Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
- разрабатывать, организовывать
и проводить научно-
- формулировать оздоровительные,
- планировать процесс физической реабилитации, устанавливать виды и сроки контроля, своевременно вносить соответствующие коррективы;
- творчески применять
полученные умения по
- планировать и организовывать
процесс физической
- прогнозировать результат:
- обучать родителей
ребенка самостоятельному
- стимулировать семью ребенка учитывать методы развития физических качеств и функциональных возможностей ребенка в дальнейшем;
- адаптировать учебно-
- оценивать и учитывать
результаты деятельности и
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа курса «Нарушения опорно-двигательного аппарата в структуре аномального развития ребенка». (Блок 1)
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Лек. |
Сем. |
Лаб. |
1 |
Общая характеристика нарушений ОДА. |
2 ч. |
2ч. |
2ч. |
2 |
Классификации нарушений ОДА в детском возрасте. |
2ч. |
||
3 |
Закономерности нарушенного развития |
2ч. |
2ч. | |
4 |
Общие сведения о нарушениях опорно-двигательного аппарата (ОДА). |
2ч. |
2ч. |
4ч. |
5 |
Этиология нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА). |
4ч. |
2ч. |
2ч. |
6 |
Психофизиологическая характеристика детей с детскими церебральными параличами (ДЦП). |
2ч. |
2ч. |
|
7 |
Содержание коррекционно- |
2ч. |
2ч. |
2ч. |
8 |
Основы диагностики психофункционального состояния детей с нарушениями ОДА |
2ч. |
2ч. |
4ч. |
9 |
Основные методы обработки диагностического материала и составление программ физической реабилитации детей с патологиями ОДА. |
4ч. |
6ч. | |
ИТОГО: 54 ч. |
18ч. |
14ч. |
22ч. |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цель спецкурса: формирование у студентов системы фундаментальных теоретических знаний и профессионально-педагогических значимых умений в области адаптивной физической культуры, целостное осмысление сути профессиональной деятельности, общих закономерностей педагогических принципов, средств, методов и форм будущей работы.
2. Задачи спецкурса:
1. Сформировать у студентов
широкое профессиональное
2. Воспитать педагогическое мышление, познавательную активность, самостоятельность и ответственность за качество учебного труда и подготовки к профессиональной деятельности, дисциплинированность, потребность приобщения к научно-исследовательской и практической деятельности в сфере адаптивной физической культуры;
3. Сформировать убеждение
в важности и необходимости
в высококвалифицированных
4. Определить место спецкурса в профессиональной подготовке выпускника.
Лекционные занятия
Тема 1.Общая
характеристика нарушений опорно-
Виды и причины нарушений развития. Понятие «аномалия развития», «нарушенное развитие», «физический недостаток». Врожденные и приобретенные нарушения развития: органические и функциональные нарушения нервной системы или периферические нарушения определенного анализатора. Внутриутробные нарушения. Наследственные генетические поражения как врожденные нарушения. Приобретенные нарушения, вызванные родовыми или послеродовыми поражениями в организме ребенка.
Тема 2. Классификации детей с нарушениями развития
Группы детей с нарушениями в развитии (М.А. Власова, М.С. Певзнер, В.В. Лебединский, В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, О.Н. Усанова). Дети с нарушениями слуха. Дети с нарушениями зрения. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития. Дети с тяжелыми нарушениями речи. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети со смешанным (сложным) дефектом. Дети с искаженным развитием.
Тема 3. Закономерности нарушенного развития
Общность закономерностей развития нормального и аномального ребенка. Теория Выготского Л.С. о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом. Структура аномального развития как существование первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего развития. Соотношение первичного дефекта и вторичных наслоений. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. Роль двигательного анализатора в развитии высших психических функций.
Тема 4. Общие сведения о нарушениях опорно-двигательного аппарата (ОДА) в детском возрасте.
Дети с нарушениями
ОДА: понятие, причины нарушений. Виды
патологий опорно-
Тема 5. Этиология
нарушений опорно-
Основные факторы, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Степень выраженности двигательного дефекта. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ОДА. Психомоторика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Развитие двигательных способностей (двигательных навыков) детей с нарушениями ОДА.
Тема 6. Психофизиологическая характеристика детей с детскими церебральными параличами (ДЦП).
Нарушения моторного развития и формирование высших психических функций детей. Нарушение познавательной активности и эмоционально-волевой сферы личности. Низкая умственная работоспособность детей с ДЦП. Задержка психического развития и олигофрения. Повышенная эмоциональная возбудимость детей с ДЦП. Двигательная расторможенность, агрессия, реакции протеста по отношению к окружающим. Личностная незрелость. Особенности нарушений речи и степень их выраженности.
Тема 7. Содержание
коррекционно-компенсаторной помощи детям,
страдающим нарушениями опорно-
Специально организованный комплекс мер реабилитации и адаптации детей с поражениями опорно-двигательного аппарата. Основные направления коррекционной и реабилитационной работы по формированию двигательных функций ребенка. Комплексное системное воздействие на ребенка комплекса мер медикаментозного, физиотерапевтического, ортопедического лечения, массажа, адаптивной физической культуры с развитием и коррекцией движений.
Тема 8. Диагностика
психофункционального состояния детей
с нарушениями опорно-
Сбор анамнестических сведений о развитии ребенка. Выявление возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Изучение специалистом по ФК основного дефекта ребенка с нарушениями ОДА, сопутствующих заболеваний, сохранных функций, уровня физического развития, наличия двигательного опыта. Определение причины первичных и вторичных нарушений развития. Изучение медицинской документации. Составление индивидуальной карты реабилитации.
Темы семинарских занятий.
Семинарское занятие № 1
Тема 1: Общая характеристика нарушений ОДА.
Семинарское занятие № 2
Тема 2: Общие сведения о нарушениях опорно-двигательного аппарата (ОДА).
1. Роль и место патологий
опорно-двигательного аппарата
2. Врожденный и приобретенный характер нарушения функций ОДА.
2.1. Заболевания нервной системы.
2.2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата.
2.3. Приобретенные заболевания и повреждения ОДА.
3. Возрастная динамика
психофизического развития
Семинарское занятие № 3
Тема 3. Этиология
нарушений опорно-
1. Факторы нарушений опорно-двигательного аппарата.
1.1. Нарушения мышечного тонуса.
1.2. Ограничение произвольных движений.
1.3. Нарушения равновесия и координации движений.
14. Нарушения ощущений движений.
2. Тяжелая, средняя и легкая степени выраженности двигательного дефекта.
3. Психолого-педагогическая
характеристика детей с
3.1. Сниженный запас сведений и представлений об окружающем.
3.2. Нарушение координированной
деятельности анализаторных
3.3. Низкая познавательная активность.
3.4. Расстройства эмоционально-
3.5. Нарушения поведения, речи.
4. Развитие двигательных
способностей детей с нарушения
Семинарское занятие № 4
Тема: Психофизиологическая характеристика детей с детскими церебральными параличами (ДЦП).
1. Характеристика представлений
ребенка с нарушениями в
2. Причины низкой познавательной
активности детей с
3. Уровень развития
интеллекта детей с
4. Расстройства эмоционально-