Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

7. Формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушения письменной речи.

Семинарское занятие  № 5

Тема: Содержание коррекционно-компенсаторной помощи детям, страдающим нарушениями опорно-двигательного аппарата.

1. Медикаментозное лечение.

2. Физиотерапевтические  процедуры.

3. Логопедическая работа.

4. Мероприятия ортопедического  характера.

5. Обучение детей с  нарушениями ОДА в специальных  школах-интернатах для детей с  последствиями полиомиелита и церебральных параличей.

Семинарское занятие  № 6

Тема: Диагностика  психофункционального состояния детей  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата.

1. Принципы построения  диагностических процедур.

2. Методы диагностики  морфофункционального состояния и вегетсосудистой системы организма, и т.д.

3. Требования к построению  и проведению методик:

1) стандартизация;

2) надежность и валидность.

4. Диагностика эмоционально-волевой  сферы ребенка.

5. Методы диагностики  внутрисемейных отношений и установление семейного микроклимата.

6. Оценка двигательных  нарушений в аспекте дифференциальной  диагностики аномалий развития.

Вопросы к зачету.

  1. Назовите и охарактеризуйте основные понятия адаптивной физической культуры.
  2. Перечислите причины врожденных и приобретенных нарушений в развитии человека. Проанализируйте классификации нарушений развития.
  3. Приведите примеры первичных и вторичных нарушений в структуре дефекта.
  4. Дайте характеристику общим закономерностям развития двигательного анализатора (по Е.М. Мастюковой).
  5. Проанализируйте особенности двигательных нарушений в структуре аномального развития.
  6. Охарактеризуйте физическое состояние и уровень развития психомоторики детей с нарушениями ОДА.
  7. Представьте психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В чем заключаются основные отличия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата от нормально развивающихся сверстников? Дайте сравнительную характеристику.
  8. Проанализируйте особенности формирования психических процессов у детей с ДЦП.
  9. Охарактеризуйте структуру двигательного дефекта при ДЦП.
  10. При какой форме ДЦП выявляются наиболее тяжелые двигательные, речевые и психические нарушения?
  11. Какие рефлексы необходимо развивать у детей с ДЦП, какие мышцы наиболее спастичны, а какие наиболее ослаблены.
  12. Перечислите основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями ОДА.
  13. Какие задачи решаются на занятиях по адаптивному физическому воспитанию при ДЦП?

Рекомендуемая литература.

  1. Актуальные вопросы патологии детей раннего возраста. Отв. ред. Бондарев В.Н. – Ашхабад: Овлым, 1985. – 149с.
  2. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП.//Дефектология. – 2001, № 3. с. 10-15.
  3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988. – 328с.
  4. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.
  5. Ганзина Н.В. Система рекреативно-восстановительных мероприятий в социальной адаптации инвалидов с последствиями ДЦП. – М., 1997. – 27с.
  6. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. - М.: Аквариум, 1997. – 167с.
  7. Елизарова И.П. Церебральные нарушения у новорожденных, перенесших родовую травму и асфиксию. – М., 1988. – 178с.
  8. Жигорева М.В. Система коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями развития.//Коррекционная педагогика. – 2004, № 3. – с. 14-19.
  9. Жиленкова В.П. Организационные основы адаптивной физической культуры инвалидов с поражением ОДА. Под ред. Евсеева С.П. – 2001. – 83с.
  10. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.
  11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
  12. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140с.
  13. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 64с.
  14. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения в структуре аномального развития.//Дефектология. – 1987., № 3.
  15. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Неврозы у детей с ДЦП.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002, № 4. – с. 19.
  16. Мастюкова Е.М. Симптомы ранних речевых нарушений у детей с ДЦП.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002, № 5. – с. 55-60.
  17. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. – М., 1991.
  18. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
  19. Особенности умственного и речевого развития учащихся с ДЦП. Отв. Ред. Ипполитов В.М. – М., 1989. – 125с.
  20. Преображенская И.Г. Влияние афферентного притока с двигательного аппарата на вешние психические функции детей, страдающих ДЦП.//Физиология человека. – 1997, № 1. – с. 17.
  21. Смирнова И.А. Сотрудничество педагогов и родителей в абилитации дошкольников с ДЦП.//Дошкольная педагогика. – 2002, № 3. – с. 43-45.
  22. Усанова О.Н. дети с проблемами психического развития. – М., 1995.
  23. Частные методики адаптивной физической культуры. Учебное пособие. Под ред. Шапковой Л.В. – М.: Сов. спорт, 2003. – 464с.
  24. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – С.-Пб.: Дидактика плюс, 2001.
  25. Шипицина Л.М. и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. – С.-Пб. 1995. – 234с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа спецкурса  «Физическая реабилитация ребенка  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата средствами адаптивной физической культуры». (Блок 2)

 

Учебно-тематический план

Тема 

Лек.

Сем.

Лаб.

1

Исходные понятия, предмет  и проблематика физической реабилитации ребенка с нарушениями ОДА.

2ч.

   

2

Средства и методы, используемые для организации физической реабилитации.

2ч.

2ч.

4ч.

3

Работа специалиста по ФК по формированию двигательных навыков у ребенка с нарушениями ОДА.

4ч.

4ч.

6ч.

4

Методики оптимального формирования двигательных навыков  при работе с ребенком с нарушениями  опорно-двигательного аппарата.

2ч.

2ч.

4ч.

5

Индивидуальный подход в реабилитации ребенка с нарушениями ОДА средствами АФК.

2ч.

 

2ч.

6

Нетрадиционные формы  занятий как альтернатива известным  методам физической реабилитации.

2ч.

4ч.

4ч.

7

Значение личности специалиста  по физической культуре в ходе работы с ребенком с нарушениями ОДА.

2ч.

2ч.

2ч.

8

Оценка эффективности  занятий адаптивной физической культурой.

2ч.

 

2ч.

 

ИТОГО:  56Ч.

18ч.

14ч.

24ч.


 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель спецкурса: Спецкурс «Физическая реабилитация ребенка с нарушениями ОДА средствами адаптивной физической культуры» ставит целью подготовку к работе с детьми с нарушениями ОДА по направлению и специальностям в области физической культуры. Спецкурс направлен на изучение базовых научно-практических знаний по теории и практике реабилитации патологий опорно-двигательного аппарата у детей; способствует формированию и совершенствованию умений разработки, организации и реализации реабилитационных программ средствами адаптивной физической культуры.

1.2. Задачи спецкурса:

1. Освоение студентами  специальных знаний в области теории и организации адаптивной физической культуры, практическая подготовка их к деятельности в этой области с семьями детей с нарушениями ОДА.

2. Обеспечение усвоения  студентами общих закономерностей,  педагогических принципов, средств, методов и форм адаптивной физической культуры, целостное осмысление ими сути профессиональной деятельности.

3. Формирование у студентов профессионально-педагогических умений но специальности; широкого профессионального мировоззрения и интереса к проблемам физической культуры, стремления к всестороннему анализу и творческому усвоению изучаемого материала.

4. Воспитание у будущих  специалистов педагогического мышления, познавательной активности, потребности  приобщения к научно-исследовательской  и практической деятельности в сфере адаптивной физической культуры;

5. Разработка студентами  стратегии проведения процесса  физической реабилитации ребенка с нарушениями ОДА, выработка умений по использованию физических упражнений.

6. Обучение студентов  средствам оказания помощи ребенку по расширению двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями.

1.3. Место спецкурса  в профессиональной подготовке  выпускника.

Специальный курс «Физическая реабилитация двигательных функций ребенка с нарушениями ОДА средствами адаптивной физической культуры» дает возможность будущему специалисту по ФК целостно осмыслить суть профессиональной деятельности в сфере адаптивной физической культуры, расширяет его кругозор за рамки узкой специальности и этим содействует формированию широкого профессионального мировоззрения. Спецкурс призван раскрыть закономерности функционирования и развития адаптивной физической культуры как целостного многогранного явления в обществе, формулируя на их основе обобщенные научно-прикладные знания.

Лекционные  занятия

Тема 1. Исходные понятия, предмет и проблематика физической реабилитации ребенка с  нарушениями ОДА.

Основные понятия теории и методики адаптивной физической культуры: «физическая рекреация», «двигательная  реабилитация». Методологические предпосылки организации процесса физической реабилитации как многофакторной системы реализации природных способностей человека на основе активизации целенаправленной мышечной деятельности; процесса и системы мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию ограниченных физических возможностей, повышение психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма средствами физической культуры. Основные задачи специалиста физической культуры, работающего с детьми с нарушениями ОДА: воспитательные, оздоровительные; двигательные коррекционные задачи (основные и вспомогательные).

Тема 2. Средства и методы, используемые для организации физической реабилитации.

Особенности физической реабилитации детей - инвалидов с  нарушением опорно-двигательного аппарата. Механизмы формирования двигательной активности у детей.

Понятие о средствах  физической реабилитации, их классификационная  характеристика. Средства и методы, используемые при обучении двигательным навыкам и ходьбе в физической реабилитации детей-инвалидов. Применение дозированных физических упражнений для формирования двигательных навыков. Физические упражнения при решении задач в области адаптивной физической культуры. Суть и основные признаки физических упражнений. Понятие о содержании и форме физических упражнений. Содержание физического упражнения как совокупности составляющих действий, регуляторных и других процессов, определяющих его воздействие. Форма физического упражнения как способ его выполнения, характеризующийся внешней и внутренней структурой. Диалектика формы и содержания физического упражнения. Классификация физических упражнений и ее значение. Примеры наиболее распространенных классификаций в теории и практике адаптивной физической культуры. Эффект физических упражнений (ближайший, отставленный, кумулятивный). Зависимость эффекта физических упражнений от состояния занимающихся и различных условий их применения.

Методы и методические приемы, используемые в проведении физической реабилитации детей-инвалидов. Состав методов физических упражнений, их систематика и ведущая роль при формировании двигательных умений, двигательных навыков и повышении функциональных возможностей организма занимающихся. По преимущественному проявлению двигательных качеств: упражнения силового характера, скоростного характера, скоростно-силового характера, для развития общей и специальной выносливости, для развития гибкости, ловкости. По характеру двигательной деятельности: физические упражнения циклического и ациклического характера, двигательные действия смешанного характера, включающие физические упражнения циклического и ациклического характера. По видовому признаку: гимнастические упражнения, плавание, спортивные и подвижные игры, экскурсии и туризм, элементы тяжелой атлетики и атлетической гимнастики, элементы легкой атлетики.

Оптимизация средств  и методов физической реабилитации с учетом индивидуальных морфо-функциональных особенностей детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата. Режимы разгрузки опорно-двигательного  аппарата в реабилитационных занятиях

Тема 3. Работа специалиста по физической культуре по формированию двигательных навыков  у ребенка с нарушениями ОДА.

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара