Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

- Уметь планировать и организовывать  процесс физической реабилитации: совместно с родителями уметь подбирать методы и средства реализации поставленных целей; определять виды и содержание физической реабилитации ребенка на каждом этапе, согласовывать сроки контроля; обучать самостоятельному проведению подобных занятий; уметь адаптировать учебно-тренировочный материал с учетом функционального состояния ребенка, руководствуясь мнением родителей ребенка об адекватности применяемых средств и методов, уметь использовать учебно-тренировочные средства и научить пользоваться ими родителей ребенка; уметь научить родителей выявлять и стимулировать потенциальные возможности ребенка.

Ценностно-мотивационный компонент профессиональной готовности к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, предполагает наличие у будущих специалистов ФК устойчивого понимания необходимости значимости работы с семьей ребенка с нарушениями ОДА и профессиональной самооценки. В структуру данного компонента входят: мотивы, интересы, воля, эмоции, потребности, ценностные ориентации, отражающие психологическую готовность к работе.

Ценностно-мотивационный  компонент является системообразующим  фактором профессиональной готовности и пронизывает теоретический  и практический компоненты. «Мотивация» обозначает процесс, в результате которого «конкретная деятельность приобретает для субъекта определенный личностный смысл», а в его сознании формируется осознанный интерес к данной деятельности, внешне заданные цели трансформируются во внутренние потребности личности [91; с. 60]. Рассматриваемый компонент предполагает осознание значимости полученных знаний, интерес и потребность в организации и применении в практической деятельности, необходимые качества и свойства личности. Содержит внутреннюю убежденность и потребность специалиста в обязательной организации и проведении работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями ОДА, средств физической культуры для повышения эффективности работы. Он является как бы «стержнем, вокруг которого конструируются основные свойства и качества личности» [86; с.20], обеспечивающие активно-позитивное отношение к предстоящей деятельности. Процесс подготовки обусловлен степенью адекватности ценностно-мотивационных установок в профессиональном становлении. Профессиональная направленность складывается из частных, локальных оценок субъектом степени значимости аспектов профессиональной деятельности, ее содержания и условий осуществления. Формирование положительного отношения к профессии играет важную роль в становлении специалиста по ФК для работы с категориями семей, имеющих детей с нарушениями ОДА, что потребует высоких профессиональных знаний и личностных основ такого выбора. Формирование профессиональной направленности, развитие рефлексивно-оценочного сознания, побуждающего к продуктивной деятельности, являются необходимыми условиями профессиональной подготовки. Специалиста характеризует мотивационная готовность, эмоциональная устойчивость, толерантность, умение управлять психическим состоянием.

Ценностно-мотивационный компонент характеризуется содержанием, побуждающим к деятельности. Побуждение возникает на основе осознания противоречия между познавательной потребностью и возможностью ее удовлетворения. Обладая определенной автономностью и ценностью, личность на основе собственных мотивационно-ценностных отношений формирует индивидуальный стиль мышления.

Ценностно-мотивационный  компонент в рамках взаимодействия специалиста по ФК с семьей ребенка с нарушениями ОДА подразумевает осознание первостепенной роли семьи в процессе физической реабилитации; предполагает внутреннюю убежденность и понимание личной и социальной значимости осуществления деятельности, направленной на формирование у родителей ребенка необходимых знаний, умений, навыков в процессе физической реабилитации ребенка. Данный компонент включает также потребность в ориентации на личностное саморазвитие и профессиональное самосовершенствование; ценностно-смысловую установку на предстоящую деятельность. Структурно-функциональный анализ деятельности специалиста по ФК в работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями ОДА, приведенными в параграфе 1.2., позволил в соответствии с представленными выше характеристиками компонентов готовности раскрыть состав каждого компонента (см. табл.2).

Определим критерии, позволяющие  получить наиболее полное представление  о сформированности компонентов  готовности будущего специалиста по ФК. Критерии готовности будущих специалистов по ФК к данному виду деятельности определяются с опорой на принципы концептуальности и целостности педагогического процесса, с учетом специфики работы с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями ОДА.

Учитывая принцип комплексности, критериальные характеристики готовности будущих специалистов по ФК к профессиональной деятельности можно систематизировать следующим образом:

  • ценностно-мотивационный компонент (психологическая готовность) – уровень личностного саморазвития; рефлексивность; мотивация к достижению успеха; эмоциональная устойчивость и социальная зрелость; логическое мышление; стремление к общению; осознание значимости семьи в реабилитационном процессе; установка  на работу с семьей;
  • содержательный компонент (теоретическая готовность) - уровень усвоения материала, предусмотренного учебными программами (полнота, прочность, глубина объема знаний); интеллектуальная включенность в учебно-профессиональную деятельность; осознанность (самостоятельность) суждений, доказательность положений, постановка проблемных вопросов;
  • действенно-операционный компонент (практическая готовность) - уровень практических умений, позволяющий решать ситуационные (профессиональные) задачи; широта мобилизационных, ориентационных, операциональных умений (гностических, прогностических, конструктивно-моделирующих, коммуникативных, организаторских); способностей (дидактических, академических, перцептивных, коммуникативных, педагогических); профессионально-значимых качеств. 

Таблица 2.

Концептуальная модель готовности специалиста по ФК к работе с семьями детей с нарушениями ОДА.

 

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ФК К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОДА И ИХ СЕМЬЯМИ

Психологическая готовность (ценностно-мотивационный компонент)

Теоретическая готовность (содержательный компонент)

Практическая готовность (действенно-операционный компонент)

В структуру данного компонента входят: мотивы, интересы, воля, эмоции, потребности, ценностные ориентации, отражающие психологическую готовность к работе с семьями, имеющими детей с нарушениями ОДА.

- осознание первостепенной роли  семьи в процессе реабилитации  ребенка с нарушениями ОДА;

- эмоциональная устойчивость, толерантность,  умение управлять психическим  состоянием;

- внутренняя убежденность и  понимание необходимости осуществления специалистом работы с семьями ребенка с нарушениями ОДА, направленной на формирование у родителей знаний, умений, навыков и т.д.;

- ориентация на личностное саморазвитие, профессиональное самосовершенствование.

- установка на деятельность  с семьями детей с нарушениями ОДА.

- наличие необходимого объема  психолого-педагогических, частно-методических  и специальных знаний в области  АФК, необходимых при работе  с семьями, имеющими детей с  нарушениями ОДА;

- знание сущности и характера  реабилитационной деятельности с семьями, воспитывающими детей, имеющих патологию опорно-двигательного аппарата,

- знание целей, принципов и  содержания работы с семьями  детей;

- знание технологий, принципов,  методов, способов и приемов  организации физической реабилитации  в работе с семьями детей с нарушениями ОДА; знание основ работы с родителями ребенка; основ диагностирования, прогнозирования, проектирования реабилитационной работы с ребенком.

Степень развития данного компонента отражает практическую готовность студента к работе с семьями, имеющими детей с нарушениями ОДА.

Общепедагогические умения  представлены гностическими, прогностическими, дидактическими, конструктивно-моделирующими, коммуникативными, организаторскими, двигательными умениями.

Специальные умения включают следующие: уметь проводить диагностику детей с нарушениями ОДА;

- уметь планировать, прогнозировать и организовывать процесс физической реабилитации; уметь управлять реабилитационным процессом совместно с родителями ребенка; уметь научить родителей ребенка оценивать и учитывать результаты деятельности, определять новые задачи и сравнительную эффективность от процесса физической реабилитации.


 

Эти критерии затрагивают  только профессиональный аспект деятельности специалиста. Исходя из требований принципа комплексности, их следует дополнить критериями качества их социальной компетентности, отражающими готовность специалиста к выполнению системы социальных ролей.

Поскольку процесс подготовки будущих специалистов по ФК – это  процесс формирования интегративных знаний, умений, навыков, носящий поэтапный характер и предусматривающий постепенное продвижение с одного уровня на другой, возникает необходимость выявления уровня готовности будущих специалистов к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА. Переход от низкого уровня готовности к более высокому у будущих специалистов физической культуры обусловлен тем, что на базе усвоенного арсенала знаний, умений и навыков, получаемых в моделируемых проблемных ситуациях работы, происходит поэтапное формирование уровня готовности от низкого уровня к более высокому. В научных исследованиях ряда ученых определены уровни готовности студента к конкретным видам деятельности.

Особую значимость в  последнее время приобретает  многоуровневая технология степени  обученности студентов (подходы Абдуллиной О.А., Татура Ю.Г., В.П. Беспалько, Б.Блум, Дж. Кэрролл, В.П. Симонова) [1; 19]. В основу разработки уровней готовности этими учеными были положены два основных вида деятельности (репродуктивная и продуктивная), в зависимости от способа использования информации [19; с. 36]. Однако отсутствует гибкий и детализированный подход к оценке уровня готовности будущих специалистов к предстоящей работе. Обобщенная характеристика каждого из уровней может быть представлена следующим образом.

1 уровень: низкий. Знания носят ситуативный, поверхностный характер. Будущие специалисты плохо подготовлены, не понимают всей значимости предстоящей деятельности, не придают своей работе значения или наоборот, переоценивают свои возможности. Будущие специалисты этого уровня не умеют правильно оценить ту или иную ситуацию и собственные действия. Отсутствует инициатива, стремление к творчеству, импровизации.

2 уровень: допустимый. Знания характеризуются как удовлетворительные. На базе определенной суммы знаний появляется потребность апробировать их в реальном общении, однако потребность эта неустойчива, ситуативна. Характерны стереотипные способы решения реабилитационных задач адаптивной физической культуры, ставящихся при работе.

3 уровень: средний. Знания осознанны, систематичны. Степень подхода к их усвоению репродуктивно-творческая. Оценка уровня готовности адекватна. Совершенствуется способность ставить и решать задачи.

4 уровень: высокий. Знания выступают как осознанные, систематические, глубокие, профессиональные. На основании знаний у будущих специалистов формируется устойчивая потребность в их реализации в практической деятельности.

В рамках учебно-познавательной деятельности посредством исследования саморазвития студентов, исследователь  Дружнова М.П. классифицирует готовность студентов по следующим уровням:

  • ситуативно-интуитивный уровень готовности студентов характеризуется их неустойчивым интересом к учебно-познавательной деятельности; отсутствием мотивов, неадекватной самооценкой;
  • продуктивный уровень характеризуется наличием мотивов и волевых усилий к познанию, не устоявшимся стремлением к усвоению знаний, избеганием студентами творческих заданий;
  • моделирующий уровень - положительное отношение к себе и противоречивое – к другим; самостоятельное нахождение содержания и его осознанное использование при проектировании собственной траектории учебно-познавательной деятельности; низкая активность в самостоятельном поиске и изучении различного материала; низкий уровень формирования субъектной позиции;
  • рефлексивно-определяющий уровень – наличие у студентов сформированной мотивации, устойчивости целей и стремление к выполнению творческих заданий различного уровня сложности; развитой способности к рефлексии, творческому воображению и мышлению, творческой активности; осознанности знаний и умений, способности прогнозировать результаты собственной деятельности.

Концептуальная позиция  в определении уровней готовности будущих специалистов находит свое отражение в исследованиях Никитиной  И.В. В рамках научно-педагогической осознанности и осмысленности действий будущего специалиста сформированность профессиональных умений предопределяет наличие следующих уровней:

1. Низкий - «элементарно-интуитивный», - когда педагоги проявляют формальное  поведение на уровне обыденного восприятия педагогической реальности;

2. Средний - «поисковый»,  характеризующийся наличием у  педагога понятия о сущности  и путях реализации определенной  деятельности и внутренней потребностью  это сделать, но вместе с  тем недостаточностью личностного и профессионального опыта, необходимого для реализации собственной дидактической концепции;

3. Высокий - «творческий»  уровень готовности, при котором  направленность действий педагога  сочетается со способностью самостоятельно  определять и реализовывать индивидуально-личностные программы.

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара