Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Ученые отмечают у родителей ребенка-инвалида ряд общих особенностей личности в виде сензитивности (повышенной эмоциональной чувствительности) и гиперсоциализации (острое чувство ответственности) [54; с. 29].
В результате педагогического изучения семей, воспитывающих детей с нарушениями ОДА, были обобщены основные характерологические черты родителей таких детей, которые представлены в описании портретов родителей: невротичный тип, авторитарный тип, психосоматичный тип [157; с. 76] (Приложение 1) .
Для составления наглядного представления о роли семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями ОДА, рассмотрим функции, выполняемые семьей в целом. Анализ нами характеристик функций, выделяемых разными авторами, показал, что под функцией семьи рассматривается жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Необходимо подчеркнуть, что одинаковое сущностное значение скрывается под разными определениями функций семьи, поэтому с целью раскрытия феноменологии семьи и, положив в основу подходы В.С.Торохтия, Э.Дюркгейма, мы остановимся на характеристике важнейших, на наш взгляд, функциях семьи и проведем сравнительный анализ специфики функций семей, воспитывающих ребенка с нарушениями ОДА. С учетом рассмотренных нами содержательных характеристик семьи применительно к сравнительному анализу семей, нам представляется возможным сопоставить следующие функции семьи со здоровым ребенком и семьи с ребенком с нарушениями ОДА:
Репродуктивная функция – (от лат. самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Одинаково реализуется во всех семьях. Применительно к семье, воспитывающей ребенка с нарушениями ОДА, эта функция оказывается несколько деформированной, поскольку родители разочарованы отсутствием здорового потомства и появлением детей с нарушениями. Часто после рождения ребенка с нарушениями родители супруги не хотят рождения еще одного ребенка, поскольку боятся, что снова родится больной ребенок. Все свое внимание родители концентрируют на воспитании ребенка с нарушениями.
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми, формировании определенных качеств личности; в том, что родители могут «реализовываться» в детях. Семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения. Воспитание как социально-педагогический процесс оказывает влияние на психологическую атмосферу и микроклимат семьи, уклад, жизнедеятельность и взаимоотношения, а также на формирование личности ребенка. Применительно к семье, воспитывающей ребенка с нарушениями ОДА, воспитательная функция будет заключаться в установлении правильных детско-родительских отношений с учетом патологии ребенка. Непременным условием воспитательной функции является адекватная оценка родителями физических и психологических возможностей ребенка, а также применение системы обучения и коррекционного воспитания с первых месяцев жизни ребенка. Появляются нарушенные типы семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, гиперпротекция.
Хозяйственно-бытовая и экономическая функции семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи, связана с накоплением богатства для членов семьи. Применительно к семье с ребенком с нарушениями ОДА – данная функция реализуется в том, что в результате экономического кризиса происходит дестабилизирующее влияние на функционирование семьи как социального института. С появлением в семье ребенка с нарушениями ОДА финансовое положение семьи, естественно, ухудшается. Доход семьи, как правило, составляет зарплата родителей (одного из них), пособие на ребенка, вторичные заработки. Деквалификация матерей происходит из-за вынужденного нахождения дома и ухода за ребенком. Все это приводит к дифференциации семей по экономическому статусу и положению.
Эмоциональная (психотерапевтическая/
Филицитологическая (букв. «счастье») (нравственно-психологическая) функция семьи – создание атмосферы счастья для полноценного и гармоничного развития ребенка в процессе воспитания. Это подразумевает постоянное поддержание гармонии климата семьи, отсутствие конфликтов в межличностных отношениях. Родители детей с нарушениями ОДА должны обладать следующими ключевыми чертами: иметь внутреннее спокойствие; строить отношения к ребенку на ожидании успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности; создавать атмосферу похвалы; развивать самостоятельность ребенка, постепенного сокращая помощь до минимума.
Функция первичной социализации (первичный социальный контроль, социально-статусная функция). Обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной микросредой, семья оказывает влияние на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. По отношению к семье, воспитывающей ребенка-инвалида, функция осложняется в содержательном аспекте. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, которые не обладают в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение.
Функция духовного (культурного) общения (досуговая) – удовлетворение потребностей во взаимном духовном обогащении, незаменима для всестороннего развития личности при организации рационального досуга. Семья обеспечивает удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга и взаимообогащении досуговых интересов детей. Главной заботой семьи становится организация ребенку такого досуга, при котором он концентрировался бы на отдыхе, а не на своих физических недостатках; это может быть и семейный туризм, и занятие спортом, в сфере культурного общения – демонстрация ребенку интересных фильмов, чтение книг, беседы на различные темы, диспуты, организация семейных торжеств.
Реабилитационная функция (специфична для семей, имеющих ребенка с нарушениями ОДА). Имеет первостепенное значение для семей, воспитывающих ребенка с нарушениями ОДА. Осуществляется посредством использования родителями ребенка элементарных методов педагогической, психологической и физической коррекции ребенка.
Достаточно подробно сравнительная
классификация функций семьи, имеющей
здорового ребенка в
Структура и функции каждой семьи видоизменяются с течением времени, воздействуя на способы семейного взаимодействия. Актуальная задача – разработка и реализация эффективных методов, направленных на преодоление нарушений у детей. Целесообразной будет считаться реабилитация ребенка средствами ФК, осуществляемая при участии семьи и специалиста по ФК, о которой речь пойдет в следующем параграфе.
Нарушение функционирования семей приводит к возникновению ряда проблем, особенно часто встречающихся в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями ОДА (Приложение 3).
Таким образом, семья это наиболее важная сфера жизнедеятельности ребенка с нарушениями ОДА, в которой происходит формирование самооценки ребенка, определяется его социальная роль и позиция. Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями ОДА - это реабилитационная среда, где не только проявляется внутрисемейная забота, оказывается помощь и поддержка, но и организуются различные восстановительные и образовательные программы, обеспечивающие быструю социальную адаптацию ребенка с нарушениями ОДА.
Как отмечалось выше, в последние годы в России резко увеличилось количество детей с нарушениями в развитии. Такие дети характеризуются целым комплексом возрастных психических, социальных и биологических особенностей, определяющих принципиальные отличия в системе, средствах, формах и методах воспитания и реабилитации. Анализ практики социальной работы показывает, что чем шире, полнее и совершеннее реабилитация детей, тем глубже и полнее раскрываются и реализуются их потенциальные возможности в процессе интеграции в общество. Специально подобранная и организованная двигательная деятельность способствует как развитию различных физических качеств, так и создает благоприятные психофизиологические предпосылки для развития свойств и качеств индивида. Однако до их пор проблемы реабилитации детей с нарушениями ОДА не получили должного анализа и научно-теоретической проработки ее эффективности.
Научный интерес к проблеме
реабилитации в разных аспектах возникал
на протяжении ХХ века. В России с 20-х
годов реабилитация детей с нарушениями
в развитии носила комплексный медико-психолого-
Так, согласно современному определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «реабилитация - это комбинированное применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей». Л.М. Шипицына расширяет это понятие, понимая реабилитацию инвалидов как систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, а также восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация [173; с. 235].
Исходя из этого, применительно к детям-инвалидам реабилитация также должна рассматриваться как целостный процесс оказания определенного комплекса мер социального, медицинского, психолого-педагогического характера, хотя некоторые авторы и сейчас недооценивают значимость комплексного подхода к реабилитации. Например, Епифанов В.А. и Юнусов Ф.А. дают следующее определение реабилитации детей-инвалидов – это восстановление здоровья, функционального состояния, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами [69; с. 31-32].
Понимая ограниченность данного подхода, отметим, что концепция реабилитации детей с ограниченными возможностями, принятая в современной практике, представляет реабилитацию как «систему государственных, педагогических, медицинских, социальных, организационных, юридических и других мероприятий, направленных на предупреждение нарушений функций детского организма и восстановление их, на эффективное и максимально ранее возвращение ребенка к нормальным, равным со здоровыми детьми, условиям жизни» [59; 60; 61; 62; 63]. Этот подход отмечается в большинстве работ отечественных авторов.
В своей работе, мы, будем придерживаться понимания реабилитации как комплексной, многоуровневой, этапной и динамической системы взаимосвязанных действий, направленных на восстановление ребенка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих, включающей аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии [62; с. 67].
Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод, что реабилитация детей-инвалидов – многогранный процесс восстановления здоровья ребенка и реинтеграции его в социальную жизнь.
Как мы отмечали ранее, учитывая функциональную незрелость детей-инвалидов, их физическую и психологическую зависимость от родителей, становится очевидной приоритетная роль семьи ребенка в процессе реабилитации.
Иными словами реабилитация ребенка с нарушениями ОДА будет системой комплекса мер, включающих целый арсенал необходимой помощи медицинского, образовательного, психологического, профилактического, и, самое главное, физического воздействия на ребенка-инвалида с активным привлечением членов семьи, своим участием способствующих более эффективной реабилитации.
Опираясь на ранее изложенное, дадим следующее определение понятию «реабилитация ребенка с нарушениями ОДА». Реабилитация ребенка с нарушениями ОДА – это реабилитация, реализуемая с учетом функциональной незрелости ребенка посредством комплексного организационного взаимодействия семьи, ребенка и специалиста по ФК как активных субъектов процесса; посредством интеграции и дифференциации совместных усилий родителей и специалистов по ФК к целенаправленному обучению и оздоровлению ребенка.
Как видно из определения,
реабилитация ребенка с нарушениями
ОДА рассматривается нами как система субъектов взаимодействия «родители Û специалист по ФК Û ребенок с нарушениями ОДА», носящая
комплексный медико-психолого-
Отметим, что термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин абилитация (от лат. habilis - быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном ее формировании [160; с. 29].
Для уточнения компонентов комплексного процесса реабилитации детей с нарушениями ОДА обратимся к анализу литературы. Так, Филимонова С.И. в понятие реабилитации инвалидов включает:
1) медицинскую (
2) профессиональную реабилитацию
(профессиональная ориентация, профессиональное
образование, профессионально-
3) социальную реабилитацию
(социально-средовая