Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

Программа спецкурса  «Организация взаимодействия родителей  ребенка с нарушениями опорно-двигательного  аппарата и специалиста по физической культуре в ходе физической реабилитации».

(Блок 3)

 

Учебно-тематический план

Тема 

Лек.

Сем.

Лаб.

1

Феноменология семей, воспитывающих  ребенка с нарушениями ОДА.

2ч.

2ч.

 

2

Анализ ситуаций взаимодействия специалистов по ФК с семьями детей  с нарушениями ОДА.

 

6ч.

3

Профессиональная помощь семьям, имеющим ребенка с нарушениями ОДА.

2ч.

 

2ч.

4

Методы работы с семьей ребенка с нарушениями ОДА.

2ч.

4ч.

4ч.

5

Формирование системы  знаний и умений у родителей ребенка  с нарушениями ОДА.

2ч.

 

2ч.

6

Специфика совместных реабилитационно-развивающих  занятий  АФК в домашних условиях.

2ч.

2ч.

4ч.

7

Комплексно-диагностический  подход к семье ребенка с нарушениями  опорно-двигательного аппарата.

2ч.

 

2ч.

8

Методические особенности  проведения подвижных и спортивных игр с семьей ребенка с нарушениями  ОДА.

4ч.

2ч.

 

9

Основы диагностического инструментария при работе с семьей.

 

2ч.

2ч.

 

ИТОГО:  56ч.

16ч.

18ч.

22ч.


 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель спецкурса: курс «Организация взаимодействия родителей ребенка с нарушениями ОДА и специалиста по ФК в ходе физической реабилитации ребенка» призван вооружить студентов необходимыми знаниями теоретического и прикладного характера, по организации оптимального взаимодействия специалиста по ФК с семьями детей с нарушениями ОДА в целях успешного осуществления процесса физической реабилитации средствами АФК. Включение в процесс реабилитации родителей ребенка является необходимым условием успеха.

1.2. Задачи спецкурса:

1) обеспечение студентов  необходимыми навыками, методами  и приемами работы с семьями,  воспитывающими детей, имеющих  нарушения ОДА (опорно-двигательного аппарата)  и самим ребенком.

2) ознакомление студентов  с методами и приемами создания  благоприятного психоэмоционального  климата в семьях детей с  нарушениями ОДА, формирование  положительных установок в сознании  родителей в отношении физической реабилитации ребенка;

3) подготовка студентов  к разносторонней профессиональной деятельности с семьями детей с нарушениями ОДА

1.3. Место спецкурса  в профессиональной подготовке  выпускника.

Специальный курс «Организация взаимодействия родителей ребенка с нарушениями ОДА и специалиста по ФК в ходе физической реабилитации ребенка» призван оптимизировать теоретический и практический уровень подготовки специалистов по ФК по вопросам организации взаимодействия с семьей ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата.

 

Лекционные  занятия

Тема 1. Феноменология  семей, воспитывающих ребенка с  нарушениями ОДА.

Социально-экономическое  положение семьи, воспитывающей  ребенка с нарушениями опорно-двигательного  аппарата. Помощь семьям, имеющим детей-инвалидов: изучение психологического климата семьи, абилитация и реабилитация детей с нарушениями ОДА. Фазы жизненного цикла семьи ребенка с нарушениями ОДА.

Тема 2. Профессиональная помощь семьям, имеющим ребенка с  нарушениями ОДА.

Характеристика основных направлений работы с семьей ребенка с нарушениями ОДА. Информирование родителей о правах своего ребенка и семьи, о деятельности и местонахождении реабилитационных центров и других учреждении системы здравоохранения. Деятельность специалистов физической культуры помощи детям с нарушениями ОДА и их семьям. Помощь семьям, имеющих детей-инвалидов: изучение психологического климата семьи, абилитация и реабилитация детей-инвалидов.     Характеристика детских специальных учреждений и основ работы специалистов по физической культуре с детьми данной категории. Комплекс социальных, психолого-медико-педагогических мер помощи, оказываемой семье ребенка-инвалида.

Тема 3. Методы работы с семьей ребенка с нарушениями  ОДА.

Дискуссия, обсуждение типичных ситуаций в семьях, воспитывающих детей с нарушениями ОДА: рассказ-образец (например «Воскресенье - день общения»); проблемный рассказ, в котором нет готовых советов и члены группы должны подсказывать главным персонажам выход из сложившейся ситуации (например «Непреодолимая преграда»). Комплекс упражнений для занятия с родителями, воспитывающих детей с нарушениями ОДА. Комплекс физических упражнений для занятия с родителями, воспитывающих детей с нарушениями ОДА.

Тема 4. Формирование системы знаний и умений у родителей ребенка с нарушениями ОДА.

Формирование у родителей  адекватного восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия  развития. Лекции как форма просвещения  родителей. Принцип делового сотрудничества при обучении родителей основам  реабилитационной работы с ребенком. Трансформация воспитательного и реабилитационного потенциала родителей. Осуществление личностного роста родителей в процессе взаимодействия с ребенком. Повышение личностной самооценки родителей. Коррекция неконструктивных форм взаимодействия родителей с ребенком. Признание важности роли физических упражнений в реабилитации ребенка с нарушениями ОДА. Получение родителями знаний по формированию двигательных навыков у ребенка посредством физических упражнений реабилитационного характера. Повышение уровня родительской компетенции и создание условий для организации двигательной активности ребенка в семье.

Тема 5 Специфика  совместных реабилитационно-развивающих  занятий  АФК с родителями в  домашних условиях.

Совместные занятия адаптивной физической культурой (родители вместе с детьми) для последующих самостоятельных занятий в домашних условиях Процесс разучивания движений. Создание положительного эмоционального фона, заинтересованности, уверенности родителей в адекватности затрачиваемых усилий. Составление программы занятий семьи адаптивной физической культурой и перспективы развития ребенка.

Тема 6. Комплексно-диагностический  подход к семье ребенка с нарушениями  опорно-двигательного аппарата.

Составление комплексной  диагностической карты, выявление и квалифицирование вида нарушения ОДА, установление возможных причин. Соблюдение ряда специальных условий при осуществлении программы комплексно-диагностической работы: всесторонность изучения детей, интегрированный подход в разработке диагностических программ, подбор системы диагностических заданий (по возрастам детей), специфичность подбора инструкций к предъявляемым заданиям и разнообразие методов сбора информации. Предоставление семьей единой диагностической карты (первичное медицинское, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое обследование). Определение квалификации нарушения, подбор методик. Уточнение анамнестических сведений, данных об индивидуальных особенностях ребенка в целях полноты сбора сведений.

Тема 7. Методические особенности проведения подвижных и спортивных игр с семьей ребенка с нарушениями ОДА.

Положительное влияние  подвижных игр на психофизическое  состояние детей с нарушениями  ОДА. Примеры подвижных игр. Решение  задач обучения развитию координационных  способностей, психодинамических и сенсорных качеств, формированию навыков коллективного взаимодействия. Игры, основанные на использовании сохранных функций и возможности расширения диапазона двигательной активности.

Использование спортивных игр: волейбола, бадминтона, гольфа, бильярда, бейсбола, баскетбола, настольного тенниса, большого тенниса, бадминтона, гандбола и др. Развитие координационных, адаптационно-компенсаторных, силовых и скоростных способностей. Развитие сенсорных и психодинамических качеств.

Темы семинарских  занятий.

Семинарское занятие  № 1 (2 часа)

Тема: Феноменология семей, воспитывающих ребенка с нарушениями ОДА.

1. Превенция сложностей  функционирования семьи, воспитывающей  ребенка с нарушениями ОДА.

2. Характеристика основных  направлений работы с семьей  ребенка-инвалида.

3. Деятельность социальных  служб помощи детям-инвалидам  и их семьям.

Семинарское занятие  № 2 (4 часа)

Тема: Методы работы с семьей ребенка с нарушениями  ОДА.

1. Родительские клубы;  систематические занятия;  индивидуальная  работа с матерью или отцом; поведенческий тренинг; групповые дискуссии-игры; инсценировки; родительские сочинения; рассказ-образец/проблемный рассказ; ролевые игры (минитренинги) и т.д.

3. Стратегии поведения  в подобных ситуациях:

1) игнорирование проблем;

2) сравнение с жизнью других семей и нахождение каких-либо преимуществ в своем положении;

3) переоценка проблемы,

4) формулирование адекватной  защитной психологической позиции.

4. типы реагирования  родителей на наличие пролонгированной психотравмирующей ситуации.

Семинарское занятие № 3 (2 часа)

Тема: Методические особенности проведения подвижных  и спортивных игр с семьей ребенка  с нарушениями ОДА.

1. Подвижные игры для  детей с дефектами верхних  конечностей. Первая группа –  участие одной или обеих верхних  конечностей в осуществлении движений. Вторая группа, объединяющая подвижные игры, направленные на использование функций нижних конечностей (игры с ходьбой, бегом, прыжками, перелезанием).

2. Подвижные игры для  детей с дефектами нижних конечностей. 

3. Спортивные игры  для детей дефектами верхних конечностей, где двигательная активность обусловлена применением технических приспособлений (волейбол, бадминтон и др.).

4. Спортивные игры  для детей с односторонними  дефектами верхних конечностей  (большой теннис, футбол и др.).

5. Спортивные игры для детей с двусторонними дефектами верхних конечностей.

6. Спортивные игры  для детей с дефектами нижних  конечностей (в положении сидя  на полу или гимнастическом  ковре).

Семинарское занятие  № 4 (6 часов)

Тема: Анализ ситуаций взаимодействия специалистов по ФК с семьями детей с нарушениями ОДА.

1. Характеристика возможных  тактик работы с родителями  детей: непосредственная/опосредованная  работа с семьей ребенка с  нарушениями ОДА.

2. Установление контактов  между семьями, воспитывающими  детей со сходной патологий опорно-двигательного аппарата.

Семинарское занятие  № 5 (2 часа)

Тема: Специфика  совместных реабилитационно-развивающих  занятий  АФК в домашних условиях.

1. Направления работы  с семьями: реабилитационное, образовательное,  психотерапевтическое, интеграционное.

2. Конструктивное взаимодействие  родителей с детьми в целях  интеграции семейных и групповых  воздействий реабилитационной направленности.

3. Занятия семейным  спортом/адаптивной физической культурой.

Семинарское занятие  № 6 (2 часа)

Тема: Основы диагностического инструментария при работе с семьей.

1. Учет семейной ситуации  и возрастного этапа развития  ребенка с нарушениями ОДА.

2. Установление необходимости  работы с семьей.

3. Составление «карты  семьи».

4. Беседа с родителями  в целях уточнения анамнестических сведений о ребенке, конкретном микросоциуме.

5. Адекватный подбор  методик, инструментария.

 

Вопросы к зачету.

  1. В чем состоит сущность обучения родителей ребенка с нарушениями ОДА развитию у ребенка двигательных навыков?
  2. Какие патологические реакции наблюдаются у родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?
  3. Какие методы и методические приемы могут применяться при работе с родителями ребенка с нарушениями ОДА?
  4. От чего зависит физическое развитие ребенка с нарушениями ОДА в семье?
  5. Что могут сделать родители для физической реабилитации ребенка с нарушениями ОДА?
  6. Какие существуют подходы работы с семьей, стимулирующие развитие и совершенствование двигательной активности ребенка?
  7. Какие существуют формы практического и теоретического обучения родителей детей с нарушениями ОДА основам физической реабилитации ребенка?
  8. Охарактеризуйте возможные тактики работы с семьями детей с нарушениями ОДА.
  9. Какие существуют основные направления помощи семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями ОДА?
  10. Назовите комплекс социальных, психолого-медико-педагогических мер помощи, оказываемой семье ребенка-инвалида.
  11. Охарактеризуйте назначение лекции как основной формы просвещения родителей.
  12. Как специалист по физической культуре может способствовать устранению либо сглаживанию неконструктивных форм взаимодействия родителей с ребенком с нарушениями ОДА?
  13. Как можно помочь родителям улучшить условия для организации двигательной активности в семье?
  14. В чем заключается специфика совместных реабилитационно-развивающих занятий АФК?
  15. Как специалист по ФК может выработать уверенность у родителей ребенка в адекватности затрачиваемых усилий?
  16. Расскажите о программе занятий семьи адаптивной физической культурой и перспективах развития ребенка. Соблюдение каких условий предполагается при этом?
  17. Как игровая деятельность (подвижные игры) позволяет увеличить двигательную активность у детей с нарушениями ОДА, восполнить дефицит положительных эмоций, способствует снижению эмоционального стресса, активизации познавательной сферы и формированию навыков общения?
  18. Каким образом использование спортивных игр в процессе двигательной реабилитации детей совместно с семьей повышает адаптационно-компенсаторные возможности, развивает координационные, силовые и скоростные способности, сенсорные и психодинамические качества, оптимизирует эмоциональное состояние?
  19. Какие диагностические методики использует специалист по физической культуре при работе с семьями?
  20. Охарактеризуйте формы работы специалиста по ФК по конструктивному взаимодействию родителей с детьми в целях интеграции семейных и групповых воздействий реабилитационной направленности.
  21. В чем заключается положительный эффект практики совместного отдыха семей, имеющих детей со сходной патологией?
  22. Каким образом специалист по ФК осуществляет процесс обучения родителей основам медико-психолого-педагогических знаний и практическим умениям для самостоятельного проведения занятий физической реабилитацией в домашних условиях?
  23. Опишите возможность привлечения родителей детей надомного обучения к просветительской работе, цель которой – формирование у них осознанного отношения к двигательной активности ребенка как важнейшему средству реабилитации.

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара