Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Достоверность выводов и результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, выбором комплекса научных методов, адекватных природе изучаемого объекта и задачам исследования, привлечением достаточного количества источников, практических материалов, количественным и качественным анализом имеющихся данных, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, длительностью исследования.
База исследования: Астраханский государственный университет, факультет «Физической культуры».
Работа осуществлялась в три этапа:
I этап – «поисковый» (2000-2001): теоретический и эмпирический анализ и оценка проблемы, определение объекта, предмета, цели, задач, разработка гипотезы, стратегий констатирующего эксперимента, модели опытно-экспериментальной работы, выбор базы исследования.
II этап – «констатирующий» (2001-2002): отработка механизмов внедрения в практику работы, разработка теоретико-методологических предпосылок исследования, сбор информации, определение методики исследования, выбор исследовательского инструментария, первичная проверка гипотезы, проведении констатирующего эксперимента.
III этап – «формирующий» (2002-2007): проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня готовности будущих специалистов по физической культуре с семьями, воспитывающими ребенка с нарушениями ОДА, анализ, синтез, обобщение, систематизация, статистическая обработка результатов исследования, подведение итогов. На всех этапах исследования участвовало110студентов, преподаватели кафедры «Адаптивной физической культуры и спортивных дисциплин, методисты (2 чел.), учителя физической культуры (4 чел), специалисты реабилитационных центров(35 чел.).
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на международных (Исламская Республика Иран, 2004, Астрахань, 2005), всероссийских (Ульяновск, 2005, Москва, 2001, 2008, Сочи 2004, С-Петербург, 2006,) региональных (Астрахань, 2003, 2005, 2006, 2008) внутривузовских (Астрахань 2002-2008) научно-методических и научно-практических конференциях, обсуждались на заседаниях кафедр теории и методики профессионального образования, адаптивной физической культуры и спортивных дисциплин Астраханского государственного университета, опубликованы в 15 работах, две из них в лицензированных журналах, а также используются при чтении лекций в рамках спецкурса «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьями, воспитывающими ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата» на отделении физическая культура АГУ и курсовой подготовки в Астраханском институте повышения квалификации и переподготовки (АИПКП).
Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения лекционных и практических занятий, при проведении педагогической и производственной практик со студентами факультета физической культуры Астраханского государственного университета. Материалы исследования использовались на курсовых занятиях Астраханского института повышения квалификации и переподготовки педагогов и специалистов по физической культуре.
Положения, выносимые на защиту.
1. Готовность специалиста
по физической культуре к работ
2 Модель готовности будущих специалистов по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, включает в себя: информационно-мотивационный, профессионально-моделирующий, рефлексивно-обобщающий этапы и обеспечивает более высокие показатели готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.
3. Критериями готовности
специалиста по физической
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст диссертации изложен на 184 страницах компьютерной верстки, включает 9 рисунков и 10 таблиц. Список литературы содержит 198 источников, 17 из них иностранные.
Социально-экономическая
ситуация современности
Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей, влекущим за собой и изменение привычного образа жизни, и освоение и формирование роли матери и отца, и приобретением семьей нового статуса. Освоение женщиной и мужчиной новых ролей осложнено и тем, что в этот период задачи профессионального роста и карьеры отходят на второй план. Появление неполноценного ребенка в семье тем более усугубляет положение, так как ставит перед тяжелыми и неожиданными проблемами.
Как отмечают ученые, основная нагрузка при «особом» материнстве, как физическая, так и психологическая, ложится на плечи матери, которая, проводя большую часть времени с нуждающимся в уходе ребенком, оказывается и наиболее уязвимой перед возникающими перед ней трудностями при взаимодействии и с членами семьи, и с различными социальными структурами [167; с. 445]. Для того чтобы разобраться в вопросах, затрагивающих воспитание и обучение детей данной категории, нам необходимо обратиться к изначальным истокам, а именно: дать определение, выявить специфику, проблемы таких семей, соответственно этому выделить типы семей, воспитывающих ребенка с нарушениями ОДА.
Исторически сложилось множество определений семьи, которых в современной литературе насчитывается более пятидесяти. Так, по определению Харчева А.Г. и Мацковского М.С., семья – это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности [164; с. 128]. Как малая социальная группа семья реализует естественные потребности своих членов; создает условия для непосредственных контактов; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности, ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом. В другой работе этих же авторов они раскрывают свою позицию, характеризуя семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [164; с. 118]. Таким образом, данные авторы рассматривают семью, прежде всего как малую социальную группу, историческая конкретность которой заключается в ее изменении со временем, приспособлении к меняющимся условиям общественных отношений, а также потребностью общества в воспроизводстве населения. С нашей точки зрения главная специфика данного определения заключается в том, что семья рассматривается, исходя из социальных потребностей общества, подчиняющаяся законам и нуждам социума и вынужденная соответствовать определенным требованиям, продиктованным данным обществом, для того чтобы иметь право носить статус «семьи».
Для сравнения рассмотрим определения «семьи», используемые другими авторами. Во-первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу (Смелзер, Холостова Е.И., Энгельс Ф.). Это определение, на наш взгляд, отражает социологический компонент, комбинируя основные тезисы предшествующих положений и добавляя новые, согласованные не только с глобальными потребностями общества, но и затрагивающие компоненты бытового совместного существования, а также пролонгированные обязательствами супругов по отношению друг к другу.
Более развернутое определение семьи, данное с позиции социальной психологии: семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [171; с. 405]. Мы видим, что в этом определении семья раскрывается совершенно иначе, а основной акцент делается на взаимоотношениях между супругами, между родителями и детьми, а поддержка внутрисемейных связей между супругами и более старшими членами семьи занимает основное место.
В-третьих, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д. [176; с.20]. В данном определении мы видим, как четко прослеживается взаимосвязь между основными составляющими семейной жизни. Подобное определение семьи, данное с точки зрения разных наук, аккумулирует основные черты различных подходов к определению данной категории.
Исходя из анализа множества определений, мы считаем наиболее приемлемым признание следующего определения семьи, которое можем предложить, руководствуясь известными уже дефинициями: семья – это исторически сложившаяся и устоявшаяся система взаимоотношений, существующих сначала только между супругами (совместное проживание, ведение хозяйства, и т.д.), руководствующимися приоритетами любви, затем при последовательном видоизменении структуры отношений существующих уже между супругами и их детьми, включающих социализацию и воспитание подрастающего поколения.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура (состав семьи и число ее членов, совокупность их взаимоотношений) и динамика (этапы жизнедеятельности семьи – этапы жизненного цикла). Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, важны индивидуальные особенности ее членов: социально-демографические, физиологические, психологические характеристики. Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику – статус семьи (социально-экономический, социально-психологический, ситуационно-ролевой).
Под структурой семьи понимают систему отношений родства, совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейные установки и отношения власти и авторитета [123; с. 23-24]. Функции и структура семьи могут изменяться (динамика) в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. В.С. Торохтий отмечает, что существует множество типов семьи, которые авторы различают по следующим признакам: по количеству детей (бездетная, инфертильная; малодетная, многодетная), по составу (неполная, отдельная, нуклеарная, сложная семья нескольких поколений, большая, материнская, семья повторного брака), по структуре (одна брачная пара с детьми или без; с одним из родителей супругов; с двумя и более брачными парами с детьми или без; с матерью/отцом с детьми; с одним из родителей); по структуре лидерства (эгалитарная, традиционная); по семейному быту; по однородности социального состава (социально-гомогенная, гетерогенная); по семейному стажу; по качеству отношений (благополучная, устойчивая, неблагополучная, нестабильная, педагогически слабая, дезорганизованная); по географическому признаку; по особым условиям семейной жизни (студенческая, «дистантная», «внебрачная»); по характеру проведения досуга (открытая/закрытая); по социальной мобильности (реактивная, средне активная, активная); по состоянию психического здоровья (здоровая, невротическая, виктимогенная) [85; с. 55].
Семья, имеющая ребенка-инвалида,
относится к отдельной
В Конвенции о правах ребенка закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества; закреплено также право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, проф. подготовки, мед. обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, и т.д. [76; с. 11].