Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

 

Приложение 4.

Виды адаптивной физической культуры

Адаптивная физическая культура.

Адаптивное физическое воспитание

Направлено на всестороннее, гармоническое развитие, подготовку детей к самостоятельной жизни.

Адаптивная физическая рекреация.

Направлена на удовлетворение потребности в движении, активном отдыхе, содержательном развлечении.

Адаптивный спорт.

Имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Имеет две формы занятий: тренировочные занятия и соревнования.

Физическая реабилитация.

Означает лечение движением, применяется в виде лечебной физической культуры для восстановления или  компенсации утраченных или нарушенных функций.

                   

 

Уроки

Внеурочные занятия

Внешкольные занятия

(в семье)

Школьные и внешкольные  занятия

                       

физической культу-ры, ритмики, физ-культ-минутки

в режиме дня:

утренняя гимнас-тика,

игры на переменах,

спортивный час (после уроков)

внеклассные занятия:

(ОФП,

подвижные игры,

прогулки,

туристические походы.

занятия и игры в семье,

занятия в летних оздоровительных  лагерях,

занятия в реабилитационных центрах,

занятия в семейных клубах.

Тренировоч-ные занятия  с семьей,

соревнования в семейных секциях, клубах, совместная работа семьи  и специалиста по ФК

Уроки ЛФК (коррекционные) в школе,

занятия ЛФК в лечебных учреждениях.


 

 

Приложение 5.

Должностные обязанности  специалиста по ФК

Общие положения существующих в  настоящее время должностных обязанностей специалиста по ФК сводятся к планированию,  организации и проведению учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждении. Специалист осуществляет проведение занятий по физическому воспитанию воспитанников, организует учет успеваемости и посещаемости занятий обучающимися. Внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания обучающихся, обеспечивает контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения, за проведением профессионально-прикладной физической подготовки. Организует с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и тестирования обучающихся по физической подготовке. Отвечает за организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий, организует работу спортивно-оздоровительных лагерей. Принимает меры по физической реабилитации, организует работу физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья.

Особенности деятельности специалиста по ФК с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, заключаются в соотношении видов и форм физкультурных занятий в разных нозологических группах. В образовательных (коррекционных) учреждениях доминирует адаптивное физическое воспитание, в реабилитационно-оздоровительных центрах – различные формы лечебно-восстановительных занятий, в спортивных секциях – тренировочная, игровая и соревновательная деятельность. При работе специалиста с семьями детей, имеющих нарушения ОДА, специалист по ФК руководствуется специально-методическими принципами работы с данной категорией, строит коррекционную направленность реабилитационного процесса с учетом концептуальных подходов к построению занятий.

Специалист  по физической культуре должен знать: законы Российской Федерации, решения Правительства и органов управления образованием, физкультурой и спортом по вопросам образования, физкультуры и спорта; Конвенцию о правах ребенка; основы трудового законодательства; основы педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания; правила охраны жизни и здоровья обучающихся; методику проведения занятий на спортивных сооружениях и снарядах; формы составления отчетной документации; правила и нормы охраны труда и техники безопасности и противопожарной защиты.

 

 

Приложение 6.

Социальный  паспорт семьи.

 

Дата заполнения ________________

Общие сведения о ребенке.

  1. Ф.И.О._______________________________________________________
  2. Пол___________
  3. Дата, год рождения____________________________________________
  4. Адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть): почтовый индекс____ город (район)________ улица______ дом № ______квартира___________ контактный телефон__________________

Социально-бытовой  статус.

    1. Ребенок родной___ усыновленный_____опека___
    2. Бытовые условия проживания: в условиях семьи или социального учреждения (подчеркнуть).
    3. Анализ социально-бытовых условий проживания:

Собственный дом (общая  площадь______________кв. м)

Отдельная квартира (общая  площадь______________кв. м)

Арендуемая квартира (комната) (общая площадь______________кв. м)

Этаж__________ Лифт________ Пандус______________________

Централизованное отопление (да, нет)__________________________

Канализация (да, нет)__________

Удаленность от жилья  транспортных коммуникаций _____________

Социально-средовой статус.

  1. Состав семьи (количество членов семьи, проживающих на одной жилплощади);
  2. Социальный статус семьи: многодетная, полная, неполная, родная, опекунская (подчеркнуть).
  3. Форма и длительность брачных отношений родителей: брак зарегистрирован, гражданский (подчеркнуть).
  4. Какой по счету брак для каждого из родителей________________
  5. Причины распада полной семьи: развод, смерть одного из супругов, лишение родительских прав, лишение свободы одного из супругов, др.
  6. Родители

 Мать (Ф.И.О.)

Возраст

Образование (квалификация)

Выполняемая к моменту  освидетельствования работа

Профессия_____________________

Специальность__________________

Должность___________

Звание_______________________

По уходу за больным_____________________________

Проживает ли совместно с ребенком___________________

Отец (Ф.И.О.)

Возраст

Образование (квалификация)

Выполняемая к моменту  освидетельствования работа

Профессия_____________________

Специальность__________________

Должность___________

Звание_______________________

По уходу за больным_____________________________

  1. Старшее поколение семьи

Бабушка (Ф.И.О.)

Возраст_____________

Образование (квалификация)_________________

Выполняемая к моменту  освидетельствования работа______________

Профессия_____________________

Специальность__________________

Должность___________

Звание_______________________

По уходу за больным_____________________________

Не работает в связи  с пенсионным возрастом_________________

Проживает ли совместно  с ребенком________________

Дедушка (Ф.И.О.)

Возраст_____________

Образование (квалификация)_________________

Выполняемая к моменту  освидетельствования работа______________

Профессия_____________________

Специальность__________________

Должность___________

Звание_______________________

По уходу за больным_____________________________

Не работает в связи  с пенсионным возрастом_________________

Проживает ли совместно  с ребенком________________

  1. Сестры и братья

Количество___________

Возраст________

Состояние здоровья_______________

  1. Психоэмоциональная атмосфера в семье: спокойная, конфликтная, скандалы, физическое насилие и др.
  2. Генограмма семьи:


 

 

 


 



 

 

 

Обозначьте линией определенного  типа межличностные отношения в  семье. Используйте следующие обозначения:

________________ Нормальные  отношения

- - - - - - - - - - - - - - Прохладные отношения

------------------------ Конфликтные  отношения

В случае если отношения  не взаимны, следует указать их направление  от члена семьи стрелкой.

Кругом обозначаются женщины (девочки). В центре обозначаются возраст, родство (если бабушка, указать, чья она мать – отца ребенка или матери).

Квадратом обозначаются мужчины (мальчики). В центре обозначаются возраст, родство (если дедушка, указать, чей он отец – отца ребенка или  матери).

Дополнительные сведения (наблюдения)__________________________

  1. Кто является главой семьи (поддерживает эмоциональный климат)______________________________________________________
  2. Кто осуществляет основные функции по уходу, образованию и лечению ребенка с отклонениями в развитии______________________
  3. Кто выполняет ежедневные бытовые обязанности (уборка, стирка, приготовление пищи)_________________________________________
  4. Охарактеризуйте режим дня и питания в семье_____________________
  5. Социальная активность семьи в соответствии с образом жизни (закрытость от общества и уход от контактов с внешним миром, открытость для общения с небольшим кругом близких друзей, активная жизненная позиция, использование всех имеющихся возможностей для участия в общественной жизни)_________________

_____________________________________________________________

  1. Уровень включенности ребенка с отклонениями в развитии в семейные мероприятия – бытовые, досуговые, спортивные, культурные и др.________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Анализ отношений ближайшего окружения (родственников, соседей, друзей) к проблемам семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии_____________________________________________________
  3. Анализ предшествующих условий воспитания (в доме ребенка, в интернате, в родной семье, в приемной семье и др.)__________________________________________________________ Социально-экономический статус

Основные источники  доходов семьи:

1. Заработная плата_____________________________ руб./мес.

2. Пенсия по инвалидности_______________________ руб./мес.

3. Пенсия по старости ___________________________ руб./мес.

4. Пенсия по случаю  потери кормильца ____________ руб./мес.

5. Социальные пособия  __________________________ руб./мес.

6. Другие социальные  выплаты____________________ руб./мес.

7. Стипендии ___________________________________ руб./мес.

8. Другие источники  доходов _____________________ руб./мес.

Специальные сведения о ребенке с отклонениями в развитии

1. Дата официального  назначения инвалидности ребенку на основании решения Государственной службы медико-социальной экспертизы ________

2. Общая продолжительность  инвалидности_________________________

3. Динамика инвалидности___________________________________________

4. Диагноз.

Основное нарушение________________________________________________

Сопутствующие заболевания_________________________________________

Осложнения________________________________________________________

Оценка уровня развития ребенка и состояния  реабилитационного потенциала

Физическое развитие________________________________________________

Психическое развитие_______________________________________________

Эмоциональное развитие____________________________________________

Особенности поведения______________________________________________

Особенности общения_______________________________________________

Сформулированность социально-бытовых  навыков______________________

Качественная характеристика речи____________________________________

Характеристика интеллектуального  развития____________________________

Характеристика деятельности (мотивация, критичность, работоспособность, темп и т.д.)_________________________________________________________

Характеристика конструктивной, графической деятельности___________ __________________________________________________________________

Специфические особенности  в указанных сферах________________________

Структура потребностей_____________________________________________ __________________________________________________________________

Обеспечение средствами реабилитации и вспомогательными техническими приспособлениями (инвалидные кресла, оборудование туалетной комнаты, тифло - и сурдотехника, дидактические игрушки, пособия, специальная литература т.д.)_____________________________________________________ __________________________________________________________________

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара