Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Программа спецкурса
«Организация взаимодействия родителей
ребенка с нарушениями опорно-
(Блок 3)
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Лек. |
Сем. |
Лаб. |
1 |
Феноменология семей, воспитывающих ребенка с нарушениями ОДА. |
2ч. |
2ч. |
|
2 |
Анализ ситуаций взаимодействия специалистов по ФК с семьями детей с нарушениями ОДА. |
6ч. |
6ч | |
3 |
Профессиональная помощь семьям, имеющим ребенка с нарушениями ОДА. |
2ч. |
2ч. | |
4 |
Методы работы с семьей ребенка с нарушениями ОДА. |
2ч. |
4ч. |
4ч. |
5 |
Формирование системы знаний и умений у родителей ребенка с нарушениями ОДА. |
2ч. |
2ч. | |
6 |
Специфика совместных реабилитационно-развивающих занятий АФК в домашних условиях. |
2ч. |
2ч. |
4ч. |
7 |
Комплексно-диагностический подход к семье ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. |
2ч. |
2ч. | |
8 |
Методические особенности проведения подвижных и спортивных игр с семьей ребенка с нарушениями ОДА. |
4ч. |
2ч. |
|
9 |
Основы диагностического инструментария при работе с семьей. |
2ч. |
2ч. | |
ИТОГО: 56ч. |
16ч. |
18ч. |
22ч. |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цель спецкурса: курс «Организация взаимодействия родителей ребенка с нарушениями ОДА и специалиста по ФК в ходе физической реабилитации ребенка» призван вооружить студентов необходимыми знаниями теоретического и прикладного характера, по организации оптимального взаимодействия специалиста по ФК с семьями детей с нарушениями ОДА в целях успешного осуществления процесса физической реабилитации средствами АФК. Включение в процесс реабилитации родителей ребенка является необходимым условием успеха.
1.2. Задачи спецкурса:
1) обеспечение студентов необходимыми навыками, методами и приемами работы с семьями, воспитывающими детей, имеющих нарушения ОДА (опорно-двигательного аппарата) и самим ребенком.
2) ознакомление студентов
с методами и приемами
3) подготовка студентов к разносторонней профессиональной деятельности с семьями детей с нарушениями ОДА
1.3. Место спецкурса в профессиональной подготовке выпускника.
Специальный курс «Организация взаимодействия родителей ребенка с нарушениями ОДА и специалиста по ФК в ходе физической реабилитации ребенка» призван оптимизировать теоретический и практический уровень подготовки специалистов по ФК по вопросам организации взаимодействия с семьей ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата.
Лекционные занятия
Тема 1. Феноменология семей, воспитывающих ребенка с нарушениями ОДА.
Социально-экономическое
положение семьи, воспитывающей
ребенка с нарушениями опорно-
Тема 2. Профессиональная помощь семьям, имеющим ребенка с нарушениями ОДА.
Характеристика основных направлений работы с семьей
ребенка с нарушениями ОДА. Информирование
родителей о правах своего ребенка и семьи,
о деятельности и местонахождении реабилитационных
центров и других учреждении системы здравоохранения.
Деятельность специалистов физической
культуры помощи детям с нарушениями ОДА
и их семьям. Помощь семьям, имеющих детей-инвалидов:
изучение психологического климата семьи,
абилитация и реабилитация детей-инвалидов.
Характеристика детских специальных учреждений
и основ работы специалистов по физической
культуре с детьми данной категории. Комплекс
социальных, психолого-медико-
Тема 3. Методы работы с семьей ребенка с нарушениями ОДА.
Дискуссия, обсуждение типичных ситуаций в семьях, воспитывающих детей с нарушениями ОДА: рассказ-образец (например «Воскресенье - день общения»); проблемный рассказ, в котором нет готовых советов и члены группы должны подсказывать главным персонажам выход из сложившейся ситуации (например «Непреодолимая преграда»). Комплекс упражнений для занятия с родителями, воспитывающих детей с нарушениями ОДА. Комплекс физических упражнений для занятия с родителями, воспитывающих детей с нарушениями ОДА.
Тема 4. Формирование системы знаний и умений у родителей ребенка с нарушениями ОДА.
Формирование у родителей адекватного восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития. Лекции как форма просвещения родителей. Принцип делового сотрудничества при обучении родителей основам реабилитационной работы с ребенком. Трансформация воспитательного и реабилитационного потенциала родителей. Осуществление личностного роста родителей в процессе взаимодействия с ребенком. Повышение личностной самооценки родителей. Коррекция неконструктивных форм взаимодействия родителей с ребенком. Признание важности роли физических упражнений в реабилитации ребенка с нарушениями ОДА. Получение родителями знаний по формированию двигательных навыков у ребенка посредством физических упражнений реабилитационного характера. Повышение уровня родительской компетенции и создание условий для организации двигательной активности ребенка в семье.
Тема 5 Специфика совместных реабилитационно-развивающих занятий АФК с родителями в домашних условиях.
Совместные занятия адаптивной физической культурой (родители вместе с детьми) для последующих самостоятельных занятий в домашних условиях Процесс разучивания движений. Создание положительного эмоционального фона, заинтересованности, уверенности родителей в адекватности затрачиваемых усилий. Составление программы занятий семьи адаптивной физической культурой и перспективы развития ребенка.
Тема 6. Комплексно-диагностический подход к семье ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Составление комплексной диагностической карты, выявление и квалифицирование вида нарушения ОДА, установление возможных причин. Соблюдение ряда специальных условий при осуществлении программы комплексно-диагностической работы: всесторонность изучения детей, интегрированный подход в разработке диагностических программ, подбор системы диагностических заданий (по возрастам детей), специфичность подбора инструкций к предъявляемым заданиям и разнообразие методов сбора информации. Предоставление семьей единой диагностической карты (первичное медицинское, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое обследование). Определение квалификации нарушения, подбор методик. Уточнение анамнестических сведений, данных об индивидуальных особенностях ребенка в целях полноты сбора сведений.
Тема 7. Методические особенности проведения подвижных и спортивных игр с семьей ребенка с нарушениями ОДА.
Положительное влияние подвижных игр на психофизическое состояние детей с нарушениями ОДА. Примеры подвижных игр. Решение задач обучения развитию координационных способностей, психодинамических и сенсорных качеств, формированию навыков коллективного взаимодействия. Игры, основанные на использовании сохранных функций и возможности расширения диапазона двигательной активности.
Использование спортивных игр: волейбола, бадминтона, гольфа, бильярда, бейсбола, баскетбола, настольного тенниса, большого тенниса, бадминтона, гандбола и др. Развитие координационных, адаптационно-компенсаторных, силовых и скоростных способностей. Развитие сенсорных и психодинамических качеств.
Темы семинарских занятий.
Семинарское занятие № 1 (2 часа)
Тема: Феноменология семей, воспитывающих ребенка с нарушениями ОДА.
1. Превенция сложностей
функционирования семьи,
2. Характеристика основных направлений работы с семьей ребенка-инвалида.
3. Деятельность социальных служб помощи детям-инвалидам и их семьям.
Семинарское занятие № 2 (4 часа)
Тема: Методы работы с семьей ребенка с нарушениями ОДА.
1. Родительские клубы; систематические занятия; индивидуальная работа с матерью или отцом; поведенческий тренинг; групповые дискуссии-игры; инсценировки; родительские сочинения; рассказ-образец/проблемный рассказ; ролевые игры (минитренинги) и т.д.
3. Стратегии поведения в подобных ситуациях:
1) игнорирование проблем;
2) сравнение с жизнью других семей и нахождение каких-либо преимуществ в своем положении;
3) переоценка проблемы,
4) формулирование адекватной
защитной психологической
4. типы реагирования
родителей на наличие
Семинарское занятие № 3 (2 часа)
Тема: Методические особенности проведения подвижных и спортивных игр с семьей ребенка с нарушениями ОДА.
1. Подвижные игры для
детей с дефектами верхних
конечностей. Первая группа –
участие одной или обеих
2. Подвижные игры для
детей с дефектами нижних
3. Спортивные игры для детей дефектами верхних конечностей, где двигательная активность обусловлена применением технических приспособлений (волейбол, бадминтон и др.).
4. Спортивные игры для детей с односторонними дефектами верхних конечностей (большой теннис, футбол и др.).
5. Спортивные игры для детей с двусторонними дефектами верхних конечностей.
6. Спортивные игры для детей с дефектами нижних конечностей (в положении сидя на полу или гимнастическом ковре).
Семинарское занятие № 4 (6 часов)
Тема: Анализ ситуаций взаимодействия специалистов по ФК с семьями детей с нарушениями ОДА.
1. Характеристика возможных
тактик работы с родителями
детей: непосредственная/
2. Установление контактов между семьями, воспитывающими детей со сходной патологий опорно-двигательного аппарата.
Семинарское занятие № 5 (2 часа)
Тема: Специфика совместных реабилитационно-развивающих занятий АФК в домашних условиях.
1. Направления работы с семьями: реабилитационное, образовательное, психотерапевтическое, интеграционное.
2. Конструктивное взаимодействие
родителей с детьми в целях
интеграции семейных и
3. Занятия семейным
спортом/адаптивной физической
Семинарское занятие № 6 (2 часа)
Тема: Основы диагностического инструментария при работе с семьей.
1. Учет семейной ситуации и возрастного этапа развития ребенка с нарушениями ОДА.
2. Установление необходимости работы с семьей.
3. Составление «карты семьи».
4. Беседа с родителями в целях уточнения анамнестических сведений о ребенке, конкретном микросоциуме.
5. Адекватный подбор методик, инструментария.
Вопросы к зачету.