Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Общеметодические:

Принцип научности предполагает знание специалистом по ФК теорий, концепций, основных законов, методологии адаптивной физической культуры; знание биологических и психологических закономерностей функционирования организма с нарушениями ОДА; умение применять знания на практике, обеспечивая обоснованный выбор содержания, форм и методов, добиваясь гармонического педагогического процесса.

Принцип сознательности и активности означает подготовку родителей к сознательному и активному использованию физических упражнений в жизни ребенка с нарушениями ОДА. Важный компонент – стимуляция самовоспитания детей – самонаблюдений, самоконтроля, самопобуждений, самодисциплины, самооценки в освоении ценностей адаптивной физической культуры. Инициируют самовоспитание позитивные мотивы, установки, знания о своих возможностях, о методах индивидуальной тренировки, динамика достижений, общение и т.п.

Принцип наглядности предусматривает, во-первых, широкую опору на зрительно воспринимаемую информацию, во-вторых, направленную активизацию всех органов чувств о реальных внешних условиях и параметрах двигательной деятельности. У детей с нарушениями ОДА, опираясь на сохранные функции, можно успешно формировать образы движений, их ритмический рисунок, пространственную, силовую и временную схему движений. Для данной категории детей рекомендуется использовать сочетание наглядности (показ упражнений специалистом по физической культуре), слова и одновременного выполнения упражнения детьми. Принцип наглядности реализуется через комплексное восприятие органов чувств, с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения.

Принцип оптимальности  педагогических воздействий (доступности) означает разумно сбалансированные величины физической нагрузки для детей с нарушениями ОДА, а также целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различающиеся по своей направленности, координационной сложности, объему, интенсивности, эмоциональной окрашенности. Доступность зависит от трудностей, возникающих в процессе выполнения заданий: координационной сложности, длительности и интенсивности физических упражнений, применяемых методов, трудностей общения, условий внешней среды, приспособленности спортивного инвентаря, с другой стороны – от двигательных возможностей детей, лимитированных патологическими нарушениями ОДА.

Принцип систематичности означает, таким образом, организованный учебно-воспитательный процесс, в котором освоение физических упражнений идет по определенной системе. Отражает процессуальные стороны организации педагогической деятельности, которые обозначены следующими операциями: 1) изучение контингента (семьи, пола, возраста, основного дефекта ребенка, сопутствующих заболеваний, сохранных функций, уровня физического развития, координационных способностей, наличия двигательного опыта); 2) постановка конкретных задач (реабилитационных, коррекционно-развивающих, оздоровительно-профилактических); 3) составление программы педагогических воздействий; 4) оперативный и текущий контроль (двигательной деятельности, антропометрических показателей, динамики функциональных сдвигов, уровня освоения двигательных умений); 5) коррекция педагогических воздействий по результатам оперативного и текущего контроля.

Системный подход, используемый нами, предполагает использование принципа систематичности путем последовательного и регулярного прохождения программы физической реабилитации с таким расчетом, чтобы предыдущие простые упражнения были подводящими для более сложных, с закреплением и развитием достигнутых результатов. Систематичность при разучивании упражнений достигается методически правильным распределением материала и означает процесс реабилитации, в котором освоение физических упражнений идет в определенном порядке и системе. Требование систематичности в обучении впервые было выдвинуто и обосновано Я.А. Коменским в «Великой дидактике»: «…Как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать одно с другим…» [127; с.193.]. Принцип систематичности заключается в строго логическом порядке обучения двигательным умениям и навыкам, в системном усвоении детьми определенного круга знаний, двигательных умений и навыков. С позиций систематичности В.А. Сухомлинский утверждал, что не следует давать детям сложных заданий, пока они основательно не овладеют соответствующим умением. В принципе систематичности отражается необходимость системного чередования физических нагрузок и отдыха с обеспечением постоянной взаимосвязи между отдельными занятиями.

Сущность принципа прочности  состоит в создании процесса стимуляции позитивно направленных жизненных установок на систематическое, активное, осознанное усвоение ценностей физической культуры. Большой диапазон нарушений ОДА может быть преодолен только феноменом самовоспитания, самореабилитации.

Специальнометодические:

Принцип диагностирования означает необходимость учета основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний, особенностей психических и личностных качеств, нарушенных и сохранных функций двигательного аппарата, уровня физического развития и физической подготовленности ребенка. Диагностика нарушений ОДА основывается на знании общих и специфических закономерностей психического и физического развития нормально развивающегося ребенка и детей с нарушениями ОДА. Цель – определение факторов, лимитирующих двигательную деятельность.

Принцип дифференциации и индивидуализации означает, с одной стороны, объединение детей на занятиях в относительно однородные группы (по возрасту, состоянию здоровья), с другой – индивидуальную работу с каждым ребенком с учетом его реальных физических возможностей, пола, возраста, двигательного опыта, способности к обучению. Цель – создание условий максимального роста личности ребенка.

Принцип коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий предполагает, что педагогические действия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, ослабление недостатков, обусловленных патологическими нарушениями, но и на коррекцию и активное развитие познавательной деятельности, внимания, памяти, психофизических и координационных способностей, волевых и нравственных качеств средствами физической культуры.

Принцип учета возрастных особенностей предусматривает, что процесс индивидуального развития физиологических и психологических функций проходит неравномерно: периоды стабилизации сменяются ускорениями развития. Этот процесс закономерен для всех детей, отличие состоит в том, что у ребенка с нарушениями в здоровье периоды ускорения (сензитивные периоды) наступают позднее. Для выявления потенциальных возможностей ребенка с нарушениями ОДА и оперативной коррекции педагогических воздействий необходимо ориентироваться на зону ближайшего развития как зону потенциальных возможностей.

Принцип адекватности педагогических возможностей предполагает, что ожидаемым результатом работы специалиста по ФК по реабилитации детей с нарушениями ОДА средствами АФК является улучшение состояния организма ребенка, освоение нового уровня развития физических качеств и способностей. Постановка коррекционных задач, выбор средств, методов, методических приемов ФК должны соответствовать функциональному состоянию ребенка и учитывать все его особенности.

Принцип вариативности  педагогических воздействий означает бесконечное многообразие условий выполнения упражнений, способов регулирования эмоционального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения (зрительные, тактильные, слуховые). Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие вынужденной малой подвижности испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие упражнений, особенно игровых, частично компенсирует это негативное явление.

В нашей работе приоритетность тех или иных направлений будет  определяться после исследования семьи, бесед с родителями и ребенком, диагностических, функциональных исследований. Соответственно и сама работа будет строиться в моделях физической реабилитации, поэтому общая поэтапная логика построения алгоритма взаимодействия будет складываться на основании рассмотренных принципов. Концептуальным положением является взаимосвязь и единство организованной двигательной деятельности и роль участия семейного окружения в процессе реабилитации. Попробуем более наглядно охарактеризовать работу с семьей ребенка с нарушениями ОДА, состоящую из следующих этапов.

Диагностический этап (изучение основного дефекта ребенка-инвалида, сопутствующих заболеваний, сохранных функций, уровня физического развития, координационных способностей, наличия двигательного опыта). Задачи: выявить возрастные и индивидуальные особенности ребенка; определить причину первичных и вторичных нарушений в развитии; выявить позицию родителей по отношению к ребенку и способы взаимодействия родителей с ребенком (адекватные/неадекватные); выявить сформированность у родителей уровня мотивации на предстоящую работу со специалистом по ФК. На данном этапе специалисту по ФК  при работе с детьми с нарушениями ОДА возможно опираться на данные анкеты «Социальный паспорт», предложенной в Приложении 6.

Проектировочный этап предусматривает: 1) постановку конкретных задач: реабилитационных, коррекционно-развивающих, оздоровительно-профилактических, учитывая участие семьи ребенка; 2) составление индивидуальной реабилитационной программы педагогических воздействий, проводимой с ребенком, уделяя внимание семье как активному участнику реабилитационного процесса. Термин «проектирование» (лат. «projectus»– брошенный вперед); это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого исследования, специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов.

Организационный этап предполагает реализацию реабилитационной программы с привлечением семьи как активного участника реабилитационного процесса; использование оперативного и текущего контроля (двигательной деятельности, антропометрических показателей, динамики функциональных сдвигов, уровня освоения двигательных умений).

Аналитический этап дает оценку эффективности реабилитационной программы с ребенком с участием семьи как субъекта реабилитации; обоснование прогноза реабилитационных мероприятий физической направленности; коррекция реабилитационных воздействий с фиксацией удачных модификаций упражнений, наиболее удачно освоенных ребенком, и предназначенные быть использованными в дальнейшей самостоятельной работе родителей на занятиях с ребенком.

Итак, рассмотрим первое направление, а именно работу специалиста по ФК с ребенком с нарушениями ОДА с привлечением семьи как активного участника реабилитационного процесса. В параграфе 1.1. мы давали характерологическое описание личности ребенка, позволяющее в работе с детьми с нарушениями ОДА учитывать такие специфические особенности, как ограниченность социализации условиями домашнего воспитания; отсутствие элементарных навыков самообслуживания в виду опекающей позиции родителей и навязанного ими непродуктивного пребывания ребенка в статусе «больного»; деформация личности ребенка вследствие объективных соматических нарушений [98; с 89].

Дети с нарушениями ОДА не в состоянии правильно и адекватно  сосредотачивать внимание, иногда у  таких детей доминирует чувство  страха, неверие в свои силы. Таким  детям необходим правильно отрегулированный режим движения, на котором они  должны полностью сосредоточиться, выполняя его ежедневно. На начальном этапе дети могут во время занятий быть рассеянными, проявлять незаинтересованность или даже отказываться от активных действий. Специалисту по ФК очень важно в этот момент быстро и эффективно переключить настроение ребенка, придать занятиям как можно больше привлекательности.

Цель: реабилитация ребенка  посредством обучения двигательным действиям на основании имеющихся  возможностей и способностей.

Задачи: осуществление на основе комплексного подхода социальных контактов ребенка с родителями и специалистом по ФК; психологическое стимулирование познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка посредством совершенствования двигательной активности; учет разнообразных форм проведения занятий; выбор отрегулированного режима движения; развитие систем организма путем оптимальных физических нагрузок; активизация двигательных и психических возможностей ребенка с учетом медицинских противопоказаний.

Принципы. Общие: диагностирования, индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий, вариативности, гуманистической направленности. Специфичные: учета возрастных особенностей, адекватности и доступности, наглядности, систематичности.

Направления работы: 1) реабилитационное – подразумевает систему мероприятий  физического, медицинского и психологического характера, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций  организма, вызванных заболеванием; 2) педагогическое – направление, включающее использование арсенала педагогических воздействий специалиста по ФК на ребенка-инвалида с целью признания авторитетной роли его как педагога, призванного следить за ходом реабилитационного процесса ребенка. Подходы: поведенческий, телесно-ориентированный.

В работе будут использоваться следующие методы (метод – это  способ, путь достижения поставленной цели, методический прием как вариант  реализации метода в соответствии с  конкретной задачей коррекции, компенсации, профилактики, обучения, оздоровления) [167; 168; 169]:

  1. Метод наглядной демонстрации, словесный, практический;
  2. Методы обучения двигательным действиям: метод строго и частично регламентированных упражнений, расчленено-конструктивного упражнения.
  3. Методы развития физических качеств и способностей (равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный, круговой).
  4. Лечебная гимнастика, массаж, коррекция положений, дозированная ходьба.

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара