Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Ведущими методиками курса являются «Врачебный контроль в АФК», «Частные методики АФК», «Массаж», «Базовые виды двигательной деятельности, «Волейбол и методика обучения», «Баскетбол с методикой обучения», «Настольный теннис с методикой обучения». Среди дополнительных видов подготовки – «Оздоровительные технологии в реабилитации».

На данном этапе студенты также изучают основы курсов по выбору: «Новые технологии в оздоровительных видах аэробики» и «Физиологические механизмы компенсации нарушенных функций».

Предпосылкой актуализации данного этапа является введение второго и третьего блоков спецкурса: «Физическая реабилитация ребенка  с нарушениями ОДА средствами адаптивной физической культуры»; «Организация взаимодействия родителей ребенка с нарушениями ОДА и специалиста по ФК в ходе физической реабилитации ребенка» спецкурса «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьями, воспитывающими ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата», организация педагогической практики.

Профессионально-образовательная  программа спецкурса состоит  из трех основных разделов: теоретического, методического и практического, а также имеет набор примерных контрольных требований, позволяющих оценить качество знаний, умений и навыков, характеризующих готовность будущего специалиста физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной работы с семьями детей-инвалидов.

Спецкурс содержит необходимый объем теоретических знаний, позволяющих будущим специалистам ФК составить целостное представление о проблеме физической реабилитации детей, имеющих нарушения ОДА, их психолого-педагогической характеристике и особенностях физического развития; о различных формах и методах организации диагностической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата; об основных направлениях и условиях эффективного применения коррекционно-реабилитационной работы с ребенком, об обучении родителей основным формам, методам, приемам работы с ребенком, об их направленном использовании для физической реабилитации ребенка. В содержание теоретического материала входят понятия о социальных и естественнонаучных основах оздоровительной направленности и сущности лечебно-оздоровительной физической культуры; о психолого-педагогических и функциональных особенностях детей, имеющих различные нарушения ОДА, рассматривается методика лечебно-физкультурных, психорелаксационных занятий и массажа при патологиях ОДА.

Определяя структуру  и содержание спецкурса, мы руководствовались тем, что к тому времени, когда студенты начнут обучение на данном спецкурсе, основная часть педагогических умений и навыков будет уже сформирована в течение предыдущего этапа обучения в ВУЗе. Задача спецкурса - донести до студентов специфику организации физкультурно-оздоровительной работы с семьями, воспитывающими, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и, используя уже сформированные педагогические умения, усовершенствовать их в направлении усиления профессиональной готовности к организации физической реабилитации детей с привлечением семьи в этот процесс.

Программа спецкурса  включает три взаимосвязанных блока: «Нарушения опорно-двигательного аппарата в структуре аномального развития ребенка»; «Физическая реабилитация ребенка с нарушениями ОДА средствами адаптивной физической культуры»; «Организация взаимодействия родителей ребенка с нарушениями ОДА и специалиста по ФК в ходе физической реабилитации» и будет рассчитана на 156 часов.

Практический компонент спецкурса направлен на формирование умений творческой организации работы по активизации, обогащении и расширению знаний родителей, с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей, имеющих нарушения ОДА.

Особое место отводится  формированию у студентов умения творческого планирования навыков проведения и контроля различных форм занятий оздоровительной и лечебной направленности с учетом работы с ребенком непосредственно в семье. Практический раздел предполагает составление основных документов планирования и контроля занятий с лечебно-оздоровительной направленностью, разработку методических рекомендаций по рациональному нормированию нагрузок с учетом опорно-двигательной патологии детей. Практика организации и самостоятельного проведения студентами физкультурно-оздоровительных занятий с детьми занимает в распределении учебных часов основную часть.

Содержание профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры при работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, определятся с максимальным учетом особенностей психофизиологического состояния детей с нарушениями ОДА.

Спецкурс способствует развитию профессиональных (конструктивных, проектировочных, дидактических, рефлексивных, организаторских, коммуникативных  и др.) умений, необходимых будущим специалистам ФК для коррекционно-реабилитационной работы с детьми данной категории. Дальнейшее развитие основ физической реабилитации продолжится путем творческой разработки и проведения коррекционно-реабилитационной работы в процессе прохождения практики.

Спецкурс ориентирован на активное привлечение знаний и  умений по физиологии, общей, возрастной, педагогической и детской психологии, коррекционной педагогике, методикам  адаптивной физической культуры, специальной  педагогике, помогая систематизировать знания, полученные будущими специалистами ФК ранее в процессе ознакомления с дисциплинами, но и способствовать их интеграции, проецировать их в область практической деятельности.

Программа проверки готовности специалиста по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, включает несколько модулей: 1) медико-физиологический, 2) психологический, 3) педагогический, 4) реабилитационный, 5) коррекционный. Это позволяет в дальнейшем дать рекомендации по выработке профессиональной готовности, а также определить область ее применения: сфера образования, медицина, профотбор и т.д.

В обучающей программе  по формированию готовности к работе с семьями, воспитывающими детей  с нарушениями ОДА, представлены методы работы со студентами в аудиторное и неаудиторное время. Используемые методы мы можем свести к следующей общей классификации, выделив три группы:

1. Методы, обеспечивающие  передачу, восприятие и усвоения  знаний (лекции педагога, книги, учебные пособия для студентов, консультация, инструктаж руководителя практики, учебные кинофильмы, теле и радио передачи, программированный материал и т. п.);

2. Методы применения  и закрепления знаний и выработка  умений и навыков (семинарские  и практические занятия, лабораторные  работы, выполнение контрольных заданий, занятия в кабинете программированного обучения, учебная и производственная практика и т.п.);

3. Методы учета знаний  и профессиональной подготовки  студентов (текущее изучение учебной  деятельности студентов, коллоквиумы,  собеседования на консультациях, оценки курсовых работ, семестровые экзамены и зачеты).

Непосредственное общение  будущих специалистов с семьей ребенка  с нарушениями ОДА позволит адекватно  оценить уровень собственной  подготовленности к данному виду деятельности, что способствует стимуляции потребности будущих специалистов в самообразовании и самосовершенствовании в данной области адаптивной ФК. Самостоятельная работа позволит будущим специалистам по ФК наглядно увидеть степень сформированности у них умений оперативно реагировать на ситуации, управлять процессом общения. Этот вид деятельности подготовит будущих специалистов к овладению различными комплексами коррекционных упражнений ФК, к взаимодействию с родителями, имеющими ребенка с нарушениями ОДА. Специалисты фиксируют условия и результаты успешности или неуспешности проводимых занятий.

Осуществляется переход  от алгоритмизированной деятельности к решениям, регулируемым отдельными познавательными ориентирами.

3 этап – рефлексивно  обобщающий этап (9 семестр). Цель этапа: интенсивная апробация арсенала накопленных знаний, умений и навыков на практике, приходящейся на период педпрактики; стимулирование потребности в самосовершенствовании; оценка собственной деятельности как профессионально-значимой. Актуализация, интеграция имеющихся знаний постепенно приведет к критическому переосмыслению целей и способов собственной подготовки к выполнению педагогической деятельности как специалиста физической культуры, готовности к качественному выполнению профессионального долга. Изменение отношения к выполняемой деятельности влечет стимулирование потребности в самосовершенствовании, что является ценностным новообразованием этого этапа. Этот этап стимулирует переход к завершению реализации модели, завершению вузовского этапа формирования готовности.

На данном этапе студентами изучаются следующие дисциплины специальности: «Психология болезни  и инвалидности», «Массаж», «Частные методики АФК», «Материально-техническое  обеспечение АФК». Среди дисциплин  специализации: «Реабилитация детей с нарушениями в развитии», «Адаптационная рекреация», «Структурные основы болезни и инвалидности». Будущие специалисты будут осваивать также курсы по выбору: «Компьютерные технологии в ФК и спорте» и «Оздоровительные системы и технологии». Дополнительная подготовка включает «Социальную адаптацию инвалидов», «Новые виды спорта» в контексте подготовки к работе с семьями детей с нарушениями ОДА.

Этап связан с включением студентов в решение задач, проектирующих  творческую деятельность будущего специалиста по физической культуре и обеспечивающих формирование таких обобщенных знаний, как умение сопоставлять теоретическое решение проблемы с практической. Умение разрабатывать и внедрять педагогические технологии и комплексы физических упражнений с учетом возрастных особенностей детей и сложных нарушений ОДА. В ходе практики студенты не только реализуют знания и навыки, но и осознают уровень их сформированности. Для оценки сформированности знаний и навыков возможно использование листа самооценки, предложенного в Приложении 10.

На этом этапе студенты осваивают последний блок спецкурса  «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьями, воспитывающими ребенка с нарушениями опорно-двигательного  аппарата» под названием  «Организация взаимодействия родителей ребенка с нарушениями ОДА и специалиста по ФК в ходе физической реабилитации ребенка». Также на этом этапе осуществляется апробация студентами педагогических проектов.

Проблема изменения  динамики уровня готовности в вузовском  процессе становления будущих специалистов по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата весьма актуальна в решении задач их профессионально-деятельностной подготовки. Поэтому мы направим внимание на более глубокое констатирующее эмпирическое исследование формирования готовности будущих специалистов по ФК в условиях проявления ими основ элементарного профессионально-педагогического мастерства.

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

1. В первой главе рассмотрена семья ребенка с нарушениями ОДА как реабилитационная среда. Выявлены проблемы, признаки и циклы функционирования семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями ОДА.

2. Реабилитация ребенка с нарушениями ОДА рассмотрена как комплексная, этапная и динамическая многофакторная система взаимосвязанных мероприятий, направленных на восстановление ограниченных физических возможностей ребенка средствами адаптивной физической культуры, реализуемая посредством интеграции комплексного организационного взаимодействия семьи, ребенка и специалиста по ФК как активных субъектов педагогического процесса.

3. Модель формирования  готовности будущих специалистов по ФК к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА включает логически взаимосвязанные этапы формирования готовности: информационно-мотивационный (ознакомление с проблемами семей воспитывающих ребенка с нарушениями ОДА, актуализация психолого-педагогических знаний и стимулирование интереса студентов к организации работы с семьями); профессионально-моделирующий (изучение нарушений ОДА у детей, выявление реабилитационных возможностей ФК, создание собственного педагогического продукта в виде педагогических проектов); рефлексивно-обобщающий (внедрение в педагогическую и общественную практику собственного проекта, рефлексия проектировочной и практической  профессиональной деятельности, корректировка проекта и его защита) и представляет в структурном плане совокупность следующих компонентов: содержательного, действенно-операционного и ценностно-мотивационного степень сформированности которых отражают психологическую, теоретическую и практическую готовность будущего специалиста к данному виду деятельности.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ  СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

 

2.1. Структура и критерии  готовности специалиста по физической  культуре к работе с семьей  ребенка с нарушениями опорно-двигательного  аппарата

 

 

Анализ литературы показал, что, несмотря на многообразие смысловых  оттенков, вложенных авторами в понятие «готовность» к педагогической деятельности, всех их объединяет понимание данного термина как процесса формирования, совершенствования, развития знаний, умений, навыков, качеств личности, необходимых для определенной деятельности, результатом которой является готовность личности к ее выполнению.

Но подходы к трактовке  понятия «готовность» у разных авторов  существенно различаются. Чаще всего  мы встречаем следующие версии: «особое  психическое состояние, наличие  у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение» [139]. У других авторов готовность выступает как «целостное личностное», сложное структурное образование, ядро которого составляют: положительное отношение к будущей профессии, устойчивые мотивы, наличие профессионально-значимых качеств личности, определенной совокупности профессиональных знаний, опыт их применений на практике (Алексахина Е.М., Белозерцев Е.П., Дурай-Новакова К.Д., Макарская Л.В., Полевничая Е.Б.) Готовность – это «система интегральных переменных качеств, свойств личности» (Колесникова И.Л., Нечаева Л.В., Подосинникова О.П.).

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара