Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
4) физическую реабилитацию (реабилитация средствами ФК) [162;164].
Отметим, что данный подход ограничивается упоминанием лишь медицинской, профессиональной, социальной и физической реабилитации, в то время как существуют другие виды. Среди них большое значение, как для взрослых, так и для детей имеет психическая реабилитация, рассматриваемая как система мер, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, статуса инвалидов и т.д. [141; с. 557].
Разделяя мнение многих
авторов, подчеркивающих огромное значение
педагогического воздействия
1) психолого-педагогическую – восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания; процесс восстановления психических проявлений и способностей ребенка с целью создания равновесия в психике и поведении, отвечающего норме поведения, адекватного возрасту ребенка и требованиям окружающей среды;
2) медико-педагогическую - меры, направленные на формирование, сохранение, восстановление утраченного здоровья, применяемые в процессе обучения и воспитания. Цель специальной (индивидуальной) медико-педагогической реабилитации – полная ликвидация патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма, либо максимально возможная компенсация врожденных или приобретенных отклонений в состоянии здоровья медико-педагогическими мерами и средствами ФК;
3) социально-педагогическая – включение, реинтеграция в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующая полноценному функционированию в качестве социального субъекта [101; с.17].
Учитывая специфику реабилитации детей с нарушениями, ОДА представляется целесообразным добавить физическую реабилитацию в качестве приоритетного направления, в рамках нашего исследования.
Для выявления сущности физической реабилитации обратимся к рассмотрению адаптивной физической культуры, одной из составляющих которой она и является.
Адаптивная физическая культура – это физическая культура для лиц, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья; это направление, объединяющее в себе адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивную физическую реабилитацию [168; с.24-26]. Цель ее может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизация.
Объектом познания и воздействия адаптивной физической культуры являются лица, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья. Это лица с поражениями органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, и др., которые требуют дифференцированного профессионального подхода.
В Приложении 4 дана характеристика видов АФК, наглядно показывающая потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности ребенка с нарушениями ОДА.
В нашей попытке представить основные аспекты физической реабилитации мы используем педагогическую парадигму основ физической культуры, сформулированную в трудах отечественных ученых: П.Ф. Лесгафт, Г.Г. Шахвердов, В.В. Гориневская, К.К. Гратынь, В.Г. Яковлев, А.Д. Новиков, В.В. Белипович, Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский, Г.И. Кукушкин, Н.Г. Озолин, В.Д. Мазниченко, М.М. Богеп, В.П. Филин, В.К. Бальсевич, С.Д. Неверкович, А.В. Родионов, Ю.Д. Железняк, М.Я. Вилянский и др.
Физическая реабилитация относится к одному из видов адаптивной физической культуры, означающему лечение движением; применяется в виде лечебной физической культуры для восстановления или компенсации нарушенных функций – патологиях опорно-двигательного аппарата [169; с. 27.]. При физической реабилитации происходит процесс обучения жизненно-необходимым навыкам двигательных действий (восстановительных и компенсаторных) с помощью различных средств физической культуры [169; с.25]. Это определение лишь формально отражает общий характер использования средств ФК.
По Евсееву С.П. и Шапковой Л.В. физическая реабилитация – это использование физических упражнений для лечебных целей, восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо связанных с основным заболеванием, являющихся причиной инвалидности) [66; с. 25]. Данное определение искажает сущность физической реабилитации вследствие ограниченности ее лишь лечебными целями, в то время как это целая комплексная система, детерминирующая факторы компенсации и т.д.
Мы разделяем мнение В.С. Дмитриева, который под физической реабилитацией понимает многофакторную систему реализации природных способностей человека на основе активизации целенаправленной мышечной деятельности; процесс и систему мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию ограниченных физических возможностей, повышение устойчивости и адаптационных резервов организма средствами физической подготовки [63; с. 45]. Это определение – ведущее в нашем исследовании, поскольку отражает приоритетную роль физической культуры в реабилитации ребенка, отдавая значимость многофакторности компенсаторных мероприятий и адаптационных перестроек организма.
Физическая реабилитация
детей с нарушениями ОДА
По мнению Шапковой Л.В.,
понятие «физическая
Для успешного осуществления физической реабилитации требуется квалифицированный специалист по ФК, отвечающий за целенаправленное педагогическое реабилитационное воздействие. Педагогическое реабилитационное воздействие – это особый вид деятельности специалиста по ФК, направленный на раскрытие потенциальных возможностей индивида быть субъектом социальных и реабилитационных отношений, коррекцию психического и биологического развития, компенсацию имеющегося дефекта развития или заболевания [73; 74].
Анализируя деятельность специалиста по физической культуре, мы соотносим реалии с имеющимися профессиональными требованиями, нормами, которые всегда исторически конкретны. Общие положения существующих в настоящее время должностных обязанностей специалиста по физической культуре сводятся к планированию, организации и проведению занятий по физическому воспитанию детей, внедрению наиболее эффективных форм, методов и средств физического воспитания, обеспечение контроля за состоянием их здоровья и физическим развитием, принятие мер по физической реабилитации (Приложение 5).
Реабилитации отнюдь не способствует изоляция и чрезмерная опека ребенка родителями, поэтому участие специалиста по физической культуре должно проявляться в адекватных способах взаимодействия с родителями и детьми. Специфика работы заключается в правильной оценке семейной ситуации, установлении доверительных отношений с детьми и их родителями, нахождении оптимальных методов и приемов работы с данной категорией лиц. Успех в работе определяется участием семьи в реабилитации и адаптации ребенка-инвалида.
Эффективность занятий по физической культуре, проводимой с детьми, имеющими нарушения ОДА, определяется постановкой и совместным решением основных задач специалистом по ФК и родителями ребенка. Основные задачи специалиста физической культуры, работающего с детьми с нарушениями ОДА, можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые правомерны и в работе со здоровыми детьми: общеобразовательные, воспитательные как составляющие образовательного, оздоровительного процесса.
Оздоровительные задачи физическое оздоровление, создание условий для правильного физического развития, закаливания, коррекции, особенностями соматического состояния (коррекция акта дыхания, походки, осанки). Воспитательные задачи предполагают выработку определенных характерологических черт (воля, настойчивость, организованность, активность, смелость). Развивается внимание, память, находчивость, ориентация, развитие интеллекта. Решение общеобразовательных задач по формированию двигательных умений и навыков в работе с детьми с нарушениями ОДА предполагает формирование возрастных моторных функций. Необходимо формировать те двигательные умения и навыки, которые ребенок не может освоить самостоятельно из-за патологических изменений двигательной сферы.
Вторую группу составляют двигательные коррекционные задачи, которые целесообразно разделить на основные и вспомогательные. К основным двигательным коррекционным задачам относится поэтапное двигательное развитие детей в последовательности, свойственной здоровым детям.
Основное внимание специалиста по физической культуре должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка и создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, основанной на всестороннем комплексном изучении особенностей его развития и реализуемой совместно с родителями. Для этого необходимо знать как индивидуальные, так и общетеоретические закономерности развития такого ребенка. Решение основных задач специалиста по ФК в работе с ребенком с нарушениями ОДА и его семьей предполагает соответственно соблюдение принципов (основные и установочные положения; первоначально руководящая идея), которые подразделяются на следующие: социальные, общеметодические, специальнометодические [167; с.23].
Социальные принципы:
Принцип гуманистической направленности означает создание условий развития личности, сугубо индивидуальное телесное совершенствование, формирование и самопроявление независимости, самоутверждения, свободу выбора, творчества в освоении ценностей физической культуры. Социально значимым становится процесс стимуляции позитивно направленных жизненных установок детей с нарушениями ОДА путем содействия специалистом по физической культуре созданию семьей условий, в которых ребенок может обрести себя как личность. Реализация принципа осуществляется следующими педагогическими подходами – 1) ориентацией на личностное развитие, т.е. формирование у детей с нарушениями ОДА мотивов деятельности, побуждающих к удовлетворению потребностей самореализации, познавательной, двигательной, эстетической деятельности, эмоциональной безопасности на занятиях физическими упражнениями; 2) этикой взаимоотношений и демократическим стилем общения, что означает признание ценности личности независимо от физических способностей, проявление внимания, чуткости, сопереживания, веры в духовные и физические силы детей, индивидуальный подход к каждой личности ребенка с учетом ее состояния «здесь и сейчас».
Принцип социализации подразумевает воспитание как ведущее и определяющее начало социализации, целенаправленного формирования личности. Специалист по физической культуре способствует активному содействию во всестороннем и гармоническом развитии личности детей с нарушениями ОДА, совершенствованию их природных задатков и способностей, помогает осознать потребность в двигательной активности. Расширяются и регулируются личностные возможности в коммуникативной, бытовой и семейной деятельности в зависимости от степени включенности в систему социальных отношений.
Принцип непрерывности физкультурного образования для детей с нарушениями ОДА и их семей удовлетворяет их личную потребность в целенаправленной двигательной активности, телесном здоровье, преодолении гиподинамии и гипокинезии, общении и культурном обогащении, повышении физических кондиций и координационных способностей, самореабилитации, совершенствовании ценностных ориентаций.
Принцип приоритетной роли микросоциума означает, что социум для ребенка с нарушениями в развитии, его психоэмоциональный и физический статус в большой мере определяются его ближайшим окружением (семьей), той обстановкой внимания, деятельного участия, предупредительного отношения, которое создают вокруг него родители, окружающие.
Мастерство, профессионализм специалиста по ФК, умение организовывать взаимодействие детей и родителей, детей и специалиста, создание психологического климата доверия, доброжелательности, своевременная похвала и одобрение, оказание помощи, обеспечение безопасности создают для ребенка микросоциум. И если он чувствует себя в нем комфортно, то это может стать предпосылкой активного продолжения занятий в последующие годы. Здесь важна позиция родителей – участников микросоциума и самых заинтересованных лиц в здоровье ребенка. Семья, являясь первой инстанцией социализации, может способствовать или препятствовать развитию ребенка. Только совместными усилиями семьи и специалиста по ФК можно добиться успеха в развитии природных качеств ребенка, компенсации двигательной недостаточности, расширения круга возможностей для нормальной жизнедеятельности.