Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

- разрабатывать, организовывать  и проводить научно-исследовательскую  работу по внедрению различных технологий физической реабилитации ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами адаптивной физической культуры с использованием современных методов исследований отечественной и зарубежной науки, а также традиционных и нетрадиционных средств адаптивной физической культуры;

- формулировать оздоровительные,  спортивные, рекреационные и другие  педагогические задачи и подбирать  соответствующие средства и методы  их решения, дозировать и регулировать  физическую нагрузку;

- планировать процесс  физической реабилитации, устанавливать виды и сроки контроля, своевременно вносить соответствующие коррективы;

- творчески применять  полученные умения по теоретико-методическим  и практическим основам системы  подготовки специалистов по физической  культуре в практических ситуациях работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

- планировать и организовывать  процесс физической реабилитации  совместно с родителями ребенка  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата;

- прогнозировать результат:

  1. определять цели и задачи основных этапов коррекционно-реабилитационного процесса. Информировать родителей ребенка об имеющихся успехах;
  2. прогнозировать возможные трудности в достижении необходимого уровня развития психофизических качеств ребенка;
  3. прогнозировать возможные трудности в технико-тактической подготовке и развитии функциональных возможностей ребенка;
  4. достигнуть оптимального взаимодействия с родителями ребенка.

- обучать родителей  ребенка самостоятельному проведению  подобных занятий;

- стимулировать семью ребенка учитывать методы развития физических качеств и функциональных возможностей ребенка в дальнейшем;

- адаптировать учебно-тренировочный  материал с учетом функционального  состояния ребенка с нарушениями  опорно-двигательного аппарата, руководствуясь мнением родителей ребенка об адекватности применяемых средств и методов. Уметь использовать учебно-тренировочные средства (технические) и научить пользоваться этими средствами родителей ребенка;

- оценивать и учитывать  результаты деятельности и определять новые задачи: определять сравнительную эффективность от процесса физической реабилитации ребенка и его родителей, на основе проведенного анализа результатов деятельности уметь увидеть проблемную ситуацию и определить пути ее разрешения.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Программа курса «Нарушения опорно-двигательного аппарата в структуре аномального развития ребенка». (Блок 1)

 

Учебно-тематический план

Тема 

Лек.

Сем.

Лаб.

1

Общая характеристика нарушений  ОДА.

2 ч.

2ч.

2ч.

2

Классификации нарушений  ОДА в детском возрасте.

2ч.

   

3

Закономерности нарушенного  развития

2ч.

 

2ч.

4

Общие сведения о нарушениях опорно-двигательного аппарата (ОДА).

2ч.

2ч.

4ч.

5

Этиология нарушений  опорно-двигательного аппарата (ОДА).

4ч.

2ч.

2ч.

6

Психофизиологическая  характеристика детей с детскими церебральными параличами (ДЦП).

2ч.

2ч.

 

7

Содержание коррекционно-компенсаторной помощи детям, страдающим нарушениями  опорно-двигательного аппарата.

2ч.

2ч.

2ч.

8

Основы диагностики  психофункционального состояния детей  с нарушениями ОДА

2ч.

2ч.

4ч.

9

Основные методы обработки  диагностического материала и составление  программ физической реабилитации детей  с патологиями ОДА.

 

4ч.

6ч.

 

ИТОГО:  54 ч.

18ч.

14ч.

22ч.


 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цель спецкурса: формирование у студентов системы фундаментальных теоретических знаний и профессионально-педагогических значимых умений в области адаптивной физической культуры, целостное осмысление сути профессиональной деятельности, общих закономерностей педагогических принципов, средств, методов и форм будущей работы.

2. Задачи спецкурса:

1. Сформировать у студентов  широкое профессиональное мировоззрение  и интерес к проблемам адаптивной  физической культуры, стремление  к всестороннему анализу и творческому усвоению изучаемого материала;

2. Воспитать педагогическое мышление, познавательную активность, самостоятельность и ответственность за качество учебного труда и подготовки к профессиональной деятельности, дисциплинированность, потребность приобщения к научно-исследовательской и практической деятельности в сфере адаптивной физической культуры;

3. Сформировать убеждение  в важности и необходимости  в высококвалифицированных специалистах  для решения задач физического  совершенствования населения.

4. Определить место  спецкурса в профессиональной  подготовке выпускника.

 

 

Лекционные  занятия

Тема 1.Общая  характеристика нарушений опорно-двигательного  аппарата (ОДА).

Виды и причины нарушений  развития. Понятие «аномалия развития», «нарушенное развитие», «физический  недостаток». Врожденные и приобретенные  нарушения развития: органические и функциональные нарушения нервной системы или периферические нарушения определенного анализатора. Внутриутробные нарушения. Наследственные генетические поражения как врожденные нарушения. Приобретенные нарушения, вызванные родовыми или послеродовыми поражениями в организме ребенка.

Тема 2. Классификации  детей с нарушениями развития

Группы детей с нарушениями  в развитии (М.А. Власова, М.С. Певзнер, В.В. Лебединский, В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, О.Н. Усанова). Дети с нарушениями  слуха. Дети с нарушениями зрения. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития. Дети с тяжелыми нарушениями речи. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети со смешанным (сложным) дефектом. Дети с искаженным развитием.

Тема 3. Закономерности нарушенного развития

Общность закономерностей  развития нормального и аномального  ребенка. Теория Выготского Л.С. о сложной  структуре аномального развития ребенка с дефектом. Структура  аномального развития как существование  первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего развития. Соотношение первичного дефекта и вторичных наслоений. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. Роль двигательного анализатора в развитии высших психических функций.

Тема 4. Общие  сведения о нарушениях опорно-двигательного  аппарата (ОДА) в детском возрасте.

Дети с нарушениями  ОДА: понятие, причины нарушений. Виды патологий опорно-двигательного  аппарата. Факторы, способствующие возникновению нарушений ОДА у детей. Особенности психофизического развития ребенка с нарушениями ОДА в разные возрастные периоды.

Тема 5. Этиология  нарушений опорно-двигательного  аппарата.

Основные факторы, связанные  с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Степень выраженности двигательного дефекта. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ОДА. Психомоторика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Развитие двигательных способностей (двигательных навыков) детей с нарушениями ОДА.

Тема 6. Психофизиологическая характеристика детей с детскими церебральными параличами (ДЦП).

Нарушения моторного  развития и формирование высших психических  функций детей. Нарушение познавательной активности и эмоционально-волевой сферы личности. Низкая умственная работоспособность детей с ДЦП. Задержка психического развития и олигофрения. Повышенная эмоциональная возбудимость детей с ДЦП. Двигательная расторможенность, агрессия, реакции протеста по отношению к окружающим. Личностная незрелость. Особенности нарушений речи и степень их выраженности.

Тема 7. Содержание коррекционно-компенсаторной помощи детям, страдающим нарушениями опорно-двигательного  аппарата.

Специально организованный комплекс мер реабилитации и адаптации  детей с поражениями опорно-двигательного аппарата. Основные направления коррекционной и реабилитационной работы по формированию двигательных функций ребенка. Комплексное системное воздействие на ребенка комплекса мер медикаментозного, физиотерапевтического, ортопедического лечения, массажа, адаптивной физической культуры с развитием и коррекцией движений.

Тема 8. Диагностика  психофункционального состояния детей  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата.

Сбор анамнестических  сведений о развитии ребенка. Выявление возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Изучение специалистом по ФК основного дефекта ребенка с нарушениями ОДА, сопутствующих заболеваний, сохранных функций, уровня физического развития, наличия двигательного опыта. Определение причины первичных и вторичных нарушений развития. Изучение медицинской документации. Составление индивидуальной карты реабилитации.

 

Темы семинарских  занятий.

Семинарское занятие  № 1

Тема 1: Общая  характеристика нарушений ОДА.

  1. Аномалия развития как форма нарушений онтогенеза.
  2. Нарушенное развитие как процесс отклонений и физическом и психическом развитии.
  3. Группа внутриутробных нарушений. Группа врожденных нарушений. Группа приобретенных нарушений. Органические и функциональные нарушения.
  4. Классификация детей с нарушениями развития, обусловленная органическими нарушениями, функциональной незрелостью, психической депривацией.
  5. Теория Л.С. Выготского о «сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом». Структура аномального развития как существование первичного дефекта и вторичных нарушений. Взаимозависимость вторичных дефектов от первичных.
  6. Доминирующий характер двигательной деятельности.
  7. Разграничение первичного и вторичного нарушений в развитии ребенка посредством оценки двигательных нарушений с помощью дифференциальной диагностики.

Семинарское занятие  № 2

Тема 2: Общие  сведения о нарушениях опорно-двигательного  аппарата (ОДА).

1. Роль и место патологий  опорно-двигательного аппарата в  структуре двигательных нарушений.

2. Врожденный и приобретенный  характер нарушения функций ОДА.

2.1. Заболевания нервной  системы.

2.2. Врожденная патология  опорно-двигательного аппарата.

2.3. Приобретенные заболевания  и повреждения ОДА.

3. Возрастная динамика  психофизического развития ребенка  с нарушениями ОДА.

Семинарское занятие  № 3

Тема 3. Этиология  нарушений опорно-двигательного  аппарата.

1. Факторы нарушений  опорно-двигательного аппарата.

1.1. Нарушения мышечного  тонуса.

1.2. Ограничение произвольных  движений.

1.3. Нарушения равновесия  и координации движений.

14. Нарушения ощущений движений.

2. Тяжелая, средняя  и легкая степени выраженности  двигательного дефекта.

3. Психолого-педагогическая  характеристика детей с нарушениями  ОДА. Активизация психических  процессов и познавательной деятельности.

3.1. Сниженный запас  сведений и представлений об окружающем.

3.2. Нарушение координированной  деятельности анализаторных систем.

3.3. Низкая познавательная  активность.

3.4. Расстройства эмоционально-волевой  сферы.

3.5. Нарушения поведения,  речи.

4. Развитие двигательных  способностей детей с нарушениями ОДА.

Семинарское занятие  № 4

Тема: Психофизиологическая характеристика детей с детскими церебральными параличами (ДЦП).

1. Характеристика представлений  ребенка с нарушениями в развитии  об окружающем. Причины: особенности  формирования представлений, вынужденная изоляция, ограничение контактов, затруднения познания окружающего мира, нарушение сенсорных функций.

2. Причины низкой познавательной  активности детей с нарушениями  развития: плохая сосредоточенность,  медлительность, пониженная переключаемость психических процессов.

3. Уровень развития  интеллекта детей с нарушениями  развития: близкий к нормальному  интеллект; задержка психического  развития; олигофрения.

4. Расстройства эмоционально-волевой  сферы, нарушения поведения, типичные  особенности личностной незрелости ребенка с нарушениями развития.

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара