Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Уровень сформированности готовности будущих специалистов по физической культуре можно выделить на основе ориентиров, в качестве которых выступают критерии (подбор показателей на основе анализа деятельности). При проверке знаний будущих специалистов анализируется их объем, адекватность, глубина, систематичность, осознанность.
Опора на подобные исследования
и анализ методологических и теоретических
обоснований позволяет нам
I уровень. Интуитивно-ситуативный - характеризуется неустойчивым интересом будущих специалистов по ФК к работе с семьей, несформированностью мотивации. Знания и умения в области адаптивной физической культуры и семейной педагогики носят поверхностный характер. Будущие специалисты плохо подготовлены, не понимают всей значимости предстоящей деятельности с ребенком с нарушениями ОДА и его семьей, отношение к приобретаемым знаниям можно охарактеризовать как безответственное. Будущие специалисты по ФК не представляют, каким образом можно организовывать общение с родителями ребенка-инвалида и тем более с самим ребенком. Не придают своей работе значения или наоборот, переоценивают свои возможности, не умеют правильно оценить ту или иную ситуацию и собственные действия. У них низкий уровень самостоятельности, страдает организованность в процессе работы с семьей ребенка-инвалида. Педагогическая реальность и выбор педагогических воздействий воспринимается и осуществляется студентами интуитивно; действия носят ситуативный характер. Профессиональные умения и навыки недостаточно сформированы, дальнейшая работа представляется студентам в качестве далекой перспективы, не требующей незамедлительных действий. У студентов отсутствует ценностно-волевая установка на работу с категорией семей, имеющих детей с нарушениями ОДА; отсутствует также осознание значимости предстоящей деятельности. Теоретические знания и практические навыки носят ситуативный разрозненный характер, студенты недостаточно психологически и физически подготовлены к предстоящей деятельности. Отсутствует инициатива, стремление к творчеству, импровизации, низкий уровень самостоятельности, отсутствие необходимой техники общения, оперативности в разрешении педагогических ситуаций. Специалисты не ориентированы на деятельность в семьях, имеющих детей с нарушениями ОДА. Готовность к общению с данной категорией не функционирует.
II уровень. Проектировочно-определяющий - характеризуется поиском правильной траектории работы с семьями ребенка с нарушениями ОДА. Этап становления творческой активности, своей субъектной значимости в предстоящей деятельности. Возникает потребность в накоплении арсенала теоретических и практических знаний в области адаптивной физической культуры и семейной педагогики. При отсутствии целостного восприятия предмета осознание необходимости педагогических знаний для будущей профессиональной деятельности, а также необходимости их апробации в реальном общении. При малейших неудачах в работе с детьми с нарушениями ОДА и их родителями интерес к данной деятельности ослабевает или исчезает совсем. Будущие специалисты с трудом оценивают процесс и результат своей деятельности, отсутствует умение постановки целей, не владеют арсеналом практических средств и методов реабилитационной деятельности, проводимой с ребенком с нарушениями ОДА и его семьей. Для таких специалистов характерны стереотипные способы решения реабилитационных задач АФК, ставящихся при работе с ребенком с нарушениями ОДА. Состояние готовности у специалистов этого уровня можно охарактеризовать как определяющееся. Знания по адаптивной физической культуре при работе с ребенком с нарушениями ОДА и их семьями при наличии к ним интереса характеризуются как удовлетворительные. Хотя целостного восприятия предмета не сложилось, будущие специалисты начинают осознавать, что педагогические и специальные знания необходимы для будущей профессиональной деятельности. На базе определенной суммы знаний у них появляется потребность апробировать их в реальном общении с ребенком и его родителями посредством деятельности физической направленности. Однако потребность эта неустойчива, ситуативна. Иногда проявляется интерес к деятельности и желание узнавать и пополнять знания и совершать действия, связанные с формированием умений, необходимых в области АФК.
III уровень. Поисково-формирующий - характеризуется творческим поиском и выбором адекватных средств и способов организации профессиональной деятельности. Знания будущих специалистов по ФК осознанны, систематичны. Степень подхода к их усвоению репродуктивно-творческая, присутствует потребность реализации знаний на практике. Оценка уровня готовности к коммуникации при непосредственном общении с ребенком с нарушениями ОДА и его родителями адекватна. Появляется желание совершенствовать свои знания, технику общения, степень владения методиками физических упражнений. Активно пользуются в смоделированных ситуациях собственной теоретической и практической подготовкой в области адаптивной физической культуры. Будущие специалисты по ФК начинают активно оценивать себя как с профессиональной точки зрения, так и с позиций личностной готовности в данной сфере. Совершенствуется способность ставить и решать задачи, расширяется арсенал средств оказания помощи семье, имеющей ребенка с нарушениями ОДА. С точки зрения профессиональной значимости у будущих специалистов происходит осознание собственной готовности к выполнению деятельности с подобной категорией. Готовность данного уровня может быть охарактеризована как осознаваемая и формирующаяся.
IV уровень. Деятельностно-творческий. Знания выступают как осознанные, систематические, глубокие, профессиональные. На основании знаний у будущих специалистов по ФК формируется устойчивая потребность в их реализации в практической деятельности. Отточена техника общения с ребенком с нарушениями ОДА и его семьей. Будущие специалисты по ФК способны адекватно оценивать собственную деятельность и самостоятельно корректировать ее проблемы и недочеты. Готовность данного уровня может быть охарактеризована как сформированная, устойчивая (см. табл.3).
Таким образом, в условиях изменений современного образования, с усложнением процесса подготовки специалистов, возникает необходимость в разработке и внедрении подобной уровневой системы выявления степени сформированности компонентов готовности. Будущий специалист по ФК современного типа должен уметь хорошо ориентироваться в обилии педагогических технологий, вырабатывать собственную профессиональную стратегию, реально оценивать свои возможности в педагогической деятельности.
Дальнейший исследовательский
поиск и ставит своей целью
создать и апробировать модель формирования
готовности будущих специалистов по
ФК, ориентированных на работу с семьями, воспитывающими
детей с нарушениями ОДА.
Таблица 3
Характеристика уровней готовности будущих специалистов по физической культуре
№ |
Название уровня |
Характеристика |
Оценка готовности |
1 |
Интуитивно-ситуативный |
Интерес неустойчив, несформированность мотивации. Знания и действия носят ситуативный поверхностный характер. Отсутствует значимость предстоящей деятельности. Переоценка возможностей. Отсутствует инициатива, импровизация. Низкий уровень самостоятельности. Недостаточно сформированы умения и навыки. Отсутствует ценностно-волевая установка на работу с семьями детей с нарушениями ОДА. Отсутствие необходимой техники общения, оперативности. |
не функционирует |
2 |
Проектировочно-определяющий |
Поиск правильной траектории работы. Становление творческой активности, субъектной значимости. Неустойчивая потребность в накоплении арсенала знаний и их апробации. Ослабление интереса при малейших неудачах. Недооценка процесса и результата деятельности, отсутствие умения постановки целей. Отсутствует владение арсеналом средств и методов реабилитационной работы с детьми с нарушениями ОДА и их родителями. Характерны стереотипные способы решения ситуаций. Знания удовлетворительные. |
определяющаяся. |
3 |
Поисково-формирующий |
Выбор адекватных средств и способов организации деятельности. Знания осознанны, систематичны. Репродуктивно-творческая степень подхода к усвоению знаний, присутствие потребности их реализации. Присутствует желание самосовершенствования в знаниях, умениях. Адекватная самооценка личностной готовности и профессиональной. Осознание собственной готовности к работе с подобной категорией семей. Совершенствование способности выбора арсенала средств при работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА. |
осознаваемая и формирующаяся |
4 |
Деятельностно-творческий |
Осознанные, систематические, глубокие, профессиональные знания. Формирование устойчивой потребности в их реализации. Отточена техника общения с ребенком с нарушениями ОДА и его семьей. Адекватная оценка собственной деятельности. Самостоятельная корректировка недочетов. |
сформированная, устойчивая |
В исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются различные понятия. Термин «пилотажное исследование» применяется для обозначения пробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются гипотеза, подходы к исследованию. Пилотаж проводится перед трудоемким экспериментальным исследованием, на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Пилотажное исследование выступает как отправная точка работы.
Обозначим всю совокупность потенциальных испытуемых как генеральную совокупность. Состав экспериментальной выборки в нашем исследовании репрезентирует генеральную совокупность. Формирование выборки испытуемых – экспериментальной группы – соподчинено ряду правил.
1. Содержательный критерий
(критерий операциональной
2. Критерий эквивалентности
испытуемых (критерий внутренней
валидности). Результаты, полученные
при исследовании
3. Критерий репрезентативности
(критерий внешней валидности). Величина
экспериментальной выборки
Итак, формирующий эксперимент нашего исследования был организован на факультете физической культуры Астраханского государственного университета с 2003 по 2007 год. На основании анализа теории и практики работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА и процесса подготовки будущих специалистов по ФК к данному виду деятельности, формирование уровня готовности будущих специалистов включает следующие этапы, представленные в виде структурного алгоритма: ориентировочно-информационный этап; этап профессионального становления и самоопределения; этап самоактуализации и самосовершенствования. Они охватывают весь период обучения в ВУЗе. Охарактеризуем эти этапы.
Первый, информационно-мотивационный этап (предметной специализации), способствовал закладке у студентов основного категориально-понятийного аппарата; изучению характерологического портрета семьи, воспитывающей ребенка-инвалида; характера встречающихся патологий опорно-двигательного аппарата, методик физической реабилитации; выработке соответствующих профессионально важных качеств, умений и навыков.
Проводились рейды в коррекционные школы-интернаты, реабилитационные центры для детей с ДЦП. В рамках курсов «Педагогика», «Введение в педагогику» студенты выполняли педагогические сочинения на темы: «Современный учитель и семья», «Проблемы общения учителя и ребенка-инвалида», и т.д. Студенты писали педагогические этюды на темы: «Родители и дети», «Родитель и учитель» и т.д. Использование педагогических этюдов, сочинений призвано было выявлять уровень общей компетентности студентов в изучаемой проблеме.
В курсе «Социальная защита инвалидов» студенты получали представление о деятельности государства в области специального образования лиц с ограниченными возможностями, о правах детей-инвалидов. В связи с этим студенты осознавали значимость собственной многоуровневой подготовки, включая довузовский и послевузовский этапы обучения.
С целью выяснения
степени коммуникативной
Курс «Теория педагогики» предусматривал составление студентами психолого-характерологического портрета специалиста по ФК, работающего с семьями детей-инвалидов. К основным качествам профессионально-педагогической направленности будущие выпускники причислили интерес к педагогической профессии (89%); педагогическую авторитетность (67%); профессиональную компетентность (88%); отзывчивость (35%). Среди профессионально-значимых способностей студенты выделили дидактические (94%); организаторские (75%); коммуникативные (55%). Индивидуально-психологические особенности были отмечены такими качествами, как интеллигентность (32%); волевые качества (69%); толерантность (78%) и обаяние (43%).