Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Таблица 1
Уровни готовности будущих педагогов по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Астраханский государственный университет»
На правах рукописи
ЕРМОЛИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
13.00.08 – Теория и методика профессионального образования
диссертация на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Научный руководитель
Е.А. Мясоедова
Астрахань - 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
Сегодня педагогическая наука и практика, занимается вопросами координации усилий всех институтов воспитания в интересах развития личности каждого ребенка, но проблема детской “нестандартности”, адаптации ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в новых социально-экономических условиях, его адресная поддержка остается все еще недостаточно рассмотренной и разработанной.
Развитие адаптационных возможностей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата к жизни в социуме напрямую связано с созданием комфортных условий другими членами семьи. И решающее значение в процессе реабилитации и адаптации ребенка имеет готовность специалиста по физической культуре к актуализации огромных потенциальных возможностей семьи.
Проблема взаимоотношений семьи и других социальных институтов привлекала внимание философов, педагогов с глубокой древности. Она анализировалась в трудах Аристотеля, Демокрита, Платона, Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и др. Вопросы взаимодействия членов семьи между собой и другими институтами воспитания отражены в трудах Ю.П. Азарова, Т.В. Воликовой, Н.Г. Волкова, Т.П. Гавриловой, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, И.В. Ковалева, В.А. Маишевой и др. «Воспитание родителей» является предметом изучения зарубежных ученых А. Адлера, Г. Гордона, Р. Дрейкурса, Х. Джиннота, Р. Нойберта, В. Спока, С. Таскинена, М. Финна, Т. Харриса, С.Л. Шлоссмана и др.
Вместе с тем проведенные исследования по выявлению уровня готовности выпускников вузов к осуществлению профессиональной деятельности (О.А. Абдуллина, В.М. Аганисьян, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что общение будущих специалистов с родителями детей затруднено. Это обусловлено тем, что существующая система подготовки не позволяет в полном объеме овладеть профессионально-педагогическим мастерством, отвечающим социальным запросам общества. Профессиональное образование не формирует необходимых знаний, умений специалиста по работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, ограничиваясь ориентированием студентов на решение задач физического воспитания. Более того, анализ литературы показал, что подготовка студентов к профессиональной работе с семьями детей с нарушениями ОДА не получила до настоящего времени систематического освещения, что порождает противоречие между потребностями практики и уровнем знаний об особенностях формирования готовности студента к общению с семьей ребенка данной категории. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных способов формирования готовности специалистов по физической культуре к данному виду деятельности.
Анализ методологических подходов к определению готовность, представлен в работах И.Л. Колесникова, Л.В. Нечаева, в трудах В.Г. Ананьева, Ю.М. Васильева, М.Я. Виленского, К.М. Дурай-Новаковой, М.И. Дьяченко, В.С. Ильина, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова и др. Формы и методы формирования готовности освещены в работах А.М Арсеньева, Н.М. Борытко, В.С. Ильина, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, А.М. Трещева и др.
Системный анализ научных источников по физической культуре (В.И. Бальсевича, М.Я. Виленского, В.М. Выдрина, Н.Н., Дмитриева В.С.; Жиленковой В.П., Зволинской, Л.И.; Калинина Ю.В.; Филимоновой С.И., Шапковой Л.В.) и педагогической практики показал, что неэффективно используются в работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА такие действенные средства как физическая культура и спорт, позволяющие адаптировать ребенка к жизни в социуме. Таким образом, проблема формирования готовности специалиста по физической культуре имеет общие научно-педагогические предпосылки.
Среди причин снижающих
эффективность использования
Так, анализ действующих
государственных
Ни в одном из 142 требований к профессиональной подготовке выпускников по специальности 050720 «Физическая культура» и 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», определяющих «профессиональное лицо» будущего специалиста по физической культуре, нет требований к знаниям и умениям работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Более того, подготовка студентов к профессиональной работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не получила до настоящего времени систематического освещения, что порождает противоречие между потребностями практики и уровнем знаний об особенностях формирования готовности студента к общению с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями ОДА.
Таким образом, в образовательной практике вуза возникли противоречия между:
Вскрытые противоречия позволяют констатировать, что формирование готовности специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, все еще не является предметом специального исследования.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность процесса подготовки будущего специалиста по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, обусловили выбор темы, и предопределило объект, предмет, цель и задачи исследования.
Цель исследования: разработать теоретические основы формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА.
Объект исследования - подготовка будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования – формирование готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования содержит систему предположений о том, что формирование готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, будет более эффективной, по сравнению с массовой практикой, если:
В соответствии со степенью разработанности данной проблемы в педагогической науке и целью исследования, для проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1. Дать характеристику
семьи как среды для
2. Описать систему
работы специалиста по
3. Разработать модель
формирования готовности
4. Определить структуру
и критерии готовности
5. Опытно-экспериментальным путем апробировать модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методологическую основу исследования составляют основные положения: концепция личностно-ориентированного подхода в обучении (И.А. Колесникова, Ф.К. Савина, В.В. Сериков, В.А. Сластенин); системный подход к рассмотрению педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.С. Ильин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер); концепция гуманизации образования и гуманной педагогики (Е.В. Бондаревская, В.Г. Воронцова, И.А. Колесникова, А. Маслоу, Т.С. Назарова, К. Роджерс); концепция подготовки педагогов в ВУЗе (К.А. Абульхановой-Славская, О.А.. Абдуллиной, И С. Батракова, Г.А. Бордовский, Е.С. Заир-Бек, В.В. Лаптева, В.А. Сластенина, Р.М. Шерайзиной и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы используется комплекс исследовательских методов, представленный следующими группами:
Методы теоретического исследования: теоретический анализ источников по физической культуре, социологии и психологии, педагогики, изучение и анализ теоретических исследований в области дефектологии, моделирование.
Методы эмпирического исследования (синтез эмпирического материала, изучение результатов деятельности, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок, сравнительный анализ полученных данных – качественный и количественный)
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
- установлена специфика и характерные особенности структурно-содержательных компонентов готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА;
- определены критерии и уровни готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА;
Теоретическая значимость
результатов исследования определяется
его вкладом в развитие теории педагогического
образования, который выражается в разработке
теоретических оснований и модели формирования
готовности будущего специалиста по физической
культуре в контексте работы с семьей
ребенка с нарушениями ОДА; дополнении
и конкретизации понятия «работа с семьей
ребенка с нарушениями ОДА». Полученные
результаты могут служить теоретической
базой для решения задач формирования
профессионально-
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования для совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов к работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями. Разработанные в процессе исследования диагностические методики, программа спецкурса «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата», рекомендации по проведению аудиторных занятий и практики, ориентированные на формирование готовности будущих специалистов по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, могут быть использованы в профессиональной подготовке, повышении квалификации специалистов по ФК в вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования.