Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Критерии компонентов  готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного  аппарата: осознание социальной значимости работы с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходимое для полной включенности в профессиональную деятельность; высокий уровень научно-теоретических и специальных знаний по адаптивной физической культуре; владение как реабилитационными, так и информационно-образовательными технологиями, направленными на работу, как с самим ребенком, так и с его родителями; наличие ряда качеств личности будущего специалиста по физической культуре, связанных с профессионально-педагогической направленностью; высокая степень коммуникативности, необходимая при работе с семьями различного социального статуса и уровня доходов; социальная и профессиональная компетентность в ходе экспериментального исследования дали возможность выявить показатели качества формирования готовности, будущих специалистов по физической культуре к данному виду деятельности.

Модель готовности будущих  специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с  нарушениями опорно-двигательного  аппарата, включающая в себя логически взаимосвязанные этапы формирования готовности: информационно-мотивационный, профессионально-моделирующий, рефлексивно-обобщающий, обеспечивает более высокие показатели готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

На формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к данной педагогической деятельности оказал влияние спецкурс «Взаимодействие  специалиста по физической культуре с семьями, воспитывающими детей  с нарушениями ОДА», включающий лекции, практические и семинарские занятия, задания по составлению обучающих  комплексов физической реабилитации, задания по работе с родителями и членами семьи ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, анализ педагогической практики; общественную практику будущих специалистов по физической культуре, специально организуемые дискуссии, проводимые во время прохождения спецкурса. Все это разнообразие педагогического материала помогло выявлению индивидуальных, глубоко личностных позиций будущих специалистов.

Система научно-теоретических  знаний и профессионально-значимых качеств личности; основы овладения  профессиональной ролью; коммуникативная  включенность в профессиональную деятельность; мотивационно-ценностное отношение  к деятельности; наличие способности  оценивать цели своей работы, социальная и профессиональная компетентность – все это является основой для формирования у будущего специалиста по физической культуре готовности к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и позволяет ему на качественно новом уровне овладеть широким спектром стилей для многовариативного решения профессиональных задач.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. вузов. – М.: Просвещение, 1989. – 139с.
  2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: учеб. пособие для слушателей инс-та повышения квалификации преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. инс-тов и по спецкурсу для пед. инс-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 207с.
  3. Абдуллина О.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1989. – 173с.
  4. Абрамова Г.С. Общая психология: учеб. пособие для студ. ВУЗов. – М.: Академ-Проект, 2002. – 495с. 
  5. Азаров Ю. Семейная педагогика: учеб. пособие для студентов ВУЗов – М., 1993. – 237с.
  6. Актуальные вопросы патологии детей раннего возраста: учеб. пособие. /Авт.: В.Н. Бондарев. Отв. ред. Бондарев В.Н. – Ашхабад: Овлым, 1985. – 149с.
  7. Актуальные проблемы современной науки: информ.-аналит. журн. – М.:  Спутник +, 2001. - № 1-3.
  8. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП.//Дефектология: информационно-аналитический журнал. – 2001. - № 3. – с. 10-15.
  9. Андриади И.П. Общее и особенное в педагогическом мастерстве специалиста физической культуры.//Пед. образование и наука: информационно-аналитический журнал.  – 2003. - № 3. – с. 27-31.
  10. Антонов А.И. Микросоциология семьи: учеб. пособие. Отв. Ред. А.И. Антонов. –  М.,1998. – 239с.
  11. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: учеб. пособие для студ. ВУЗов. /Под ред. А.И. Антонова, В.М. Медкова. – М.: МГУ, 1996. – 113с.
  12. Ахутина Т.В., Кричевец А.Н. Использование виртуальных средств развития пространственных функций у детей с ДЦП.//Психология: информационно-аналитический журнал. – 2002. - № 4. – с. 77-85.
  13. Бадалян А.О. ДЦП /А.О. Бадалян. – Киев: Здоровье, 1988. – 326с.
  14. Бакшеева Э.П. Педагогическая поддержка профессиональной самоактуализации студентов в педвузе.//Пед. Образование и наука: информ.-аналит. Журн. – 2003. - № 3. – с. 49-51.
  15. Бальсевич В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания.//Педагогика: информ.-аналит. Журн. – 2004. - № 1. – с. 26-29.
  16. Березовин Н.А. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед./Авт. Н.А. Березовин. – Минск, 1980. – 252с.
  17. Бертынь Г.П. Социально-педагогические аспекты работы с родителями детей с ограниченными возможностями: методические рекомендации. /Под ред. Г.П. Бертынь. – М.: РОР И ВЛДИ МЗ РФ. 2000. – 236с.
  18. Бертынь Г.П. Рекомендации врача родителям детей с нарушениями развития.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: информ.-аналит. Журн. – 2002. - № 1. – с. 51-54.
  19. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1989. – 141с.
  20. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: хрестоматия для родителей /Б.М. Бим-Бад. – М., 1988. – 129с.
  21. Блюмберг Г.С. Изменения клинико-электрофизиологических показателей у больных детским церебральным параличом при воздействии СМТ-терапии на центральные структуры /Г.С. Блюмберг, Н.С. Григорьева, Е.И. Резникова /Тезисы докладов 2-й Всесоюзной конференции. – Евпатория, 1988. – с. 174-175.
  22. Бобылев Н.Д., Мерлинкин В.П. Особенности структурирования функциональных компонентов в деятельности учителя физической культуры /Под ред. Н.Д. Бобылева, В.П. Мерлинкина. – Казань, 1989. –  130с.
  23. Бортфельд С.А. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе /С.А. Бортфельд, Г.И. Рогачева. – С.-Пб.: Медицина, 1986. – 132с.
  24. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе /С.А. Бортфельд, Г.И. Рогачева. –              С.-Пб., 1986. – 162с.
  25. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога.//Педагогика: информ.-аналит. Журн. – 2003. - № 10. –                          с. 51-56.
  26. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высш. шк., 1991, 204с.
  27. Виленский М.Я., Бегидова С.Н. Индивидуальные особенности формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры.//Пед. Образование и наука: информ.-аналит. Журн.  – 2003. - № 3. – с. 15-18.
  28. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов пед. специальностей: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Высш шк., 1989. – 158с.
  29. Виленский М.Я., Черняев В.В. Современные подходы к проектированию гуманитарно-педагогического образования по физической культуре в ВУЗе.//Педагогическое образование и наука: информ.-аналит. Журн. – 2003. - № 3. – с. 4-9.
  30. Виленский М.Я., Макеева В.С. Физическая культура как базовый компонент профессионально-личностного развития учителя.//Пед. Образование и наука: информ.-аналит. Журн. – 2003. - № 3. – с. 10-14.
  31. Виноградов Г.П. Теоретические и методические основы физической рекреации /Г.П. Виноградов. – С.-Пб., 1998. – 51с.
  32. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: курс лекций: учебное пособие. Отв. Ред. Ю.Г. Волков. Худ. С. Каштанов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 512с.
  33. Воронова Н.А. Формирование компонентов педагогического мышления студентов педвуза.//Педагогическое образование и наука: информ.-аналит. Журн. – 2003. - № 3. – с. 43-48.
  34. Воротилкина И.М. Формирование самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания /И.М. Воротилкина. – Хабаровск, 1998. – 224с.
  35. «Воспитательный процесс в высшей школе России», межвузовская науч.-практическая конф. (2001; Новосибирск). Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитательный процесс в высшей школе      России», 26-27 апр. 2001 г. / редкол.: А. Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск: НГАВТ, 2001. – 157 с.
  36. Выготский Л.С. Педагогическая психология: Психология. Классические труды. – М.: Пед-ка-Пресс, 1999. – 534с.
  37. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 1008с.
  38. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6-ти т./ Гл. ред.А.В. Запорожец. т. 2. Проблемы общей психологии. В надзаг.: АПН СССР./Под ред. В.В. Давыдова. Авт. Послесл. А.Р. Лурия. – М.: Педагогика, 1982. – 504с.
  39. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6-ти т./ Гл. ред.А.В. Запорожец. т. 5. Основы дефектологии./Авт. послесл. Э.С. Бейн. – М.: Педагогика, 1983. – 369с.
  40. Вяткин Л.Г., Ольнева А.Б. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности педагога: учеб. пособие для преподавателей вузов. – Саратов: Научная книга, 2001. – 194с.
  41. Ганзина Н.В. Система рекреативно-восстановительных мероприятий в социальной адаптации инвалидов с последствиями ДЦП / Н.В. Ганзина. – М., 1997. – 127с.
  42. Гончарова М.Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата /М.Н. Гончарова, А.В. Гринина, И.И. Мирзоева. – Л.: Медицина, 1974. – 207с.
  43. Гордеева А.В. Прикладная реабилитационная педагогика: учеб. пособие./Отв. ред. А.В. Гордеева, В.В. Морозов. – М.: АкадемПроект, 2004. – 175с.
  44. Гребенников И.В. Основы семейной жизни /И.В. Гребенников. – М., 1991. – 234с.
  45. Гречко А.С. Совершенствование методики профессиональной подготовки студентов к будущей деятельности учителя физической культуры: автореф. дис. канд. пед. наук./А.С. Гречко.– Омск, 1994. – 19с.
  46. Гросс Н.А. Развитие двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями /Н.А. Гросс, Ю.А. Гросс, Т.Л. Шарова./Сборник научных трудов и проектных материалов. – М., 1997. – с. 132-134.
  47. Гросс Н.А. Применение физических упражнений с учетом функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.//Лечебная физкультура для дошкольников и младших школьников: информ.-аналит. Журн. – 2005. - № 2. –                                     с. 26-34.
  48. Гросс Ю.А. Применение тренажерных устройств в процессе реабилитационных занятий физическими упражнениями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: автореф. дис. канд. пед. наук./Ю.А. Гросс. – М., 1998. – 24с.
  49. Гросс Н.А. Проблемы двигательной реабилитации детей с отклонениями в развитии: Специальная Олимпиада России-2005: материалы 6-й Всесоюз. Науч.-практ. Конф., г. Челябинск, 28-30 сент., 2005. – с. 56-59.
  50. Гросс Н.А. Оптимизация процесса реабилитации детей-инвалидов средствами физической культуры /Н.А. Гросс, Г.А. Гончарова, Е.А. Горбунова. /Образование и инвалидность: нормативно-правовые аспекты: материалы конф. – М., 2005. – 168с.
  51. Гросс Н.А. Реабилитация опорно-двигательных функций у детей-инвалидов с использованием элементов физической культуры и спорта /Н.А. Гросс, Ю.А. Гросс, Е.А. Горбунова./Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. – М., 1996. – 339с.
  52. Губкина Т. Родительский клуб (практическая программа).//Школьный психолог: информ.-аналит. Журн. – 2000. - № 5. – с. 11-15.
  53. Гузман Р.Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач.//Вопросы психологии: информ.-аналит. Журн. – 1980. - № 3. – с. 133-136.
  54. Гуслова М.Н., Стуре Т.К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов.//Дефектология: информ.-аналит. Журн. – 2000. - № 6. - с. 29.
  55. Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений / Ю.И. Данько. – М.: Медицина, 1968. – 325с.
  56. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие. – М.: Аквариум, 1997. – 167с.
  57. Детские болезни: справочник./Под ред. И.А. Геппе. – М.: Русский врач, 1997. – 192с.
  58. Дефектология: словарь-справочник. /Сост. Степанов С.С. /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – 80с.
  59. Дмитриев В.С. Введение в адаптивную физическую реабилитацию: монография./Всерос. науч.-исслед. ин-т. физ. культуры. – М., 2001. – 240с.
  60. Дмитриев А.А. Исследование влияния дозированных физических нагрузок на организм учащихся вспомогательной школы.//Дефектология: информ.-аналит. Журн. – 1981. -  № 5. – с. 46-50.
  61. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания: учеб. пособие. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. – 151с.
  62. Дмитриев В.С. Методические основы физической реабилитации инвалидов: учеб. пособие. – М.: КФК Россия, 1993. – 245с.
  63. Дмитриев В.С. Система физической реабилитации инвалидов /В.С. Дмитриев. – Малаховка: МГАФТ, 1995. –  345с.
  64. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: серия учебник нового века./Гл. ред. В. Усманов. Худ. В. Королева. – С.-Пб.: Питер, 2000. – 320с.
  65. Дружинин В.Н. Психология семьи: учеб. пособие для студ. /В.Н. Дружинин. – М.: Изд-во ЦСП, 1996. – 345с.
  66. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие. – М.: Сов. спорт, 2000. – 240с.
  67. Елизарова И.П. Церебральные нарушения у новорожденных, перенесших родовую травму и асфиксию /И.П. Елизарова. – М., 1988. – 178с.
  68. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: учеб. пособие для студ. мед. вузов. – М.: Медицина, 1999. – 304с.
  69. Епифанов В.А., Юнусов Ф.А. Физическая культура в комплексной реабилитации инвалидов с поражениями ОДА /Физическая культура и спорт инвалидов: тез. I Всесоюзн. Конф. – Одесса, 1989. – Вып. 1. – с. 31-32.
  70. Ефименко Н.Н., Сергиев Б.В. Содержание и методика физкультуры с детьми, страдающими ДЦП /Н.Н. Ефименко. – М.: Сов. спорт, 1991. – 55с.
  71. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: высшее профессиональное образование. /Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – М.: Академия, 2004. – 269с.
  72. Жигорева М.В. Система коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями развития.//Коррекционная педагогика: информ.-аналит. Журн. – 2004. - № 3. – с. 14-19.
  73. Жиленкова В.П. Организационные основы адаптивной физической культуры инвалидов с поражением ОДА/Под ред. С.П. Евсеева. – 2001. – 83с.
  74. Жиленкова В.П. Реабилитация инвалидов с поражением органов опоры и движения средствами ФК и спорта: учеб. пособие для студ. мед. вузов. – М., 1989. – 343с.
  75. Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.//Педагогика: информ.-аналит. Журн. – 2003. -  № 1. – с. 23-30.
  76. Закон Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: специальном образовании. //Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 7. - с. 11.
  77. Илюхина Т.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: информ.-аналит. Журн. – 2002. - № 1. – с. 58-61.
  78. Имашев А.М., Батищев В.И. Влияние педагогической практики на функциональную готовность будущего специалиста по физической культуре /А.М. Имаев. – М., 2000. – 176с.
  79. Имашев А.М. Интенсификация функциональной подготовки будущего учителя физической культуры: учеб. пособие. – М., 1998. – 289с.
  80. Кавокин С. Реабилитация и защита инвалидов.//Человек и труд: информ.-аналит. Журн. – 1994. - № 8. – с. 15-18.
  81. Казьмин, В. Д, Справочник врача: в 3 ч. / В. Казьмин. – М.: ACT: Астрель, 2001. – 21 см.  Ч. 2 : Детские болезни. – 2002. – 503с.
  82. Калинин Ю.В. Реабилитация детей с нарушениями: основные аспекты и направления.//Работник социальной службы: информ.-аналит. Журн. – 2000. - № 4. – с. 84-97.
  83. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости: учеб. пособие. – М.: Педагогика, 1981. – 200с.
  84. Кесарев Е.Д. Специальное образование за рубежом и международные программы помощи и поддержки детям с проблемами в развитии: /Проблемы реаб. детей с отклонениями в развитии: М-ды науч.-практ. Конф. – С.-Пб.: Центр пед. Инф. - 1995. – с. 26-40.
  85. Ковалев С.В. Психология современной семьи: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1988. – 250с.
  86. Колесников Л.Ф., Турченко В.И., Борисова Л.Г. Эффективность образования/ Л.Ф. Колесников, В.И. Турченко. – М., 1991. – 220с.
  87. Конева Е.В. Формирование педагогической позиции специалиста по физической культуре в процессе вузовской подготовки.//Пед. Образование и наука: информ.-аналит. Журн. – 2003. - № 3. – с. 19-21.
  88. Коррекционная педагогика и специальная психология словарь: учеб. пособие. /Сост. Н.В. Новоторцева. 4-е изд. перераб. и доп. – С.-Пб.: КАРО, 2006. – 144с.
  89. Коротков В.А. Профессионально-личностные ориентации педагогов: метод пособие для студ. высш. учеб. завед.– М., 1998. – 322с.
  90. Кошелева Л.Н. Социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями /Л.Н. Кошелева. – Петрозаводск, 1997. – 20с.
  91. Краткий психологической словарь /Под ред. К.К. Платонова. – М., 1984. – 549с.
  92. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития.//Гуманизация образования: информ.-аналит. Журн.  – 1995. -  № 1. – с. 27.
  93. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя /Кузьмина Н.В. – С.-Пб., 1987. – 118с.
  94. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии /Отв. ред. В.А. Лапшин. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.
  95. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: педагогическое образование. – М.: Академия, 2001. – 186с.
  96. Лепин П.В., Данилкова Н.С. Организация воспитательного процесса в педагогическом университете.//Пед. образование и наука: информ.-аналит. Журн. – 2002. -  № 4. – с. 32-36.
  97. Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: учеб. пособие. /Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Сов. спорт, 2001. – 320с.
  98. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие./Н.Л.Литош. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140с.
  99. Лукина А.К., Овчанникова В.М. Комплексная медико-социально-психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов ДЦП в санатории «Ласточка» г. Красноярск.//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: информ.-аналит. Журн. – 2003. - № 4. – с. 35-45.
  100. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 64с.
  101. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. Результаты и исследования как основа для построения программы развития.//Дефектология: информ.-аналит. Журн. – 1997. - № 4. – с. 17.
  102. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии./Е.М. Мастюкова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 304с.
  103. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Неврозы у детей с ДЦП.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: информ.-аналит. Журн. – 2002. - № 4. – с. 19.
  104. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: клинико-генетические основы коррекционной и специальной психологии./Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 368с.
  105. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 94с.
  106. Мастюкова Е.М. Симптомы ранних речевых нарушений у детей с ДЦП.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: информ.-аналит. Журн. – 2002. -  № 5. – с. 55-60.
  107. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с ДЦП.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: информ.-аналит. Журн. – 2001. -  № 3. – с.55-63.
  108. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Информационно-технологическая переподготовка преподавателей высшей школы.//Пед. информатика: информ.-аналит. Журн. – 2000. - № 4. – с. 23.
  109. Матушанский Г.У., Цвенгер Ю.В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы на современном этапе.//Психологическая наука и образование: информ.-аналит. Журн. – 2001. -  № 2. – с. 26-32.
  110. Матушанский Г.У., Цвенгер Ю.В. Информационно-технологическая подготовка преподавателей высшей школы как средство развития их профессионально важных качеств.//Психологическая наука и образование: информ.-аналит. Журн. – 2001. -  № 3. – с. 80-87.
  111. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А.М. Матюшкин. – М., 1972. – 324с.
  112. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалистов-дефектологов с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации).//Дефектология: информ.-аналит. Журн. – 2001. - № 1. – с. 60-65.
  113. Можаров М.С. (канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой преподавания информатики Кузбасской гос. пед. Академии), Г.Н. Бойченко (ассистент кафедры методики преподавания информатики) Концептуальные основы использования когнитивного моделирования в процессе профессиональной подготовки педагогов.//Педагогическое образование и наука: информ.-аналит. Журн. – 2003. - № 1. – с. 32-35.
  114. Мокрушина Л. Опыт взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка.//Воспитание школьников: информ.-аналит. Журн. – 2003. -  № 9. – с.17-18.
  115. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 381с. 
  116. Никулина В.Д. Взаимодействие школы и семьи в социализации подростков.//Социальная педагогика: информ.-аналит. журн. – 2003. – №3. – с. 55.
  117. Никулина В.Д. Программа психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с тяжелыми нарушениями зрения.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: информ.-аналит. Журн. – 2001. -  № 3. – с. 35-43.
  118. Никулина В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: информ.-аналит. Журн. – 2002. - № 4. – с. 8-10.
  119. Новик Г.В. Оздоровительные занятия для учащихся младшего школьного возраста с учетом особенностей физического развития /Г.В. Новик. – М., 1997. – 121с.
  120. Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие для студентов вузов./Под ред. Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова,                        Т.Ф. Пушкина. – С.-Пб.: Питер, 2005. – 304с.
  121. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Т.Р. Смирнова. – М.: Педагогика, 1985. – 128с. 
  122. Особенности умственного и речевого развития учащихся с ДЦП /Отв. ред. В.М. Ипполитов. – М., 1989. – 125с.
  123. Парфенова И. Организация сотрудничества семьи и школы.//Воспитание школьников: информ.-аналит. Журн. – 2002. - № 3. – с. 23-24.
  124. Петунин О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры /О.В. Петунин. – М.: Просвещение, 1990. – 112с.
  125. Платонов К.К. Структура и развитие личности: институт психологии./Отв. Ред. А.Д. Глоточкин. – М.: Наука, 1986. – 254с.
  126. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика: взаимодействие специалистов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 350с.
  127. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. – 432с.
  128. Половникова Н.А. Интенсификация подготовки специалиста высшей квалификации.//Сов. Педагогика: информ.-аналит. Журн.– 1986. - № 3. – с. 72-78.
  129. Популярная медицинская энциклопедия: энциклопедии, словари, справочники./глав. ред. Ф.Н. Петров, А.Ф. Серенко. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 950с.
  130. Преображенская И.Г. Влияние афферентного притока с двигательного аппарата на внешние психические функции детей, страдающих ДЦП.//Физиология человека: информ.-аналит. Журн. – 1997. - № 1. –                   с. 17.
  131. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека: учебник для студентов мед. ин-тов./Под ред. Проф. М.Г. Привеса. Худ. редактор А.И. Приймак. – С.-Пб.: Медицина, 1968. – 812с.
  132. Психотерапевтическая энциклопедия: серия Мастера психологии./Общ. Ред. Б.Д. Карварсарский. Худ. А. Суворов.– С.-Пб.: Питер Ком, 1999. – 752с. 
  133. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.: Victory : Стаун-кантри, 2001. – 94, [1] с.
  134. Семенова К.А. Детские церебральные параличи /Семенова К.А. – М.: Медицина, 1968. – 256с.
  135. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей /К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. – М.: Медицина, 1972. – 328с.
  136. Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП /К.А. Семенова, Л.М. Махмудова. – Ташкент: Медицина УзСССР, 1979. – 688с.
  137. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для факультетов педагогии и методики начального обучения./Под ред. С.П. Баранова. – М.: Просвещение, 1976. – 352с.
  138. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. ВУЗов./Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2003. – 567с.
  139. Сластенин В.А., Ананьев Б.Г., Лаврикова Т.В., Мищенко А.И., Петровский А.П. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГПИ им. Ленина, 1982. – 219с.
  140. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки: учеб. пособие для студентов ВУЗов. – М.: Просвещение, 1976. – 160с.
  141. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800с.
  142. Смирнова И.А. Сотрудничество педагогов и родителей в абилитации дошкольников с ДЦП.//Дошкольная педагогика: информ.-аналит. Журн. – 2002. -  № 3. – с. 43-45.
  143. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП: учеб.-методич. пособие. – С.-Пб.: ДетствоПресс, 2003. – 160с. 
  144. Сошникова Н.Г. Отношение студентов педагогических вузов к проблемам специального образования.//Дефектология: информ.-аналит. Журн. – 2004. - № 2. – с. 63-69.
  145. Социальная педагогика: курс лекций. Авт. М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова, Е.Я. Тищенко, В.П. Дьяконов. Под общ. ред. М.А. Галагузовой. Рецензенты В.А. Сластенин. Художник обложки Ю.В. Токарев. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999. – 416с. 
  146. Сошникова Н.Г. Отношение студентов педвузов к проблемам специального образования.//Дефектология: информ.-аналит. Журн. – 2004. - № 2. – с. 63.
  147. Специальная педагогика: высшее профессиональное образование. учеб. пособие./Авт. Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова. Под ред. Назаровой Н.Н. – М.: Академия, 2004. – 395с.
  148. Степанова Г.А., Булатова Г.А. Профессиональная готовность студентов педагогического ВУЗа к физкультурно-реабилитационной работе //Педагогическое образование и наука: информ.-аналит. Журн. – 2003. - №3. – с. 67-71.
  149. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум: учеб. пособие для студентов ВУЗов./Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Худ. С. Каштанов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 576с.
  150. Суслова З.Н. У кого болит душа о детях-инвалидах.//Народное образование: информ.-аналит. Журн. – 1994. -  № 5. – с. 38-42.
  151. Сырникова Б. Помочь найти место в жизни.//Социальная работа: информ.-аналит. Журн. – 2003. -  № 2. - с. 39
  152. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации. Приложение к постановлению Правительства РФ от 17 августа 1995 г- №4.
  153. Теория и практика развития активных методов обучения: экономика и управление высшей школой. – С.-Пб.: изд-во С.-Пб. инт-экон. ун-та, 1992. – 62с.
  154. Терминология спорта: толковый словарь спортивных терминов. Около 9500 терминов. /Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 480с. 
  155. Технологии подготовки специалистов в педагогическом университете: монография./З.Р. Аглеева и др. – Астрахань: АГПУ, 1999. – 351с.
  156. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г, № К67 // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. – 1998. – № 4. – с.13.
  157. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. – М., 1999. – 376с.
  158. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 303с.
  159. Трещев А.М. Профессионально-субъектная позиция учителя: Монография.- Астрахань АГПУ, 2000.- 211с.
  160. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профессиональной ориентации: учеб. пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005. – 384с. 
  161. Физическое воспитание дошкольников с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата.//Дошкольное воспитание: информ.-аналит. Журн. – 2003. - № 9. – с. 28-35.
  162. Физическая реабилитация /Под ред. С.Н. Попова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 765с.
  163. Филимонова С.И. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития  /С.И. Филимонова. – М., 2001. – 375с.
  164. Филимонова С.И.  Физическая активность в семье – новый подход к реабилитации детей с нарушениями развития.//Воспитание и обучение  детей с нарушениями развития: информ.-аналит. Журн. – 2001. –    №6.   - с.30-37.
  165. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы: учебное пособие для студ. ВУЗов./Отв ред. А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. – М., 1978. – 418с.
  166. Харчева В.Г. Основы социологии: учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений./ Ред. Н.Г. Давыдова.– М.: Логос; КноРус, 2000. – 302с.
  167. Хрущев С.В. Лечебная физкультура при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата: метод. пособие./ С.В. Хрущев. – М.: Медицина, 1966. – 154с.
  168. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие./Под ред. Л.В. Шапковой; худож. А.Г. Никоноров. – М.: Советский спорт, 2003. – 464с.
  169. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры и социальной педагогики.//Адаптивная физическая культура: информ.-аналит. Журн. – 2000. - № 1-2. – с. 24-26.
  170. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Сов. спорт, 2001. – 152с.
  171. Шарова Е. Где учиться детям с ДЦП.//Первое сентября: информ.-аналит. Журн. – 1999. - № 8. – с. 6.
  172. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб пособие. Ч. 1 Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. Науч. Ред. А.Д. Алферов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544с.
  173. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Коррекционная педагогика./Под ред. Л.М. Шипицыной Л.М., И.И. Мамайчук. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368с.
  174. Шипицина Л.М. и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии/Л.М. Шипицына. – С.-Пб. 1995. – 234с.
  175. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: метод. пособие. – С.-Пб.: Дидактика Плюс, 2002. – 496с.
  176. Шоо Михаэль. Спорт и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями ОДА: учеб. пособие для студ. дефектологических факультетов высш. пед. уч. заведений. /Пер. с нем. Н.А. Горловой, науч. Ред. Рус. Текста Н.М. Назарова. – М.: Академия, 2003. – 112с.
  177. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи: серия Мастера психологии./Гл. ред. В. Усманов. Худ редактор В. Королева. – С.-Пб.: ЗАО Изд-во Питер, 1999. – 656с.
  178. Эйдинова М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления /М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская. – М.: Медицина, 1959. – 343с.
  179. Эйдинова М.Б. Методическое письмо по ранней диагностике детских церебральных параличей и ранним лечебно-восстановительным мероприятиям /М.Б. Эйдинова. – М.: Медицина, 1966. – 306с.
  180. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии: серия золотой фонд психотерапии./Гл. ред. В. Усманов. Пер. с англ. С. Жужунава, М.Миронова. – С.-Пб.: Питер, 2000. – 640с.
  181. Ямщикова Н.А. Лечебная физкультура и массаж при прогрессивных мышечных атрифиях /Н.А. Ямщикова. – М.: Медицина, 1968. – 119с.
  182. Ackerman N.W. The Psychodynamics of family life. N.Y.: Basic Boocs, 1958. – 278p.
  183. Adapted Physical Activity Quarterly. – Champaign: Human Kinetics Publishers. – 2000. – V.17. – N 4. - October. – P. 369-487.
  184. Babing H., Berge M. Differenzierung im Unterrich. – Berlin, 1982. - 320s.
  185. Babing H., Berge M., Meixnen H., Walter K. Arbeit im Unterricht.// Padagogik. – Helf 4.1988. – S. 296-311.
  186. Bobath K. The nature of the paresis in cerebral palsy/ Bobath K.// The sec national spastics society study group. – Oxford, 1960. - p. 448.
  187. Blume D.D. Einige aktuelle problems des diagnostizierens koordinativer motozischen test./ Blume D.D.// Theorie und praxis des korperkultur. – 1984. – N 22. – S. 122-124.
  188. De Vries: muscule soreness//Encyclopedia of sport seines and medicine./ Disability statistics compendium statistical papers. – New York, 1990. – N 4. – P. 370.
  189. De Vries: muscule soreness//Encyclopedia of sport seines and medicine./ The Macmillan Company. – New York, 1971. – N 3. – P. 216.
  190. Falk B.A. Positioning the client with central nervous system deficits/ Falk B.A., Colangelo Cheril// The wheelchair and other adapter equipment: Valhalla rthabilitation publications. – 1985. – N 2. – P. 230-237.
  191. Finnie N. Handing the young cerebral paralisied child at home/ Nancie Finnie. – New York: Dutton-Suntrist, 1975. – P. 337.
  192. Kabat H. Physiotherapy/ Kabat H., McLeod M., Holt C. – New York, 1960. - 125 p.
  193. Levitt S. Treatment of cerebral palsy and motor delay: blackwey scientific publicacions/ Sophie Levitt. – London, 1977. – 272p.
  194. Malliani A. Power spectrum analisis of heart rate variability: a tool to explore neutral regulatory mechanisms/ Malliani A., Lombardi P., Pagani M.//Brit.Heart J. – 1994. – Vol. 71. – P. 1-2.
  195. Phelps W.M. Textbook of pediatries/ Phelps W.M. – Philadelphia; London, 1975. – 123p.
  196. Podkorytov V. Intensive neurophysiologic rchabilitation of children with cerebral palsy and psychic disorders/  Podkorytov V., Kozyavkin V.//X World Congress of psychiatry. – Madrid, 1996. – P. 28.
  197. Tardieu C. Therapeutic traning of phichmotor invalids, littles, disease, ataxia spasticity./ Tardieu C.//Conf. cours. Med. Vun. – 1962. – Vol. 85, N 9. – P. 35.
  198. Ward D. Positioning the handicapped child for function./ Diana Ward. – Chicago, 1984. – 137p.

 

 

 

Приложение 1.

Характерологические портреты матерей, имеющих ребенка с нарушениями  развития.

Портрет матери невротичного типа.

Потрет матери авторитарного типа.

Портрет матери психосоматического типа.

     Ведущей психологической характеристикой является пассивная личностная позиция в отношении перспектив дальнейшего развития ребенка. Нарушения в развитии ребенка воспринимаются ими как непреодолимые. Эти матери не обладают психофизическими возможностями для преодоления проблем ребенка. Им недоступно понимание вторичности недостатков, возникающие у ребенка, и являющихся результатом уже не органического дефекта, а родительской педагогической некомпетентности. В плане воспитания во взаимоотношениях с ребенком отсутствует требовательность, а порой и необходимая строгость. Межличностные связи «родитель-ребенок» в таких семьях могут приобретать симбиотический характер. В личности невротических матерей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Сохраняется постоянный тревожный фон настроения. Часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, снижение социального статуса.

     Эта категория матерей характеризуется активной жизненной позицией. Им свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка. Они создают родительские ассоциации и общества, упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации ребенка. Отрицательные характеристики этой категории матерей проявляются в неумении сдерживать гнев и раздражение. Многим свойствен неадекватный характер применения воспитательных мер к ребенку, часты жесткие формы наказаний. Такая форма взаимодействия становится причиной возникновения у детей вторичных нарушений: тиков, энуреза, заикания, пониженной самооценки. Другая часть этой категории проявляет тенденцию к отказу замечать нарушения в развитии ребенка. Такие матери гиперопекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития ребенка с нарушениями ОДА с ориентировкой на личные жизненные установки, не позволяющие увидеть верные перспективы развития ребенка.

     Эмоционально они лабильны. Им свойственны  частые смены полярных настроений, тенденция к доминированию, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса. В их поведении проявляется нормативность. Канал отреагирования фрустрирующей психику проблемы у данной категории матерей переведен во внутренний план переживаний. Им свойственно гиперопекать своих детей. Мучительные внутренние переживания оказываются причиной возникающих нарушений в психосоматической сфере, что и обусловило название этой категории.


 

Приложение 2.

 Функции  семьи.

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Функции семьи с ребенком с нарушениями ОДА.

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества.

Удовлетворение потребности в  детях.

Деформация функции вследствие рождения ребенка-инвалида.

Воспитательная

Поддержание культурной непрерывности  общества; воспитание подрастающего  поколения.

Удовлетворение потребности в  родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

Установление правильных детско-родительских отношений с учетом патологии ребенка. Адекватная оценка родителями физических и психологических возможностей ребенка.

Экономическая и хозяйственно-бытовая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Накопление богатства для членов семьи.

Получение материальных средств и  хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Оказание экономическим кризисом дестабилизирующего влияния на функционирование семьи как социального института, ее способность удовлетворять потребности  детей. Уход за ребенком-инвалидом,  восстановление его здоровья.

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов  и их психологическая терапия.

Получение индивидами психологической  защиты, эмоциональной поддержки  в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви.

Ребенок получает индивидуальную психологическую  защиту и эмоциональную поддержку. Родители помогают преодолевать физиологические  нарушения созданием атмосферы  поддержки и заботы.

Первичная социализация

Обучение детей социальному  опыту, накопленному человечеством, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа.

Переплетение естественно-биологических  и социальных связей родителей и  детей, определяющие особенности развития психики и первичную социализацию на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает  влияние на социализацию неполноценного ребенка.

Социально-статусная

Предоставление определенного  социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры.

Удовлетворение потребностей в  социальном продвижении.

Предоставление ребенку-инвалиду определенного социального статуса.

Функция первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми.

Формирование и поддержание  правовых и моральных санкций  за недолжное поведение и нарушение  моральных норм взаимоотношений между членами семьи.

Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности  ребенком-инвалидом, который в силу различных обстоятельств не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение  в полном соответствии с социальными нормами.

Функция духовного (культурно

го) общения

Развитие личности членов семьи.

Духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ  брачного союза.

Всестороннее развитие личности ребенка  посредством духовного общения.

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга.

Удовлетворение потребностей в  совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

Удовлетворение потребностей в  совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

Психотерапевтическая

 

Направлена на восстановление и  укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил  человека.

Гармонизация взаимоотношений  в системе мать-ребенок-отец. Родители способствуют решению психологических проблем ребенка: преодолению чувства неполноценности, вины, ущербности.

Сексуально-эротическая 

Сексуальный контроль. Получение удовольствия от интимных отношений в браке.

Удовлетворение сексуальных потребностей.

---

 

Филицитологическая

создание атмосферы счастья для полноценного и гармоничного развития ребенка.

Постоянное поддержание гармонии психологического климата семьи, отсутствие конфликтов.

Постоянное поддержание гармонии психологического климата семьи, отсутствие конфликтов в межличностных отношениях.

Реабилитационная

Решение проблем медицинского характера, восстановительного лечения и т.д.

Решение проблем медицинского характера, восстановительного лечения и т.д.

Использование родителями ребенка  элементарных методов психологической  и физической коррекции ребенка: аутогенной тренировки, игротерапии, комплекса мер физических упражнений коррекционного воздействия, сказкотерапии


 

Приложение 3.

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ  ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ  ОДА.

Тип

проблемы

Название проблемы

Характеристика  проблемы

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономические проблема

 

 

 

 

 

 

1.Финансовая проблема.

 

 

 

 

 

2.Жилищная проблема.

 

3.Трудности медикаментозного  лечения ребенка.

Инфляция, рост цен на товары, тяжелый  переход к рыночным отношениям, безработица  оказывают дестабилизирующее влияние на функционирование семьи. Экономический кризис привел к деквалификации работающих женщин, вынужденных все время находиться дома, осуществляя уход за ребенком с нарушениями ОДА. Вторичная занятость отцов в таких семьях приводит к физическому износу, психологической перенапряженности, дефициту времени. Доход составляет зарплата родителей (одного из них), пособие на ребенка, вторичные заработки. Все это приводит к дифференциации семей по условиям и результатам воспитания и негативно влияет на физическое развитие детей с нарушениями

Часто перед семьей встает жилищный вопрос – проблема полноценного и  комфортного жилья имеет важное значение особенно для семей, воспитывающих  ребенка с нарушениями ОДА, так  как в этом случае ребенку требуются  оптимальные условия проживания.

На лечение ребенка нужны  значительные средства, а это главная  причина, усугубляющая экономическое  положение семьи. Не всем семьям удается  найти разумные способы распределения  семейного бюджета, особенно, если помимо ребенка с нарушениями ОДА в семье есть другие дети.

2

Проблема трудоуст-ройства (самоактуа-лизации) и профессиональной занятости.

1.Проблема трудоустройства.

 

 

2.Проблема профессиональной  занятости и карьерного роста.

В семьях, имеющих ребенка с нарушениями  ОДА, мать вынуждена не работать, так как необходимо круглосуточно осуществлять надлежащий уход за ребенком. Поэтому проблема трудоустройства таких матерей остается неизменной. В таких семьях основным кормильцем становится отец, который вынужден искать вторичный заработок.

Женщина, имеющая ребенка с нарушениями ОДА, имеет довольно ограниченные возможности в профессиональной занятости и подборе рабочего места. Мать ребенка часто оставляет работу по специальности, чтобы обеспечить ребенку необходимый уход, или же переходит на низкооплачиваемую, низкоквалифицированную работу, но находящуюся рядом с домом. Часто женщины пытаются найти надомную работу.

3

Проблемы медико-психолого-эмоционального характера.

1.Медицинские проблемы.

 

 

 

2.Клинические проблемы.

 

 

 

 

 

3.Психоэмоцио-нальные  проблемы.

 

 

4.Возникновение психоневротических  состояний у семьи.

Негативное влияние на здоровье детей оказывает неблагоприятная  экологическая ситуация (загрязнение  воздуха окисью углерода, городской  шум, радиация, отходы химической промышленности, загрязнение воды, воздуха). Снижение уровня жизни, переход к рыночной экономике, неблагоприятная экологическая обстановка, тяжелый физический труд, военные конфликты, вредное производство – все это приводит к росту появления детей с нарушениями ОДА.

Стресс, полученный беременной, отрицательные эмоции могут привести к нарушению течения беременности, внутриутробного развития плода, рождению детей с патологией ОДА. Появляется широкий диапазон невротических и психотических расстройств у родителей. Возникает чувство одиночества, страха, потерянности, снижение психического тонуса, заниженная самооценка, потеря перспектив профессиональной карьеры, интереса к себе как к личности, смещение уровней аффективного реагирования, депрессивные переживания. Психологические портреты родителей: невротический тип, авторитарный тип, психосоматический тип.

Психотравмирующая ситуация, обусловленная  рождением в семье ребенка  с нарушениями ОДА, оказывает  воздействие на состояние здоровья членов семьи. У матерей часто  появляется депрессивная симптоматика в различных формах (депрессивный невроз, затяжные невротические депрессии, депрессивное невротическое развитие личности).

Соматические  проблемы психогенного стресса.

На соматическом уровне возникает патологическая цепочка: заболевание ребенка ведет к психогенному стрессу у матери, который провоцирует соматические и психические заболевания.

4

Психолого-социально-педагогичес-кие  проблемы.

1.Психолого-педагогические  проблемы.

 

 

2.Социально-психологические  проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

3.Нарушение типов семейного воспитания.

Межличностные отношения в семье  особенно важны для развития ребенка  с нарушениями ОДА. В процессе общения ребенок приобретает  навыки речи, мышления, предметных действий, осваивает социальный опыт. Развитие ребенка находится в прямой зависимости от нравственных индивидуальных особенностей членов семьи. Дефицит общения приводит к недополучению детьми необходимой эмоциональной поддержки.

Семейное неблагополучие, дефекты  воспитания, усугубляют следующие факторы: неприятие ребенка, гиперопека, непоследовательность, противоречивость воспитания, несогласованность действий родителей, несоответствие требованиям и ожиданиям ребенка, его возможностям и потребностям, аффективность, тревожность и страх за детей, что приводит к расстройствам нервной системы.

- стресс, имеющий пролонгированный  характер, оказывает деформирующее  воздействие на психику.

Отрицательное отношение родителей  детям с нарушениями ОДА, неадекватные родительские установки и модели воспитания, неблагоприятные межличностные  отношения в семьях.

На психологическом уровне у матери ребенка наблюдается стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывающий деформирующее воздействие на психику других членов семьи и становящийся условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада.

Классификация нарушенных типов семейного  воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное  отвержение, повышенная моральная ответственность, гипопротекция. [Эйденмиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – С.-Пб.: Питер, 1999. –  с 28.]. К детям с нарушениями ОДА в семьях предъявляются заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенок обычно ограничен в собственной активности. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности, что влечет за собой трудности установления межличностных контактов.

5

Социальные проблемы

1.Нарушение социальных  ролей.

Система ролей женщины в случае «особого» материнства подразделяется на индивидуальные роли внутри семьи и роли в обществе. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное самоотреченное переключение ее внимания на ребенка формируют у отца не проходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние. [Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. – С.-Пб.: Дидактика Плюс, 2002. – с. 180].

2.Потеря структуры  социальных контактов.

На социальном уровне наблюдается утрата контактов, семья становится малообщительной, избирательной в связях, происходит деформация во взаимоотношениях между родителями ребенка.

Процесс ухудшения внутрисемейных отношений сопровождается ослаблением  родственных и дружеских связей, замкнутостью семьи на своих проблемах.

3.Несоответствие материнского статуса прежним ожиданиям.

Отрицательные последствия, наблюдающиеся  у родителей ребенка-инвалида: снижение регулирующего самоконтроля, затруднения  в общении, избирательность контактов, снижение самооценки. Это, по нашему мнению, может происходить из-за того, что мать может идентифицировать себя с ребенком до такой степени, что все его неудачи воспринимает как его собственные. Подобная взаимосвязь мать-ребенок носит симбиотический характер. Несоответствие материнского статуса прежним ожиданиям, вызванное особой ситуацией, своеобразием ребенка, его неадекватными проявлениями, ведут к неудовлетворенности ролью матери, а отсюда возможны и самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, ошибочные поведенческие реакции.

4.Распад семьи (развод) вследствие ее деформации.

Большинство семей, не выдерживающих  ситуации воспитания ребенка с нарушениями  ОДА, распадается, часть семей существует в искаженном межличностном отношении, сохраняя семью формально – «ради  ребенка». Кризисная ситуация в семье провоцируется алкоголизмом мужей, что сказывается на психическом развитии и социальной адаптации ребенка-инвалида.

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара