Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Принципы: все рассматриваемые общие и специфичные принципы, приоритетными из которых при совместной работе являются принципы наглядности, систематичности, активности и др.
Направления: в совместной работе предпочтение отдается реабилитационному направлению, поскольку первооснова занятий – физическая реабилитация.
Методы: наглядной демонстрации (соблюдение принципа наглядности); метод дискуссии, метод наблюдения, метод регламентированных упражнений и расчленено-конструктивных упражнений.
Участие родителей в семинарах-занятиях может проходить в лекционно-просветительской форме. Повышение уровня родительской компетенции включает объяснение родителям значение режима дня и создания условий для организации двигательной активности ребенка в семье. Практические формы семинаров преследуют цель обучения родителей приемам реабилитационной работы с ребенком: комментируется последовательность выполнения упражнений, повышение нагрузок и т.д.
Специалистам по ФК рекомендуется использовать следующие формы обучения родителей. Совместные коррекционно-развивающие занятия физическими упражнениями и играми (родители вместе с детьми) для последующих самостоятельных занятий в домашних условиях можно организовывать совместно с другими семьями. В поле зрения родителей тогда попадают не только свои дети, но и «чужие». Такое переключение внимания кардинально меняет психологию родителей, которые начинают понимать, сравнивать, помогать другим. При этом формируется коллективное мышление, основанное на общей цели, установлении контактов между детьми, родителями, семьями, обмен опытом, знакомство детей и родителей между собой. Процесс разучивания движений требует активного участия, фантазии, творчества. Видимые результаты создают положительный эмоциональный сдвиг, заинтересованность, уверенность в полезности этой деятельности.
Поскольку проблемы задержки и нарушения процесса развития ребенка затрагивают как психофизиологические, когнитивные, мотивационные, эмоционально-волевые, так и социальные аспекты становления личности, стратегия, тактика и акценты при организации содержания программ реабилитации средствами АФК могут отличаться друг от друга по направленности, а значит, и по своему результату.
Характеристика блоков работы специалиста по ФК с ребенком с нарушениями ОДА и его семьей включает:
1 блок – диагностический. Цель: формулировка общей программы коррекции физических недостатков ребенка. Методы: «рефлексивная» диагностика, направленная на динамику улучшений либо ухудшений физического развития ребенка.
2 блок – установочный. Цель: создание активной установки на коррекционную работу специалиста по ФК, формирование у ребенка мотивов самосовершенствования. Цели: снятие тревожности у детей и родителей в связи с переживанием острого кризиса; достижение облегчающего и расслабляющего эффекта; повышение уверенности родителей в возможности достижения позитивных изменений в физическом состоянии их ребенка; создание активной установки на работу со специалистом по ФК.
3 блок – коррекционный.
Цели: оптимизация процесса
4 блок – оценка эффективности. Цели: оценка изменений в процессе физической коррекции нарушений ОДА, оценка эффекта коррекции.
Организационно-методической
основой для занятий
Эффективность проводимой работы с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями ОДА доказывает правомерность использования намеченного алгоритма работы и может быть оценена следующим образом: 1) формирование и закрепление у родителей умений по проведению реабилитационного процесса; 2) осознание родителями необходимости создания оптимальных педагогических условий воспитания ребенка; 3) установление адекватных контактов между родителями и ребенком в процессе совместного взаимодействия.
Составляющие деятельности специалиста по ФК с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями ОДА, представлены в Приложении 7.
Эффективное решение проблем физической реабилитации детей с нарушениями ОДА средствами ФК в современной образовательной системе предполагает подготовку квалифицированных специалистов по физической культуре с акцентом на работу с семьями. Для того чтобы выработать единую стратегию, необходимо охарактеризовать структуру, уровни и критерии готовности будущих специалистов по физической культуре к данному виду работы.
Сегодня перед ВУЗами встала проблема рационализации методов и форм обучения, поиска путей повышения эффективности подготовки молодых специалистов, актуальная и в сфере физической культуры. Многоплановость информации, необходимой для профессиональной деятельности специалистов по ФК, требует разносторонней теоретической подготовки: общепрофессиональных дисциплин, а также дисциплин медико-биологического цикла и психолого-педагогического цикла. Будущие специалисты, ориентированные на работу с семьями детей с нарушениями ОДА, должны быть ознакомлены с современными технологиями адаптивной физической культуры.
Вопросы совершенствования и оптимизации процесса обучения студентов нашли свое отражение в ряде исследований. Специалисты указывают, что качество подготовки квалифицированных специалистов во многом определяется сроками адаптации студентов к условиям жизни и адаптации в ВУЗе, пониманием взаимосвязи и значимости изучаемых дисциплин, знанием специальных требований, предъявляемых к избранной специальности, умением самостоятельно работать и принимать решения [16; с. 50-52].
Анализ результатов
предпринятого
Описание процесса формирования готовности через его структурные и качественные характеристики мы будем называть дидактической моделью формирования готовности. Дадим определение модели. Придерживаясь определения В.А. Штофа, под моделью мы понимаем «мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте». Являясь мысленным образом какого-либо объекта или явления, модель позволяет нам установить взаимосвязи вычлененных компонентов, определенные особенности и условия протекания каждого этапа. В данном случае мы руководствовались положением о том, что поэтапное формирование готовности возможно лишь на базе всего усвоенного арсенала знаний, умений и навыков предыдущего этапа, что стимулирует переход от низкого уровня к более высокому. Переход от уровня к уровню не является спонтанным, он возможен лишь при условии использования комплекса методов и приемов, адекватных цели каждого этапа. Этапность, по мнению Е.И. Сахарчук, «позволит обеспечить четкость» процесса подготовки. Поскольку модель является ориентиром для построения учебного процесса подготовки специалистов, она должна носить динамический характер.
В процессе констатирующего эксперимента возникла объективная необходимость в определении уровней готовности будущих педагогов по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА (см. табл.1). Переход от уровня к уровню будет возможным лишь при условии использования комплекса методов и приемов, адекватных цели каждого этапа подготовки специалистов.
1 этап – информационно-
Анализ стандартов преподаваемых на первом курсе дисциплин доказывает, что немногие из них в полной мере обеспечивают формирование у студентов необходимых знаний, особенно с учетом специфических условий обучения в ВУЗе. Анализ программ различных дисциплин свидетельствует о том, что целесообразнее посредством включения в учебные планы дисциплины «Введение в специальность» как ознакомительную добиться более высоких результатов обучения. Нами были рассмотрены различные программы комплексных дисциплин, рассчитанные на определенное количество часов, содержащих лекционные, семинарские и практические занятия, установлен максимальный объем учебной нагрузки. По каждой теме курсов предусмотрено проведение семинарских занятий, позволяющих закрепить полученную информацию и оценить знания студентов по пройденному материалу.
Определяющим компонентом в обучении будущих специалистов по ФК, позволяющем сформировать систему начальных знаний в области работы с семьей ребенка с нарушениями ОДА, представляется введение дисциплин психолого-педагогического цикла – «Введение в педагогическую деятельность» (16ч), «Общие основы педагогики» (32ч), «Теория и методика воспитания» (44ч), «Теория обучения предмету» (40ч), «История образования и педагогической мысли» (40ч), «Педагогическая технология» (56ч); «Психолого-педагогический практикум» (32ч), «Социальная педагогика, коррекционная педагогика с основами специальной психологии» (48ч); «Социальная педагогика» (20ч), «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» (28ч), «Управление образовательными системами» (24ч).
Объединение различных дисциплин позволяет расширить и обобщить психолого-педагогический блок по проблеме подготовки будущих специалистов по ФК к работе семьями, имеющими детей с нарушениями ОДА. Анализ государственного образовательного минимума содержания профессиональных образовательных программ выявил возможности межпредметной интеграции в подготовке будущих специалистов по ФК к работе с семьями детей с нарушениями ОДА. Путь интегрирования учебных предметов позволяет за счет сочетания в учебном процессе разных дисциплин добиться более активного усвоения всего учебного материала.
Не менее важным компонентом в обучении будущих специалистов по ФК представляется введение общепрофессиональных дисциплин, предусматриваемых настоящим государственным образовательным стандартом, таких как «Теория и организация адаптивной физической культуры» (200ч), «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», «Социальная защита инвалидов» (70ч), «Психология развития» (80ч), «Правовые основы физической культуры и спорта» (90ч), «Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения» (520ч), «Комплексная реабилитация больных и инвалидов» (80ч), «Анатомия человека» (220ч), «Физиология человека» (300ч), «Биохимия» (90ч), «Биомеханика» (100ч), «Общая и специальная гигиена» (120ч), «Врачебный контроль в адаптивной физической культуре» (120ч), «Общая патология и тератология» (110ч), основные дисциплины специальности: «Частная патология» (180ч), «Психология болезни и инвалидности» (80ч), «Возрастная психопатология и психоконсультирование» (120ч), «Физическая реабилитация» (300ч), «Массаж» (110ч), «Специальная психология» (180ч), «Специальная педагогика» (200ч», «Частные методики адаптивной физической культуры» (250ч), «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» (600ч), дисциплины специализаций: «Спортивная подготовка инвалидов (адаптивный спорт)» (108ч), «Нетрадиционные виды физической реабилитации» (110ч), «Частные методики физической реабилитации» (90ч), «Реабилитация детей с нарушениями в развитии» (80ч), «Теория и организация физической реабилитации» (72ч), «Адаптационная рекреация» (40ч), факультативы, дополнительные виды подготовки и курсы по выбору. Срок освоения образовательной программы подготовки специалиста по адаптивной физической культуре при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе: теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, лабораторные практикумы (168 недель), квалификационная работа (6 недель), практики – педагогическая (5 недель), по специальности (6 недель), по специализации (6 недель), - всего 17 недель.
При изучении вышеназванных
дисциплин у студентов
Закладка основного категориально-понятийного аппарата студентов первого и второго курсов осуществлялась в процессе обращения к теоретическим источникам. Основной понятийный аппарат этапа будет закладываться в ходе изучения студентами теории и методики адаптивной физической культуры, коррекционной педагогики и психологии, анатомии, физиологии, семейной педагогике и т.д. Продолжительность этапа будет определяться динамикой уровня подготовки, особенно для студентов, имеющих слабую начальную подготовку.