Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Инвалидность у детей (ребенок-инвалид) определяется как значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения развития ребенка, его способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, контролю за своим поведением, трудовой деятельности в будущем. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травмы или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты [58; с.43].
Категория детей-инвалидов чрезвычайно многообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуре дефекта, времени его возникновения, причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, состоянию соматического здоровья, уровню физического развития.
По данным многочисленных исследования (Приленская Т.Н., Щуплецова Т.С., Дмитриев А.А., Лебедева Н.Т., Ротомашвили Л.Н. и др.), аномальное развитие ребенка-инвалида сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы. От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1-3 года и больше. Типичные нарушения инвалидов разных нозологических групп представлены следующими: нарушения зрения, слуха, интеллекта, поражением ОДА.
Современная терминология охватывает довольно широкий круг особенностей или отклонений в психофизическом развитии. Е.Д. Кесарев предлагает следующие категории детей с проблемами в развитии, обращая внимание на то, что каждая из них имеет свою градацию: умственная отсталость, нарушения общения, трудности в обучении, зрительные и слуховые отклонения, нарушения поведения, физические нарушения, соматические расстройства [84; с. 26-40].
Российские исследователи М.А. Власова и М.С. Певзнер предоставляют следующую классификацию детей с отклонениями в развитии:
Психологи В.Г. Петрова
и И.В. Белякова, В.М. Астапов, В.А. Лапшин,
Б.П. Пузанов предлагают разные варианты
классификации детей с
Вся совокупность соматической мускулатуры с присоединением небольшой части скелетных мышц в области головы участвует в образовании двигательного аппарата тела, к которому относится также скелет и его соединения [131; с. 67.]. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а скелетные мышцы – активную. Следует отметить, что ОДА имеет широкий спектр отклонений в развитии, различных по происхождению и проявлениям. Их причина – различные патологические факторы, действующие в пренатальный, натальный и постнатальный периоды.
В общеупотребительном
значении нарушение опорно-
Патологии опорно-двигательного аппарата – заболевания нервной системы, врожденная патология ОДА, приобретенные заболевания и повреждения ОДА. Отклонения в развитии у детей с патологией ОДА отличаются полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. [134; с.159]. Нарушения функций ОДА могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную группу среди них представляют дети с церебральным параличом (89%) [98; с. 101].
В настоящее время известно огромное количество классификаций, в которых представлены виды нарушений ОДА. Каждая руководствуется определенными критериями. Из существующего многообразия классификаций видов нарушений ОДА рассмотрим классификацию видов нарушений ОДА, предложенную Н.Л. Литош, в которой представлены следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:
1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит.
2. Врожденные патологии
опорно-двигательного аппарата: вывих
бедра, кривошея, косолапость, другие
деформации стоп, аномалии развития
позвоночника (сколиоз), недоразвитие
и дефекты развития
3. Приобретенные заболевания и
повреждения опорно-
Из этой классификации наиболее часто встречающиеся патологии опорно-двигательного аппарата – это ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных зон мозга возникают различные психомоторные нарушения, сочетающиеся с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.
В более обширной классификации, предложенной Государственным институтом школьной педагогики и исследований в области образования, представлены следующие виды нарушений ОДА:
1. Центральные нарушения двигательных функций.
2. Церебральная эпилепсия.
3. Спинномозговая грыжа или
4. Заболевания мышечной системы (мышечная атрофия, дистрофия).
5. Хронические заболевания и
функциональные нарушения
6. Заболевания и пороки развития костной системы: скелета, позвоночника; конечностей; воспаление костей и суставов; опухоли в области ОДА (осанки).
7. Заболевания нервной системы
– церебральные заболевания,
полиомиелит, дегенеративные
8. Травматические повреждения.
9. Тяжелейшие нарушения ОДА [167; с.178].
Н.В. Мазурова относит
к этой категории детей: с ДЦП,
с последствиями полиомиелита, с
прогрессирующими нервно-мышечными
заболеваниями, с врожденным или
приобретенным недоразвитием
1) дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых не сформированы прямостояние и ходьба, захват, удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыками самообслуживания владеют частично.
2) дети со средней степенью
выраженности двигательных
3) дети с легкими двигательными
нарушениями: ходят
Таким образом, данные классификации дают представление о причинах возникновения патологий ОДА и их разнообразных проявлениях. В нашей работе мы будем ориентироваться классификацию, предложенную Н.Л. Литош, объединяющую совокупность сведений о рассматриваемых нарушениях ОДА. В дальнейшем мы можем охарактеризовать заболевания, с которыми будем сталкиваться, как врожденные нарушения опорно-двигательного аппарата.
Рассмотренные классификации
предназначены для лучшего
Анализ литературы и наши наблюдения показали, что семья ребенка с нарушениями ОДА является наиболее важной средой его жизнедеятельности. В семье происходит формирование самооценки ребенка с нарушениями ОДА, определяется его социальная роль и позиция. Семья как реабилитационная среда, не только проявляет внутрисемейную заботу, оказывает физическую помощь, психологическую поддержку, помогает адаптации к жизни в социуме, но и организует восстановительное лечение, обучение. Межличностные отношения в семье, позиция родителей к ребенку-инвалиду, обучение бытовым навыкам – факторы, позитивно или негативно отражающиеся на реабилитации инвалида [151; с.39], поскольку семья обладает значительным реабилитационным потенциалом (Мамайчук И.И., Ткачева В.В., Вишневский В.А.).
На основании анализа литературы и педагогической практики семьи, воспитывающие детей с нарушениями ОДА, мы можем условно разделить на три группы:
1. Семьи, которые в
течение определенного времени
после постановки диагноза
2. Семьи, которые, несмотря на усилия и помощь, не достигают стабилизации поведения; в этих семьях не формируются правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития.
3. Семьи с отклонениями
во внутрисемейной и
Каждая семья имеет жизненный цикл, который включает фазы или стадии развития. На каждой стадии жизненный стиль семьи относительно устойчив, и каждый член семьи выполняет определенные задачи индивидуального развития в соответствии со своим периодом жизни. Для того чтобы иметь представление о семье ребенка с нарушениями ОДА, рассмотрим этапы его жизненного цикла, которые тесно связаны и отражаются на жизнедеятельности семьи в целом.
1.Рождение ребенка
– получение информации о
2.Раннее детство (дошкольный возраст) – приобретение знаний об условиях воспитания ребенка, способах ухода за ним, подготовке к обучению. 3.Школьный возраст – принятие решения о форме обучения ребенка, переживание реакций группы сверстников, организация его учебы и внешкольной деятельности.
4.Подростковый возраст – привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с изоляцией от сверстников и его отвержением с их стороны, планирование будущей занятости ребенка.
5.Период «выпуска» - признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи – инвалида.
6.Постродительский период
– перестройка взаимоотношений
между супругами и
Семья, таким образом, последовательно проходит каждый период жизнедеятельности ребенка, осознавая свою значимость, а также создавая условия для его полноценного существования в социуме.
Рождение ребенка-инвалида структурно деформирует семью. Большинство семей распадается, часть семей существует с искаженными межличностными отношениями, сохраняя семью формально – «ради ребенка», и только небольшое количество семей, преодолев кризис, сохраняют гармоничные отношения. [163; с. 30-37].
В семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями ОДА, выявляются такие особенности психологического климата, как конфликтность, отсутствие организованности, противоречивость, несогласованность требований, предъявляемых ребенку. У родителей формируется своеобразный защитный (компенсаторный) механизм – необоснованная вера в возможности полного излечения ребенка. Это отвлекает их от продуктивных социальных контактов, семьи проявляют выраженные иждивенческие тенденции, неготовность к активной деятельности, склонность полагаться больше на внешние обстоятельства, чем на собственные усилия. Такие семьи характеризуются феноменом «социального иждивенства». [95; с. 147].
О.К. Агавелян, В.В. Юртайкии, О.Г. Комарова условно выделяют стадии приспособления родителей к ситуации рождения ребенка с отклонениями:
1. Стадия шока, агрессии, отрицания, иногда обращающиеся и на новорожденного. Мать испытывает к ребенку негативные чувства. Растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат. Присутствует реакция отрицания.
2. Фаза скорби по желанному здоровому ребенку, которого нет. Отношение к аномальному ребенку лишено непосредственности: родители, чувствуя ответственность, беспомощны в вопросах воспитания и ухода.
3. Стадия адаптации.
Родители принимают