.

Поэтапная методика изучения семьи включает следующие этапы:

1 этап. Предварительное  знакомство с семьей (10-15мин).

2 этап. Общее знакомство с семьей.

3 этап. Выявление проблемной  ситуации.

4 этап. Коррекционный  семейный диагноз, составление  «карты семьи».

Организационно-методическая основа занятий: активная субъектная позиция  родителей, выражаемая в первостепенности роли родителей в реабилитационном процессе; желание самих родителей быть активными участниками всех этапов реабилитации, согласованных со специалистом; конспектирование родителями хода занятий.

Перейдем к совместной  работе специалиста по ФК с ребенком и родителями. Цель работы: установление адекватных контактов между родителями и ребенком при участии специалиста по ФК как активного участника реабилитационного процесса; формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и детьми; повышение эффективности реабилитации. Ориентируясь на цели физической и психологической реабилитации ребенка, проводимой с участием родителей ребенка, специалист по физической культуре решает следующие задачи:

  • формирование умений, отработка навыков родителей по проведению реабилитационной работы с ребенком с нарушениями ОДА;
  • трансформация воспитательного и реабилитационно-коррекционного процесса, реализуемого матерью и отцом по отношению к ребенку;
  • коррекция неконструктивных форм взаимодействия родителей с ребенком;
  • осознание важности роли физических упражнений в реабилитации ребенка с нарушениями ОДА;
  • ориентирование родителей на создание оптимальных педагогических условий воспитания ребенка.

Процесс педагогического  общения специалиста по ФК совместно  с родителями и ребенком с нарушениями  ОДА имеет специфические черты. Особенностью продуктивного общения является его характеристика как делового сотрудничества, направленного на достижение оптимальных целей физического воспитания ребенка. Специфические черты этого процесса заключаются в том, что общение в системе «родитель-специалист по ФК - ребенок» подразумевает взаимодействие равноправных участников. Специалист по ФК выступает как консультант, партнер по общению, информатор, воспитатель.

Специалисту по ФК необходимо помнить, что для коррекции поведения и развития детей с нарушениями ОДА, их физической адаптации необходимо оказать квалифицированную поддержку родителям, помочь близким взрослым создать комфортную для физического развития ребенка семейную среду. Сформировать адекватные взаимоотношения с родителями и их детьми в процессе совместной работы. Включение родителей в занятия происходит поэтапно, в зависимости от готовности близкого взрослого адекватно взаимодействовать с собственным ребенком.

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара