Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Общеметодические:
Принцип научности предполагает знание специалистом по ФК теорий, концепций, основных законов, методологии адаптивной физической культуры; знание биологических и психологических закономерностей функционирования организма с нарушениями ОДА; умение применять знания на практике, обеспечивая обоснованный выбор содержания, форм и методов, добиваясь гармонического педагогического процесса.
Принцип сознательности и активности означает подготовку родителей к сознательному и активному использованию физических упражнений в жизни ребенка с нарушениями ОДА. Важный компонент – стимуляция самовоспитания детей – самонаблюдений, самоконтроля, самопобуждений, самодисциплины, самооценки в освоении ценностей адаптивной физической культуры. Инициируют самовоспитание позитивные мотивы, установки, знания о своих возможностях, о методах индивидуальной тренировки, динамика достижений, общение и т.п.
Принцип наглядности предусматривает, во-первых, широкую опору на зрительно воспринимаемую информацию, во-вторых, направленную активизацию всех органов чувств о реальных внешних условиях и параметрах двигательной деятельности. У детей с нарушениями ОДА, опираясь на сохранные функции, можно успешно формировать образы движений, их ритмический рисунок, пространственную, силовую и временную схему движений. Для данной категории детей рекомендуется использовать сочетание наглядности (показ упражнений специалистом по физической культуре), слова и одновременного выполнения упражнения детьми. Принцип наглядности реализуется через комплексное восприятие органов чувств, с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения.
Принцип оптимальности педагогических воздействий (доступности) означает разумно сбалансированные величины физической нагрузки для детей с нарушениями ОДА, а также целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различающиеся по своей направленности, координационной сложности, объему, интенсивности, эмоциональной окрашенности. Доступность зависит от трудностей, возникающих в процессе выполнения заданий: координационной сложности, длительности и интенсивности физических упражнений, применяемых методов, трудностей общения, условий внешней среды, приспособленности спортивного инвентаря, с другой стороны – от двигательных возможностей детей, лимитированных патологическими нарушениями ОДА.
Принцип систематичности означает, таким образом, организованный
учебно-воспитательный процесс, в котором
освоение физических упражнений идет
по определенной системе. Отражает процессуальные
стороны организации педагогической деятельности,
которые обозначены следующими операциями:
1) изучение контингента (семьи, пола, возраста,
основного дефекта ребенка, сопутствующих
заболеваний, сохранных функций, уровня
физического развития, координационных
способностей, наличия двигательного
опыта); 2) постановка конкретных задач
(реабилитационных, коррекционно-развивающих,
оздоровительно-
Системный подход, используемый нами, предполагает использование принципа систематичности путем последовательного и регулярного прохождения программы физической реабилитации с таким расчетом, чтобы предыдущие простые упражнения были подводящими для более сложных, с закреплением и развитием достигнутых результатов. Систематичность при разучивании упражнений достигается методически правильным распределением материала и означает процесс реабилитации, в котором освоение физических упражнений идет в определенном порядке и системе. Требование систематичности в обучении впервые было выдвинуто и обосновано Я.А. Коменским в «Великой дидактике»: «…Как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать одно с другим…» [127; с.193.]. Принцип систематичности заключается в строго логическом порядке обучения двигательным умениям и навыкам, в системном усвоении детьми определенного круга знаний, двигательных умений и навыков. С позиций систематичности В.А. Сухомлинский утверждал, что не следует давать детям сложных заданий, пока они основательно не овладеют соответствующим умением. В принципе систематичности отражается необходимость системного чередования физических нагрузок и отдыха с обеспечением постоянной взаимосвязи между отдельными занятиями.
Сущность принципа прочности состоит в создании процесса стимуляции позитивно направленных жизненных установок на систематическое, активное, осознанное усвоение ценностей физической культуры. Большой диапазон нарушений ОДА может быть преодолен только феноменом самовоспитания, самореабилитации.
Специальнометодические:
Принцип диагностирования означает необходимость учета основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний, особенностей психических и личностных качеств, нарушенных и сохранных функций двигательного аппарата, уровня физического развития и физической подготовленности ребенка. Диагностика нарушений ОДА основывается на знании общих и специфических закономерностей психического и физического развития нормально развивающегося ребенка и детей с нарушениями ОДА. Цель – определение факторов, лимитирующих двигательную деятельность.
Принцип дифференциации и индивидуализации означает, с одной стороны, объединение детей на занятиях в относительно однородные группы (по возрасту, состоянию здоровья), с другой – индивидуальную работу с каждым ребенком с учетом его реальных физических возможностей, пола, возраста, двигательного опыта, способности к обучению. Цель – создание условий максимального роста личности ребенка.
Принцип коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий предполагает, что педагогические действия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, ослабление недостатков, обусловленных патологическими нарушениями, но и на коррекцию и активное развитие познавательной деятельности, внимания, памяти, психофизических и координационных способностей, волевых и нравственных качеств средствами физической культуры.
Принцип учета возрастных особенностей предусматривает, что процесс индивидуального развития физиологических и психологических функций проходит неравномерно: периоды стабилизации сменяются ускорениями развития. Этот процесс закономерен для всех детей, отличие состоит в том, что у ребенка с нарушениями в здоровье периоды ускорения (сензитивные периоды) наступают позднее. Для выявления потенциальных возможностей ребенка с нарушениями ОДА и оперативной коррекции педагогических воздействий необходимо ориентироваться на зону ближайшего развития как зону потенциальных возможностей.
Принцип адекватности педагогических возможностей предполагает, что ожидаемым результатом работы специалиста по ФК по реабилитации детей с нарушениями ОДА средствами АФК является улучшение состояния организма ребенка, освоение нового уровня развития физических качеств и способностей. Постановка коррекционных задач, выбор средств, методов, методических приемов ФК должны соответствовать функциональному состоянию ребенка и учитывать все его особенности.
Принцип вариативности педагогических воздействий означает бесконечное многообразие условий выполнения упражнений, способов регулирования эмоционального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения (зрительные, тактильные, слуховые). Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие вынужденной малой подвижности испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие упражнений, особенно игровых, частично компенсирует это негативное явление.
В нашей работе приоритетность тех или иных направлений будет определяться после исследования семьи, бесед с родителями и ребенком, диагностических, функциональных исследований. Соответственно и сама работа будет строиться в моделях физической реабилитации, поэтому общая поэтапная логика построения алгоритма взаимодействия будет складываться на основании рассмотренных принципов. Концептуальным положением является взаимосвязь и единство организованной двигательной деятельности и роль участия семейного окружения в процессе реабилитации. Попробуем более наглядно охарактеризовать работу с семьей ребенка с нарушениями ОДА, состоящую из следующих этапов.
Диагностический этап (изучение основного дефекта ребенка-инвалида, сопутствующих заболеваний, сохранных функций, уровня физического развития, координационных способностей, наличия двигательного опыта). Задачи: выявить возрастные и индивидуальные особенности ребенка; определить причину первичных и вторичных нарушений в развитии; выявить позицию родителей по отношению к ребенку и способы взаимодействия родителей с ребенком (адекватные/неадекватные); выявить сформированность у родителей уровня мотивации на предстоящую работу со специалистом по ФК. На данном этапе специалисту по ФК при работе с детьми с нарушениями ОДА возможно опираться на данные анкеты «Социальный паспорт», предложенной в Приложении 6.
Проектировочный этап предусматривает: 1) постановку
конкретных задач: реабилитационных, коррекционно-развивающих,
оздоровительно-
Организационный этап предполагает реализацию реабилитационной программы с привлечением семьи как активного участника реабилитационного процесса; использование оперативного и текущего контроля (двигательной деятельности, антропометрических показателей, динамики функциональных сдвигов, уровня освоения двигательных умений).
Аналитический этап дает оценку эффективности реабилитационной программы с ребенком с участием семьи как субъекта реабилитации; обоснование прогноза реабилитационных мероприятий физической направленности; коррекция реабилитационных воздействий с фиксацией удачных модификаций упражнений, наиболее удачно освоенных ребенком, и предназначенные быть использованными в дальнейшей самостоятельной работе родителей на занятиях с ребенком.
Итак, рассмотрим первое направление, а именно работу специалиста по ФК с ребенком с нарушениями ОДА с привлечением семьи как активного участника реабилитационного процесса. В параграфе 1.1. мы давали характерологическое описание личности ребенка, позволяющее в работе с детьми с нарушениями ОДА учитывать такие специфические особенности, как ограниченность социализации условиями домашнего воспитания; отсутствие элементарных навыков самообслуживания в виду опекающей позиции родителей и навязанного ими непродуктивного пребывания ребенка в статусе «больного»; деформация личности ребенка вследствие объективных соматических нарушений [98; с 89].
Дети с нарушениями ОДА не
в состоянии правильно и
Цель: реабилитация ребенка посредством обучения двигательным действиям на основании имеющихся возможностей и способностей.
Задачи: осуществление на основе комплексного подхода социальных контактов ребенка с родителями и специалистом по ФК; психологическое стимулирование познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка посредством совершенствования двигательной активности; учет разнообразных форм проведения занятий; выбор отрегулированного режима движения; развитие систем организма путем оптимальных физических нагрузок; активизация двигательных и психических возможностей ребенка с учетом медицинских противопоказаний.
Принципы. Общие: диагностирования, индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий, вариативности, гуманистической направленности. Специфичные: учета возрастных особенностей, адекватности и доступности, наглядности, систематичности.
Направления работы: 1) реабилитационное
– подразумевает систему
В работе будут использоваться следующие методы (метод – это способ, путь достижения поставленной цели, методический прием как вариант реализации метода в соответствии с конкретной задачей коррекции, компенсации, профилактики, обучения, оздоровления) [167; 168; 169]: