Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Приложение 4.
Виды адаптивной физической культуры
Адаптивная физическая культура. | ||||||||||||||||||||
Адаптивное физическое воспитание Направлено на всестороннее, гармоническое развитие, подготовку детей к самостоятельной жизни. |
Адаптивная физическая рекреация. Направлена на удовлетворение потребности в движении, активном отдыхе, содержательном развлечении. |
Адаптивный спорт. Имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Имеет две формы занятий: тренировочные занятия и соревнования. |
Физическая реабилитация. Означает лечение движением, применяется в виде лечебной физической культуры для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций. | |||||||||||||||||
Уроки |
Внеурочные занятия |
Внешкольные занятия (в семье) |
Школьные и внешкольные занятия | |||||||||||||||||
физической культу-ры, ритмики, физ-культ-минутки |
в режиме дня: утренняя гимнас-тика, игры на переменах, спортивный час (после уроков) |
внеклассные занятия: (ОФП, подвижные игры, прогулки, туристические походы. |
занятия и игры в семье, занятия в летних оздоровительных лагерях, занятия в реабилитационных центрах, занятия в семейных клубах. |
Тренировоч-ные занятия с семьей, соревнования в семейных секциях, клубах, совместная работа семьи и специалиста по ФК |
Уроки ЛФК (коррекционные) в школе, занятия ЛФК в лечебных учреждениях. |
Приложение 5.
Должностные обязанности специалиста по ФК
Общие положения существующих в настоящее время должностных обязанностей специалиста по ФК сводятся к планированию, организации и проведению учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждении. Специалист осуществляет проведение занятий по физическому воспитанию воспитанников, организует учет успеваемости и посещаемости занятий обучающимися. Внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания обучающихся, обеспечивает контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения, за проведением профессионально-прикладной физической подготовки. Организует с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и тестирования обучающихся по физической подготовке. Отвечает за организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий, организует работу спортивно-оздоровительных лагерей. Принимает меры по физической реабилитации, организует работу физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья.
Особенности деятельности специалиста по ФК с
детьми, имеющими отклонения в состоянии
здоровья, заключаются в соотношении видов
и форм физкультурных занятий в разных
нозологических группах. В образовательных
(коррекционных) учреждениях доминирует
адаптивное физическое воспитание, в реабилитационно-
Специалист по физической культуре должен знать: законы Российской Федерации, решения Правительства и органов управления образованием, физкультурой и спортом по вопросам образования, физкультуры и спорта; Конвенцию о правах ребенка; основы трудового законодательства; основы педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания; правила охраны жизни и здоровья обучающихся; методику проведения занятий на спортивных сооружениях и снарядах; формы составления отчетной документации; правила и нормы охраны труда и техники безопасности и противопожарной защиты.
Приложение 6.
Социальный паспорт семьи.
Дата заполнения ________________
Общие сведения о ребенке.
Социально-бытовой статус.
Собственный дом (общая площадь______________кв. м)
Отдельная квартира (общая площадь______________кв. м)
Арендуемая квартира (комната) (общая площадь______________кв. м)
Этаж__________ Лифт________ Пандус______________________
Централизованное отопление (да, нет)__________________________
Канализация (да, нет)__________
Удаленность от жилья транспортных коммуникаций _____________
Социально-средовой статус.
Мать (Ф.И.О.)
Возраст
Образование (квалификация)
Выполняемая к моменту освидетельствования работа
Профессия_____________________
Специальность_________________
Должность___________
Звание_______________________
По уходу за больным_______________________
Проживает ли совместно с ребенком___________________
Отец (Ф.И.О.)
Возраст
Образование (квалификация)
Выполняемая к моменту освидетельствования работа
Профессия_____________________
Специальность_________________
Должность___________
Звание_______________________
По уходу за больным_______________________
Бабушка (Ф.И.О.)
Возраст_____________
Образование (квалификация)________________
Выполняемая к моменту
освидетельствования работа____
Профессия_____________________
Специальность_________________
Должность___________
Звание_______________________
По уходу за больным_______________________
Не работает в связи с пенсионным возрастом_________________
Проживает ли совместно с ребенком________________
Дедушка (Ф.И.О.)
Возраст_____________
Образование (квалификация)________________
Выполняемая к моменту
освидетельствования работа____
Профессия_____________________
Специальность_________________
Должность___________
Звание_______________________
По уходу за больным_______________________
Не работает в связи с пенсионным возрастом_________________
Проживает ли совместно с ребенком________________
Количество___________
Возраст________
Состояние здоровья_______________
Обозначьте линией определенного
типа межличностные отношения в
семье. Используйте следующие
________________ Нормальные отношения
- - - - - - - - - - - - - - Прохладные отношения
------------------------ Конфликтные отношения
В случае если отношения не взаимны, следует указать их направление от члена семьи стрелкой.
Кругом обозначаются женщины (девочки). В центре обозначаются возраст, родство (если бабушка, указать, чья она мать – отца ребенка или матери).
Квадратом обозначаются мужчины (мальчики). В центре обозначаются возраст, родство (если дедушка, указать, чей он отец – отца ребенка или матери).
Дополнительные сведения
(наблюдения)__________________
______________________________
Основные источники доходов семьи:
1. Заработная плата______________
2. Пенсия по инвалидности__________________
3. Пенсия по старости ___________________________ руб./мес.
4. Пенсия по случаю потери кормильца ____________ руб./мес.
5. Социальные пособия __________________________ руб./мес.
6. Другие социальные выплаты____________________ руб./мес.
7. Стипендии ____________________
8. Другие источники доходов _____________________ руб./мес.
Специальные сведения о ребенке с отклонениями в развитии
1. Дата официального назначения инвалидности ребенку на основании решения Государственной службы медико-социальной экспертизы ________
2. Общая продолжительность
инвалидности__________________
3. Динамика инвалидности_________
4. Диагноз.
Основное нарушение____________
Сопутствующие заболевания___________________
Осложнения____________________
Оценка уровня развития ребенка и состояния реабилитационного потенциала
Физическое развитие______________________
Психическое развитие______________________
Эмоциональное развитие______________________
Особенности поведения_____________________
Особенности общения_______________________
Сформулированность социально-
Качественная характеристика
речи__________________________
Характеристика
Характеристика деятельности
(мотивация, критичность, работоспособность,
темп и т.д.)_______________________
Характеристика конструктивной,
графической деятельности______
Специфические особенности
в указанных сферах____________
Структура потребностей__________________
Обеспечение средствами реабилитации и
вспомогательными техническими приспособлениями
(инвалидные кресла, оборудование туалетной
комнаты, тифло - и сурдотехника, дидактические
игрушки, пособия, специальная литература
т.д.)_________________________