Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Инвалидность у детей (ребенок-инвалид) определяется как  значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения развития ребенка, его  способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, контролю за своим поведением, трудовой деятельности в будущем. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травмы или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты [58; с.43].

Категория детей-инвалидов  чрезвычайно многообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуре  дефекта, времени его возникновения, причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, состоянию соматического здоровья, уровню физического развития.

По данным многочисленных исследования (Приленская Т.Н., Щуплецова  Т.С., Дмитриев А.А., Лебедева Н.Т., Ротомашвили Л.Н. и др.), аномальное развитие ребенка-инвалида сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы. От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1-3 года и больше. Типичные нарушения инвалидов разных нозологических групп представлены следующими: нарушения зрения, слуха, интеллекта, поражением ОДА.

Современная терминология охватывает довольно широкий круг особенностей или отклонений в психофизическом развитии. Е.Д. Кесарев предлагает следующие категории детей с проблемами в развитии, обращая внимание на то, что каждая из них имеет свою градацию: умственная отсталость, нарушения общения, трудности в обучении, зрительные и слуховые отклонения, нарушения поведения, физические нарушения, соматические расстройства [84; с. 26-40].

Российские исследователи  М.А. Власова и М.С. Певзнер предоставляют  следующую классификацию детей  с отклонениями в развитии:

  1. дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, речи, функций ОДА и сенсомоторики);
  2. дети с задержкой психического развития;
  3. дети с астеническим или реактивным состоянием;
  4. дети с психопатоподобными формами поведения;
  5. умственно отсталые дети;
  6. дети с начальными проявлениями психических заболеваний.

Психологи В.Г. Петрова  и И.В. Белякова, В.М. Астапов, В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов предлагают разные варианты классификации детей с отклонениями в развитии, выделяя в отдельную  группу тех, кто имеет отклонения в развитии опорно-двигательного  аппарата.

Вся совокупность соматической мускулатуры с присоединением небольшой части скелетных мышц в области головы участвует в образовании двигательного аппарата тела, к которому относится также скелет и его соединения [131; с. 67.]. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а скелетные мышцы – активную. Следует отметить, что ОДА имеет широкий спектр отклонений в развитии, различных по происхождению и проявлениям. Их причина – различные патологические факторы, действующие в пренатальный, натальный и постнатальный периоды.

В общеупотребительном  значении нарушение опорно-двигательного  аппарата идентифицируется с нарушением двигательных функций и определенными  органическими поражениями (дефектами). Такое определение соответствует  медицинским, профессиональным терминам: церебральные нарушения двигательных функций, мышечные заболевания, параличи при поперечном поражении спинного мозга, пороки внутренних органов, не определяющие предпосылки, условия и задачи обучения детей.

Патологии опорно-двигательного аппарата – заболевания нервной системы, врожденная патология ОДА, приобретенные заболевания и повреждения ОДА. Отклонения в развитии у детей с патологией ОДА отличаются полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. [134; с.159]. Нарушения функций ОДА могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

У детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата ведущим  является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную группу среди них представляют дети с церебральным параличом (89%) [98; с. 101].

В настоящее время  известно огромное количество классификаций, в которых представлены виды нарушений  ОДА. Каждая руководствуется определенными  критериями. Из существующего многообразия классификаций видов нарушений ОДА рассмотрим классификацию видов нарушений ОДА, предложенную Н.Л. Литош, в которой представлены следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

1. Заболевания нервной  системы: детский церебральный  паралич (ДЦП), полиомиелит.

2. Врожденные патологии  опорно-двигательного аппарата: вывих  бедра, кривошея, косолапость, другие  деформации стоп, аномалии развития  позвоночника (сколиоз), недоразвитие  и дефекты развития конечностей,  аномалии развития пальцев кисти,  артрогрипоз (множественные искривления конечностей с ограничением и отсутствием движений в суставах).

3. Приобретенные заболевания и  повреждения опорно-двигательного  аппарата – травматические повреждения  спинного мозга, головного мозга  и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондродистрофия; миопатия; рахит) [98; с. 100].

Из этой классификации  наиболее часто встречающиеся патологии  опорно-двигательного аппарата –  это ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных зон мозга возникают различные психомоторные нарушения, сочетающиеся с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

В более обширной классификации, предложенной Государственным институтом школьной педагогики и исследований в области  образования, представлены следующие  виды нарушений ОДА:

1. Центральные нарушения двигательных функций.

2. Церебральная эпилепсия.

3. Спинномозговая грыжа или менингомиелоцела (spina bifida).

4. Заболевания мышечной системы  (мышечная атрофия, дистрофия).

5. Хронические заболевания и  функциональные нарушения органов.

6. Заболевания и пороки развития костной системы: скелета, позвоночника; конечностей; воспаление костей и суставов; опухоли в области ОДА (осанки).

7. Заболевания нервной системы  – церебральные заболевания,  полиомиелит, дегенеративные заболевания  нервной системы.

8. Травматические повреждения.

9. Тяжелейшие нарушения ОДА [167; с.178].

Н.В. Мазурова относит  к этой категории детей: с ДЦП, с последствиями полиомиелита, с  прогрессирующими нервно-мышечными  заболеваниями, с врожденным или  приобретенным недоразвитием или  деформацией ОДА. По степени тяжести нарушений двигательных функций и сформированности двигательных навыков дети с нарушениями ОДА делятся на три группы:

1) дети с тяжелыми  нарушениями: у некоторых не  сформированы прямостояние и  ходьба, захват, удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыками самообслуживания владеют частично.

2) дети со средней степенью  выраженности двигательных нарушений:  большая часть может самостоятельно  передвигаться на ограниченное расстояние, владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.

3) дети с легкими двигательными  нарушениями: ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и  в помещении, и на улице;  навыки самообслуживания сформированы, но могут наблюдаться нарушения походки, насильственные движения, патологические позы.

Таким образом, данные классификации  дают представление о причинах возникновения  патологий ОДА и их разнообразных  проявлениях. В нашей работе мы будем  ориентироваться классификацию, предложенную            Н.Л. Литош, объединяющую совокупность сведений о рассматриваемых нарушениях ОДА. В дальнейшем мы можем охарактеризовать заболевания, с которыми будем сталкиваться, как врожденные нарушения опорно-двигательного аппарата.

Рассмотренные классификации  предназначены для лучшего понимания  значимости проблем, с которыми приходится сталкиваться семье, воспитывающей  ребенка с нарушениями ОДА.

Анализ литературы и  наши наблюдения показали, что семья  ребенка с нарушениями ОДА является наиболее важной средой его жизнедеятельности. В семье происходит формирование самооценки ребенка с нарушениями ОДА, определяется его социальная роль и позиция. Семья как реабилитационная среда, не только проявляет внутрисемейную заботу, оказывает физическую помощь, психологическую поддержку, помогает адаптации к жизни в социуме, но и организует восстановительное лечение, обучение. Межличностные отношения в семье, позиция родителей к ребенку-инвалиду, обучение бытовым навыкам – факторы, позитивно или негативно отражающиеся на реабилитации инвалида [151; с.39], поскольку семья обладает значительным реабилитационным потенциалом (Мамайчук И.И., Ткачева В.В., Вишневский В.А.).

На основании анализа  литературы и педагогической практики семьи, воспитывающие детей с нарушениями ОДА, мы можем условно разделить на три группы:

1. Семьи, которые в  течение определенного времени  после постановки диагноза могут  достигнуть внутрисемейной и  социальной адаптации.

2. Семьи, которые, несмотря  на усилия и помощь, не достигают стабилизации поведения; в этих семьях не формируются правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития.

3. Семьи с отклонениями  во внутрисемейной и внесемейной  адаптации. Признаки, которыми характеризуются  семьи: постоянные жалобы на ситуацию, саботаж реабилитационных мероприятий, гиперопека ребенка, наличие замкнутых систем «мать – ребенок», социальная депривация.

Каждая семья имеет  жизненный цикл, который включает фазы или стадии развития. На каждой стадии жизненный стиль семьи относительно устойчив, и каждый член семьи выполняет определенные задачи индивидуального развития в соответствии со своим периодом жизни. Для того чтобы иметь представление о семье ребенка с нарушениями ОДА, рассмотрим этапы его жизненного цикла, которые тесно связаны и отражаются на жизнедеятельности семьи в целом.

1.Рождение ребенка  – получение информации о наличии  у ребенка патологии, эмоциональное  привыкание, информирование членов  семьи.

2.Раннее детство (дошкольный  возраст) – приобретение знаний об условиях воспитания ребенка, способах ухода за ним, подготовке к обучению. 3.Школьный возраст – принятие решения о форме обучения ребенка, переживание реакций группы сверстников, организация его учебы и внешкольной деятельности.

4.Подростковый возраст  – привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с изоляцией от сверстников и его отвержением с их стороны, планирование будущей занятости ребенка.

5.Период «выпуска»  - признание и привыкание к  продолжающейся семейной ответственности, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи – инвалида.

6.Постродительский период  – перестройка взаимоотношений  между супругами и взаимодействие  со специалистами по месту  проживания ребенка [168; 170].

Семья, таким образом, последовательно проходит каждый период жизнедеятельности ребенка, осознавая свою значимость, а также создавая условия для его полноценного существования в социуме.

Рождение ребенка-инвалида структурно деформирует семью. Большинство  семей распадается, часть семей существует с искаженными межличностными отношениями, сохраняя семью формально – «ради ребенка», и только небольшое количество семей, преодолев кризис, сохраняют гармоничные отношения. [163; с. 30-37].

В семьях, воспитывающих  ребенка с нарушениями ОДА, выявляются такие особенности психологического климата, как конфликтность, отсутствие организованности, противоречивость, несогласованность требований, предъявляемых ребенку. У родителей формируется своеобразный защитный (компенсаторный) механизм – необоснованная вера в возможности полного излечения ребенка. Это отвлекает их от продуктивных социальных контактов, семьи проявляют выраженные иждивенческие тенденции, неготовность к активной деятельности, склонность полагаться больше на внешние обстоятельства, чем на собственные усилия. Такие семьи характеризуются феноменом «социального иждивенства». [95; с. 147].

О.К. Агавелян, В.В. Юртайкии, О.Г. Комарова условно выделяют стадии приспособления родителей к ситуации рождения ребенка с отклонениями:

1. Стадия шока, агрессии, отрицания, иногда обращающиеся и на новорожденного. Мать испытывает к ребенку негативные чувства. Растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат. Присутствует реакция отрицания.

2. Фаза скорби по  желанному здоровому ребенку, которого нет. Отношение к аномальному ребенку лишено непосредственности: родители, чувствуя ответственность, беспомощны в вопросах воспитания и ухода.

3. Стадия адаптации.  Родители принимают сложившуюся  ситуацию, строят жизнь с ее  учетом. Показатели адаптации: уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему, появление готовности к решению проблем с ориентацией на будущее.

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара