Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Рекомендуемая литература.
Приложение 9.
Профессиографическая модель профессионально важных качеств личности будущего специалиста по физической культуре.
Профессионально значимые способности |
Качества профессионально- | ||
С1 |
Педагогические |
К11 |
Интерес к педагогической профессии |
С2 |
Дидактические |
К12 |
Педагогическое призвание |
С3 |
Академические |
К13 |
Профессионально-педагогические намерения и склонности |
С4 |
Коммуникативные |
К14 |
Педагогический такт |
С5 |
Конструктивные |
К15 |
Педагогическая авторитетность |
С6 |
Перцептивные |
К16 |
Самокритичность |
С7 |
Экспрессивные |
К17 |
Профессионально-педагогическая компетентность |
С8 |
Организаторские |
К18 |
Педагогическое прогнозирование |
С9 |
Педагогического проектирования |
К19 |
Отзывчивость |
С10 |
Распределение внимания |
К20 |
Педагогическая справедливость |
Нравственные качества личности |
Индивидуально-психологические особенности | ||
К21 |
Гражданская позиция |
К27 |
Чувство юмора |
К22 |
Гуманизм |
К28 |
Стрессоустойчивость |
К23 |
Честность |
К29 |
Волевые качества |
К24 |
Моральная устойчивость |
К30 |
Интеллигентность |
К25 |
Трудолюбие |
К31 |
Творческое воображение |
К26 |
Порядочность |
К32 |
Толерантность (терпимость) |
К33 |
Хорошая память | ||
К34 |
Обаяние | ||
К35 |
Находчивость |
Формируемые умения |
Развиваемые качества | ||
1. |
В процессе физической реабилитации четко и корректно представлять ребенку, имеющему нарушения ОДА и его родителям материал, используя различные средства обучения двигательным действиям. |
Способности |
Дидактические способности (С2), академические способности (С3), коммуникативные способности (С4), конструктивные способности (С5), способности педагогического проектирования (С9), способности к распределению внимания (С10). |
Качества |
Профессионально-педагогическая компетентность (К17), трудолюбие (К25), волевые качества (К29), творческое воображение (К31), хорошая память (К33), находчивость (К35). | ||
2. |
Приобретать новые знания,
используя современные |
Способности |
Академические способности (С3), коммуникативные способности (С4), конструктивные способности (С5), способности педагогического проектирования (С9). |
Качества |
Профессионально-педагогическая компетентность (К17), трудолюбие (К25), волевые качества (К29), творческое воображение (К31), толерантность (К32), хорошая память (К33), находчивость (К35). |
Приложение 10.
Лист самооценки.
А. Инструкция. Ответьте на вопросы, связанные с работой специалистов по ФК с семьями, имеющими детей с нарушениями ОДА, и оцените свои знания по следующим критериям:
«3» -знаю отлично;
«2» - знаю;
«1» - что-то об этом слышал(а), но не уверен(а), что ответил(а) правильно;
«0» - ничего не знаю.
ВОПРОСЫ |
ОТВЕТЫ |
ОЦЕНКА |
1. |
||
2. |
||
3. |
||
4. |
||
5. |
В. Инструкция. Раскройте состав каждого умения из перечисленных в левой колонке и оцените степень владения каждым умением, пользуясь следующими критериями:
«3» - уверен(а), что смогу все сделать правильно;
«2» - умею, но не уверен(а), что сделаю все правильно;
«1» - представляю, но не уверен(а), что смогу выполнить;
«0» - не представляю, как это делается.
УМЕНИЕ |
ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ |
ОЦЕНКА |
Планировать деятельность |
||
Выбирать систему методов работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями ОДА |
||
Разрабатывать инструментарий |
||
Осуществлять системный качественный анализ |
||
Моделировать процесс физической реабилитации ребенка |
Приложение 11.
Группировка дидактических умений по их значимости в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре.
Дидактические умения | |
1 БЛОК | |
1. |
Умение видеть ошибку;
устанавливать причинно- |
2. |
Кратко и доходчиво объяснять задание ребенку и его родителям. |
3. |
Выделить основной элемент
техники и продемонстрировать правильность
его выполнения родителям ребенка
с целью последующей |
2 БЛОК | |
4. |
Определять логическую последовательность упражнений, выполняемых специалистом по ФК совместно с ребенком и его родителями. |
5. |
Подобрать комплекс упражнений от простых и легких к более трудным; показать родителям ребенка алгоритм их выполнения. |
6. |
Анализировать технику выполненного упражнения с учетом возрастных особенностей ребенка с нарушениями ОДА. |
7. |
Анализировать технику выполненного упражнения с учетом особенностей работы с родителями ребенка с нарушениями ОДА. |
8. |
Предвидеть возможные трудности и ошибки в овладении ребенком техникой движения (при обучении координационно-сложным упражнениям); показать родителям ребенка пути преодоления трудностей. |
9. |
Заставить выполнить ребенка задание (в монотонной, требующей волевых усилий работе), учитывая присутствие родителей ребенка как участников реабилитационного процесса. |
3 БЛОК | |
10. |
Оказать практическую помощь ребенку с нарушениями ОДА (вовремя наклонить, подтолкнуть, удержать ребенка при выполнении упражнения); обучить родителей этим приемам для последующей самостоятельной работы. |
11. |
Разделить упражнение на составные элементы для более быстрого обучения детей и родителей технике его выполнения. |
12. |
Демонстрировать упражнение целиком с различной скоростью и акцентом на узловые части и элементы). Демонстрировать по частям с различной скоростью и амплитудой. |
13. |
Создать ассоциации с имеющимся двигательным опытом ребенка. Образно сравнить. Обучить этому алгоритму родителей ребенка. |
Приложение 12.
Пример педагогической ситуации.
Разработать фрагмент урока по теме «Алгоритм проведения с родителями ребенка с нарушениями ОДА упражнения на развитие какого-либо двигательного навыка». Каждая группа студентов (3-5 чел.) разрабатывает фрагмент, опираясь на методы обучения (объяснительно-иллюстративные, показа, наглядной демонстрации). Подготовка фрагмента ведется 10 минут, затем представитель каждой группы реализует свой фрагмент урока. Оценка реализации фрагмента занятия осуществляется по следующим критериям: доступность изложения; информативность и прочность; ступень вызываемого интереса; степень активности аудитории; развивающий эффект; логичность и грамотность изложения; эмоциональность, увлеченность; степень контакта с аудиторией.
Приложение 11.
Примерный комплекс утренней гимнастики для детей 3-4 лет (с неглубокой патологией), 4-5 лет (с более сложными формами).
Упражнение 1. «Аист ходит по болоту». Ходить, высоко поднимая колени, спина прямая. Пройти по комнате 1-2 раза.
Упражнение 2. «Насос». Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на затылке (вдох). Наклон корпуса вправо, правой рукой коснуться ноги ниже колена (выдох). Исходное положение (вдох). Наклон корпуса влево, левой рукой коснуться ноги ниже колена (выдох).
Упражнение 3. «Курочка клюет зернышко». Исходное положение – ноги вместе, руки на пояс (вдох). Присесть, постучать пальчиком об пол, произнося при этом «ко-ко-ко» (выдох). Повторить 3-5 раз.
Упражнение 4. «Воробышек скачет». Прыгать на обеих ногах – сделать 4-6 прыжков, а затем ходьба: 10-12 шагов. Дыхание произвольное.
Примерный комплекс утренней гимнастики для детей в возрасте 5-6 лет (с неглубокой патологией), 6-7 лет (с более сложными формами).
Упражнение 1. «Окошечко». Переплести пальцы опущенных рук в «замок», поднять их вверх над головой – посмотреть в «окошечко» (вдох), опустить руки, не расплетая пальцев (выдох). Повторить 3-5 раз.
Упражнение 2. «Пловец». Туловище слегка наклонить вперед, прямые руки также вытянуть вперед (выдох), выпрямляясь, развести руки в стороны (вдох). Повторить 3-5 раз.
Упражнение 3. «Лягушонок». Присесть, разводя колени в стороны, пальцы рук слегка касаются пола впереди туловища, спина прямая: произнести «ква-ква-ква» (выдох). Повторить 3-5 раз.
Упражнение 4. «Самолет качает крыльями». Развести руки в стороны, ноги на ширине плеч. Наклоны туловища вправо и влево. Повторить 3-5 раз.