Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Критерии компонентов
готовности будущих специалистов по
физической культуре к работе с семьей
ребенка с нарушениями опорно-
Модель готовности будущих
специалистов по физической культуре
к работе с семьей ребенка с
нарушениями опорно-
На формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к данной педагогической деятельности оказал влияние спецкурс «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА», включающий лекции, практические и семинарские занятия, задания по составлению обучающих комплексов физической реабилитации, задания по работе с родителями и членами семьи ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, анализ педагогической практики; общественную практику будущих специалистов по физической культуре, специально организуемые дискуссии, проводимые во время прохождения спецкурса. Все это разнообразие педагогического материала помогло выявлению индивидуальных, глубоко личностных позиций будущих специалистов.
Система научно-теоретических знаний и профессионально-значимых качеств личности; основы овладения профессиональной ролью; коммуникативная включенность в профессиональную деятельность; мотивационно-ценностное отношение к деятельности; наличие способности оценивать цели своей работы, социальная и профессиональная компетентность – все это является основой для формирования у будущего специалиста по физической культуре готовности к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и позволяет ему на качественно новом уровне овладеть широким спектром стилей для многовариативного решения профессиональных задач.
Приложение 1.
Характерологические портреты матерей, имеющих ребенка с нарушениями развития.
Портрет матери невротичного типа. |
Потрет матери авторитарного типа. |
Портрет матери психосоматического типа. |
Ведущей психологической характеристикой является пассивная личностная позиция в отношении перспектив дальнейшего развития ребенка. Нарушения в развитии ребенка воспринимаются ими как непреодолимые. Эти матери не обладают психофизическими возможностями для преодоления проблем ребенка. Им недоступно понимание вторичности недостатков, возникающие у ребенка, и являющихся результатом уже не органического дефекта, а родительской педагогической некомпетентности. В плане воспитания во взаимоотношениях с ребенком отсутствует требовательность, а порой и необходимая строгость. Межличностные связи «родитель-ребенок» в таких семьях могут приобретать симбиотический характер. В личности невротических матерей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Сохраняется постоянный тревожный фон настроения. Часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, снижение социального статуса. |
Эта категория матерей характеризуется активной жизненной позицией. Им свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка. Они создают родительские ассоциации и общества, упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации ребенка. Отрицательные характеристики этой категории матерей проявляются в неумении сдерживать гнев и раздражение. Многим свойствен неадекватный характер применения воспитательных мер к ребенку, часты жесткие формы наказаний. Такая форма взаимодействия становится причиной возникновения у детей вторичных нарушений: тиков, энуреза, заикания, пониженной самооценки. Другая часть этой категории проявляет тенденцию к отказу замечать нарушения в развитии ребенка. Такие матери гиперопекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития ребенка с нарушениями ОДА с ориентировкой на личные жизненные установки, не позволяющие увидеть верные перспективы развития ребенка. |
Эмоционально они лабильны. Им свойственны частые смены полярных настроений, тенденция к доминированию, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса. В их поведении проявляется нормативность. Канал отреагирования фрустрирующей психику проблемы у данной категории матерей переведен во внутренний план переживаний. Им свойственно гиперопекать своих детей. Мучительные внутренние переживания оказываются причиной возникающих нарушений в психосоматической сфере, что и обусловило название этой категории. |
Приложение 2.
Функции семьи.
Сфера семейной деятельности |
Общественные функции |
Индивидуальные функции |
Функции семьи с ребенком с нарушениями ОДА. |
Репродуктивная |
Биологическое воспроизводство общества. |
Удовлетворение потребности в детях. |
Деформация функции вследствие рождения ребенка-инвалида. |
Воспитательная |
Поддержание культурной непрерывности общества; воспитание подрастающего поколения. |
Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. |
Установление правильных детско-родительских отношений с учетом патологии ребенка. Адекватная оценка родителями физических и психологических возможностей ребенка. |
Экономическая и хозяйственно-бытовая |
Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Накопление богатства для членов семьи. |
Получение материальных средств и
хозяйственно-бытовых услуг |
Оказание экономическим |
Эмоциональная |
Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. |
Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви. |
Ребенок получает индивидуальную психологическую защиту и эмоциональную поддержку. Родители помогают преодолевать физиологические нарушения созданием атмосферы поддержки и заботы. |
Первичная социализация |
Обучение детей социальному опыту, накопленному человечеством, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа. |
Переплетение естественно- |
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние на социализацию неполноценного ребенка. |
Социально-статусная |
Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры. |
Удовлетворение потребностей в социальном продвижении. |
Предоставление ребенку- |
Функция первичного социального контроля |
Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми. |
Формирование и поддержание
правовых и моральных санкций
за недолжное поведение и |
Обеспечение выполнения социальных норм
членами семьи, в особенности
ребенком-инвалидом, который в силу
различных обстоятельств не обладает
в достаточной степени |
Функция духовного (культурно го) общения |
Развитие личности членов семьи. |
Духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза. |
Всестороннее развитие личности ребенка посредством духовного общения. |
Досуговая |
Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. |
Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов. |
Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов. |
Психотерапевтическая |
Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека. |
Гармонизация взаимоотношений в системе мать-ребенок-отец. Родители способствуют решению психологических проблем ребенка: преодолению чувства неполноценности, вины, ущербности. | |
Сексуально-эротическая |
Сексуальный контроль. Получение удовольствия от интимных отношений в браке. |
Удовлетворение сексуальных |
---
|
Филицитологическая |
создание атмосферы счастья для полноценного и гармоничного развития ребенка. |
Постоянное поддержание |
Постоянное поддержание |
Реабилитационная |
Решение проблем медицинского характера, восстановительного лечения и т.д. |
Решение проблем медицинского характера, восстановительного лечения и т.д. |
Использование родителями ребенка элементарных методов психологической и физической коррекции ребенка: аутогенной тренировки, игротерапии, комплекса мер физических упражнений коррекционного воздействия, сказкотерапии |
Приложение 3.
ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОДА.
№ № |
Тип проблемы |
Название проблемы |
Характеристика проблемы |
1
|
Экономические проблема
|
1.Финансовая проблема.
2.Жилищная проблема.
3.Трудности медикаментозного лечения ребенка. |
Инфляция, рост цен на товары, тяжелый
переход к рыночным отношениям, безработица
оказывают дестабилизирующее вл Часто перед семьей встает жилищный вопрос – проблема полноценного и комфортного жилья имеет важное значение особенно для семей, воспитывающих ребенка с нарушениями ОДА, так как в этом случае ребенку требуются оптимальные условия проживания. На лечение ребенка нужны значительные средства, а это главная причина, усугубляющая экономическое положение семьи. Не всем семьям удается найти разумные способы распределения семейного бюджета, особенно, если помимо ребенка с нарушениями ОДА в семье есть другие дети. |
2 |
Проблема трудоуст-ройства (самоактуа-лизации) и профессиональной занятости. |
1.Проблема трудоустройства.
2.Проблема профессиональной занятости и карьерного роста. |
В семьях, имеющих ребенка с нарушениями ОДА, мать вынуждена не работать, так как необходимо круглосуточно осуществлять надлежащий уход за ребенком. Поэтому проблема трудоустройства таких матерей остается неизменной. В таких семьях основным кормильцем становится отец, который вынужден искать вторичный заработок. Женщина, имеющая ребенка с нарушениями ОДА, имеет довольно ограниченные возможности в профессиональной занятости и подборе рабочего места. Мать ребенка часто оставляет работу по специальности, чтобы обеспечить ребенку необходимый уход, или же переходит на низкооплачиваемую, низкоквалифицированную работу, но находящуюся рядом с домом. Часто женщины пытаются найти надомную работу. |
3 |
Проблемы медико-психолого- |
1.Медицинские проблемы.
2.Клинические проблемы.
3.Психоэмоцио-нальные проблемы.
4.Возникновение |
Негативное влияние на здоровье
детей оказывает Стресс, полученный беременной, отрицательные эмоции могут привести к нарушению течения беременности, внутриутробного развития плода, рождению детей с патологией ОДА. Появляется широкий диапазон невротических и психотических расстройств у родителей. Возникает чувство одиночества, страха, потерянности, снижение психического тонуса, заниженная самооценка, потеря перспектив профессиональной карьеры, интереса к себе как к личности, смещение уровней аффективного реагирования, депрессивные переживания. Психологические портреты родителей: невротический тип, авторитарный тип, психосоматический тип. Психотравмирующая ситуация, обусловленная рождением в семье ребенка с нарушениями ОДА, оказывает воздействие на состояние здоровья членов семьи. У матерей часто появляется депрессивная симптоматика в различных формах (депрессивный невроз, затяжные невротические депрессии, депрессивное невротическое развитие личности). Соматические проблемы психогенного стресса. На соматическом уровне возникает патологическая цепочка: заболевание ребенка ведет к психогенному стрессу у матери, который провоцирует соматические и психические заболевания. |
4 |
Психолого-социально- |
1.Психолого-педагогические проблемы.
2.Социально-психологические проблемы.
3.Нарушение типов семейного воспитания. |
Межличностные отношения в семье особенно важны для развития ребенка с нарушениями ОДА. В процессе общения ребенок приобретает навыки речи, мышления, предметных действий, осваивает социальный опыт. Развитие ребенка находится в прямой зависимости от нравственных индивидуальных особенностей членов семьи. Дефицит общения приводит к недополучению детьми необходимой эмоциональной поддержки. Семейное неблагополучие, дефекты воспитания, усугубляют следующие факторы: неприятие ребенка, гиперопека, непоследовательность, противоречивость воспитания, несогласованность действий родителей, несоответствие требованиям и ожиданиям ребенка, его возможностям и потребностям, аффективность, тревожность и страх за детей, что приводит к расстройствам нервной системы. - стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает деформирующее воздействие на психику. Отрицательное отношение родителей детям с нарушениями ОДА, неадекватные родительские установки и модели воспитания, неблагоприятные межличностные отношения в семьях. На психологическом уровне у матери ребенка наблюдается стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывающий деформирующее воздействие на психику других членов семьи и становящийся условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Классификация нарушенных типов семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, гипопротекция. [Эйденмиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – С.-Пб.: Питер, 1999. – с 28.]. К детям с нарушениями ОДА в семьях предъявляются заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенок обычно ограничен в собственной активности. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности, что влечет за собой трудности установления межличностных контактов. |
5 |
Социальные проблемы |
1.Нарушение социальных ролей. |
Система ролей женщины в случае
«особого» материнства |
2.Потеря структуры социальных контактов. |
На социальном уровне наблюдается утрата контактов, семья становится малообщительной, избирательной в связях, происходит деформация во взаимоотношениях между родителями ребенка. Процесс ухудшения внутрисемейных
отношений сопровождается ослаблением
родственных и дружеских | ||
3.Несоответствие материнского статуса прежним ожиданиям. |
Отрицательные последствия, наблюдающиеся у родителей ребенка-инвалида: снижение регулирующего самоконтроля, затруднения в общении, избирательность контактов, снижение самооценки. Это, по нашему мнению, может происходить из-за того, что мать может идентифицировать себя с ребенком до такой степени, что все его неудачи воспринимает как его собственные. Подобная взаимосвязь мать-ребенок носит симбиотический характер. Несоответствие материнского статуса прежним ожиданиям, вызванное особой ситуацией, своеобразием ребенка, его неадекватными проявлениями, ведут к неудовлетворенности ролью матери, а отсюда возможны и самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, ошибочные поведенческие реакции. | ||
4.Распад семьи (развод) вследствие ее деформации. |
Большинство семей, не выдерживающих ситуации воспитания ребенка с нарушениями ОДА, распадается, часть семей существует в искаженном межличностном отношении, сохраняя семью формально – «ради ребенка». Кризисная ситуация в семье провоцируется алкоголизмом мужей, что сказывается на психическом развитии и социальной адаптации ребенка-инвалида. |